Проект "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ"
проект (средняя группа)
Проект "Дикие животные нашего края" для детей средней группы разработан и внедрён с целью обобщения и расширения знаний детей о диких животных нашего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дети рисуют белочек | 70.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
ПРОЕКТ
«Дикие животные нашего края»
для детей средней группы.
Разработчики:
Охрименко Валентина Николаевна
Алимова Татьяна Михайловна
п.г.т.Берёзово ХМАО-Югра
2016 г.
Педагогический проект «Дикие животные нашего края».
Аннотация: Проект «Дикие животные нашего края» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о диких животных наших лесов: медведе, лисе, волке, зайце, белке и т.д.
Актуальность: Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о животных нашего края. Детям средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир диких животных очень разнообразен, интересен, но не совсем раскрыт для изучения детьми. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием, не умеют последовательно описывать животных. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой организованной образовательной деятельности выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Обоснование необходимости проекта:
По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о диких животных нашего края.
Проектная идея, на решение которой направлен проект: перед началом работы по проекту проводятся с детьми беседы, о животных. Выявляем их представления о животных, их отношение к ним. В ходе проведённой беседы выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о диких животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов. Например:
- Как называются детеныши животных?
- Какие части тела есть у животного?
- Где живут дикие животные?
- Почему их так называют?
- Чем питаются животные?
- Как они себе добывают пищу?
- Как они передвигаются?
Цель: обобщение и расширение знаний о диких животных.
Задачи проекта:
Образовательные: Дать представления о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.
- Формировать у детей представления о диких животных нашего края.
- Формировать понимание детей о строении животного, способах передвижения, их разнообразии.
- Способствовать развитию познавательного интереса к диким животным.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора, гнездо); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
- Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать.
- Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
- Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным.
Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели
С 14 ноября по 30 ноября 2016 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта:
Воспитатели, дети средней группы «Пчёлки», родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат:
- Иметь представление о диких животных нашего края.
- Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
- Знать о взаимосвязи с другими обитателями.
- Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
- Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
- Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Выявление субъективного опыта: «Что мы знаем о диких животных?», «Что вы хотите узнать о диких животных?», «Где мы можем найти информацию?», «Что вы можете сделать с воспитателями, чтобы не забыть того, что узнаем?». | Уточнить объем знаний детей по теме: «Дикие животные нашего края» | У детей недостаточный запас знаний о диких животных. | Воспитатели |
2 | Диагностика | Уточнить объем знаний детей по теме «Дикие животные нашего края» | Начало проекта: Низкий-25 % Средний-75 % Высокий-0 % | Воспитатели |
3 | Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. | Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы. | Воспитатели |
4 | Создание предметной среды в группе по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка разных животных. | Воспитатели, родители. |
2этап – основной.
1 | Познавательное развитие: ООД: Тема: «Дикие животные» Беседы о диких животных «Как живётся животным в лесу», «Чем питаются дикие животные?», «Как называются жилища у диких животных?», альбом «Дикие животные нашего края» Просмотр презентаций про диких животных: «Где чей домик?» «Кто это?» | Углубить знания детей о внешнем виде, питании, жилище, диких животных. Расширять знания о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей. Воспитывать бережное отношение к диким животным нашего края. | Сформированы представления об общей характеристике диких животных, особенностях внешнего вида, питании, жилище. Создание альбома: «Дикие животные». Дети имеют представления о диких животных нашего края. | Воспитатели |
ФЭМП: Счёт в пределах 5. Закрепление цвета, формы. Геометрические фигуры. | Учить счёту в пределах 5. ( белочки, грибочки, зайчики) Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Учить различать цвета. | Дети умеют раскладывать счётный материал в пределах 5. Дети имеют представление о цвете и форме. Дети умеют различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). | Воспитатели, дети. | |
Развитие познавательно – исследовательской деятельности: «Волшебница вода» (первая неделя) Опыт со снегом. Наблюдение за таянием снега. (вторая неделя) | Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ - источник жизни. Занести в группу снег и оставить в тарелочке. Дать представление о том, что снег тает и превращается в воду. | У детей сформированы представления о свойствах воды и ее значении в жизни животных. У детей сформированы понятия о свойствах снега | Воспитатели, дети | |
