МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_gorod_kansk.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Программа «Мой любимый город Канск» — проект примерной парциальной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики региональных социокультурных, климатических, экономических и иных условий города Канска Красноярского края. Направлена на формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района. Программа «Мой любимый город Канск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Канска. | |
Разработчики: | преподаватель КГПУ им. В.П. Астафьева Елин О.Ю., преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» Диденко Л.П., методист МКУ РМЦ г. Канска Мартышина М.Ю., старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений г. Канска: Красицкая Н.И., Демич И.А., Тимофеева Т.А., Зубенко З.П., Цыба С.А., Сорокина Н.Ф., Икс Н.О., Шерстобаева Е.А. |
Коллектив авторов | педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений г. Канска: МБДОУ № 5, 10, 11, 17, 21, 15, 27, 28, 32, 34, 41, 46, 47, 49,50, 53 |
Рецензенты: | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы построения программы Характеристика старшего дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2 Содержание образовательной деятельности 2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы 2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3 Методическое обеспечение программы 3.4 Особенности педагогической диагностики ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерное комплексно-тематическое планирование. Интеграция программы «Мой Любимый город Канск» | 3 3 4 4 5 7 8 8 13 14 15 19 19 21 25 28 30 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Парциальная программа «Мой любимый город Канск» (далее программа) адресована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, родителям, студентам педагогических образовательных организаций.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа направлена на развитие у старших дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При ее разработке авторы стремились максимально использовать природные, культурно-исторические, этнографические особенности города Канска и Канского района. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района.
Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
- Расширять представления детей о том, что делает город Канск уникальным, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории родного города, природных особенностей Канска и Канского района.
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в образовательную программу конкретной дошкольной образовательной организации, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Характеристика старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способными к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города, включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Приобщение старших дошкольников к культуре родного города будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
- участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Ребенок старшей группы:
- проявляет эмоционально-положительное отношение к малой родине;
- хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Ребенок подготовительной группы:
- проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
- ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в условиях города;
- проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события;
- рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении;
- имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района, значимости их труда;
- узнает и называет основные растения и животных Канского района, занесённых в Красную книгу;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями Великой отечественной войны и подвигами горожан,
- стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [ФГОС ДО].
Старшая группа
- углублять представления ребенка о семье и ее истории;
- учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
- развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы, формировать бережное отношение к результатам труда взрослых;
- воспитывать любовь и уважение к городу Канску, его природе, традициям и праздникам;
- воспитывать уважение и развивать интерес к представителям различных культур, проживающих в городе Канске, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детскому саду и его территории, дому, где живут дети, двору и пр.
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Канска и Канского района.
Подготовительная группа
- воспитывать любовь и уважение к городу Канску, его природе, традициям, праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в городе Канске, их культурам, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного города (роль каждого поколения в разные периоды истории города);
- углублять представления о том, где работают родители, как важен для города их труд;
- воспитывать уважение к труду сельских жителей Канского района (земледельцев, животноводов, лесничих и др.);
- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: район города, где находится детский сад и проживает ребенок;
- привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в проектной деятельности краеведческого содержания, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Канска и Канского района.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска;
- формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- формировать элементарные представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Канск;
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города, воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- знакомить детей с разнообразием природы города Канска и Канского района;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Подготовительная группа
- познакомить с планом микрорайона, города; маршрутом безопасного движения ребенка от дома до детского сада;
- продолжать формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- учить самостоятельно передвигаться в пространстве микрорайона, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы);
- продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Канска;
- уточнять и углублять представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- продолжать знакомить с достопримечательностями города, углублять и уточнять представления детей о культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Канск;
- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в городе;
- воспитывать чувство гордости за достижения горожан;
- закреплять знание символики города Канска (герб, флаг, гимн);
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
- расширять и систематизировать представления о природе города Канска и Канского района: флоре, фауне, природных богатствах;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].
Старшая группа
- формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о родном городе людях, прославивших город, природе города Канска и Канского района и т.д.
