Программа "Мой любимый город Канск"
рабочая программа
Программа "Мой любимый город Канск " - проект примерной парциальной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_gorod_kansk.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Программа «Мой любимый город Канск» — проект примерной парциальной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики региональных социокультурных, климатических, экономических и иных условий города Канска Красноярского края. Направлена на формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района. Программа «Мой любимый город Канск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Канска. | |
Разработчики: | преподаватель КГПУ им. В.П. Астафьева Елин О.Ю., преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» Диденко Л.П., методист МКУ РМЦ г. Канска Мартышина М.Ю., старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений г. Канска: Красицкая Н.И., Демич И.А., Тимофеева Т.А., Зубенко З.П., Цыба С.А., Сорокина Н.Ф., Икс Н.О., Шерстобаева Е.А. |
Коллектив авторов | педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений г. Канска: МБДОУ № 5, 10, 11, 17, 21, 15, 27, 28, 32, 34, 41, 46, 47, 49,50, 53 |
Рецензенты: | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы построения программы Характеристика старшего дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2 Содержание образовательной деятельности 2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы 2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3 Методическое обеспечение программы 3.4 Особенности педагогической диагностики ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерное комплексно-тематическое планирование. Интеграция программы «Мой Любимый город Канск» | 3 3 4 4 5 7 8 8 13 14 15 19 19 21 25 28 30 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» (далее программа) адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа направлена на развитие у старших дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились максимально использовать природные, культурно-исторические, этнографические особенности города Канска и Канского района. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района.
Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
- Расширять представления детей о том, что делает город Канск уникальным, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории родного города, природных особенностей Канска и Канского района.
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в образовательную программу конкретной дошкольной образовательной организации, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Характеристика старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способными к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города, включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Приобщение старших дошкольников к культуре родного города будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
- участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Ребенок старшей группы:
- проявляет эмоционально-положительное отношение к малой родине;
- хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Ребенок подготовительной группы:
- проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
- ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в условиях города;
- проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события;
- рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении;
- имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района, значимости их труда;
- узнает и называет основные растения и животных Канского района, занесённых в Красную книгу;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями Великой отечественной войны и подвигами горожан,
- стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [ФГОС ДО].
Старшая группа
- углублять представления ребенка о семье и ее истории;
- учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
- развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы, формировать бережное отношение к результатам труда взрослых;
- воспитывать любовь и уважение к городу Канску, его природе, традициям и праздникам;
- воспитывать уважение и развивать интерес к представителям различных культур, проживающих в городе Канске, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детскому саду и его территории, дому, где живут дети, двору и пр.
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Канска и Канского района.
Подготовительная группа
- воспитывать любовь и уважение к городу Канску, его природе, традициям, праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в городе Канске, их культурам, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного города (роль каждого поколения в разные периоды истории города);
- углублять представления о том, где работают родители, как важен для города их труд;
- воспитывать уважение к труду сельских жителей Канского района (земледельцев, животноводов, лесничих и др.);
- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: район города, где находится детский сад и проживает ребенок;
- привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в проектной деятельности краеведческого содержания, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Канска и Канского района.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска;
- формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- формировать элементарные представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Канск;
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города, воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- знакомить детей с разнообразием природы города Канска и Канского района;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Подготовительная группа
- познакомить с планом микрорайона, города; маршрутом безопасного движения ребенка от дома до детского сада;
- продолжать формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- учить самостоятельно передвигаться в пространстве микрорайона, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы);
- продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска;
- уточнять и углублять представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- продолжать знакомить с достопримечательностями города, углублять и уточнять представления детей о культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Канск;
- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в городе;
- воспитывать чувство гордости за достижения горожан;
- закреплять знание символики города Канска (герб, флаг, гимн);
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
- расширять и систематизировать представления о природе города Канска и Канского района: флоре, фауне, природных богатствах;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].
Старшая группа
- формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о родном городе людях, прославивших город, природе города Канска и Канского района и т.д.
