Патриотическое воспитание. "Моя малая Родина Новосибирск"
проект (подготовительная группа) на тему

 Людмила Викторовна Ткачева

Проект: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – НОВОСИБИРСК»

Проект «Моя малая Родина – Новосибирск»» - город с трудной судьбой, суровыми климатическими условиями, хрупкой северной природой, достопримечательностями, занесенными в мировое культурное наследие, сильными и талантливыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina_.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

«Моя малая родина Новосибирск»

Разработала:

воспитатель высшей категории

Ткачёва Людмила Викторовна


Проект: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – НОВОСИБИРСК»

Проект «Моя малая Родина – Новосибирск»» - город с трудной судьбой, суровыми климатическими условиями, хрупкой северной природой, достопримечательностями, занесенными в мировое культурное наследие, сильными и талантливыми людьми.

Проект проведен с дошкольниками подготовительной комбинированной логопедической группы № 7 .

Автор проекта: Ткачёва Л.В. воспитатель высшей квалификационной категории.

Тип проекта. Проект долгосрочный 8 месяцев, позновательно - творческий, исследовательский.

Актуальность проблемы. Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города,  его природе, о людях, которые прославляют наш город. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

        Для успешной работы с детьми комбинированной логопедической группы по ознакомлению с городом, где они живут, их малой Родины, считаю целесообразным применить проектный метод.

Целью проекта Разработка и реализация модели воспитательно-образовательной деятельности направленной на формирование патриотических чувств у старших дошкольников. Задачи проекта

  1. Расширение знаний детей о родном городе Новосибирске через различные виды деятельности.
  2. Воспитание патриотических чувств.
  3. Создать условия для развития у детей обобщенного представления о родном городе.
  4. Развивать познавательный интерес у детей  через развитие интеллектуальной инициативы.
  5.  Развитие речи детей.
  6. Воспитывать патриотическое чувство к своей малой Родине.
  7. Повысить интерес родителей дошкольников к воспитанию патриотических чувств в семье.

Ресурсы проекта.

Материально технические: Помещения детского сада № 108 «Зазеркалье»: музыкальный и спортивный залы, кабинет изо деятельности, групповые комнаты.

   Информационно методические: телевизор, интерактивная доска, CD-плеер, музыкальный центр, ноутбук, аудио и видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках).

    Учебно-материальные иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам, таблицы, схемы, мнемотаблицы. Альбомы, открытки, стенды, костюмы. Атрибуты к играм, игры, художественная литература, дидактические игры. Оборудование и материалы для продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной, музыкально - художественной, театрализованной детской деятельности, коррекционной работы.

I Этап. Выбор темы

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие из детей не знают своего адреса, названия города, в котором они живут.

Увидев, что дети заинтересовались этой темой, им были заданы вопросы: «Что такое Родина? Что такое малая Родина? Хотите ли об этом узнать? Что именно хотите узнать? Изучив интересы детей, мы наполнили среду различными энциклопедиями, книгами, фотографиями, открытками для поддержания детского интереса. Совместно с детьми обсудили и записали на доске названия возможных проектов по нашей теме.

Метод трех вопросов.

Что мы знаем? Наша родина – наша страна. Малая Родина – где мы живем или где родились. Родина – это почти семья, а малая Родина – это маленькая семья. Родина – это земля.

Что хотим узнать? Что такое Родина? Где и у кого есть малая Родина и какая она? Кто живет на этой Родине? Кем гордиться малая Родина? Кто самый главный в нашей стране?

Как найти ответ? Спросить родителей. Почитать книги и журналы. Посмотреть видео и телевизор. Сходить на экскурсию. Посмотреть в интернете.

Перспективная разработка темы. Проект «Моя малая Родина Новосибирск» включает в себя 5 блоков:

  1. Природа Новосибирского края Тема: «Любить свой город – значит, и любить природу в нём».
  2. Район, в котором мы живем. Тема: «Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом, и дерево под окном, и пение птички: всё это Родина».
  3. Достопримечательности Новосибирска. Тема: «Мир ребенка начинается с семьи, места, где мы любим отдыхать всей семьёй».
  4. Спортивный Новосибирск. Тема: «"Спорт-это праздник, спорт-это жизнь!"
  5. Героический Новосибирск. Тема: «Никто не забыт, ни что не забыто».

Перспективный план по реализации проекта.

1. Беседы с детьми и родителями.