Подготовительная группа
- продолжать формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- способствовать участию детей в разговорах, беседах, о событиях, происходящих в родном городе;
- продолжать формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческого характера о родном городе, людях, прославивших город, природе города Канска и Канского района и т.д.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с произведениями художников города Канска;
- знакомить с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Подготовительная группа
- продолжать знакомить с произведениями художников, писателей, поэтов города Канска и Канского района;
- продолжать знакомить детей с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры, школы, детские сады и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- познакомить со спецификой деревянного и каменного зодчества, храмовой архитектуры города Канска;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Канска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются городе Канске (биатлон, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- знакомить детей с традиционными играми семьи; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
Подготовительная группа
- продолжать рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Канска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются в городе Канске (биатлон, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- продолжать знакомить детей с традиционными играми семьи, дворовыми играми, играми детей других национальностей; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
2.2 Содержание образовательной деятельности
Содержание программы соответствует требованиям научности, доступности, учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитательной ценности краеведческого материала, возможности его использования в различных видах детской деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах:
№ п\п | Разделы | Формируемые представления в рамках раздела | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Я и моя семья | Понятие «родной дом», «семья». Значение семьи для человека. Генеалогическое древо. | История моей семьи. Трудовые династии. Семейные традиции. | |
Родной город: достопримечательности и окрестности | Понятие «Родина», «малая Родина». Улицы микрорайона. Исторические памятники родного города. Архитектура города. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города Канска. | Символика города. Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, театр, музей, СРЦ «Космос» и др.) Храмы города Канска. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города. | |
Природа города Канска и Канского района | Климатические особенности региона. Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Сосновый бор. Река Кан. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | Место на карте России, Красноярского края и Канского района. Особенности ландшафта (лесостепь). Растительный и животный мир города Канска и Канского района. Красная книга Красноярского края. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | |
История города: события и люди | Понятия «сибиряк», «земляк». Путешествие в настоящее и прошлое родного города. Острог на реке Кан. Функциональное назначение и изменение предметов быта. | Казаки – основатели острога. Функциональное назначение и изменение предметов быта. Канск – город купеческий. «Чье ты носишь имя, улица моя?» ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Канск для фронта). | |
Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Традиционные народные праздники города. Народные игры. | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан (военные части, кадетский корпус). Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей. Традиционные народные праздники города. Народные игры, дворовые игры. | |
Культура, искусство, спорт | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Канские писатели и поэты. Художники города Канска. Творческие коллективы города. Канск – город спортивный. |
2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы
- Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
- Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту».
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности.
- Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров
Реализация программы «Мой любимый город Канск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В- третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами, поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:
- на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
- на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
- на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.
Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Канск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.
1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.
2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания, информационные стенды.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьями воспитанников могут быть следующие:
- совместная проектная деятельность;
- экскурсии выходного дня;
- спортивные праздники и соревнования;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии на производство, организованные родителями;
- совместные праздники и развлечения;
- туристические походы;
- творческие мастерские;
- выставки рисунков и поделок;
- акции и др.
Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.
Формы сотрудничества с социальными партнерами
В рамках реализации программы «Мой любимый город Канск» дошкольные образовательные организации вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.
Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности.
Социальные партнеры | Примерные формы взаимодействия |
Канский драматический театр | Детские спектакли Экскурсии |
Выставочный зал | Выставки Экспозиции детских работ Совместные мероприятия |
МБУК «Канский краеведческий музей» | Экскурсии в музее Выездная экскурсия «Музей в чемодане» Совместные мероприятия |
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска» | Выставки Тематические, литературные викторины Театрализованные постановки Экскурсии Совместные мероприятия |
МБУК «Городской дом культуры» МБУК ДК «Строитель» | Конкурсы Фестивали Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2» | Театрализованные постановки, Концерты Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД Художественная школа | Экскурсия в музей школы Выставки Совместные мероприятия |
Общеобразовательные организации города: Государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Канский морской кадетский корпус» ГОУ «Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина» | Детские спектакли Праздники школьников в ДОУ Совместные акции Экскурсии в школьный музей и библиотеку Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» | Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | Экскурсии Походы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» | Выставки Конкурсы Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Центр детского технического творчества» | Выставки Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта имени заслуженного тренера России В.И. Стольникова» МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа единоборств «Олимпиец» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин» Дом спорта «Текстильщик» | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
Военные части города | Экскурсии |
Ансамбль городского дома культуры «Казачье раздолье» | Совместные мероприятия |
Местное отделение общественной межрегиональной общественной организации Канского городского округа"Союз десантников России" Канский городской Совет ветеранов местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов | Совместные мероприятия |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.