Подготовительная группа
- продолжать формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- способствовать участию детей в разговорах, беседах, о событиях, происходящих в родном городе;
- продолжать формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческого характера о родном городе, людях, прославивших город, природе города Канска и Канского района и т.д.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с произведениями художников города Канска;
- знакомить с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Подготовительная группа
- продолжать знакомить с произведениями художников, писателей, поэтов города Канска и Канского района;
- продолжать знакомить детей с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры, школы, детские сады и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- познакомить со спецификой деревянного и каменного зодчества, храмовой архитектуры города Канска;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Канска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются городе Канске (биатлон, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- знакомить детей с традиционными играми семьи; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
Подготовительная группа
- продолжать рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Канска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются в городе Канске (биатлон, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- продолжать знакомить детей с традиционными играми семьи, дворовыми играми, играми детей других национальностей; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
2.2 Содержание образовательной деятельности
Содержание программы соответствует требованиям научности, доступности, учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитательной ценности краеведческого материала, возможности его использования в различных видах детской деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах:
№ п\п | Разделы | Формируемые представления в рамках раздела | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Я и моя семья | Понятие «родной дом», «семья». Значение семьи для человека. Генеалогическое древо. | История моей семьи. Трудовые династии. Семейные традиции. | |
Родной город: достопримечательности и окрестности | Понятие «Родина», «малая Родина». Улицы микрорайона. Исторические памятники родного города. Архитектура города. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города Канска. | Символика города. Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, театр, музей, СРЦ «Космос» и др.) Храмы города Канска. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города. | |
Природа города Канска и Канского района | Климатические особенности региона. Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Сосновый бор. Река Кан. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | Место на карте России, Красноярского края и Канского района. Особенности ландшафта (лесостепь). Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | |
История города: события и люди | Понятия «сибиряк», «земляк». Путешествие в настоящее и прошлое родного города. Острог на реке Кан. Функциональное назначение и изменение предметов быта. | Казаки – основатели острога. Функциональное назначение и изменение предметов быта. Канск – город купеческий. «Чье ты носишь имя, улица моя?» ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Канск для фронта). | |
Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Традиционные народные праздники города. Народные игры. | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей. Традиционные народные праздники города. Народные игры, дворовые игры. | |
Культура, искусство, спорт | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Канские писатели и поэты. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. |
2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы
- Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
- Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту».
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности.
- Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров
Реализация программы «Мой любимый город Канск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В- третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами, поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:
- на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
- на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
- на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.
Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Канск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.
1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.
2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания, информационные стенды.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьями воспитанников могут быть следующие:
- совместная проектная деятельность;
- экскурсии выходного дня;
- спортивные праздники и соревнования;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии на производство, организованные родителями;
- совместные праздники и развлечения;
- туристические походы;
- творческие мастерские;
- выставки рисунков и поделок;
- акции и др.
Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.
Формы сотрудничества с социальными партнерами
В рамках реализации программы «Мой любимый город Канск» дошкольные образовательные организации вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.
Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности.
Социальные партнеры | Примерные формы взаимодействия |
Канский драматический театр | Детские спектакли Экскурсии |
Выставочный зал | Выставки Экспозиции детских работ Совместные мероприятия |
МБУК «Канский краеведческий музей» | Экскурсии в музее Выездная экскурсия «Музей в чемодане» Совместные мероприятия |
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска» | Выставки Тематические, литературные викторины Театрализованные постановки Экскурсии Совместные мероприятия |
МБУК «Городской дом культуры» МБУК ДК «Строитель» | Конкурсы Фестивали Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» | Театрализованные постановки, Концерты Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД Художественная школа | Экскурсия в музей школы Выставки Совместные мероприятия |
Общеобразовательные организации города: Государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Канский морской кадетский корпус» ГОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» | Детские спектакли Праздники школьников в ДОУ Совместные акции Экскурсии в школьный музей и библиотеку Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» | Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | Экскурсии Походы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» | Выставки Конкурсы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Центр детского технического творчества» | Выставки Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта имени заслуженного тренера России В.И. Стольникова» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа единоборств «Олимпиец» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин» Дом спорта «Текстильщик» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
Военные части города | Экскурсии |
Ансамбль городского дома культуры «Казачье раздолье» | Совместные мероприятия |
Местное отделение общественной межрегиональной общественной организации Канского городского округа"Союз десантников России" Канский городской Совет ветеранов местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов | Совместные мероприятия |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.
