каталог конспектов по региональному компоненту
план-конспект занятия

Данный материал соответствует требованиям ФГОС ДОУ по региональному компаненту. Помогает детям осознать и ощутить свою принадлежность к Малой Родине, полноту ближайщего окружения, в основе которого заложено чувство патриотизма и привитие духовно - нравственное начала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кукольный спектакль «Сиротка»

По мотивам мансийских народных сказок

Цели и задачи:

- Пробуждение интереса и любви к родному краю.

- Пробуждение интереса к коренным народам.

- Ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера.

- Развитие кругозора детей.

 Оборудование:

- Ширма, оформленная в соответствии тематики;

-  куклы би – ба – бо:  дед, баба, 2 девочки, страшила, друг.

- аудиозапись;

-  музыкальный центр.

Чтец: Жили – были муж да жена, и было у них две дочки. Одна – дочь мужа, другая – дочь жены. Уйдет муж на работу (уходит), жена начинает свою дочь хвалить, да вкусно кормить.

Жена: (обращается к своей дочке)

Да какая ты у меня хорошая.  Да какая ты у меня пригожая. Скушай солнышко, ватрушку. Скушай рыбу запеченную.

(обращается к дочке мужа):

А ты, ступай, работай. Не заслужила ты, бездельница, пищи.

Чтец: Заплачет дочь мужа, да и уйдет с глаз подальше.   Появляется муж.

Муж: Здравствуйте вам, как живы – здоровы?

Жена: Ленивая твоя дочь, ничего по дому не делает. Иди, отведи свою дочь в лес, пусть там она живет.

Чтец: Делать нечего. Повел муж свою дочь в лес, а та с голоду обессилила. Идет, падает. Кое-как ногами перебирает. Оставил муж свою дочь под сосной.

Муж: Живи здесь.

Чтец: А сам обратно домой отправился. Пришел, жена спрашивает:

Жена: Ну как, оставил ее в лесу?

Муж: Оставил под сосной.

Чтец: На следующий день жена говорит:

Жена: Иди, сходи, проверь, жива дочь или нет. Отнеси ей поесть.

Чтец: Пришел муж в лес и кричит:

Муж: Доченька, ау –у –у! Жива, нет ли?

1 Дочь:  Жива. С человеком, обреченным испытать печаль, разве может что-либо случиться?

Муж: Я тебе принес еды, ешь.

Чтец:А сам отправился обратно домой. Дочь же поесть хотела, но так замерзла, что зубы у нее стучали, и вся дрожала от холода, что руки ее держать ничего не могли. Осталась она голодной. Настала ночь. Закуталась девочка в свой старенький платочек, забралась под ветки елки, но разве согреешься? Так и дрожит, и дремлет.

Вдруг Страшила появился и говорит:

Страшила: Туловище мое длиною с вершок, ноги мои длиною с хорей, которым оленей погоняют. Накорми меня, обогрей меня.

1 дочь: Как же я тебя обогрею, я сама от холода погибаю, и кушать у меня нечего.

Страшила: Ну, тогда я тебя съем.

Чтец: В это время, превратилась девочка в иголку и забралась подальше в ветки елки. Страшила искал, искал – не нашел. Съел он еду, что отец принес, да и говорит:

Страшила: Если ты голодная, худая, значит, и мяса и жира на тебе нет.

Чтец: И ушел, не солоно нахлебавшись. На утро опять отец пришел, положил еды и ушел.

Снова настала ночь. Девочка съежилась, забилась под ветки. Сидит, ни жива, ни мертва, ждет, когда к ней опять Страшила придет. Вскоре кто-то пришел. Спрашивает:

Друг: Обогрей меня, накорми, кто ты есть, покажись.

1дочь: Мне нечем тебя накормить и обогреть не могу – дрожу вся, как осиновый лист.

Друг: Я у тебя  прошу – покажись, не надо мне еды никакой. Будь моим другом жизни.

1 дочь: У меня не такой вид, чтобы показаться тебе на глаза, увидишь меня, станет тошно.

Друг: Какой вид у тебя – это я знаю, не испугаюсь, покажись мне.

Чтец: И тут она явилась на глаза. Мужчина подошел к ней и поцеловал.

Друг: Если желаешь, будь моим другом.

1дочь: Я согласна.

Чтец: И одел он ей бусы самоцветные. И прекрасна, она стала, как дочь богатыря.

Чтец: Много времени с той поры прошло. Однажды отец решил пойти посмотреть, жива ли дочь? Идет и слышит, кто-то рыдает…

Муж: Рыдает, все еще жива, не умерла с голоду, еще есть силы плакать.

Чтец: Подошел поближе.

Муж: Разве она плачет? Она поет! (обрадовавшись) Ну, милое мое дитя, живешь?

1 дочь: Почему же не жить? Живу! Ты пришел из далека, наверное хочешь есть?

Муж: Наверное, я проголодался.

Чтец: Накормила дочка отца, и с собой еды дала.

1 дочь: Отнеси мачехи, пусть посмотрит, как я живу.

Чтец: Вернулся муж домой, жена спрашивает:

Жена: Что? Жива, вижу твоя дочь?

Муж: Жива. Да и разбогатела, кругом оленьи пастбища, мяса много.

Жена: Вот какое счастье! Отведи скорее в лес мою дочь. К ней еще лучший мужчина придет.