Программа «Мой любимый город Канск» позволяет учесть интересы и потребности участников образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях города Канска, может быть использована в части формируемой частниками образовательных отношений. Программа ориентирована на специфику региональных социокультурных, климатических, экономических условий г. Канска Красноярского края.
В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов образовательной программы дошкольного образования. Программа «Мой любимый город Канск» включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников во всех, представленных в ФГОС ДО образовательных областях. Это позволяет органично интегрировать содержание программы «Мой любимый город Канск» в организационную основу и содержание образовательной программы конкретной ДОО.
Принцип интеграции содержания образования, положенный в основу программы позволяет легко адаптировать ее содержание для ДОО с разной продолжительностью пребывания детей, (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания); с разной наполняемостью групп.
Организация образовательного процесса по программе «Мой любимый город Канск» предполагает реализацию принципов деятельностного подхода, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых. Смысл совместной деятельности заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода, является совместным поиском новых знаний, жизненных норм и ценностей в процессе активной деятельности каждого участника. При таком подходе естественным образом будут использоваться и разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
- прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
- партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
- опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Особенности планирования образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности программы легко интегрируются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.
При разработке комплексно-тематического планирования важно учитывать:
1. Содержание программы интегрируется в содержание основной образовательной программы ДОО и реализуется через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
- самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
- процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).
2. Отдельные задачи программы могут конкретизироваться относительно темы недели или реализуемого проекта.
3. Задачи области «Речевое развитие», а также задачи области «Художественно-эстетическое развитие», такие как: а) развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.; б) поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого являются сквозными и решаются в процессе реализации любого раздела или темы программы, поэтому нет необходимости прописывать их в комплексно-тематическом планировании, достаточно сделать соответствующее пояснение.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.
Для реализации содержания программы «Мой любимый город Канск», рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.
Мини-музей «Родной город» представляет собой мобильный элемент развивающей предметно-пространственной среды, создаваемый детьми вместе со взрослыми с целью более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием программы «Мой любимый город Канск», развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Мини-музей – результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание и оформление мини-музея расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о родном городе, позволяет вовлечь детей в деятельность и общение Мини-музей «Родной город» в детском саду дает ребенку возможность посещать его по мере необходимости, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители.
Мини-музей «Родной город» может быть оформлен в виде стеллажа или витрины, где будут демонстрироваться экспозиции по разделам программы «Мой любимый город Канк». В зависимости от темы экспозиции в мини-музее могут быть представлены: портреты трудовых династий, старые и новые семейные фотографии, предметы быта из прошлого, значки, открытки, ордена и медали, игрушки, которыми играли родители, вырезки из газет, «лента времени» с отражением памятных дат, интерактивная цифровая фоторамка с коллекцией презентаций.
Мини-музей позволяет организовать разнообразную детскую деятельность в рамках реализации программы:
- виртуальные экскурсии: «Казаки – основатели острога», «Канск – город купеческий», «Герои ВОВ», «Дети войны» и др.;
- беседы: «Как провести экскурсию для малышей?», «Как провести экскурсию для родителей?», беседы по содержанию экспозиций мини-музея;
- проекты «История одного экспоната»;
- викторины: «По страницам истории родного города», «Кто больше расскажет о предметах старины», «Герои нашего города», «Памятники нашего города»;
- сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод проводит экскурсию»;
- дидактические игры «Что сначала, что потом» (предметы прошлого и настоящего), «Предметы военных лет» (лото), «Новое использование старых предметов» и др.;
- привлечение детей к оформлению экспозиций мини-музея.
Центр радио и телевидения «Юный журналист» в детском саду создается с целью развития коммуникативных умений дошкольников, навыков взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, создание у детей чувства сопричастности к событиям детского сада, родного города, закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. Для организации данного центра в группе/ДОО необходимо наличие следующего оборудования микрофон, наушники, диктофон, фотоаппарат, CD и DVD диски для хранения информации, видеокамера, телевизор или компьютер для просмотра видеорепортажей о событиях, происходящих в группе, ДОУ и городе.