Беседы с детьми: «Строение животных» «Значение диких животных» «Многообразие диких животных» «Чем питаются дикие животные» «Повадки животных» «Жилища животных» «Как готовятся к зиме» «У каких животных происходит линька» Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением диких животных (медведь, белка, лиса, волк и т. д.) | Совершенствовали знания о строении, значении, поведении и многообразии диких животных. Пополнили объем знаний о том, как называются их жилища, чем питаются, как готовятся к зиме, какие животные меняют свою шерсть? Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей | Расширены и систематизированы знания детей о диких животных. Обогатили и совершенствовали речь детей. | Воспитатели, дети | |
2 3 4 | ООД по речевому развитию «Посещение картинной галереи» Картины: «Лиса с лисятами», «Медведица с медвежатами». Составление рассказа по схеме. (вторая неделя) 1.Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (первая неделя) 2. Разучивание стихотворения «Ёжик», «Лиса по лесу ходила…» (вторая неделя) Чтение художественной литературы Р.Каука «Медвежонок Миша. Узнаём зверей», С.Маршак «Детки в клетке», И.Соколов-Микитов «Год в лесу», «Зима в лесу», «Листопадничек», Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» В.Зотов «Лесная азбука. Белка», А.Барто «Медвежонок – невежа», Б.Корнилов «Как от мёда у медведя зубы начали болеть», С.Булыга «Осторожный ёжик», Е.Носов «Хитрюга», Д.Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго зайца», Е.Чарушин «Медвежата», А. Тамбиев «Рассказы о животных», М.М. Пришвин «Этажи леса», Русские народные сказки: «Лиса и дрозд», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Дружба зверей», «Заяц – Хваста», «Мужик и медведь», «Три медведя», «Два жадных медвежонка». Художественно – эстетическое развитие: 1.Рисование (методом тычка) «Белочка» (первая неделя) 2. Рисование «Хитрая лисичка» (вторая неделя) | Упражнять в составлении рассказов по картине. Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать. Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы. Формировать интерес к поэзии на примере стихов; рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов. Закрепить знания о диких животных. Развивать любознательность, кругозор Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения. Учить создавать выразительный образ белочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: жёсткой кистью или ватными палочками наносить гуашь, создавая таким образом шерсть. Совершенствовать умение и навыки, воображение и фантазию. | У детей развита связная речь через составление описательного рассказа о животных; научились свободно мыслить, фантазировать. Имеют навыки слушания. Отвечают на вопросы по сказке. У детей сформированы навыки заучивания стихотворения. Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения. Выставка работ Выставка работ | Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. |
2. Лепка: «Зайчики на снегу». ( первая неделя) | Учить раскатывать из куска пластилина туловище, длинные уши; скатывать шар для изготовления головы. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. | Выставка работ | Воспитатель, дети. | |
3. Аппликация: «Белочки и зайчики». ( из шерстяных ниток) ( вторая неделя) | Учить пользоваться ножницами, разрезая ниточки на мелкие кусочки, затем наносить клей по контуру. Приклеивать нитки, не выходя за контур. | Выставка работ | Воспитатель, дети. | |
4. Конструирование из бумаги (оригами) «Лисичка-сестричка» (первая неделя) | Развивать мелкую моторику: складывать бумагу пополам из квадрата, учить приклеивать мелкие детали (глаза, нос). | Выставка работ | Воспитатель, дети. | |
5.Аппликация: «Лисички и мишки» (вторая неделя) | Закрепление цветов: коричневый и оранжевый. Создавать мишку и лисичку из геометрических фигур (овал, круг, треугольник) Умение правильно располагать детали на листе бумаги, наносить клей и аккуратно прикладывать. | Выставка работ | Воспитатель, дети. | |
6.Ручной труд «Ёжик» (из природного материала) | Учить создавать образ ежа из шишек и пластилина, прикреплять мелкие детали: глаза, нос, лапки. | Выставка работ | Воспитатель, дети. | |
5 | Социально – коммуникативное развитие: 1. Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес» «Зоопарк» | Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. | Совместно с воспитателем организовывают игры. Изготовили сами маски, билеты, следы животных. | Воспитатель, дети. |
2. Дидактические игры: « Четвертый лишний», «Собери целое». « Да – нет» « Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика» собери белочку, зайчика. Круги Лулия, «Детёныши животных», «Чья мама» | Учить детей обобщать и классифицировать Учить из четырёх частей собирать целое. Развивать у детей внимание, память, воображение. Заинтересовать родителей к взаимодействию по данной теме. | У детей сформированы знания по теме проекта | Воспитатели, дети. | |
6 | Взаимодействие с социумом. 1) Экскурсия в краеведческий музей | Познакомить детей с музейными экспонатами диких животных, развивать интерес к животным. Учить внимательно слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в общественных местах | У детей сформированы знания о диких животных. | Воспитатели, экскурсовод, дети. |
2) Экскурсия в библиотеку (выездная в детский сад). «Путешествие в мир русских - народных сказок» с дикими животными. | Закрепить прочитанные сказки, учить отвечать на вопросы. Учить правильно обращаться с книгами. Развивать любознательность, расширять кругозор. | Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения. | Воспитатели, библиотекарь, дети. | |
