Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данный материал углубляет представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_dlya_konkursa.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №1 «Теремок».
Номинация:
Разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию в дошкольном учреждении
Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»
ФИО автора разработки:
воспитатель МДОУ «Детский сад №1 « Теремок».
Пенькова Ольга Васильевна
Р.п.Тоншаево
2017г
2.Пояснительная записка
2.1 Цель: углублять представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека.
Задачи:
-образовательная: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
- развивающая: продолжать развивать умение детей общаться;
развивать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, высказать свое мнение, проявлять доброжелательность);
- воспитательная: воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким, содействовать улучшению поведения ребенка, воспитывать навыки культурного общения.
2.2Состав группы воспитанников: дети подготовительной группы дошкольного учреждения (мальчиков – 8, девочек-7)
2.3 Актуальность: Во все времена людьми особенно ценилось доброе слово. В русском языке очень много добрых слов и выражений. Некоторые из них даже начинаются со слова «Добро»: добро пожаловать, доброго пути, будьте добры, всего доброго, доброе утро. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов? Именно, с дошкольного возраста сказанное слово, словно семя, попадает в сердце дошкольника. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда. Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно даёт силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. По древней традиции родительское благословение требовалось на всякое дело – дальнюю дорогу, на учёбу, на женитьбу или замужество, даже при прощании на ночь перед сном. Благословение означает пожелание добра, покоя, счастья, успехов в жизни, любви и согласия. В устах родителей такие пожелания идут от самого сердца. И это не удивительно – только родители любят детей так сильно и так искренне. По обычаю, при благословении родители осеняли своих детей крестным знамением и иконой. Родительское благословение выражало их волю и наставление, а крестное знамение и икона призывали ещё, как все верили, помощь Божию. Было твёрдое убеждение, что без родительского благословения не будет ни удачи, ни счастья. Жизнь в согласии с родительским благословением давала человеку уверенность, защиту от всяческих невзгод, оно способствовало успеху в любом добром деле.
До родителей доносится главная мысль: доброе в жизни рождается только из доброго и мудрые слова материнского благословения, сказанные с любовью, навсегда остаются в памяти детей и помогают им в трудных ситуациях в жизни. Так, например, Василисушка в сказке, получившая материнское благословение, смогла устоять против злых сил, остаться в живых и найти своё счастье.
2.4 Место НОД в программе дошкольного образования.
Данная разработка организованной образовательной деятельности была составлена и проводилась в рамках непосредственно – образовательной деятельности «Познание» в подготовительной группе детского сада.
2.5 Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры:
Данная разработка направлена на развитие у дошкольников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
2.6 Форма проведения занятия: познавательная беседа
Виды деятельности: чтение сказок, фрагментов из сказок. Чтение стихотворений, обсуждение, размышление, составление «волшебных слов на лучиках солнца», игра, музыка, беседа.
2.7 Предполагаемый результат.
Предполагается, что данное занятие будет способствовать формированию у дошкольников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, а так же установлению духовной, творческой атмосферы среди дошкольников, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания бороться со своими пороками.
В ходе проведённого занятия дошкольники будут иметь представления:
о родительском благословении;
о духовных и нравственных ценностях
проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
стремиться к добру и неприятию зла.
3.Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
«Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»
3.1 Форма проведения занятия: познавательная беседа. Занятия - путешествие.
4. Дидактическое обеспечение:
Технологии и методики: игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного занятия, технология развивающего обучения, технология коллективного способа обучения; технология проблемного обучения.
методика стимулирования навыков художественного творчества, методика эстетического, нравственного воспитания и обучения.
4.1 Дидактическое оснащение и оборудование: магнитная доска, магниты, стулья для детей, мольберт, музыкальный центр, волшебный сундучок, книга, иллюстрация, клубок.
5. Мотивационно – ориентировочная часть.
Мотивация детей на предстоящую игровую деятельность: игровая, познавательная.
6. Организация детской деятельности.
Способы организации: фронтальный, индивидуальный.
Описание методов и приёмов педагогической деятельности:
Наглядные методы:
наблюдение;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
Практические методы:
Коллективное создание «Золотого правила напутственного слова»
Игра с «волшебным клубочком»
Словесные методы:
чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
чтение стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
рассказ воспитателя и детей;
вопросы воспитателя и детей; беседа:
рассказы детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций;
Игровые методы:
дидактическая игра; игровые приёмы;
7. Рефлексивно – оценочная часть:
Получение конкретного результата, подведение итогов:
В результате проведенного занятия, дети задумались о себе, стали немного добрее, терпимее, пришли к пониманию напутственных слов, научились отличать добро от зла, стали более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.
Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:
При планировании данного занятия я исходила из:
1. Особенностей детей этого возраста (подготовительный возраст);
2.Количества детей мальчиков и девочек
Предварительная работа была проведена в полном объеме:
чтение сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», пересказ прочитанного вместе с воспитателем «Я начну, а ты продолжи»
Чтение русской народной сказки: «Василиса Прекрасная» - подвести к пониманию того, что главным в сказке является родительское благословение.
Чтение фрагментов из сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Заучивание стихотворений, физкультминутки «Вот мы руки развели,
словно удивились» , рассматривали тематические книжные иллюстрации, репродукции;
3. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия.
4. Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (познавательная беседа); структура с усложнениями от простого к сложного, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет.
Длительность занятия соответствует САНПИНУ и гигиеническим требованиям.
5. Основной метод – беседа. Так же используем и другие методы:
наглядные (предметы, сюжетные картинки, соответствующие тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
словесные – объяснение в сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения от имени воспитателя, от имени детей;
как методический прием использован сюрпризный момент, такой как «Волшебный сундучок»
6. Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями.
Средства обучения в основном использованы наглядные.
7. Формы организации:
а) фронтальный;
б) игра;
в) индивидуальный;
8. Задачи полностью реализованы.
9. Самоанализ детьми своей работы: в ходе проведённого занятия дошкольники проявили организованность, активность, заинтересованность; показали высокий уровень усвоения знаний и умений, а так же умение творчески применять полученные знания и умения.
Рефлексивный момент:
А давайте на лучиках солнышка запишем добрые волшебные слова, которые вы запомнили. И солнышко нас будет согревать ими всех и ваших родных.
Например, в Добрый путь ? Ступай себе с богом. Хорошей дороги, хороших попутчиков! В добрый путь! Ангела Хранителя! С Богом! Счастливого пути! И еще я предлагаю вам дома вместе с родными нарисовать иллюстрацию к этой сказке, а потом в детском саду рассказать. Желаю, чтобы дома у вас жило только добро.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. Аверьянова. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. - 135 с.
2. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.] ; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М. : Просвещение, 1997. - 134 с.
3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2008. - 67 с.
4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Вече, 2003. - 128 с.
5. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
6. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение, 1988 - 321 с.
7. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст] : метод. пособие / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
8. Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника [Текст] / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
9. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2007. - № 7 - С.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Звучит русская народная музыка.
(Под музыку в русском народном костюме входит Варварушка) -хранительница народных традиций.
В: Добрый день, детки славные, мои удалые. Как живёте всё ли у вас добренько - складненько? Узнали меня? (Ответы детей)
Д: Да, я, Варварушка, хранительница добрых традиций.
В: Ребята смотрю, у вас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.
Д: здороваются
В : А сейчас поприветствуем друг друга.
Д: (Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются)
Качая ими вверх и вниз ,они произносят слова)
«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку нам давай!
В: Ну что я вам предлагаю пойти ко мне в гости.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы идем познавать.
Ручки к солнцу потянулись.
Мы друг другу улыбнулись.
Вот мы и дошли.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмурится с утра,
Нам поможет доброта!
В: Ребята, а кому мы ручки протягивали?
Д: К солнышку.
В: Посмотрите, ему понравилось, как мы с вами дружно шли, улыбались ,и заглянуло к нам в гости (показ иллюстрации солнца)
О чем мечтаете вы, глядя на него?
Д: Мечтаем о счастье ,теплоте, мире, красоте, смехе, доброте...
В: И оно, как, настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Волшебное солнышко может растопить все ваши обиды, грусть, печаль, и наполнить сердце добротой и любовью.
- Протяните руки к солнцу, обнимите себя и согрейтесьсолнечным теплом.
-Я желаю вам дружно и с хорошим настроением получить самые яркие и теплые впечатления.
В: Ребята,а вы добрые?
Д: Да добрые.
В: А как вы понимаете, что такое доброта?
Д: Доброта-это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям. Хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.
В: Вы знакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом как он назывался?
Д: Ветер и солнце.
В: Как же солнцу добротой и лаской удалось добиться гораздо больше?
Д: Они поспорили кто сильнее, ехал путник и решили они проверить на нем, из-за кого он снимет плащ. Ветер дул, злился, а путник сильнее закутывался, тогда солнце пригрело, приласкало ,и путник сбросил плащ.
путешественник проявил терпение, упорство, силу, сопротивляясь Ветру (силе плохой злой). А доброй силе, Солнцу - благодарность человек не ломается под напором и силой, он будет противостоять. Человека можно растопить теплотой, добротой и лаской. Злобу и свирепство люди проклинают, а доброту благословляют.
В:Молодцы правильно.Есть у меня волшебный сундучок, а в нём волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем какого человека можно назвать добрым?