Чтец: Собрала жена свою дочь. Еды ей наложила полную корзину. Обняла, поцеловала и отправила в лес. Оставил муж дочку возле елки, обнял и пошел домой.

Осталась дочь одна. Сидит и ждет, кто к ней придет. Долго сидела или нет, слышит вдруг:

Страшила: Пусти меня, обогрей, накорми.

2 дочь: Заходи, миленький. Для тебя, у меня имеется полная корзина еды. И печень налима и икра налима.

Чтец: Набросился Страшила на корзину, съел все, что в ней было.

Страшила: Ты живешь, питаясь такой жирной, вкусной пищей сама ты наверное тоже вкусная.

Чтец: Набросился на девочку Страшила, и съел ее. Настал день. Жена торопит мужа.

Жена: Иди, иди, скорее. Иди, посмотри на нашу дочку.

Чтец: Пошел муж, смотрит, нет дочки, только косточки кругом. Без чувств домой отправился.  Плачет и рыдает.

Жена: Ого! Муж песни поет, знать разбогатела дочь моя.

Чтец: Приблизился муж ближе, увидела жена, что не поет, а плачет. Поняла все, и в обморок упала. Однажды жена говорит

Жена: Сходи снова к дочери. Мы обессилили, кушать у нас нечего. Может, она нам еще раз поможет?

Чтец:И вот муж пошел. Пришел к дочери.

1 дочь: Зачем же пришел ты ко мне? Я разве что-нибудь у вас взяла?

Муж: Нам совсем есть нечего. У нас нет сил, добывать лесных зверей. Мы не можем ловить рыбу. Только ты нас можешь пожалеть, больше некому.

Чтец: Дочь встала молча. Принесла еду.  Накормила отца и сказала:

1 дочь: А мачехе я ничего не могу дать. Как она меня голодом держала, пускай теперь сама так живет.

Чтец: Что мог отец дочери сказать? Пошел домой Какое мучение они дочери причиняли, теперь это же самое вернулось к ним самим.

С давних пор говорят: « Сироту не мучай, когда-либо это же мучение вернется к тебе самому». Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!



Предварительный просмотр:

«Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и бесстрашная девочка Татья с той стороны, где солнце садится»

По мотивам сказок народов ханты.

(кукольный театр)

Цели и задачи::

-Развивать  интерес и любовь  к родному краю.

-Расширять кругозор  детей.

-Приобщать к фольклорным жанрам.

-Знакомить с фольклором народов манси (  предварительная работа по ознакомлению с бытом, культурой, фольклором, народов манси.  Чтение сказок: «Мышонок – путешественник», «Зайчишка», «Бесстрашная Татья», «Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и девочка с той стороны, где солнце садится»).

-Побуждать к  эмоциональному  отклику  детей, высказываниям о понравившейся сказке.

-Активизировать слуховое восприятие.

-Способствовать развитию памяти

-Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомых сказок.

-Познакомить  с различными видами театров

-Вызвать интерес детей к театру би – ба – бо (дать пример элементарного кукловождения)

-Развивать воображение, интонационную сторону речи.

 Оборудование:

Ширма, 2 мужчины, 2 женщины, 2 колыбельки (розовая и голубая), молодец, девица, Комполэн, костер, солнце, деревья, зонт, рыба – щука, ягоды, орехи, волшебная чешуйка, удочка.

Музыкальное сопрвождение:  

Песни и музыка народов севера, шумовой эффект вьюги, пение птиц, звуки дождя.

Ведущий: (появляется солнце)

Жили на той стороне, где солнце всходит, муж с женой (появляются). И на другой стороне, где солнце садится, тоже жили муж с женой (появляются)  - (солнце садится).

Жили они друг с другом очень дружно, но очень далеко. Три года надо добираться.

(Солнце встает на середину).

Ходили друг к другу в гости. Угощались ягодами, орехами. (встречаются в центре и обмениваются дарами. Затем расходятся).

Прошло время, и у мужа с женой, которые, жили там, где солнце всходит (солнце всходит) – родился сын, Апонька. (показывают голубую колыбель). А у мужа с женой, которые, жили там, где солнце садится, (солнце садится) родилась дочка – Татья (показывают розовую колыбельку). Шли годы (солнце появляется на середине).

Вот проснулись однажды Родители Татьи и Апоньки, и увидели, что дети их совсем большие стали. (появляются). Апонька и Татья выросли умными, красивыми.

Вот говорит Апонька своим маме и папе:

Апонька:

-Пойду, однако, рыбы наловлю.

Ведущий:

И Татья говорит своим маме и папе:

Татья:

- Пойду, однако в лес – наберу ягод и орехов.

Ведущий:

Попрощались они с родителями (прощаются) и отправились в дорогу,  (звучит пение птиц - идут) да в лесу встретились.  Увиделись, понравились друг другу и решили вместе жить.

Хорошо живут Татья и Апонька. Дружно, весело.

(звучит трек №4, диск  «песни о ХМАО») – поют Татья и Апонька.

Ведущий:

Вот говорит однажды Апонька.

Апонька:

Пойду, однако, в тайгу на охоту, рыбалку. Много еды тебе принесу.

Татья:

Ну что ж ид, да береги себя. А я ждать тебя буду.

Ведущий:

Ушел Апонька далеко от дома Незаметил как стемнело. (солнце садится)

Апонька:

- Ну, ладно. У костра заночую однако.

