Проект "БЕРЁЗОВО - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
проект (старшая группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Проект "Берёзово-мой край родной" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Проект направлен на формирование у детей 5-6 лет знаний о родном посёлке, воспитание любви и уважения к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_beryozovo_-_moy_kray_rodnoy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

ПРОЕКТ

«Берёзово – мой край родной»

для  детей 5-6 лет.

Разработчики:

воспитатели

Алимова Татьяна Михайловна

Охрименко Валентина Николаевна.

пгт.Берёзово ХМАО-Югра

2014

Пояснительная записка.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А., М.А.Васильевой), по которой работает наш детский сад, строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. При интеграции образовательных областей устанавливается связь между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач образовательных областей.

Одной из форм осуществления интеграции образовательных областей в ДОУ является проектная деятельность, позволяющая повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить информацию, использовать полученные знания для создания новых объектов действительности, предполагающая активное участие родителей.  

Интеграция образовательных областей и видов детской деятельности прослеживается в проекте «Берёзово - мой край родной» для детей 5-6 лет, который разработан и внедрён в практику в старшей «А» группе детского сада. Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном посёлке, воспитания любви и уважения к родному краю.

Актуальность проекта: Большинство детей нашей группы родились и живут в посёлке Берёзово, но не все знают о красоте и истории нашего края. Нам бы хотелось подробней окунуться в один из старейших сибирских посёлков в тот самый Берёзов, что знаменит именами своих нечаянных обитателей - вершителей российской истории. В посёлок с богатым прошлым и с неизвестным пока, но, хочется надеяться, добрым будущим. Детям предоставляется возможность в течение всего проекта работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Берёзово - мой край родной» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. А самое главное:  воспитать патриотов своего посёлка, а для этого необходимо владеть знаниями о нём.

Обоснование необходимости проекта: Человек должен знать свои исторические корни. С детства нужно развивать чувство гордости за свой посёлок; уважение к его жителям, ветеранам, которые во время Великой Отечественной войны защищали Родину; пополнять знания о культурном наследии (поэты, художники).

Что знают дети о своём посёлке? Большинство опрошенных детей имеют недостаточно знаний об историческом прошлом родного посёлка, его исторических корнях, о коренных народах: в какие игры играли, какую одежду носили? Поэтому возникла необходимость разработки системы мероприятий, способствующих расширению знаний, повышению культурного уровня у детей и их родителей в этом направлении. Для решения обозначенных задач нами был разработан проект на тему: «Берёзово – мой край родной».

Цель: Расширить и конкретизировать представления о посёлке Берёзово у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей о родном  посёлке: его истории, достопримечательностях.

Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы.

Формировать интерес к культуре  и традициям коренных жителей посёлка.

Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Развивающие:

Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать умение составлять рассказы о достопримечательностях своего посёлка.

Развивать мышление, воображение, память.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и за его славное прошлое.

Прививать любовь к родному краю. 

Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2013г. - май 2014г.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Участники проекта: воспитатели, дети старшей «А» группы «Пчёлки», родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.  

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний о нашем крае, о посёлке, в котором мы живём.

Развитие у дошкольников познавательной активности и инициативы.

Воспитание любви и бережного отношения к посёлку.

Повышение уровня нравственной культуры воспитанников.

Активизация интересов детей, родителей, педагогов в области краеведения.

Ресурсы проекта: информационные,  кадровые, технические.

Основная часть.

Реализация проекта.

Проект «Берёзово – мой край родной» реализован в три этапа:

1.Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

На подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:

1.Выявление субъективного опыта: «Что мы знаем о нашем посёлке?», «Что мы хотим узнать о нём?», «Где мы можем найти информацию?», «Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».

2.Диагностика на начало проекта: низкий уровень - 35 %, средний - 65%, высокий уровень – 0%.

3.Разработка проекта: определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

4. Родительское собрание с целью  формирования интереса к проектной деятельности, определения объема родительской помощи по теме  проекта.

5. Анкетирование родителей по вопросам:

«Знаете ли вы, что такое проект?»

«Хотели бы вы принять участие в проекте?»

«Пригодится ли проект вашему ребёнку в дальнейшем?»

«Согласны ли вы изготовить своими руками макет своего дома?»

Результаты: 70% опрошенных родителей согласились принять активное участие в проекте.

Основной этап проекта включает в себя ряд следующих мероприятий:

Мероприятия по познавательному развитию:

1 Проведение непосредственно образовательной деятельности по теме: «Рассказ о нашем посёлке» (Цель: знакомство детей с понятием  «малая Родина»; рассказ о достопримечательностях, культуре, традициях родного посёлка).

2. Беседа на тему: «О чём говорят названия улиц посёлка Берёзово?» (Цель: познакомить детей с названиями улиц посёлка; рассказать в честь кого названы улицы).