2. Подбор фоно и видеотеки.

3. Организация игровой деятельности.

4. Подбор художественной литературы.

5. Насыщение предметно – развивающей среды.

6. Организация художественно-продуктивной  деятельности

Работа с родителями.

1. Участие в проектах.

2. Индивидуальные беседы с родителями воспитанников.

3. Помощь родителей в сборе информации.

4. Совместное выполнение подтем родителей и детей.

5. Размещение информации в родительском уголке.

6. Помощь родителей в оформлении альбомов, папок – передвижек, книги памяти.

7. Участие в семинарах-практикумах, совместные экскурсии.

8. Подборка фоно-видео-аудиотеки


  1. Природа Новосибирского края Тема: «Любить свой город – значит, и любить природу в нём».

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (4 недели).

Актуальность проекта:

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

  • Систематизировать знания об окружающем мире.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Новосибирского края.
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите лес!».
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
  • Повысить интерес у родителей воспитанников к экологическому воспитанию детей, воспитанию любви к природе родного края.

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире Новосибирской области.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Под темы проекта 1. Грибы. 2. Деревья. 3. Животные. 4. Птицы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Разработка проекта.

Постановка цели и задачи.

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).

Разработка конспектов образовательной деятельности.

Разработка сценария театрализованного выступления.

Основной этап.

Работа с детьми.

Образовательная область «Познание»

Беседа  с детьми о географических и природных особенностях города. Цель: Обогатить знания детей о реке Оби, ее географическом положении (протяженности). Развивать логическое мышление, внимание, речь.  Познакомить  с особенностями  животного и растительного мира родных мест. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

 Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (карта города, подборка фотографий, наглядных пособий  животного и растительного мира родного города).

Экспериментальная деятельность: сравнение еловых и сосновых шишек. Сравнение веточек сосны и ели. Рассматривание семян деревьев. Посадка семян дуба.

Оформление альбома: «Эти интересные животные». «Перелетные и зимующие птицы».

Образовательная область «Развитие речи»

Беседы на темы :«Что такое природа?» «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?» «Съедобные и несъедобные грибы». «Деревья нашего края». По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». «О правилах поведения на природе». «Лес и наше здоровье» и др.

Наблюдения: за сезонными наблюдениями, за деревьями, за птицами.

Чтение произведений: В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой». Успенский «История одной яблоньки», «Птицы». А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». В. Бианки «Лесной хор». Сутеев «Под грибом» . Разучивание стихотворений, загадывание загадок: о грибах, о птицах, о животных, о деревьях. И др.

Дидактические игры: «Природа – не природа». «Что возьмешь ты в кузовок?» «Кто в домике живет?». «Найди перелетных и зимующих птиц». «Найди по описанию». «Найди, кого назову». «Опиши, а мы отгадаем». «Кого не стало?». «Чьи следы». «Назови ласково». «Кто где?» и др.

Пальчиковые игры: «Мы идём грибы искать», «Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Кто спит зимой?», «Осенние листья», «Дикие животные», «Зайка» и др.

Проговаривание чистоговорок «Грибы (ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята…)». «Ва-ва-ва, ва-ва-ва вот высокая трава…». «Дятел, дятел – наш приятель дуб долбит как долотом… и др. Лепка из солёного теста «Грибная поляна» - развитие воображения, формирование умений коллективному сочинению сказки, коммуникативных компетенций.

Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?». «Чья снежинка улетит дальше?» и др.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Рассматривание картин и иллюстраций: П. С. Меньшикова «Дикие животные». С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных» и др.

Творческая деятельность: рисование «Съедобные грибы», «Берегите лес».

 «Афиша к спектаклю». Конструирование «Кормушки для птиц». «Хвойный лес». Лепка «Животные в лесу», «Грибная поляна», «Птицы в лесу», «Береза».и др.

Образовательная область «Физкультурное развитие»

Игры на развитие координации: «На водопой»; «Елка»; «Медвежонок»; «Зайка»; «Дикие животные» и др.

Этюды: «Чему человек научился у птиц?». «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?». «Дикие животные». «Птички».

Игровое упражнении с мячом «Я знаю пять названий…»

Труд в природе: установка кормушек, подкормка птиц, уборка мусора, сбор природного материала для поделок, изготовление гербария.

Подвижные игры: «Лиса и зайцы». «Белка». Эстафета «Собери грибы». «Охотники и утки». Хороводная игра «Во поле береза стояла» и др.

