Проект по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором «Колыбель моя…»
проект (средняя группа) на тему
Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolybel_moya.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
с. Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Проект
по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором
«Колыбель моя…»
Составители:
Воспитатель : Куламбетова Э.Г.
Участники:
родители, воспитанники средней группы
с.Старые Туймазы
2018 г.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Вид проекта: познавательно-творческий
Тип проекта: краткосрочный (1 – 31 октября 2018 г.)
Актуальность проекта:. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным башкирским праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты башкирского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, башкирский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Цель проекта: сформировать понятие о о башкирском детском фольклоре, создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Гипотеза: развитие интереса о башкирском детском фольклоре будет эффективным при соблюдении следующих условий:
-создание развивающей среды;
-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
-привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.
- Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.
- Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Ожидаемые результаты: Развитие у детей интереса к башкирскому фольклору и бащкирским играм. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных с детьми мероприятий.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. поиск различных средств достижения цели.
Второй этап: Разучивание башкирских колыбельных песен ,потешек, загадок, пословиц, поговорок,танцев. Знакомство с башкирскими подвижными играми. Чтение и драматизация башкирских народных сказок. Рассматривание иллюстраций по башкирским народным сказкам. Для родителей : домашняя мастерская по выставке-конкурсу «Культура Башкортостана», изготовление альбомов.
Третий этап: Проведение праздника башкирского фольклора «В гостях у бабушки Загиры».. Анализ и классификация собранного материала.
Основные направления в работе по реализации проекта:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать в детях традиционные народные этикетные формы: традиции гостеприимства, благожелания, уважения к старшим и любви к детям.
Развивать у ребенка интерес к себе и другим людям.
Развивать культуру общения в играх на родном языке: умение развивать сюжет, распределять роли, уметь без обиды уступить ведущую роль в игре.
Развивать культурно-гигиенические навыки и умения пользоваться предметами личной гигиены, формировать культуру еды и этикета за столом с использованием народного фольклора.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обогащать представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира своего села, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки и сюжетно-ролевые игры и т.д.
Развивать первичные элементарные представления о родном селе,республике,; способствовать возникновению интереса к малой Родине.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать интерес к родному языку, посредством создания игровых ситуаций.
Продолжать пополнять и активизировать словарь детей на родном языке на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Формировать интерес к слушанию произведений разных жанров - народную сказку, малые формы фольклора, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному их воспроизведению.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Знакомить детей с геометрическими элементами башкирского орнамента. Узнавать эти элементы в предметах быта - коврах, паласах, скатертях.
Продолжать учить составлять узоры, обращать внимание на подбор цвета (красный, зеленый, желтый, черный), соответствующего изображаемому предмету башкирского быта.
Привлекать внимание детей рассматривать иллюстрации, книги, вызвать интерес к разным животным в изображении из башкирских сказок.
Развивать умение слушать различая характер башкирской музыки народных, детских, колыбельных песен.
Развивать певческие навыки и освоить элементы башкирского танца. Разучивать подвижные музыкальные игры.
Различать звучание башкирских народных музыкальных инструментов: курай, кубыз. Знакомить с кукольным театром, формировать умение действовать с куклами, показ знакомых сказок самостоятельно.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формировать представление о здоровом образе жизни; о значении пищи, о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана.
Развивать физические качества: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку.
Формировать самостоятельность, инициативность, организованность в подвижных народных играх.
.Перспективный план по реализации проекта.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «Башкортостан – моя малая Родина» . Цель: Уточнять знания детей о родном крае, расположении Башкирии на карте России, названии республики, особенностях климата, природы, животного мира. Развивать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. Воспитывать национальную гордость.
Рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Символика Республики Башкортостан». Цель: Познакомить с символикой нашей республики. Объяснить значение цвета и оформление герба, флага. Активизировать словарь. Учить внимательно слушать гимн.
Рассматривание иллюстраций: Жилище башкирского народа. Цель: Закрепить знания о жилище башкирского народа в прошлом (юрта). Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, активизировать словарь, упражнять в описании предметов быта.
Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка). Цель: Закрепить название одежды названий одежды: рубашка, халат, камзул и названий отдельных деталей одежды: рукав, воротник, подол.