Ведущий:

Выбрал Апонька место, где можно заночевать. Развел костер, покушал, и лег спать. Не заметил, Апонька, что рядом с ним лег Комполэн.[1] Подул ночью ветер, опалил ноги

Комполэну. Подскочил он, да как закричит:

  Комполэн:

-А!... Так это ты, рыбоед на меня огонь напустил?

Ведущий:

Схватил Апоньку и унес в свое царство.

Комполэн:

-Будешь у меня жить.

Ведущий: (появляется Татья с зонтиком)

Поджидает Татья Апоньку, а его все нет. Вот уже осень наступила, дожди начались.

Гремит гром, Татья прохаживается из стороны в сторону.

Ведущий:

А Апоньки все нет и нет. Зима прошла (наверху «пролетает» белая ткань).

Не одна весна с летом пролетели (наверху «пролетели» цветы)

Татья:

А Апоньки все нет и нет. (Плачет) Пойду опять в лес схожу. (Удет и кричит)

-Апонька… Отзовись, Апонька…

Ведущий:

Приходили к Татье родители их. Жалели Татью.   (Пришли)

Родители Татьи:

Не плачь, Татья.

Родители Апоньки:

Слезами горю не поможешь.  (уходят)

Ведущий:

Много дней искала Татья своего друга Апоньку. Встретила в лесу медведя.

Татья:

Медведь, ты не видел Апоньку?

Медведь:

Нет, не видел.

Ведущий:

Встретила зайца:

Татья:

Заяц, ты не видел Апоньку?

Заяц:

Нет, не видел.

Ведущий:

Много лесных зверей встречала Татья, но никто Апоньку не встречал. Сильно кушать захотела Татья и решила рыбы наловить. Забросила удочку и поймала мудрую щуку. И сказала Татье Щука:

Щука:

Апонька, твой, живет в царстве Комполэна. Отправляйся туда. Вот возьми мою волшебную чешуйку – она может исполнить любое желание и поможет тебе освободить Апоньку.

Ведущий:

Пошла Татья в царство Комполэна. (Татья идет, навстречу появляется Комполэн)

Комполэн:

Здравствуй Татья, знаю, зачем пришла. Спускайся в  мое царство  (показывает, что надо спускаться вниз).

Татья:

Нет, Комполэн, ты иди первый.

Ведущий:

Пошел Комполэн первым, а Татья бросила в него волшебную чешуйку и загадала желание.

Споткнулся Комполэн и провалился в болото, а оттуда вышел Апонька.

Апонька:

-Татья! Ты спасла меня, Татья!

Ведущий:

И кинулся Апонька навстречу своей смелой, бесстрашной Татье. С тех пор никто не встреал Комполэна. Говорят, что очень он боится, смелую Татью. А Татья и Апонька опять стали жить мирно и дружно.

Песня (диск «Песни о ХМАО», трек №8)

 


[1] Комполэн – болотный Дух (одна нога лошадиная, 1 нога лосиная, сшироким раздвоенным копытом. Голова и грудь покрыта густым ельником)



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

«МОЙТНЫНГ»

Мероприятие  музыкально-театрализованной деятельности по мотивам

хантыйских народных сказок

 

Вед:

За высокими горами, за топкими болотами, в дремучем лесу стоял старый чум. Жила в чуме девица – красавица. Не было у нее ни отца, ни матери, ни братьев , ни сестер. Звали девушку Мойтнынг. Надоело ей быть одной. Собралась она в путь искать свой народ. Только дороги в лесу не знает.

Отправилась Мойтнынг куда глаза глядят.

Под музыку идет.

Вед: Вечером пришла к маленькой избушке. В избушке жили хозяин с хозяйкой, да их слуги: волк да бурый медведь. Взглянула хозяйка на девушку, да и говорит слугам:

1.Хозяйка: Узнай волк, узнай, медведь, с добром ли пришла к нам девушка. Коли с добром – накормим, напоим её, а со злом – разорвите негодную в клочки.

Вед: Понюхал медведь воздух, понюхал волк воздух.

Волк: Добрые намерения у Мойтнынг.

Медведь:Это твоя племянница.

Вед: Хозяйка была старая, слеповатая, но все ж таки узнала Мойтнынг.

1.Хозяйка: Очень ты на свою мать похожа, родную мою сестру. Куда же путь держишь, милая племянница?

Мойтнынг: Надоело одной жить, иду свой народ искать. Не укажете ли мне тропинку?

1.Хозяйка: Стара, я стала, все позабыла. Вот придет с охоты твой дядя, может быть, он вспомнит.

Вед: Раздался стук.      Стук.

Вед: Вошел хозяин. Был он высокий, сильный. Принес дядя с охоты убитого оленя. Увидела Мойтнынг оленя и заплакала.

Мойтнынг плачет: Был тот олень ручной, кормила я его с ладошки.

Вед: Подошли к Мойтнынг волк и медведь и говорят:

Волк: -Не плачь, красавица! Мы тебе поможем, отдай только нам свою порцию оленины.

Медведь: Но прежде выбери из мяса все кости и выбрось. Куда те кости полетят там и дорожка, которую ты ищешь. По ней и иди.

Волк: А еще ты станешь очень сильной.

Вед: Утром на стол поставили большой котел с мясом. Хозяин ест и косточки обгладывает. Мойтнынг не ест, только косточки выбирает. Кинула она их и показалась дорожка. А мясо Мойтнынг волку и медведю отдала.   Отдает.