Образовательная область «Социально коммуникативное  развитие»

Итоговое мероприятие: Экологическое развлечение: «Лесная прогулка».

Взаимодействие с семьей:

Совместное изготовление родителей и детей из соленого теста макета «Грибы Новосибирского края».

Изготовление природо - сберегающих знаков.

Оформление книжек – малышек на тему «Грибы родного края», «Мое любимое животное», карточек загадок «Деревья родного края».

Оформление фото выставки «Природа нашего края».

Разучивание стихотворений для конкурса стихов о природе.

- о любимом дереве родного края;

- о любимом диком животном Новосибирского края.

- о любимой птице родного края.

Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.

Составление родителей с детьми описательных рассказов о грибах, деревьях, птицах, диких животных.

Консультация для родителей «Учим детей любить природу»

Заключительный этап.

Работая над проектом «Природа моего родного края» мы с детьми и родителями провели:

Конкурсы: «Кормушки для птиц»; Рисунков «Берегите лес». Конкурс стихов. Вечера загадок

Оформили: фотовыставка «Из жизни Новосибирской природы». Природо - сберегающие знаки. Книжки – малышки о природе. Карточки загадки.

Презентации: Природа НСО. Красная книга НСО. Правила поведения на природе.

Театральная деятельность: Обыгрывание эпизодов сказки «Под грибом» Сутеев В.Г.

Итоговое мероприятие. Показ сказки «Под грибом» для детей старшей группы №5 в рамках итогового мероприятия по проекту «Грибы» «Путешествие в лес»

Подведение итогов.

В результате проведенного проекта

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.

С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

 Оценка проекта: В целом проведенный проект «Любить свой город – значит, и любить природу в нём» прошёл успешно, с поставленными задачами справились. Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Дети узнали много нового и интересного о природе родного края, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали.  Задумываются над мерами сохранения природы,  стали более ответственны. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 


  1. Район, в котором мы живем.

Тема: «Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом, и дерево под окном, и пение птички: всё это Родина».

Актуальность проблемы. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, с  улицей, на которой проживает ребенок, где находиться его детский сад, школа.

Цель: Познакомить детей с микрорайоном, в котором находится детский сад № 108 «Зазаркалье».

Задачи:

  1. Вызвать желание больше узнать о своем родном районе.
  2. Познакомить детей со школами, библиотеками, почтовым отделением, которые находятся в районе детского сада.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.
  4. Воспитывать интерес и любовь к своей « малой Родине», желание трудиться на её благо.

Тип проекта: познавательный, исследовательский, краткосрочный – 2 недели.

Ход проекта.

1 этап. Подготовительный

1. Привлечение семей в проект.

2. Сбор информации по теме проекта.

3. Подбор литературы, сведения об истории города.

2. Этап. Основной этап

Работа с детьми.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы: «Кировский район», «А у нас во дворе», «По дороге в детский сад», «О правилах поведения в библиотеке» и др.

Цель: Обогатить знания детей о Кировском районе. Развивать логическое мышление, внимание, речь. Развивать наблюдательность. Методика проведения: Диалогическая, монологическая. Наводящие вопросы по теме и наглядный материал (карта города, подборка фотографий).

Наблюдения: за транспортом, за деревьями, за птицами, домами.

Экспериментальная деятельность: измерение шагами расстояния от садика до дороги. Сравнение по высоте и длине домов.

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение произведений: стихи и рассказы о городе Новосибирске

Дидактические игры: «Собери герб»; «Найди дорожные знаки?», «Кто в домике живет?».  «Найди перелетных и зимующих птиц»; «Опиши, а мы отгадаем» и др.

Интеграция образовательных областей (познавательное, физкультурное, социально-коммуникативное развитие)

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Труд: Акция совместно с родителями «Чистый дворик».

Эстафета: «Правила дорожного движения»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Творческая продуктивная деятельность. Лепка пластилина «Транспорт в моем районе». Конструирование из бросового материала «Мой детский сад». Рисование «Мой любимый дворик»

Взаимодействие с семьей:

  • Совместное изготовление родителей и детей макета «Перекресток».
  • Изготовление природо - сберегающих знаков.
  • Оформление книжек – малышек на тему «Моя улица»,
  • Оформление фото выставки «Наши экскурсии».
  • Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок.
  • Составление родителей с детьми описательных рассказов о своей улице, доме

Заключительный этап.

