"Напутственное слово"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект
ОД «Напутственное слово»
с детьми подготовительной группы
по программе «Социокультурные истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-ds | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Конспект
ОД «Напутственное слово»
с детьми подготовительной группы
по программе «Социокультурные истоки»
Составила: воспитатель
Богданова Н.В.
2018 год
Тема осваиваемой социокультурной категории: Традиция слова
Тема ОД: «Напутственное слово»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: Присоединение родителей к осмыслению важности напутственного слова как базовой социокультурной ценности.
Задачи:
1.Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».
2.Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.
3.Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.
4. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственные слова».
5.Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.
Предварительная работа: чтение произведений К. Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная», аппликация «Куколка», беседы с родителями.
Оборудование: грам. запись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково», изображение солнышка, на лучиках которого написаны напутственные слова, книга для развития детей «Напутственное слово», презентация, аудиозапись, «билеты» со словами – синонимами к слову «напутственный».
Ход занятия.
Под песню паровозики из мультфильма «Паровозик из Ромашково» дети заходят в группу.
Присоединение:
I. Воспитатель читает:
- Поле большое, зеленый лесок,
Сколько на свете путей и дорог!
Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого - самого доброго пути.
- Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»?
- Зачем мы говорим эти слова?
Воспитатель обобщает ответы детей. Говорит: «Да, слова «Доброго пути» - это слова - напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Великая сила скрыта в напутственном слове - слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».
- Уважаемые родители, назовите нам синонимы к слову «напутствие».
- Ребята, у вас в руках корешки билетов, найдите вторую часть по цвету. Я прочитаю вам синонимы к слову напутствие. Отправляемся в наше путешествие в «Страну добрых слов»
II. Дети и родители садятся на стульчики.
Работа в ресурсном кругу.
Воспитатель: С малых лет ребенок слышит родную речь, слова «Доброе утро», «Добрый день» и др. Эти и другие слова матери и отца очень важны для ребенка. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о том, как готовятся к празднику, какими словами мама провожает папу на работу и т.д.– во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Давайте вместе поразмышляем над этим понятием – «напутственное слово». - Задумывались ли вы когда-то, какие слова вы произносите, провожая близкого человека?
Педагог передает мячик сидящему слева родителю и задает вопрос: «Какие напутственные слова Вы знаете?» (родители передают мяч по кругу и каждый называет напутственное слово.)
Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мячик вернется к педагогу):
- Что вы чувствуете, когда слышите такие добрые слова, ребята?
- Какие напутственные слова помогают вам на жизненном пути? Как помогают? Почему?
- Почему напутственные слова важны для человека?
-Теперь обратимся к сказкам.
Дидактическая словесная игра: «Найди напутственное слово».
- Найдите напутственные слова в отрывках из сказок: А.С. Пушкин - «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке» (Не печалься, ступай себе, с богом).
III. Динамическая пауза.
Игра «Кто пожелал тебе доброго пути?» (по типу игры «Кто позвал?»)
- Какие добрые напутственные слова вы сейчас услышали? Давайте эти слова прикрепим, как лучики, к нашему солнышку. Они будут помогать нам в жизни. (Напутственные слова заранее напечатаны на бумаге).
Воспитатель: Ласковым словом можно сделать гораздо больше, чем гневным. Послушайте про это рассказ К. Д. Ушинского «Ветер и солнце»
- Можно ли сравнить действия солнца и ветра со словами людей и если можно, то с какими словами? (Солнце – это ласковые слова, ветер – это грубые, неласковые, сердитые и т.д.)
- В старину люди осознавали всю силу напутственных слов, а потому к ритуалам благословения или напутствия относились весьма серьезно. Отец благословлял сына на женитьбу, мать благословляла детей на начало нового дела и так далее. Наши предки понимали, как сильно может влиять доброе напутствие или родительское благословение на ход будущих событий. Поэтому напутствовать близкого нужно так, чтобы ваши слова придавали ему сил и настраивали на положительное завершение дела. Такое напутствие будет служить ему оберегом, благословляя его на свершение добрых дел. Как бы то ни было, но слова напутствия должны поддерживать человека морально и укреплять его дух.
- Выберите жизненные ситуации и подберите к каждой напутственные слова. (Родители тянут карточки.)
Ситуации:
- Поступление в первый класс;
- Напутствие в дорогу;
- Родительское благословение на брак;
- Напутствие перед экзаменом.
Спасибо за ваши ответы.
Традиции напутственного слова проявляются в родительском благословении.
Так, в сказке «Василиса прекрасная» мать благословляет Василису и дает ей куколку, которая ей помогает.
Сейчас я предлагаю оформить страничку в альбоме.
Рефлексия.
Работа в круге.
Воспитатель: Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? Было ли это занятие полезным для Вас?
Заключительное слово воспитателя: Я рада, что все мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменялись мнениями. Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать, как важно говорить своим детям напутственные слова. Не жалейте сердечных слов. Напутствуйте и благословляйте своих родных, близких, детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное занятие с родителями «Напутственное слово в семье».
Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.Формирование единой системы духовно ...
Занятие «Напутственное слово» ( ИСТОКИ)
Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»; - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;- Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким....
Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»
Данный материал углубляет представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека....
Напутственное слово родителей на выпускном
Напутственное слово родителей детям на выпускном 9 класс...
Активное занятие с родителями "Напутственное слово"
активное занятие с родителями "Напутственное слово"...
ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"
В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная...
«Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Тема «Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...