Вед: Удивился хозяин происходящему, и сказал он Мойтнынг.

Хозяин: Никуда не пойдешь. Будешь служить мне, как служат волк и медведь.

Мойтнынг: Нет, Я иду искать свой народ.  Хоть ты и грозен, но давай с тобой силой меряться…

Вед: Рассердился хозяин. Принес палку. Сели они друг против друга, стали тянуть палку каждый в свою сторону. Тянули, тянули – палка сломалась.

Хозяин: Я победил!

Волк шепчет: Не слушай его.

Медведь шепчет: Возьми веревочку, и тяните еще раз.

Мойтнынг: Палка была гнилая. Давай будем веревку тянуть.

Хозяин: Ну, давай.

Вед: Сели и стали веревку тянуть. Никто выиграть не может. Но вот Мойтнынг поднатужилась, рванула веревочку, и хозяин перелетел через ее голову, ударился и умер.

Вед: Загоревала хозяйка. А бурый медведь и волк побежали в лес, на свободу.

Побежали.

Вед:  Мойтнынг отправилась по дорожке, которую ей косточки оленя показали. Долго ли, коротко ли шла, но вдруг дорожка кончилась. Справа тайга, слева тайга, а впереди опять избушка стоит. Живет в ней старуха еще старее прежней, а с ней слуги: Заяц да лиса голодные.

Не испугалась Мойтнынг, приблизилась к жилью. Увидела ее старуха и говорит своим слугам:

2.Хозяйка: Проверьте, с добром ли идет к нам девушка. Если с добром – накормим, напоим ее, а если со злом – разорвите ее на клочки. Подбегают и нюхают.

Вед: Понюхали те воздух, и говорят:

Заяц: С добрыми намерениями пришла Мойтнынг.

Лиса: Она твоя племянница.

Вед: Тетка с годами глуховата стала, но сразу узнала племянницу по голосу.

2 Хозяйка: Куда путь держишь, милая племянница?

Вед: Поинтересовалась старуха.

Мойтнынг: Надоело мне, тетушка, одной в лесу жить. Ищу свой народ. Не укажете ли мою тропу?

2 Хозяйка: -Стара, я стала, все забыла. Вот придет с охоты твой дядя, он и укажет.

Вед: Тут вошел сам хозяин. Был он сильный и ловкий, принес с охоты много дичи.

Вед: Глянула Мойтнынг и слезами залилась. Увидела она среди той дичи гуся, что жил на озере возле ее избушки, и она с рук его кормила.

Заяц и лиса ее утешают:

Заяц: Не плачь, красавица, мы тебе поможем. Утром будут есть мясо птиц, ты не ешь, нам отдай

Лиса: Выпроси у дяди горсть перьев гуся. Кинь их по ветру, они укажут тропинку по которой тебе идти надо.

Вед: Утром ощипали птиц,  сварили, и поставили мясо на стол. Дядя ест и тетя ест, Мойтнынг свои куски то зайцу, то лисе отдает.

Хозяин: Ты, почему не ешь?

Вед: Удивился хозяин.

Мойтнынг:  Не хочется. Подари мне, дядюшка, горсть перьев от гуся.

Вед: Еще больше удивился хозяин, но просьбу исполнил       Подает горсть перьев.

Вед: Вышла Мойтнынг во двор, бросила перья по ветру. Они полетели и показали тропинку, по которой Мойтнынг идти.

Мойтнынг: Спасибо за все. Я пошла к своему народу.

Хозяин: Нет! Ты останешься. Будешь служить мне как заяц и лиса.

Мойтнынг: Нет, не останусь. Давай силой померимся. Если я победу одержу – служить тебе не буду.

Вед: Достала Мойтнынг веревочку, и стали они тянуть каждый в свою сторону. Тянули, тянули – никто перетянуть не может. Но вот Мотнынг поднатужилась, рванула сильнее, и хитрый хозяин перелетел через ее голову, ударился и умер.

Загоревала хозяйка

2Хозяйка:Как же я теперь жить буду?

Вед: Лиса и заяц убежали в лес, на свободу. Мойтнынг пошла по тропинке, которая привела девушку в большой город

Мойтнынг: Здесь, наверное, и живет мой народ.

Вед: Постучала она в первое окошко крайнего дома, вышел добрый старичок.

Старик: Куда путь держишь, красавица?

Мойтнынг: Не скажешь ли, дедушка, куда мне дальше идти?

Старик: Разыщи каменный, самый большой дом в городе. Живет там богатырь-мудрец. Он все знает. И все его слушаются.

Вед: Пошла Мойтнынг дальше. Приблизилась к самому большому дому. Встретил ее богатырь. Был он совсем еще молодой. Обрадовался красоте девушки.

Богатырь: Что тебе надо?

Мойтнынг: Надоело мне одной в лесу жить. Ищу свой народ. Куда мне дальше идти?

Богатырь: Оставайся у нас.

Мойтнынг: Нет. Давай силой меряться.

Вед: Рассмеялся богатырь-мудрец и согласился.

Богатырь: Ну что ж, давай. Если перетяну, то останешься жить в городе

Вед: И подает девушке золотую палочку.

Стали они тянуть золотую палочку. Сколько ни старалась Мойтнынг, а перетянуть не могла.

Богатырь: Вот и хорошо! Ты красивая девушка нашла свой народ. Если согласна, оставайся у меня, будешь моей женой.

