"Напутственное слово"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

Конспект

ОД «Напутственное слово»

с детьми подготовительной группы

по программе «Социокультурные истоки»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект

ОД «Напутственное слово»

с детьми подготовительной группы

по программе «Социокультурные истоки»

                                                                               Составила: воспитатель

                                                                                                   Богданова Н.В.

   

2018 год

Тема осваиваемой социокультурной категории: Традиция слова

Тема ОД: «Напутственное слово» 

Интеграция образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: Присоединение родителей к осмыслению важности напутственного слова как базовой  социокультурной  ценности.

Задачи:

1.Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».

2.Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.

3.Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.

4. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственные слова».

5.Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.

Предварительная работа: чтение произведений К. Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная», аппликация «Куколка», беседы с родителями.

Оборудование: грам. запись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково», изображение солнышка, на лучиках которого написаны напутственные слова, книга для развития детей «Напутственное слово», презентация, аудиозапись, «билеты» со словами – синонимами к слову «напутственный».

Ход занятия.

Под песню паровозики из мультфильма «Паровозик из Ромашково» дети заходят в группу.

Присоединение:

I. Воспитатель читает:

- Поле большое, зеленый лесок,

Сколько на свете путей и дорог!

Хорошо на свете, солнышко, свети.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути.

Самого - самого доброго пути.

- Когда мы говорим «Доброго пути»«Самого доброго пути»?

- Зачем мы говорим эти слова?

Воспитатель обобщает ответы детей. Говорит: «Да, слова «Доброго пути» - это слова - напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Великая сила скрыта в напутственном слове - слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят«Доброе слово сказать - посошок в руки дать».

- Уважаемые родители, назовите нам синонимы к слову «напутствие».

- Ребята, у вас в руках корешки билетов, найдите вторую часть по цвету. Я прочитаю вам синонимы к слову напутствие. Отправляемся в наше путешествие в «Страну добрых слов»

II. Дети и родители садятся на стульчики.

Работа в ресурсном кругу.

Воспитатель: С малых лет ребенок слышит родную речь, слова «Доброе утро», «Добрый день» и др. Эти и другие слова  матери и отца очень важны для ребенка. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о том, как готовятся к празднику, какими словами мама провожает папу на работу и т.д.– во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Давайте вместе поразмышляем над этим понятием – «напутственное слово». - Задумывались ли вы когда-то, какие слова вы произносите, провожая близкого человека?

Педагог передает мячик сидящему слева родителю и задает вопрос: «Какие  напутственные слова Вы знаете?» (родители передают мяч по кругу и каждый называет напутственное слово.)

Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мячик вернется к педагогу):

- Что вы чувствуете, когда слышите такие добрые слова, ребята?

- Какие напутственные слова помогают вам на жизненном пути? Как помогают? Почему?

- Почему напутственные слова важны для человека?

-Теперь обратимся к сказкам.

Дидактическая словесная игра: «Найди напутственное слово».

- Найдите напутственные слова в отрывках из сказок: А.С. Пушкин  -  «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотой рыбке» (Не печалься, ступай себе, с богом).

III. Динамическая пауза.

Игра «Кто пожелал тебе доброго пути?» (по типу игры «Кто позвал?»)

- Какие добрые напутственные слова вы сейчас услышали? Давайте эти слова прикрепим, как лучики, к нашему солнышку. Они будут помогать нам в жизни. (Напутственные слова заранее напечатаны на бумаге).

Воспитатель: Ласковым словом можно сделать гораздо больше, чем гневным. Послушайте про это рассказ К. Д. Ушинского «Ветер и солнце»

- Можно ли сравнить   действия солнца и ветра со словами людей и если можно, то с какими словами? (Солнце – это ласковые слова, ветер – это грубые, неласковые, сердитые и т.д.)

- В старину люди осознавали всю силу напутственных слов, а потому к ритуалам благословения или напутствия относились весьма серьезно. Отец благословлял сына на женитьбу, мать благословляла детей на начало нового дела и так далее. Наши предки понимали, как сильно может влиять доброе напутствие или родительское благословение на ход будущих событий. Поэтому напутствовать близкого нужно так, чтобы ваши слова придавали ему сил и настраивали на положительное завершение дела. Такое напутствие будет служить ему оберегом, благословляя его на свершение добрых дел. Как бы то ни было, но слова напутствия должны поддерживать человека морально и укреплять его дух.

- Выберите жизненные ситуации и подберите к каждой напутственные слова. (Родители тянут карточки.)

Ситуации:

- Поступление в первый класс;

- Напутствие в дорогу;

- Родительское благословение на брак;

- Напутствие перед экзаменом.

Спасибо за ваши ответы.

Традиции напутственного слова проявляются в родительском благословении.

Так, в сказке «Василиса прекрасная» мать благословляет Василису и дает ей куколку, которая ей помогает.

Сейчас я предлагаю оформить страничку в альбоме.

Рефлексия.

Работа в круге.

Воспитатель: Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? Было ли это занятие полезным для Вас?

Заключительное слово воспитателя: Я рада, что все мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменялись мнениями. Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать, как важно говорить своим детям напутственные слова. Не жалейте сердечных слов. Напутствуйте и благословляйте своих родных, близких, детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие с родителями «Напутственное слово в семье».

Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.Формирование единой системы духовно ...

Занятие «Напутственное слово» ( ИСТОКИ)

Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»; - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;- Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким....

Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данный материал углубляет представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека....

Напутственное слово родителей на выпускном

Напутственное слово родителей детям на выпускном 9 класс...

Активное занятие с родителями "Напутственное слово"

активное занятие с родителями "Напутственное слово"...

ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"

В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная...

«Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Тема «Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...