Д:Благодарных,веселых,добрых,хороших,искренних,светлых,замечательных,вежливых,заботливых,родных,ласковых.
В: Я знаю, что вы такие.
В: Работа с пословицей.
А вот, раньше в старину говорили: «Ласковое слово - что весенний денек»
В: Как вы понимаете?
Ласковое слово теплое, нежное поднимает настроение всем, дает хороший заряд на целый день.
- Каков весенний день?
Д: радостный, запоминающийся, солнечный, веселый. И нам от ласкового слова так же радостно, как при весеннем деньке.
Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого - самого доброго пути.
В: Когда мы говорим «Доброго пути», «Самого доброго пути»?
Д: Когда провожаем на работу маму, папу, брата, сестру.
В: Зачем мы говорим эти слова?
Д: Дети отвечают, я обобщаю ответы.
В: Да, слова «Доброго пути» это слова - напутствие, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А вы знаете, что эти слова волшебные?
Д: Да знаем.
В:Великая сила скрыта в напутственном слове-слове перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Недаром говорят: «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».
И мы с вами посидим рядком поговорим ладком о словах напутствиях.
II. Дети садятся в круг.
В: Начало всехпутей и дорог - родной дом. Как вы думаете, что можно пожелать человеку, который отправился в путь?
Д: Иди с миром, счастливого пути, ангела – хранителя вам в дорогу.
В: Какими напутственными словами вас провожают родные в детский сад?
Д: Оставайся с Богом, всего тебе доброго.
В: Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова напутствия?
Д: радость ,заботу, любовь.
В:А вы сможете узнать волшебные напутственные слова?
Д: Да сможем
В:Тогда слушайте.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
Еще пущестаруха бранится,
Не дает старику, мне покою,
Избу просит сварливая баба.
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе, с богом.
В: Услышали вы волшебные напутственные слова в этих отрывках.
А кто написал эту сказку?
Д: Пушкин А.С.
В: Молодцы. А сейчас немножко отдохнем.
III. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с детьми. Исходное положение -ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
В: Пока, мы с вами отдыхали мой волшебный сундучок шепнул мне, что у него еще есть для нас одна подсказка (Достаю книгу. Какая же это книга?)
Д: Истоки. Добрая волшебная книга. Учит нас всему.
В: Ребята, она нам хочет рассказать, а может показать ( открываю иллюстрацию ) здесь сказка живет ,какая эта сказка?
Д: Василиса Прекрасная
( обращаю внимание на мольберт, где расположена иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»)
В:Что помогало Василисе в жизни?
В: Какими словами благословила матушка Василису?
Расскажите, как помогало в жизни Василисе матушкино благословение?
Д: Куколка . Матушка сказала, я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
В:Какие волшебные напутственные слова вам понравились и вы их запомнили.
Д: Ступай себе, с богом, иди с миром, счастливого пути, Ангела Хранителя
В: Какие из них вы хотели бы чаще слышать и произносить.
Д: Все добрые слова.
В: А давайте на лучиках солнышка запишем добрые волшебные слова которые вы запомнили. И солнышко нас будет согревать ими всех и ваших родных.
Например, в Добрый путь ? Ступай себе с богом. Хорошей дороги, хороших попутчиков! В добрый путь! Ангела Хранителя! С Богом! Счастливого пути! Все справились с заданием все слова подходят.
Заключительный этап.
В: Я предлагаю вам дома вместе с родными нарисовать иллюстрацию к этой сказке, а потом в детском саду рассказать. Желаю, чтобы дома у вас жило только добро.
Так что, Ребятки, понапрасну,
Не печальтесь никогда.
В жизни всё будет прекрасно,
Только добро делайте всегда!
В: Ну, что ребята, пора мне возвращаться домой, что вы мне пожелаете?
Д: В добрый путь! Ангела Хранителя! С Богом! Счастливого пути! До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Активное занятие с родителями «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»
продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Напутственное слово»; учить детей подбирать подходящие слова, согласовывать с другими словами в предложении, формировать умения упо...
Конспект детей с родителями воспитанников подготовительной группы «Сказочное слово» по программе «Социокультурные истоки».
Технологическая карта по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Социокультурные истоки» в подготовительной группе. Назва...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группе «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»...
Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Напутственное слово в семье».
Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Напутственное слово в семье»....
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы "Доброе слово" по программе "Социокультурные истоки"
Задачи:Продолжать освоение социокультурной категории «Слово».Развитие единого контекста в группе.Способствовать осмыслению родителями значимости доброго слова в воспитании детей....
Активное занятие "Напутственное слово"
quot;Напутственное слово" занятие которое помогает воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким. Способствует умению слушать и слышать друг друга в процессе общения. Итогом мероприятия с...