Работая над проектом «Природа моего родного края» мы с детьми и родителями провели:

Конкурсы: рассказов и рисунков  «Мой любимый дворик

Оформили фотовыставку «Наши экскурсии» - школа № 91, библиотека Н.Носова Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Семья. Родословное древо моей семьи».

Составление карты – схемы: «Дорога в детский сад».

Выставка совместных поделок«Семейные умельцы» .

Акции: «Убери свой двор». 

Итоговое мероприятие. Экскурсия в библиотеку школы № 91, где дети посмотрели экспозицию, посвященную Кировскому району, послушали увлекательную историю о создании Кировского района, его тружениках и читали стихи о Новосибирске.

 

Результаты проекта:

  1. Вызвать желание больше узнать о своем родном районе.
  2. Познакомить детей со школами, библиотеками, почтовым отделением, которые находятся в районе детского сада.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.
  4. Воспитывать интерес и любовь к своей « малой Родине», желание трудиться на её благо.

 Достопримечательности Новосибирска. Тема: «Мир ребенка начинается с семьи, места, где мы любим отдыхать всей семьёй».

Актуальность проекта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.

На вопрос воспитателя «Если к вам приедет гость из другого города, чтобы вы посоветовали ему посмотреть в нашем городе? Где можно отдохнуть, узнать что то новое?», основные ответы детей были площадки в торговых центрах. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о достопримечательностях родного города. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель проекта: Формировать представления о достопримечательностях  родного города.

Задачи проекта: Для детей:

  • Формировать представление о значении нашего города для страны.
  • Систематизировать знания о названии улиц и площадей, достопримечательностях города.
  • Вызывать чувства восхищения красотой родного города.
  • Воспитывать чувство гордости за свой город и свой край.
  • Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
  • Оформить летбук «Мой любимый город»

Для родителей:

• Совместный поиск информации по теме в литературе интернет источниках.

• Способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу.

1 этап. Подготовительный

1. Привлечение семей в проект.

2. Сбор информации по теме проекта.

3. Подбор литературы, сведения об истории города.

2. Этап. Основной этап

Деятельность педагогов

  1. Разработать цикл занятий по теме проекта.
  2. Подобрать художественную литературу.
  3. Подобрать тематику бесед.
  4. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
  5. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
  6. Рассказать об исторических памятниках, театрах, музеях города

Деятельность детей

  1. Слушание рассказов, стихов о жизни города.
  2.  Участие в беседах, познавательных занятиях о родном городе.
  3. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта.
  4. Конструирование и ручной труд по теме проекта.
  5. Игры: сюжетно - ролевые, дидактические, настольные, подвижные.
  6. Словотворчество: составление рассказов на тему «Мой любимый уголок Новосибирска»
  7. Разучивание стихов и песен о Новосибирске.

Словотворчество: совместное составление с детьми рассказа: «Где мы были в выходные».

Деятельность родителей

  1. Сочинение стихотворений и составление с детьми рассказов о любимой достопримечательности в городе «Я работаю гидом».
  2. Чтение детям художественных произведений, беседа о прочитанном.
  3. Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Город, в котором Я живу».

Этап Заключительный: создан альбом «Краеведческий музей», фото выставка «Где мы любим отдыхать», изготовление настольно – печатной игры «Мой Новосибирск».  Выставка рисунков на тему: «Город, в котором Я живу»

Выставка книжек – малышек. Оформление и презентация летбука  «Мой любимый город»

Итоговое мероприятие: экскурсия совместно с родителями к Монументу Славы. 

Результаты  проекта:

  • У детей сформированы представления о значимости нашего города в нашей стране.
  • Расширились и обогатились знания о названиях улиц и площадей, достопримечательностях города.
  • Появилось чувство восхищения красотой родного города, чувство гордости за свой город и свой край.
  • Расширился и обогатился  словарный запас дошкольников.
  • В совместном творчестве педагогов, детей и родителей оформлен летбук «Мой любимый город»

Родители приняли активное участие в работе над проектом и проявили свои возможности, воплотили совместные идеи, проявили инициативу.


IV. Спортивный Новосибирск. Тема: «Спорт-это праздник, спорт-это жизнь!»

Тип проекта: педагогический.

Вид: познавательно-творческий.

По продолжительности: краткосрочный, 1 неделя

Участники проекта: воспитанники, их родители, педагоги группы.