Вед: Девушка согласилась. С тех пор живет Мотнынг с мудрым мужем – богатырем в городе своего народа.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №14»

Сценарий  мероприятияс детьми старшего дошкольного возраста по теме:

«В гости в Югру»

 

Цель: расширять представления о Малой Родине.

Задачи:                          

Образовательные:

Закрепить понятие Родина (малая, большая);

Расширять представления о ХМАО-Югре, как малой Родине;

- Закрепить знания о символике Югры;

- Познакомить с символикой муниципальных районов Югры.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут;

- Воспитывать патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Развивающие:

- Развивать у детей познавательный интерес

- Развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами

Планируемые результаты: имеет представление о малой Родине,  о муниципальных округах Югры и символике.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А что же такое Родина?

Предполагаемые ответы детей:

  • Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
  • Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
  • Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Это место, где стоит наш детский сад.
  • Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Воспитатель:   Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а как он называется?  

Дети: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: Ребята,   расскажите  о нашем крае? (стихи детей) 

Влада 1. Лучше не сыскать!
Как красив мой край родной –
Глаз не оторвать!
Как велик мой край родной –
С севера на юг
Пролегло не то, что сотни –
Тысячи дорог!
Как богат мой край родной –
Всё не перечесть:
Ягоды, грибы, орехи,
Нефть и газ в нём есть!
Я люблю мой край родной
И горжусь, что он
Для меня, для мамы, папы
Родной стал стороной! (Е. Е. Ермошина.)
Максим 2. Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась. (О. Морозюк. Сб. Золотое перышко, с 44)

Милана 3. Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

Люда 4. Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Семен 5. Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!

Воспитатель: Спасибо ребята. Замечательные стихи. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им. И сегодня я  вас приглашаю в путешествие по Югре, чтобы узнать о ней много интересного.  

Предполагаемый вопрос детей: А как мы отправимся в путешествие, мы же не знаем дороги?

Воспитатель: Давайте пойдем вон по той тропинке… 

 Звучит  музыка «звуки леса». Дети шагают,  преодолевая препятствия.

 Воспитатель (Во время ходьбы по кочкам): Ребята по кочкам шагайте очень аккуратно. Ведь основную часть территории округа занимает заболоченная тайга, реки и озера. А какие крупные  реки  нашего округа вы знаете?

Ответы детей: Обь,  Иртыш, Конда

Воспитатель: Правильно. Давайте устроим небольшой привал.

Дети садятся на подушки – «пенечки»

Воспитатель: В реках и озерах водится много ценной рыбы.

Есения и Семен,    подойдите к стенду и прикрепите на него картинки с изображением знакомых вам рыб.

Воспитатель: В таежных лесах обитают лесные птицы.   Максим и Милана  прикрепите знакомых вам птиц.

Воспитатель: Животных прикрепят Люда и Самина

Дети прикрепляют   и   проходят на места.  Воспитатель подводит итог.

Воспитатель Изображения каких рыб вы видите?

Ответы детей:    Налим, щука, нельма, осетр, муксун, ерш, окунь.

Воспитатель: Каких  птиц вы  видите на стенде?

Ответы детей: Глухарь, тетерев, куропатка, филин

Воспитатель:  Назовите животных,  которых вы поместили? (ответы детей) 

Воспитатель хвалит детей. Дети проходят на подушки – «пенечки».

Воспитатель: А  пока дети занимаются у стенда, мы с вами отгадаем загадки. (сколько успеем)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц) .

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом кедре

Орешки я грызу! (Белка) .

Тяжёлые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость,

Хмурый и серьёзный (лось) .

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Рыжая, плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала (Лиса)

Воспитатель: Молодцы всех животных отгадали. Ребята мы ведь знаем игру «У оленя дом большой» давайте поиграем?  

Игра.

После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется главный город нашего округа?

Дети: Город Ханты – Мансийск.

Воспитатель:  Скажите, как называют коренных жителей нашего округа?

Ответы детей: Ханты и манси

Воспитатель: Какие основные виды промыслов коренных жителей вы знаете?

Ответы детей: Оленеводство, рыболовство и охота.

Давайте поиграем в любимую игру коренных народов. Называется она «Бросание тыньзяна на хорей»

Игра «Бросание тыньзяна на хорей»

Воспитатель: Молодцы. Ребята,  обратите внимание на слайд.  Что  на нем изображено?

Дети: Флаг и герб нашего округа

Воспитатель: Правильно, у нашего округа, как и у нашей страны России тоже есть свой    герб и флаг. Слово «герб» означает «наследство». На гербах обычно изображают самое ценное, что надо спасти и сохранить. Какие цвета вы видите?

Дети: Синий и зеленый цвета герба и флага «говорят» о том, что Югра – край воды и леса. Белый цвет – цвет снега, напоминание о суровой зиме.

Воспитатель:  

  • золотой – символ богатства.
  •  красный цвет в основе герба – это символ мужества и воли.

Воспитатель: Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе. Назовите, какие вы знаете?

Дети: Березовский район,  Белоярский район, Ханты-Мансийский район, Нефтеюганский район,  Кондинский район, Октябрьский район, Советский район,  Нижневартовский район, Сургутский район.

Воспитатель: Из скольких районов состоит наш округ?

Ответы детей. (9)

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть несколько пазл. Давайте вместе с вами их соберем? Что у нас получилось?