Программа «Мой любимый город Канск» позволяет учесть интересы и потребности участников образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях города Канска, может быть использована в части формируемой частниками образовательных отношений. Программа ориентирована на специфику региональных социокультурных, климатических, экономических условий г. Канска Красноярского края.
В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов образовательной программы дошкольного образования. Программа «Мой любимый город Канск» включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников во всех, представленных в ФГОС ДО образовательных областях. Это позволяет органично интегрировать содержание программы «Мой любимый город Канск» в организационную основу и содержание образовательной программы конкретной ДОО.
Принцип интеграции содержания образования, положенный в основу программы позволяет легко адаптировать ее содержание для ДОО с разной продолжительностью пребывания детей, (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания); с разной наполняемостью групп.
Организация образовательного процесса по программе «Мой любимый город Канск» предполагает реализацию принципов деятельностного подхода, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых. Смысл совместной деятельности заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода, является совместным поиском новых знаний, жизненных норм и ценностей в процессе активной деятельности каждого участника. При таком подходе естественным образом будут использоваться и разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
- прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
- партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
- опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Особенности планирования образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности программы легко интегрируются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.
При разработке комплексно-тематического планирования важно учитывать:
1. Содержание программы интегрируется в содержание основной образовательной программы ДОО и реализуется через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
- самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
- процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).
2. Отдельные задачи программы могут конкретизироваться относительно темы недели или реализуемого проекта.
3. Задачи области «Речевое развитие», а также задачи области «Художественно-эстетическое развитие», такие как: а) развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.; б) поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого являются сквозными и решаются в процессе реализации любого раздела или темы программы, поэтому нет необходимости прописывать их в комплексно-тематическом планировании, достаточно сделать соответствующее пояснение.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.
Для реализации содержания программы «Мой любимый город Канск», рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.
Мини-музей «Родной город» представляет собой мобильный элемент развивающей предметно-пространственной среды, создаваемый детьми вместе со взрослыми с целью более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием программы «Мой любимый город Канск», развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Мини-музей – результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание и оформление мини-музея расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о родном городе, позволяет вовлечь детей в деятельность и общение Мини-музей «Родной город» в детском саду дает ребенку возможность посещать его по мере необходимости, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители.
Мини-музей «Родной город» может быть оформлен в виде стеллажа или витрины, где будут демонстрироваться экспозиции по разделам программы «Мой любимый город Канк». В зависимости от темы экспозиции в мини-музее могут быть представлены: портреты трудовых династий, старые и новые семейные фотографии, предметы быта из прошлого, значки, открытки, ордена и медали, игрушки, которыми играли родители, вырезки из газет, «лента времени» с отражением памятных дат, интерактивная цифровая фоторамка с коллекцией презентаций.
Мини-музей позволяет организовать разнообразную детскую деятельность в рамках реализации программы:
- виртуальные экскурсии: «Казаки – основатели острога», «Канск – город купеческий», «Герои ВОВ», «Дети войны» и др.;
- беседы: «Как провести экскурсию для малышей?», «Как провести экскурсию для родителей?», беседы по содержанию экспозиций мини-музея;
- проекты «История одного экспоната»;
- викторины: «По страницам истории родного города», «Кто больше расскажет о предметах старины», «Герои нашего города», «Памятники нашего города»;
- сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод проводит экскурсию»;
- дидактические игры «Что сначала, что потом» (предметы прошлого и настоящего), «Предметы военных лет» (лото), «Новое использование старых предметов» и др.;
- привлечение детей к оформлению экспозиций мини-музея.
Центр радио и телевидения «Юный журналист» в детском саду создается с целью развития коммуникативных умений дошкольников, навыков взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, создание у детей чувства сопричастности к событиям детского сада, родного города, закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. Для организации данного центра в группе/ДОО необходимо наличие следующего оборудования микрофон, наушники, диктофон, фотоаппарат, CD и DVD диски для хранения информации, видеокамера, телевизор или компьютер для просмотра видеорепортажей о событиях, происходящих в группе, ДОУ и городе.