Центр радио и телевидения позволяет организовывать разнообразную детскую деятельность:
- познавательно-речевую: беседы по разделам программы «Профессия журналист», «Кого называют сибиряком?», «Земляки – кто они?», викторины, дидактические игры;
- игровую: сюжетно-ролевые игры «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», «Юные корреспонденты», игровые ситуации;
- продуктивную: монтаж теле- и радио передач, издание детской газеты, рисование иллюстраций к статьям, создание коллажей.
Центр коллекционирования «Сундучок» представляет собой пространство группы, где дети вместе с педагогом и родителями будут собирать и выставлять разные коллекции. Поиск и систематизация экземпляров коллекции способствует расширению представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.
При реализации программы «Мой любимый город Канск» можно собирать коллекции полезных ископаемых, гербарии, магниты с видом города, фотографии старого города, вымпелы, значки, сувениры, открытки и пр. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна.
Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» создается в предметно-пространственной среде ДОО с целью привлечения всех участников образовательного процесса к туристско-краеведческой деятельности.
Предполагает наличие следующих материалов и оборудования:
- карта микрорайона, города, района, страны;
- глобус;
- макет города, микрорайона;
- фотоальбомы/виртуальные экскурсии/слайдовые презентации природных и культурных достопримечательностей города Канска, Канского района, Красноярского края;
- символика города Канска, Канского района, Красноярского края;
- туристическое снаряжение: рюкзаки, компас, карта достопримечательностей города Канска.
В центре «Клуб путешественников» дети в совместной деятельности со взрослыми осваивают расположение детского сада, родного города на карте края, страны, разрабатывают маршруты до культурных и природных достопримечательностей города Канска, Канского района, Красноярского края, России. Одним из направлений деятельности туристско-краеведческого центра «Клуб путешественников» является организация совместной с родителями краеведческой работы через проведение туристических прогулок до ближайших культурных или природных объектов.
Существующие в микросреде группы центры детской активности такие как мини-библиотека, строительно-конструктивный, спортивный центры, центр искусства и др. необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.
При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.
Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Канск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.
Трансформируемость среды предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Вариативность среды предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности, к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.
3.3 Методическое обеспечение программы
Литература для повышения краеведческой культуры педагогов
Книги и журналы:
- Антонова В.С. Сибирь второй нам Родиной стала. Красноярск, 2008.
- Бойко Е.С. Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее: монография (2 выпуск)/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. Астафьева. Красноярск, 2013. – 288с. (произведения устного народного творчества, поговорки, потешки, сказки, колыбельные).
- Большой энциклопедический словарь Красноярского края. 3 том. Издательство « Буква С», Красноярск, 2010.
- Быконя Г.Ф. Казачество и другое служебное население Восточной Сибири в 18-21вв (демограф–сословный аспект): монография / Г.Ф. Быконя; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.
- В мире птиц. 1500 самых удивительных птиц. Издательство «Астрель», Москва, 2008.
- Евменова Л. Н. Этнические культуры Приенисейского края. 2-е издание. Монография. - Красноярск, 2008. – 256с.
- Животный мир Красноярского края. Красноярское книжное издательство. 1980г.
- Земля Исленди. / Сост., автор текстов В.Д. Вагнер. – Красноярск: ООО «Платина», 2010. – 168с. ( Легенды Анжы и Кана, стр. 109, стр.106-111, Современный Канск)
- Зимние забавы Сибиряков. Фоторассказ Анатолия Белогонова. Издательство «Растр», Красноярск, 2008.
- Золотая книга Красноярского края. Книга вторая. Издательство «Буква». Красноярск, 2005.
- Золотая книга Красноярского края. Книга первая. Издательство «Буква». Красноярск, 2004. (про известных людей Канска и Красноярска)
- Иллюстрированная история Красноярья (16 – начало 20 в) / Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Безруких В.А. – Красноярск: РАСТР, 2013. – 240с.
- История длиной в 370 лет. // RENOME, 2006, № 8 ( август).
- История Красноярского края. Культура. Красноярск, Издательство «Буква», 2008. – 550с.
- Канск. Личности. Факты. Цифры. Канск, 2011.