3.Беседа на тему: «Дом, в котором я живу» (Цель: обобщить и систематизировать знания детей о различных видах жилья человека; развивать речь, умение сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира).

4. Беседа о знаменитых людях посёлка Берёзово (Цель: познакомить детей с почётными людьми посёлка; воспитывать гордость и уважение к этим людям).

5. Встреча с интересными людьми: с поэтессами п. Берёзово: Полетаевой Л.Н. и Айбатовой О.И. (Цель: познакомить детей с творчеством поэтов нашего посёлка; приучать детей к искусству).

6. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбома «Мой любимый посёлок».

7. Просмотр мультимедийных презентаций об округе, о посёлке.

Мероприятия по социально-коммуникативному развитию:

  1. Прогулка – экскурсия по улицам посёлка (Цель: способствовать развитию познавательного интереса у детей).
  2. Экскурсия в Исторический сквер (Цель: вызвать интерес  к историческим памятникам, которые расположены в сквере).
  3. Экскурсия к памятнику Героя Великой Отечественной войны  Г.Е. Собянина  (Цель: вызвать у детей интерес к нашему земляку - Герою войны Г.Е. Собянину; воспитывать чувство гордости за наш народ).
  4. Экскурсия к Мемориалу памяти (Цель: воспитывать гордость и уважение к героям, павшим в Вов; дать знание детям о значении Вечного огня).
  5. Экскурсия к газовой стеле (Цель: вызвать у детей интерес к первооткрывателям газа).
  6. Обзорная экскурсия в  краеведческий музей (Цель: дать представление детям о назначении музея, показать и рассказать об экспонатах музея).
  7. Экскурсия в музей на тему: «Культура и быт коренных народов Севера». (Цель: рассказать детям о быте коренных народов ханты и манси).
  8. Обзорная экскурсия в библиотеку (Цель: познакомить детей с библиотекой и с людьми, работающими там; рассказать о назначении библиотеки).
  9. Выездная экскурсия в детский сад работника музея на тему:     «Путешествие в прошлое по улицам посёлка» (Цель: дать знания детям об улицах нашего посёлка в прошлом).
  10. Выездная экскурсия на тему: «Игры и игрушки народов Севера» (Цель: рассказать детям, в какие игры и игрушки играли народы Севера).
  11. Сюжетно-ролевые игры: «Мой дом», «Библиотека», «Музей».
  12. Дидактические игры: «Составь целое» (две фотографии достопримечательностей: одна целая, другая разрезана на 4 части); «Угадай по описанию»; «Узнай по фотографии, как называется место».

Мероприятия по речевому развитию:

1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по теме: «Рассказ о нашем посёлке» (Цель: знакомство детей с понятием  «малая Родина»; рассказ о достопримечательностях, культуре, традициях родного посёлка).

2. Составление рассказов о достопримечательностях посёлка.

3. Разучивание стихов про наш посёлок.

4. Чтение литературы: И. Шабалина «Берёзов»; стихи местных поэтесс Л.Н.Полетаевой, О.И.Айбатовой.

5. Выставка книг местных писателей в книжном уголке.

Мероприятия по физическому развитию:

1.Разучивание физминуток про посёлок Берёзово.

2.Подвижные игры: «Мы по городу идём…», «Машины на нашей улице».

3.Занятие по физической культуре «Путешествие по посёлку Берёзово» (взаимодействие с инструктором по физической культуре).

Мероприятия по художественно-эстетическому развитию:

 1.Рисование по памяти: «Дом, в котором я живу» (Цель: формировать у детей способность ставить перед собой цель и определять этапы работы по достижению этой цели, совершенствовать умение рисовать цветными карандашами свой дом).

2.Коллективная аппликация на тему: «Дома на нашей улице» (Цель: учить детей передавать в аппликации образ улицы Дуркина; уточнять представление о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; воспитывать навыки коллективной работы; вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины).

3.Лепка на тему: «Достопримечательности посёлка» (Цель: учить детей передавать в лепке образ самых значимых достопримечательностей  посёлка).

4.Коллективная работа по конструированию из строительного материала «Строительство улиц нашего посёлка с применением макетов». (Цель: учить детей совместно планировать свою деятельность, договариваться, распределять обязанности, объединять конструкции единым сюжетом, используя макет своего дома).

5. Прослушивание песен о Берёзово (взаимодействие с музыкальным руководителем).  

Мероприятия заключительного этапа:

1.Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».

2.Коллективная работа – макеты «Дома на нашей улице».

3.Выставка поделок из пластилина «Достопримечательности посёлка».

4.Выставка макетов «Мой дом», изготовленных совместно с родителями.

5. Показ интегрированного занятия по развитию речи «Наш любимый посёлок».

6. Изготовление макета детского сада.

7. Подведение итогов проекта, обработка и оформление материалов проекта.

8. Диагностика знаний детей по окончании проекта:  низкий уровень - 5%, средний - 62%, высокий-37%.