Центр радио и телевидения позволяет организовывать разнообразную детскую деятельность:
- познавательно-речевую: беседы по разделам программы «Профессия журналист», «Кого называют сибиряком?», «Земляки – кто они?», викторины, дидактические игры;
- игровую: сюжетно-ролевые игры «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», «Юные корреспонденты», игровые ситуации;
- продуктивную: монтаж теле- и радио передач, издание детской газеты, рисование иллюстраций к статьям, создание коллажей.
Центр коллекционирования «Сундучок» представляет собой пространство группы, где дети вместе с педагогом и родителями будут собирать и выставлять разные коллекции. Поиск и систематизация экземпляров коллекции способствует расширению представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.
При реализации программы «Мой любимый город Канск» можно собирать коллекции полезных ископаемых, гербарии, магниты с видом города, фотографии старого города, вымпелы, значки, сувениры, открытки и пр. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна.
Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» создается в предметно-пространственной среде ДОО с целью привлечения всех участников образовательного процесса к туристско-краеведческой деятельности.
Предполагает наличие следующих материалов и оборудования:
- карта микрорайона, города, района, страны;
- глобус;
- макет города, микрорайона;
- фотоальбомы/виртуальные экскурсии/слайдовые презентации природных и культурных достопримечательностей города Канска, Канского района, Красноярского края;
- символика города Канска, Канского района, Красноярского края;
- туристическое снаряжение: рюкзаки, компас, карта достопримечательностей города Канска.
В центре «Клуб путешественников» дети в совместной деятельности со взрослыми осваивают расположение детского сада, родного города на карте края, страны, разрабатывают маршруты до культурных и природных достопримечательностей города Канска, Канского района, Красноярского края, России. Одним из направлений деятельности туристско-краеведческого центра «Клуб путешественников» является организация совместной с родителями краеведческой работы через проведение туристических прогулок до ближайших культурных или природных объектов.
Существующие в микросреде группы центры детской активности такие как мини-библиотека, строительно-конструктивный, спортивный центры, центр искусства и др. необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.
При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.
Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Канск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.
Трансформируемость среды предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Вариативность среды предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности, к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.
3.3 Методическое обеспечение программы
Литература для повышения краеведческой культуры педагогов
Книги и журналы:
- Антонова В.С. Сибирь второй нам Родиной стала. Красноярск, 2008.
- Бойко Е.С. Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее: монография (2 выпуск)/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. Астафьева. Красноярск, 2013. – 288с. (произведения устного народного творчества, поговорки, потешки, сказки, колыбельные).
- Большой энциклопедический словарь Красноярского края. 3 том. Издательство « Буква С», Красноярск, 2010.
- Быконя Г.Ф. Казачество и другое служебное население Восточной Сибири в 18-21вв (демограф–сословный аспект): монография / Г.Ф. Быконя; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.
- В мире птиц. 1500 самых удивительных птиц. Издательство «Астрель», Москва, 2008.
- Евменова Л. Н. Этнические культуры Приенисейского края. 2-е издание. Монография. - Красноярск, 2008. – 256с.
- Животный мир Красноярского края. Красноярское книжное издательство. 1980г.
- Земля Исленди. / Сост., автор текстов В.Д. Вагнер. – Красноярск: ООО «Платина», 2010. – 168с. ( Легенды Анжы и Кана, стр. 109, стр.106-111, Современный Канск)
- Зимние забавы Сибиряков. Фоторассказ Анатолия Белогонова. Издательство «Растр», Красноярск, 2008.
- Золотая книга Красноярского края. Книга вторая. Издательство «Буква». Красноярск, 2005.
- Золотая книга Красноярского края. Книга первая. Издательство «Буква». Красноярск, 2004. (про известных людей Канска и Красноярска)
- Иллюстрированная история Красноярья (16 – начало 20 в) / Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Безруких В.А. – Красноярск: РАСТР, 2013. – 240с.
- История длиной в 370 лет. // RENOME, 2006, № 8 ( август).
- История Красноярского края. Культура. Красноярск, Издательство «Буква», 2008. – 550с.
- Канск. Личности. Факты. Цифры. Канск, 2011.