- Канск. Страницы истории / ред. кол.; пред. А.Л. Андреев; Краснояр. гос. Пед ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2006. – 216с.
- Киселев Л.В. Гадаловы. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». – Новосибирск. 2012, - 208с.
- Красная книга Красноярского края. В 2 т. Т.2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и грибов / Н.В. Степанов, Е.Б. Андреева, Е.М. Антипова, А.Н. Васильев и.др. Отв. Н.В. Степанов; 2-е перераб. И доп.; Сибирский фед. Ун-т.-Красноярск, 2012. – 576с.
- Красноярск: этапы исторического пути./Под ред. П.И. Пимашкова. Издательство « Буква», Красноярск, 2003.
- Красноярск–Берлин. 1941-1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-летию годовщине Победы ВОВ. – Красноярск: Поликор, 2010. – 448с.
- Красноярский материк. Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1997 г.
- Красноярский парк Флоры и Фауны «Роев ручей», книга первая. Издательство « Буква», Красноярск, 2006.
- Красноярский парк Флоры и Фауны «Роев ручей». Посвящается 10-летию парка. Типография « ПОЛИКОР», Красноярск – 2010.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 3. – Красноярск: ООО » ИПК» Пластина», 2008. – 448с.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 2. – Красноярск: группа кампаний « Платина», 2006. – 256с.
- Красноярье: 5 веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1. – Красноярск: группа кампаний « Платина», 2005. – 240с.
- Крутовская Елена. Были и сказки Заповедного леса. Изд. «Тренд», Красноярск, 2009. – 208с.
- Крыштопа Н. С. Город над Каном. ООО «Горница», 2003.
- Наши отважные земляки. Красноярское книжное изд-во, 1990.
- Памяти павших. Книга памяти Красноярского края. Афганистан (1979-1989). – Красноярск: ПИК « Офсет», 2014. – 320с.
- Петренко Л.Т. «Красноярская мадонна». – Красноярск: Издательство «Тренд», 2009 – 2012. – 464с., ил.
- Потапов И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях. – Красноярск: ОАО ПИК « Офсет», 2008. – 416с.
- Почетные граждане г. Канска. – Красноярск: Издательство «Буква Статейнова», 2011. – 256с.
- Прокушев В.И. Канск. Красноярск: Кн. изд-во, 1986. – 208с.
- Путешествие по Красноярскому краю. Исторический курс/авторы Н.Сапожникова, Е. Лалетина идр. – Красноярск: Поликор, 2013. – 192с.
- Русские Сибири: культуры, обычаи, обряды. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1998. – 208с.
- Русскоязычный фольклор качинцев Красноярского края. Красноярск, 2005.
- Самарин Юрий. Канский футбол за 50 лет. 1922- 1972 гг. г. Канск, 2012.
- Сибирский сборник сказок, сказаний, рассказов. Из собрания В.И. Анучина. Красноярск, « Тренд», 2015.- 288с.
- Сказки нашего края/Сборник М.В. Красноженовой. – Красноярск: «Тренд», 2013. – 272с.
- Статейнов Анатолий «География Красноярского края». Издательство «Буква С», Красноярск, 2008.
- Статейнов Анатолий Рыбы Сибири и Дальнего Востока. Издательство «Буква С», Красноярск, 2012.
- Тарасова В.В. Заповедники Красноярского края: [Текст]: учебное пособие для студентов специальности всех форм обучения / В.В. Тарасова, Н.В. Моксина, О.А. Руденко. – Красноярск: Сиб ГТУ, 2009.
- Тобольск и вся Сибирь. № 8, Красноярск. Тобольск, 2007.
- У Братского перевоза, выпуск 2, 2006. Сост. Иванова О.М. – 100с.
- У Братского перевоза. Выпуск 1. 1996. Сост. Галина Усольцева. – 84с.
- Фирсанкова Любовь. Театр в Канске (1907-2007). История Канского городского драматического театра. – Красноярск: Изд. ООО « Версо», 2007. – 124с.
- Царев В.И. Градостроительная летопись. Альбом. Красноярск, Витал, 1996г.
- Этноатлас Красноярского края. Группа компаний PLATINA, 2006.
- Этно-мир на Еснисее. О народах Красноярского края. Красноярск, 2014. (Журнал о праздниках, сказках детям, играх).