Результаты проекта:        

- Дети имеют представление о родном посёлке Берёзово, его достопримечательностях; приобрели новый познавательный опыт.

- Познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему: «Берёзово - мой край родной».

- Овладели расширенным словарным запасом;

- Приобрели знания об играх и игрушках народов Севера.

-Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме: «Берёзово - мой край родной».

-Привили любовь к родному посёлку, чувство гордости за своих земляков.

-Совершенствовали речевые способности: монологическую и диалогическую речь.

-Оформлена выставка макетов-домов, сделанных совместно с родителями.

-Создан альбом «Мой любимый посёлок».

-Активное участие родителей в реализации проекта.

Перспективы:

-Создание нового альбома: «Животные и птицы нашего края».

- Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.

- Участие с проектом в конкурсах.

Заключение: 

Проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект «Берёзово - мой край родной» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

При реализации проекта прослеживается интеграция пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Самоанализ реализованного проекта:

Мы часто путешествовали по нашему посёлку: посещали Исторический сквер, Мемориал Памяти погибшим героям, Газовую стелу и другие достопримечательности посёлка Берёзово. Глядя на прекрасные места нашего края, у детей появлялось множество вопросов, благодаря которым у нас и возникла идея создать проект «Берёзово – мой край родной».

На подготовительном этапе были заданы несколько вопросов, в результате чего мы выяснили, что дети очень мало знают о нашем посёлке: традициях и культуре коренных жителей, исторических местах, героях Великой Отечественной Войны.

Нами была проведена  поисковая работа по сбору информации по данной теме, подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала.  На родительском собрании родителей познакомили с темой проекта и провели анкетирование. Предложили родителям создать альбом «Наш любимый посёлок».

На основном этапе  проекта было проведено много различных мероприятий по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому развитию. Дети получили много интересной информации о родном посёлке, закрепили полученные знания в продуктивной деятельности.

Заключительным этапом нашего проекта «Берёзово - наш край родной» стало открытое интегрированное занятие на тему: «Наш любимый посёлок».

Дети в полном объёме показали хорошие знания, приобретённые во время работы над проектом. НОД проходил в форме путешествия на автобусе. По ходу пути дети рассказывали о посёлке, называли свой адрес проживания, рассказывали о достопримечательностях посёлка Берёзово и стихи про наш посёлок.

На мой взгляд, большой объем информации дети приобрели  благодаря экскурсиям по историческим местам; выездным экскурсиям, где дети узнали  про игры и игрушки народов Севера, а также про прошлое улиц нашего посёлка. Данные экскурсии позволили детям в реальной жизни закрепить знания, полученные  в ходе реализации проекта.

Проект вызвал огромный интерес у детей: создал хорошее настроение на всех этапах реализации проекта, у детей появился интерес к истории родного края, желание узнавать, задавать вопросы, анализировать, делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми,  участвовать в коллективной деятельности.

 Большая помощь  в ходе проекта оказана родителями и специалистами. Совместно с родителями был создан альбом «Мой любимый посёлок». Одна мама сшила зырянский наряд для куклы, бабушка связала крючком герб нашего посёлка: три берёзы. 15 родителей приняли участие в создании макетов своих домов.

Проект « Берёзово – мой край родной» охватил все виды образовательной деятельности и все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО. Были использованы различные формы организации детской деятельности на разных этапах проекта. Мы получили положительные результаты от проделанной работы.

Большое внимание уделялось поддержке детской инициативы, творческим предпочтениям детей,  познавательным интересам и индивидуальным способностям детей.

Наиболее удачным считаю проведение открытого занятия на заключительном этапе проекта.

Не получилось вовлечь 100% родителей в реализацию проекта, активно участвовали 80% родителей.

Цель достигнута, задачи выполнены, сформирован ряд проектных умений дошкольников.

Список источников

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Н.В.Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Старшая группа. – Волгоград, Учитель, 2013.
  3. Н.Н.Баранов, С.В.Горшков, А.П.Зыков. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. – Екб, НПМП «Волот», 2000.
  4. В.Фарносова. Берёзово: история и современность. – Тюмень, Мандр и Ка, 2003.
  5. В.И.Щербаченко, В.Н.Бредихин, С.В.Филиппов. Род Меньшиковых в истории России. – С-П, Историческая иллюстрация, 2000.
  6. В.К.Белобородов. Тропинки к дому. – Тюмень, ИД «Титул», 2013.
  7. И. Шабалина. Берёзов. – Санкт-Петербург, «АЙЮ-Издательство», 1998.
  8. Л.Ю.Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  9. В.М.Курикова. Всё начиналось с Берёзово. – Тюмень, ИПЦ «Экспресс», оригинал – макет, 2008.
  10. Диск «Хрестоматия по истории Берёзовского края». Составители: Л.В.Андриянова, Г.В.Губенкова, Л.К.Коротун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....