Дети: Карта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Воспитатель: Правильно, карта нашего округа. Оказывается у каждого района, как и у нашего округа, есть свой герб. А что изображено на гербах районов?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая птица дважды встречается на гербах районов Югры?

Дети: На гербах Советского и Сургутского районов изображен глухарь.

Воспитатель: Ребята, в каком районе живем мы с вами? Что изображено на гербе нашего района?

Дети: Одно из самых важных в тайге деревьев – кедр.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какое дерево еще изображено на одном из гербов?

Дети: На гербе Березовского района изображены березы.

Воспитатель: А березу народы севера считают кусочком небесной жизни. Это священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.

Подведение итогов занятия.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»

                                                                                 

                                                                                 

Сказка  «Зайчонок – путешественник»

Цель:  

     Экологическое, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Формирование бережного отношения к окружающему миру, путем раскрытия интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения Югры.

Задачи:        

  1.  Создание условий для личностного развития детей посредством общения с природой.
  2. Содействие  развитию творческих способностей, наблюдательности, умения видеть, чувствовать, передавать красоту  природы.
  3. Приобщение  детей к народно – традиционной     культуре народов Севера.
  4. Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение лесов Югры.

 Еще в те давние времена, когда и книжек не было, сочиняли люди сказки. А может, и были сказки, да только в северные края, где живут ханты и манси книжки не попадали. А если бы и попали, кто бы их читать стал? Грамотных – то не было.

Но без сказок нельзя, скучно без них жить. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей. Чтобы дети знали родной край, в котором живут. Знали бы, чем богата земля – птицами и цветами, ягодами и грибами, рыбой и зверями. Чтобы учились дети быть смелыми и честными, умными и добрыми, трудолюбивыми.

Когда я была такой же маленькой, как вы, я очень любила слушать сказки.

Послушайте и вы чудесную   сказку « Зайчонок –  путешественник»

Жил на белом свете  зайчонок. Вот однажды он подумал: «Не попутешествовать ли?».

Смастерил нарты, легкие  как листок крапивы,    и отправился в далекое путешествие.  Едет себе и поет:

В  тайге сосны высокие, красивые , стройные ели, да лиственницы

Как собачий язычок – пол, пол, пол!!

Мои  нарты легкие   как листочек крапивы.

Шав, шав, шав!!

Вдруг видит –  птицы на поляне токуют.

Зайчонок:

-Да  это же глухари да тетерева.    

На заснеженной поляне встретились они  друг с другом,  и ну, давай  показать свои наряды, да  петь о том, как они  живут зимой. Глухари рассказывали о  зимнем корме  -   хвое сосны, шишках, плодах и хвое можжевельника, а тетерева   нахваливали почки березы.  Полюбовался зайчонок этим красивым зрелищем и   отправился  дальше.

Едет дальше зайчик.   Вокруг кедры  вечнозеленые, высокие, с  широкой кроной. Такие деревья – долгожители. Трудно найти на земле более ценного дерева, чем кедр. Могут жить они 600-800 лет и плодоносить.  Хвоя кедра богата витамином «С». Кедровый орех содержит  и магний и железо и даже медь.  Едет зайчонок -    нарадоваться не может могучими кедрами. И вот, мало ли времени прошло, много ли, – у реки показалась деревня.

Сибирский край богат реками и озерами. На берегу, дети играют. Увидели  зайчика, и подзывают к берегу.

- Иди на берег, кушать.  Суп из икры, окуней и ершей кушать.    Рыбы, в этих краях много разной:  и муксун и хариус и разная другая.

Зайчонок услышал и запел свою песню:

 - Не-ет, не-ет, у меня горлышко маленькое, косточка застрянет.

А поиграть с вами – поиграю.

«Вот здорово!» - крикнул кто-то из жителей деревни. И стали играть в игру «Бросание тынзяна на хорей».  Это такое мужское состязание, в котором   «охотники» показывают, как добывают пищу для своей семьи. Другая игра была еще веселее и называлась «белый шаман»

«Ловкие и веселые вы, ребята». -  Сказал зайчонок,   и отправился дольше в путь, напевая свою песенку:

В  тайге сосны высокие, красивые , стройные ели, да лиственницы

Как собачий язычок – пол, пол, пол!!

Мои  нарты легкие   как листочек крапивы.

Шав, шав, шав!!

Долго ли  ехал, коротко ли  видит зимовье.  Здесь пережидают долгие зимние морозы олени, лоси. Помогают им в этом люди, заготавливая  высохшую траву, мох,  ветки  деревьев, тем самым сохраняя экологию нашего края. Зовут  жители зимовья в гости зайчика

Зайчонок услышал эти слова, повернул нарты   и запел свою песню:

- Конечно, конечно, конечно! Такой пищей питались мои предки.

Подъехал зайчик к лабазу.   Вошел   в дом. Сел за стол. Ест и ест и ест.

Долго ел, чувствует, живот наполнился. Еле из-за стола встал.

Побежал к нартам, по дороге упал в яму, которую разрыли собаки. Живот его и лопнул:

- Пох – щик!

Закричал зайчик: - «Принесите мне корень кедра, принесите мне шило!»

Принесли ему корень кедра, шило. Мышонок зашил себе живот, вскочил и побежал к  нартам. Сел   и  поехал дальше.

Вы спросите: - «Что с ним случилось?» Стыдно стало  зайчонку.