Актуальность проекта. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения  приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России  ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей  возрастает на 6,7 %. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении, о зимних видах спорта. Недостаточная информированность детей об олимпийских играх и их возникновении, о зимних видах спорта, о том, что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем? Не знание детей о спортсменах, которые представляют наш город на Олимпийских играх.

Цель проекта: Формировать у детей представления об Олимпийских играх, познакомить со спортсменами олимпийцами представляющих город Новосибирск на зимних Олимпийских играх; нацелить детей на сохранение и укрепление своего здоровья; воспитание социально значимых личностных качеств.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления детей об Олимпийских играх, как мирном соревновании;
  2. Узнать и обобщить информацию о спортсменах Новосибирска и Новосибирской области, ставшими чемпионами зимних Олимпийских игр.
  3. В игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности;
  4. Учить устанавливать взаимосвязь между видом спорта и спортивным снарядом;
  5. Познакомить с историей возникновения Олимпиады, символикой и эмблемами Зимних Олимпийских игр.
  6. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, проявление сопереживания и взаимопомощи;
  7. Воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к спортсменам нашей страны;
  8. Формировать у детей интерес к большому спорту.

Задачи на родителей:

Воспитание культуры здорового образа жизни в семье.

Познакомить родителей с работой по З. О. Ж., которая формирует у детей и родителей положительное отношение к спорту и побуждает заниматься спортом.

I этап – подготовительный

Цель: Организовать пространство, составить план проведения.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью инструктора по физической культуре и воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования:

Познакомиться с историей Олимпийского движения, олимпийскими чемпионами нашей страны и родного города.

Изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады.

Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.

Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.

II этап – основной этап реализации проекта

Использовались следующие формы работы с детьми:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Электронная презентация: «Олимпийский огонь на улицах Новосибирска». Цель: Воспитывать чувство гордости за родной город, чувства патриотизма, любознательности, развития познавательного интереса к спорту.

Чтение художественной литературы, энциклопедии, чтение и заучивание стихов на спортивную тематику.

Беседа с рассматриванием иллюстраций и рисованием по теме: «Зимние виды спорта», фантазия на тему«Эмблемы олимпиады».

Интеграция образовательных областей (познавательное,  художественно – эстетическое, речевое, социально – коммуникативное)

Цель:  Обогащать и уточнять словарь по теме. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта, в которых участвуют команды разных стран. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта. Сопоставлять вид спорта и его атрибуты. Развивать воображение, фантазию и умение отображать в рисунке.

Презентация о возникновения Олимпийских игр «История Олимпийских игр». Беседа по презентации.

Цель: Знакомство с историей возникновения Олимпиады, символикой и эмблемой Зимних Олимпийских игр. «Олимпийцы нашего края»

Изготовление альбома «Олимпийцы».

Образовательная область «Физкультурное развитие»

Спортивная эстафета «Олимпиада». Систематизировать знания о различных зимних видах спорта; воспитывать интерес к спортивным играм; продолжать воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Спортивные игры: «Хоккей» с шайбой, с мячом; «Керлинг» Цель: совершенствовать двигательные умения и качества.
Физкультурная деятельность детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, малоподвижных в группе; подвижных и спортивных игр на прогулке. Цель: формирование потребности в ежедневной двигательной активности; развивать двигательные качества; сознательно относится к своему здоровью.
Спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.

Образовательная область «Речевое развитие»

Дидактические игры по лексической теме «Спорт» Цель. Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. 
Дидактическая игра «Кто больше скажет слов о …..? » Цель. Расширять и активизировать словарный запас. 
Пальчиковая игра «Снежок». Дыхательное упражнение «Шайба в воротах»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Творческая продуктивная деятельность: «Мой любимый зимний вид спорта» - рисование; «Лыжник» - лепка из пластилина; «Веселые горки» - конструирование.
Консультации для родителей: «Что можно рассказать ребенку об Олимпиаде», «Ими гордится Новосибирск». Анкетирование родителей «Закаливание польза или вред?». Информация в уголке ЗОЖ.

Результаты проекта. Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации. Возросла речевая активность детей. У детей сформировалось представления об Олимпийских играх как мирном соревновании. Дети познакомились со спортсменами Новосибирска и области, которые принимали участие в олимпийских играх и олимпийскими призерами. Интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья стал более развит. С помощью данной работы у детей возросло стремление к актуализации опыта других и своего собственного по укреплению и сохранению здоровья посредством занятий физической культурой. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-ребенок. Дети стали более целеустремленные, организованные, инициативные, трудолюбивые.