3) АТВ « Берёзово» съёмки открытого занятия на видеокамеру и показ по телевидению. | Учить детей быть раскованными, спокойно реагировать на камеры, быть свободными в своих мыслях и действиях. | Дети спокойно реагируют на съёмки, свободно себя ведут, раскованы и заинтересованы занятием. | Воспитатели, дети, оператор и диктор с телевидения АТВ «Берёзово» | |
7 | Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий Беседа с детьми о диких животных. Изготовление плаката для открытого занятия, Сбор мягких игрушек ( белочка с бельчонком, лиса с лисёнком) для занятия. Фото и видео съёмка на открытом занятии. | Заинтересовать родителей к взаимодействию по данной теме. | Изготовление плаката, были принесены разнообразные животные (мягкие игрушки) Сделаны фото и видео материалы. | Воспитатели, дети, родители. |
8 | Физическое развитие Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лисичка и зайчата», «Зайцы и волк», «Белочки – собачки» «Мишка косолапый» | Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание | Научились играть в новые подвижные игры. | Воспитатели, инструктор по физкультуре, дети |
3 этап – заключительный.
1 | Показ открытого занятия «Поездка в лес к диким животным». | Расширить знания детей о диких животных. систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде, питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни); воспитывать бережное отношение к животным. Вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации. | У детей систематизированы представления о диких животных (их внешнем виде, питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни). Взаимовыручка и помощь животным в трудной ситуации. | Воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель,родители, дети. |
2 | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | Низкий- 0 % Средний-37 % Высокий-63 % | Воспитатели |
3 | Подвести итог проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед родителями и педагогами. | Воспитатели |
Результаты проекта:
- Дети имеют представление о строении диких животных, способах передвижения, их разнообразии.
- У детей развит познавательный интерес к диким животным.
- Развито умение сравнивать и анализировать.
- Владеют понятиями «дикие животные».
- Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
- Овладели расширенным словарным запасом.
- У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе.
- Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Дикие животные нашего края».
- Оформлены выставки работ детей по данной теме.
- Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
- Создан альбом: «Дикие животные».
- Участие родителей в реализации проекта.
- Взаимодействие с социумом в реализации проекта.
Перспективы:
- участие в муниципальных конкурсах,
- публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ
- показ по АТВ «Берёзово» открытого занятия «Поездка в лес к диким животным».
Заключение: Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о диких животных нашего края; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Дикие животные нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Использованная литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС.
Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.
2. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» ФГТ в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.
3. ФГТ в ДОУ Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» средняя группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград.
4. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений ФГОС средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
9. О.А. Соломенникова ФГОС Ознакомление с природой в детском саду средняя группа
11. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду ФГОС средняя группа.
18. Книга для чтения в детском саду Составители В.В. Гербова, Н.П. Ильчук.
19. Книга для чтения в детском саду и дома. Составители В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой
20.Т.С.Комарова. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа.
21. Г. С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
23. Д.Н. Колдина Лепка с детьми 4-5 лет
26.И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду средняя группа
28. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для детей 2-7лет
29.М.М.Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7лет
30. Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности средняя группа ФГОС.
31 .Л.Ю.Павлова ФГТ Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром.
Г.П.Шалаева Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных». СЛОВО-АСТ Москва.
11. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». С.А. Васильева, В.И. Мирясова , 2004. Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.
12. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век 2000.
13. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...
конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"
Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края» в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Дикие животные нашего края
Конспект занятий по экологическому воспитанию в старшей группе...
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...
Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа
Цель: - оформление многофункциональной предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...
- Мне нравится (2)