С тех пор много  заяц путешествовал. Но всякий раз, когда к столу приглашали, ел мало, и вел себя скромно. И благодарить не забывал.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

 Музыкально-театрализованная деятельность

«Сказка о рыбаке и драконе»

На тему сказок народов Севера.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

-Развивать  интерес и любовь  к родному краю.

-Расширять кругозор  детей.

-Приобщать к фольклорным жанрам.

-Знакомить с фольклором народов ханты и манси -Побуждать к  эмоциональному  отклику  детей, высказываниям о понравившейся сказке.

-Активизировать слуховое восприятие.

-Способствовать развитию памяти

-Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомых сказок.

 -Развивать воображение, интонационную сторону речи.

 Предварительная работа по ознакомлению с бытом, культурой, фольклором, народов манси.  Чтение сказок: «Мышонок – путешественник», «Зайчишка», «Бесстрашная Татья», «Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и девочка с той стороны, где солнце садится».

Действующие лица:

 

Ведущий

Старуха

Старик                                                                                                                                               Зайчиха

Зайцы

Дракон

Девочка

Луна и звездочки

Птица

Птицы и охотник

Б/Я

1  ребенок: Есть  на Югорской земле закон: кто другом в гости придет, всегда хорошо встречай! На дружбе мир держится. 

2 ребенок:

На тысячи вёрст вековая тайга

И кедры могучие, как обелиски…

Частичка России, родная  Югра

И всё это-округ Ханты-Мансийский.

Ведущий: Еще в те давние времена, когда и книжек не было, сочиняли люди сказки. А может и были сказки, да только в северные края, где живут ханты и манси книжки не попадали. А если бы и попали, кто бы их читать стал? Грамотных – то не было.

Но без сказок нельзя, скучно без них жить. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей. Чтобы дети знали родной край, в котором живут. Знали бы чем богата земля – птицами и цветами, ягодами и грибами, рыбой и зверями. Что бы учились дети быть смелыми и честными, умными и добрыми, трудолюбивыми.

Когда я была такой же маленькой, как вы, я очень любила слушать сказки. Давно это было, поговаривают старые манси...  Выходят два ребенка

1 ребенок: Летала сова – веселая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела.

2. ребенок: Летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела…

1 ребенок: Это присказка

2 ребенок: Сказка вся впереди  Уходят на стульчики.                                                                                    Ведущий:    Жил старик со своею старухой                                        

У далеких кондинских просторов                                    

Они жили в совсем ветхой юрте                                      

Много лет, сколько точно – не знаю.                              

Старик ловил в реке рыбу                                                

Старуха ходила по лесу.                                                    

Раз пошел старик на рыбалку                                              

И закинул в реку свои сети                                                

Старик: Пришли сети, однако пустые.

Ведущий: Он в другой раз закинул сети,-

Пришли сети совсем не с рыбкой…

А в сетях был дракон пучеглазый

Испугался дракон и взмолился:

Дракон: Отпусти ты меня, старче, в речку

Ко моим драконятам – ребятам

Дорогой за себя дам я откуп

 Если хочешь - оленнее стадо.

Ведущий: Удивился старик, и откуда?

В нашей речке взялися драконы

Ведь он жил много лет в старой юрте

И рыбачил в Конде – реке рыбу

А дракона живого не видел

Только слышал о нем в детстве сказку.

Старик: Ну и что мне с тобой теперь делать?

Не пирог, не ухи не сваришь

И оленей, твоих мне не надо

Уходи к драконятам – ребятам!

Ведущий: Воротился старик к старой юрте

И увидел свою там старуху

И поведал старухе о чуде.

Старик: Ах, старуха, я был на рыбалке

И ловил в Конде – реке рыбу.

Но поймал вместо рыбы – дракона

Говорил он со мной по мансииски

Он молил, чтоб его отпустил я

И давал он мне стадо оленье

Но не стал я брать выкуп с дракона.

Отпустил его прямо в реку.

Старуха: Вот ты горе – старик, дурачина

Ведь дракон – то, наверно, волшебный

Раз тебе ничего не надо,  

Попросил бы тогда жене шубу.

У дракона, поди, их сто тысяч.

Так ступай же сейчас  к речке.

Не хочу больше здесь тебя видеть

Попроси у дракона шубу

А потом возвращайся обратно.

Ведущий: Вот пошел старик к Конде – речке

И закинул туда свои сети.

И задумался…

Старик: Вдруг не поймаю, разозлиться моя старуха.

Оп! Попался!

Дракон: Чего тебе надобно старче?

Старик: Забранила меня старуха, как сказал, что дракона я встретил

И сказала, что ты волшебник

Хочет старуха шубу, золотистую, пушистую, до пола.

Дракон: Ну, иди же, ступай к себе в юрту.

Будет вам новая шуба.

Песня «Соверке»

Старик: Да пойду, поскорей я до юрты

Только вот неспокойно на сердце.(идет)

Вот, пришел. Открывай мне старуха!

Дал дракон тебе новую шубу?  Выходит  зайчиха.

Зайчиха: Что же ты, старый  наделал?

Ты чего попросил у дракона?

Старик: (смеется в сторону)

Что опять не по - твоему сделал?

Ведь сама ты хотела шубу.

Ты красивая стала такая

Да и шубе сносу не будет.

Зайчиха:

Вот как дам тебе сковородкой!

Ты иди, возвращайся к дракону.

Попроси, чтоб была я красивой

Лучше прежнего и молодою!