Канские писатели и поэты:
- Баюра Петр. А жизнь идет… Воспоминания. Стихи. Барнаул, 2002.
- Итин Вивиан Повесть. Стихотворения. Канск, 1994.
- Калиновская Людмила. Стихотворения. Издательство «Картуш». Орел – 2011.
- Кондрашов Анатолий. Вечность и сущность. Стихотворения. Канск, 2007.
- Левченко София. Проза жизни. Стихотворения. Издательство «Картуш». г. Орел, 2012.
- Уткин Андрей. «Среди синих огней…» Канск, 2008.
- Хитрин Л.Г. Стихи. ОАО «Канская типография», 2012.
- Шелегов Валерий. На Индигирке. Колымские были, стихи. Красноярск, 2008.
- Капустинский Геннадий. Улица моя Аэродромная. Время. Люди. Судьбы. Нравы. Енисейский благовест, Красноярск. – 2013г.
- Шляпцева Лидия. Особый случай. Рассказы и стихотворения. Издательство «Картуш». Орел- 2013.
Статьи о городе Канске: (вырезки из газет):
- «3а годом», « Это наша история»//Власть Советов (Канские ведомости).
- «В память о неизвестных героях»//Канские ведомости – 2014. – 3 декабря (№ 49). – С.3.
- «Визитная карточка Канска»//Восточный Регион. – 2007. – 14 -20 марта. (№11).
- «Восстановим память»//Канские ведомости – 2013. - 12 июня. (№ 24). – С.10.
- «Гадаловские ряды: летопись разрушения…»//Канские ведомости. – 2001. – 12 апреля. – (№69-71).
- «Дом купца Тимофеева», Главпочтамт, «Старая Синагога»// Сегодняшняя газета. – 2009. – 26 августа. – (№35). – С. 6.
- «Дорога нашей памяти»//Восточный Регион. – 2010. – 5-11 мая. – (№18 (239).
- «Люди и судьбы» // 5 канал. – 2004. – 22 апреля. – С.7.
- «Мельницы Филимонова», « Важно не то, что видно»//Сегодняшняя газета. – 2009. – 26 августа. – ( №35). – С.7.
- «Монумент восстановлен»//5 канал – 2013. – 28 августа. (№35).
- «Новая жизнь дома Гадаловых»//Сегодняшняя газета. – 2006. – 5 апреля.
- «Памятнику быть!» //« 5 канал». – 2002. – 25 июля.
- «Память сердца» // Власть Советов. – 1998. – 5 ноября.
- «Полуфабрикат проекта»//Канские ведомости. – 11 июня. – 2013. – (№140-145).
- «Поможем всем миром»//Сегодняшняя газета – 2013. – 5 июня. (№ 22). – С. 5.
- «Проблема Гадаловского ряда»//Блиц-газета. – 2000. 20 июля. – (№29).
- «Семье Якутовых из Канска вручили медаль» «За любовь и верность»//Официальный Канск – 2013. - 17 июля. (№ 27). – С.1.
- «Скорбящая со всеми нами»// Сегодняшняя газета – 2013. – 28 августа. (№34).
- «Штаб Красной Гвардии», «Бывший Дом Пионеров»)//Сегодняшняя газета - 2009. – 23 августа. – (№ 35). – С.10.
3.4 Особенности организации педагогической диагностики
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей».
В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Канск» можно считать планируемые результаты (см. Целевой раздел программы).
Основной метод педагогической диагностики: наблюдения за детьми в повседневных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Мой любимый город Канск"
Дидактическая игра-лото «Мой любимый город Канск» создана для детей дошкольного возраста, с целью обогащения представлений и закрепления знаний о достопримечательностях, памятных местах, п...
занятие "Мой любимый город Канск"
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к памятникам архитектуры...
Проект "Мой любимый город Канск"
Проект "Мой любимый город Канск"...
"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")
Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины....
Проект«Мой любимый город Канск»
Проект «Мой любимый город Канск» позволит расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стимулировать развитие творческих спосо...
Развлечение "Мой любимый город - Канск"
Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине у дошкольников наш профессиональный долг, ведь это будущие защитники нашей необьятной России. Развлечения такого характера помогают маленько...