- Канск. Страницы истории / ред. кол.; пред. А.Л. Андреев; Краснояр. гос. Пед ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2006. – 216с.
- Киселев Л.В. Гадаловы. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». – Новосибирск. 2012, - 208с.
- Красная книга Красноярского края. В 2 т. Т.2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и грибов / Н.В. Степанов, Е.Б. Андреева, Е.М. Антипова, А.Н. Васильев и.др. Отв. Н.В. Степанов; 2-е перераб. И доп.; Сибирский фед. Ун-т.-Красноярск, 2012. – 576с.
- Красноярск: этапы исторического пути./Под ред. П.И. Пимашкова. Издательство « Буква», Красноярск, 2003.
- Красноярск–Берлин. 1941-1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-летию годовщине Победы ВОВ. – Красноярск: Поликор, 2010. – 448с.
- Красноярский материк. Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1997 г.
- Красноярский парк Флоры и Фауны «Роев ручей», книга первая. Издательство « Буква», Красноярск, 2006.
- Красноярский парк Флоры и Фауны «Роев ручей». Посвящается 10-летию парка. Типография « ПОЛИКОР», Красноярск – 2010.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 3. – Красноярск: ООО » ИПК» Пластина», 2008. – 448с.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 2. – Красноярск: группа кампаний « Платина», 2006. – 256с.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1. – Красноярск: группа кампаний « Платина», 2005. – 240с.
- Крутовская Елена. Были и сказки Заповедного леса. Изд. «Тренд», Красноярск, 2009. – 208с.
- Крыштопа Н. С. Город над Каном. ООО «Горница», 2003.
- Наши отважные земляки. Красноярское книжное изд-во, 1990.
- Памяти павших. Книга памяти Красноярского края. Афганистан (1979-1989). – Красноярск: ПИК « Офсет», 2014. – 320с.
- Петренко Л.Т. «Красноярская мадонна». – Красноярск: Издательство «Тренд», 2009 – 2012. – 464с., ил.
- Потапов И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях. – Красноярск: ОАО ПИК « Офсет», 2008. – 416с.
- Почетные граждане г. Канска. – Красноярск: Издательство «Буква Статейнова», 2011. – 256с.
- Прокушев В.И. Канск. Красноярск: Кн. изд-во, 1986. – 208с.
- Путешествие по Красноярскому краю. Исторический курс/авторы Н.Сапожникова, Е. Лалетина идр. – Красноярск: Поликор, 2013. – 192с.
- Русские Сибири: культуры, обычаи, обряды. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1998. – 208с.
- Русскоязычный фольклор качинцев Красноярского края. Красноярск, 2005.
- Самарин Юрий. Канский футбол за 50 лет. 1922- 1972 гг. г. Канск, 2012.
- Сибирский сборник сказок, сказаний, рассказов. Из собрания В.И. Анучина. Красноярск, « Тренд», 2015.- 288с.
- Сказки нашего края/Сборник М.В. Красноженовой. – Красноярск: «Тренд», 2013. – 272с.
- Статейнов Анатолий «География Красноярского края». Издательство «Буква С», Красноярск, 2008.
- Статейнов Анатолий Рыбы Сибири и Дальнего Востока. Издательство «Буква С», Красноярск, 2012.
- Тарасова В.В. Заповедники Красноярского края: [Текст]: учебное пособие для студентов специальности всех форм обучения / В.В. Тарасова, Н.В. Моксина, О.А. Руденко. – Красноярск: Сиб ГТУ, 2009.
- Тобольск и вся Сибирь. № 8, Красноярск. Тобольск, 2007.
- У Братского перевоза, выпуск 2, 2006. Сост. Иванова О.М. – 100с.
- У Братского перевоза. Выпуск 1. 1996. Сост. Галина Усольцева. – 84с.
- Фирсанкова Любовь. Театр в Канске (1907-2007). История Канского городского драматического театра. – Красноярск: Изд. ООО « Версо», 2007. – 124с.
- Царев В.И. Градостроительная летопись. Альбом. Красноярск, Витал, 1996г.
- Этноатлас Красноярского края. Группа компаний PLATINA, 2006.
- Этно-мир на Еснисее. О народах Красноярского края. Красноярск, 2014. (Журнал о праздниках, сказках детям, играх).