  1. Героический Новосибирск. Тема: «Никто не забыт, ни что не забыто».

Актуальность проекта.  Победа советского народа в ВОВ. Много улиц в нашем городе носят имя участников и героев ВОВ.

А по какой улице ходишь каждый день ты? У каждой улицы, у каждого дома есть своя история. Предавать ее забвению нельзя, потому что без прошлого нет будущего и настоящее гораздо беднее без знания истории.

Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет.
  2. Побуждать детей к поисковой исследовательской деятельности, совместно с родителями найти информацию о улицах, чьи названия связанны с ВОВ.
  3. Познакомить с подвигами детей, о помощи братьев наших меньших (собаках, дельфинах и др.) во время Великой Отечественной войны.
  4. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
  5. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
  6.  Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Участники проекта: дети старшей группы № 7; педагоги; родители воспитанников; ветераны Великой отечественной войны; организация «Дети войны».

В рамках проекта была проведена следующая работа:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы. «Поклонимся погибшим тем бойцам…»; «Солдат – победитель»; «Что такое героизм?»; «Новосибирск Воинской и трудовой славы»

Просмотр презентаций и беседы по ним: «Дети и война», «Служебные собаки», «Новосибирцы – герои Великой Отечественной войны», «Демьян Бедный», «Сибирская Гвардейская».

Дидактические игры. «Подбери картинку»; «Воину солдату своё оружие»; «Колесо истории»; «Чья форма»; «Что изменилось»; "Военный транспорт».

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Сюжетно ролевые игры. «На границе», «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «Пограничники».

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры. «Разведка. » Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, меткость.
«Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
«Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
«Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы. Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»; загадывание загадок на военную тематику; пословицы и поговорки о доблести, смелости, героизме. Разучивание стихов о ВОВ, о солдатах, о памяти.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность. Конструирование макет «Слава неизвестному солдату» Рисование «Праздничный салют». Дети сделали совместно с воспитателем поздравительные открытки для мам и пап. Также дети делали поздравительные открытки, совместно с родителями для ветеранов и поздравили их на праздничном концерте. Открытки для организации кировского района «Дети войны», и отправили им по почте.

Итоги проекта.

Составление «Книги памяти» (мои родные и близкие защищавшие нашу Родину в дни ВОВ);

изготовление макета «Стела Штыки» на площади «Сибиряков – Гвардейцев», выступление об истории создания данного памятника;

изготовление макета самолета, и подбор материала о маршале Покрышкине.  

папки – передвижки «Поэт Борис Богатков», «Монумент Славы»;

фото альбом «Монумент Славы»;

изготовление подарков для ветеранов ВОВ

изготовление стенда – ширмы «Площадь Сибиряков Гвардейцев», история создания дивизии, боевые подвиги.

Итоговое мероприятие: Встреча с ветеранами ВОВ и презентация мини музея «Новосибирск – город воинской и трудовой славы», утренник «Этот День Победы».

Результативность и практическая значимость:

  1. Дети приобрели знание известных писателей, олимпийцев, героев ВОВ нашего города; знания детьми названий улиц связанных с профессиями людей или с героическими событиями и подвигами.
  2. Научились видеть прекрасное сами и отражать увиденное в собственных творческих работах;
  3.  Эмоциональный отклик у детей на экспозиции сделанные своими руками и руками родителей.

Список литературы

1. С любовью к России: методические рекомендации. – Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128с

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. – 20

  1. Авдеева Н.Н., Князева,Н.Л. Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», СПб, 1997г.
  2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  3. Виноградова Н. Ф.  Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
  4. .Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования» 2004г.
  5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Изд.: Сфера, 2005.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой./ М; Мозаика – Синтез, 2012.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.

Васильевой и др. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая родина"

Актуальность темы:Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нр...

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Расширить представление детей о малой Родине.Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.Проявление интерес...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина»

Продолжаю знакомить с символикой Республики Татарстан, родного поселка, любить свой край....

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.Задачи: Расширить представление детей о Родине малой и большой....

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию : "Моя малая родина - город Щелково".

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.Задачи:  Расширить представление детей о Родине малой и большой. Закрепить знания детей об историческ...