Ведущий:

Вот пошел старик к Конде – речке

И закинул туда свои сети.

И задумался…

Старик: Вдруг не поймаю, разозлиться моя старуха.

Оп! Попался!

Дракон: Чего тебе надобно старче?

Старик: Забранила меня старуха,  

И сказала, домой не ногою

Уж не хочет быть зайчихой, просит сделать ее молодою.

Дракон: Ну, иди же, ступай к себе в юрту.

Будет бабка твоя молодою.

 Старик: Да пойду, поскорей я до юрты

Только вот неспокойно на сердце.(идет)

Вот, пришел. Открывай мне старуха!   Старику навстречу выходит девочка.

Девочка:  Что же ты, старый наделал?

Ты чего попросил у дракона?

И совсем я не помолодела

А стала маленькой, как ребенок.

Старик: (смеется в сторону) Что опять не по - твоему сделал?

 Быть хотела сама молодою…

Девочка: Вот как дам тебе сковородкой!

Ты иди, возвращайся к дракону.

Попроси, волшебства у дракона

Чтоб  сама колдовать я умела

Вот тогда без дракона я справлюсь

Что хочу себе, то и добуду.

Старик: Полнолуние нынче, однако

На тебя так луна повлияла?

Танец луны и звездочек (А. Буренина)

Девочка:  Не хочу ничего даже слышать!

Уходи же… А то зарыдаю…..(начинает плакать)

Ведущий: Вот пошел старик к Конде – речке

И закинул туда свои сети.

И задумался…

Старик: Вдруг не поймаю, разозлиться моя старуха.

Оп! Попался!

Дракон: Чего тебе надобно старче?

Старик: Забранила меня старуха,  

И сказала, домой не ногою

Стать волшебницей она хочет,

Да, такой, чтоб сама колдовала.

Дракон: Надоела, твоя мне старуха

Ну, иди же, ступай к себе в юрту.

Будет все, что она пожелает,

Только дайте дракону покоя.

Старик: Да пойду, поскорей я до юрты

Только вот неспокойно на сердце. (Идет)

Вот, пришел. Открывай мне старуха!

Б/Я: Что же ты, старый   наделал?

Ты чего попросил у дракона?

Я теперь, посмотри, Бабка Ежка

И нога у меня костяная

Вот как дам тебе сковородкой!

Ты иди, возвращайся к дракону.

Попроси, чтобы стала я птицей

Заграницу тогда б я летала.

Старик: Ох, как хочется, братцы смеяться,

Ну да ладно, пойду я к дракону.

Ведущий: Вот пошел старик к Конде – речке

И закинул туда свои сети.

Старик: Пришли сети, однако пустые.

Ведущий: Он в другой раз закинул сети

Старик: Эй, дракон? Не видать…

Оп! Попался!

 Дракон: Отдыхал я себе на просторе, слушал сказку,  про дальние страны.

Вдруг опять я в сетях очутился.

Чего тебе надобно старче?

Старик: Забранила меня старуха,  

И сказала, домой не ногою

Хочет, старая, в небо подняться

И летать высоко, словно птица.

Дракон: (со злостью) Ну, иди же, ступай к себе в юрту.

Будет все, что она пожелает,

Будь что будет – пускай полетает!

Старик:

Да пойду, поскорей я до юрты

Только вот неспокойно на сердце. (Идет)

Вот, пришел. Открывай мне старуха!

Я устал, и болят мои ноги.

Сколько можно ходить мне к дракону?

Эй, ты где, дорогая старуха? (оглядывается)

Птица: Что же ты, старый  наделал?

Ты чего попросил у дракона?

Ничего – то ты не умеешь

Идем вместе теперь к дракону.

Ведущий: Вот пошли на просторы речные

И закинули свои сети.

Только вот не поймали дракона

Видно спрятался он под корягу.

Дети: А Дальше?

Ведущий: Вот старик со своею старухой

У далеких кондинских просторов

И живут они в  ветхой юрте

Много лет, сколько точно – не знаю .

Ловит в речке - Конде старик рыбу

А старуха  как птица летает.

Танец птицы и охотник.

Ведущий взрослый: Сказка ложь, да в ней намек - людям всем она урок.

 

Песня Сооверки:

Сооверки пуманете, сооверке пуманете,

Ты сер та сер пуманете, ты сер та сер пуманете.

Сооверке хасамасен, сооверке хасамасен,

Ты сер та сер хасамасен, ты сер та сер хасамасен.

Сооверке пасасаен, сооверке пасасаен,

Ты сер та сер пасасаен, ты сер та сер пасасаен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

конспект по региональному компоненту "Труд людей в родном поселке"

этот материал будет полезен для воспитателей...

Конспект ООД региональный компонент

Тема ООД: Кубанская игра «Собери колосья»Задачи: Познакомить детей с куб. нар. игрой «Собери колосья»Материал/оборудование: колоски, игрушка домовенка Кузи, фонограммы игры &la...

Конспект занятия Региональный компонент Водоплавающие птицы Приморского края для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель: обобщение знаний детей по теме: «Водоплавающие птицы Приморского края».         Задачи:Формировать представление о водоплавающих птицах Примор...

Конспект занятия. Региональный компонент. "Известные художники нашего города"

С помощью данного материала можно познакомить ребят с известными творческими личностями нашего города, вызвать интерес к профессии художника, воспитывать любовь к родному краю....

Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...