Канские писатели и поэты:
- Баюра Петр. А жизнь идет… Воспоминания. Стихи. Барнаул, 2002.
- Итин Вивиан Повесть. Стихотворения. Канск, 1994.
- Калиновская Людмила. Стихотворения. Издательство «Картуш». Орел – 2011.
- Кондрашов Анатолий. Вечность и сущность. Стихотворения. Канск, 2007.
- Левченко София. Проза жизни. Стихотворения. Издательство «Картуш». г. Орел, 2012.
- Уткин Андрей. «Среди синих огней…» Канск, 2008.
- Хитрин Л.Г. Стихи. ОАО «Канская типография», 2012.
- Шелегов Валерий. На Индигирке. Колымские были, стихи. Красноярск, 2008.
- Капустинский Геннадий. Улица моя Аэродромная. Время. Люди. Судьбы. Нравы. Енисейский благовест, Красноярск. – 2013г.
- Шляпцева Лидия. Особый случай. Рассказы и стихотворения. Издательство «Картуш». Орел- 2013.
Статьи о городе Канске: (вырезки из газет):
- «3а годом», « Это наша история»//Власть Советов (Канские ведомости).
- «В память о неизвестных героях»//Канские ведомости – 2014. – 3 декабря (№ 49). – С.3.
- «Визитная карточка Канска»//Восточный Регион. – 2007. – 14 -20 марта. (№11).
- «Восстановим память»//Канские ведомости – 2013. - 12 июня. (№ 24). – С.10.
- «Гадаловские ряды: летопись разрушения…»//Канские ведомости. – 2001. – 12 апреля. – (№69-71).
- «Дом купца Тимофеева», Главпочтамт, «Старая Синагога»// Сегодняшняя газета. – 2009. – 26 августа. – (№35). – С. 6.
- «Дорога нашей памяти»//Восточный Регион. – 2010. – 5-11 мая. – (№18 (239).
- «Люди и судьбы» // 5 канал. – 2004. – 22 апреля. – С.7.
- «Мельницы Филимонова», « Важно не то, что видно»//Сегодняшняя газета. – 2009. – 26 августа. – ( №35). – С.7.
- «Монумент восстановлен»//5 канал – 2013. – 28 августа. (№35).
- «Новая жизнь дома Гадаловых»//Сегодняшняя газета. – 2006. – 5 апреля.
- «Памятнику быть!» //« 5 канал». – 2002. – 25 июля.
- «Память сердца» // Власть Советов. – 1998. – 5 ноября.
- «Полуфабрикат проекта»//Канские ведомости. – 11 июня. – 2013. – (№140-145).
- «Поможем всем миром»//Сегодняшняя газета – 2013. – 5 июня. (№ 22). – С. 5.
- «Проблема Гадаловского ряда»//Блиц-газета. – 2000. 20 июля. – (№29).
- «Семье Якутовых из Канска вручили медаль» «За любовь и верность»//Официальный Канск – 2013. - 17 июля. (№ 27). – С.1.
- «Скорбящая со всеми нами»// Сегодняшняя газета – 2013. – 28 августа. (№34).
- «Штаб Красной Гвардии», «Бывший Дом Пионеров»)//Сегодняшняя газета - 2009. – 23 августа. – (№ 35). – С.10.
3.4 Особенности организации педагогической диагностики
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей».
В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать планируемые результаты (см. Целевой раздел программы).
Основной метод педагогической диагностики: наблюдения за детьми в повседневных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Мой любимый город Канск"
Дидактическая игра-лото «Мой любимый город Канск» создана для детей дошкольного возраста, с целью обогащения представлений и закрепления знаний о достопримечательностях, памятных местах, п...
занятие "Мой любимый город Канск"
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к памятникам архитектуры...
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК
Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Мой любимый город Канск"
Проект "Мой любимый город Канск"...
"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")
Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины....
Проект«Мой любимый город Канск»
Проект «Мой любимый город Канск» позволит расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стимулировать развитие творческих спосо...
Развлечение "Мой любимый город - Канск"
Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине у дошкольников наш профессиональный долг, ведь это будущие защитники нашей необьятной России. Развлечения такого характера помогают маленько...