Беседа: «Башкирские народные музыкальные инструменты». Цель: Познакомить с башкирскими народными музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности, ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать слуховое внимание, фразовую речь. Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа.
Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй». Цель: Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа.
Беседа «День рождение республики». Цель: Побеседовать о празднике, истории его возникновения. Воспитывать любовь к Родине.
Образовательная область «Речевое развитие»
Знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами,поговорками. Цель: Познакомить с устным народным творчеством, учить понимать образный язык, видеть красоту природы. Продолжать развивать речевое внимание.
Чтение башкирских народных сказок: «Лиса – сирота», «Лиса-плотник», «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Сказка о курае». Цель: Продолжать знакомство с устным народным творчеством башкирского народа. Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимать идею произведения.
Знакомство с башкирскими колыбельными песнями. Цель: учить эмоционально воспринимать текст песен.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование «Узоры на ковре». Цель: Продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента. Закреплять умение отличать башкирские узоры от узоров других.
Лепка «Музыкальные инструменты». Цель: Закреплять знания о башкирских музыкальных инструментах, умение использовать разнообразные приемы лепки, передавая характерные особенности инструментов.
Музыкальная д/и «На каком инструменте играю». Цель: Закрепить умение различать звучание башкирских музыкальных инструментов на слух.
Разучивание башкирских колыбельных песен и танца.
Конструирование «Улицы села». Цель: Учить передавать в постройке своеобразие улиц родного села. Развивать самостоятельность, творчество.
Рассматривание «Декоративно – прикладное искусство – башкирская аппликация». Цель: Познакомить с особенностями декоративно – прикладного искусства башкирского народа. Дать знания об узорах, которыми пользовались башкиры, выполняя аппликацию: на одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле.
Музыкальный праздник башкирского фольклора «В гостях у бабушки Загиры» . Цель: продолжать знакомить детей с башкирскими произведениями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Кто где живет?». Цель: закреплять знание детей о месте жительства: город, улица, дом.
Настольно-печатная игра «Башкирская посуда». Цель: продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа.
Дидактическая игра «Башкирский узор». Цель: уточнить представление детей о башкирском орнаменте
С/р игра «В гостях у подружек». Цель: Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру башкирского народа. Познакомить с особенностями гостеприимства этого народа.
Дидактическая игра «Зоологическое лото». Цель: закрепить знания детей о домашних животных Башкортостана.
Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник». Цель. Закрепить представление о национальной одежде башкирского народа, дать понятие, что существует и современная одежда.
Сюжетно- ролевая игра «Семья», сюжет «Ждем гостей». Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с выбранным сюжетом, активно включаться в диалог
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра «Юрта». Цель: развивать интерес к башкирским народным играм.
Подвижная игра «Хитрая лиса». Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Башкирская игра «Липкие пеньки». Цель: познакомить с правилами игры, воспитывать дружеские отношения.
Игра м/п «Камешки». Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.
Подвижная игра «Стрелок». Цель: познакомить с правилами игры и умение их соблюдать.
Игры – эстафеты: «Кто быстрее», «Бег с ложками», «Донеси ведра с водой» .Цель: формировать умение соблюдать правила в игре.
Работа с родителями:
Консультация : «Роль фольклора в воспитании детей»
Изготовление поделок, совместно с детьми, на выставку «Культура Башкортостана»
Изготовление альбома «Мое любимое село»
Изготовление альбома «Семейные традиции»
Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов, атрибутов к народным играм и т.д.
Результаты проекта:
- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности;
- умеют играть в башкирские народные подвижные игры, используют считалки;
- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской народной культуры средствами народного фольклора Башкортостана;
- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
Приложение 1
Список используемой литературы:
Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
Региональная программа для ДОО РБ.
Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003
Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006
Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа - 2007
Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005
Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.
Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.
Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». Уфа-2005.
Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа- 2008.
Марченко Л.И. Осень. Москва- 1995.
Марченко Л.И. Весна. Уфа - 2004.
Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.
Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Музыка в детском саду.
Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам. А.В Молчева. Уфа- 1995.
Хоровое пение в детских коллективах. Р.В. Сальманов.
Веселые пляски. М. Бикбова. Уфа- 1985.
Башкирские танцы. Ф.А. Гаскаров. Уфа- 1958.
Приложение 2
Сценарий праздника башкирского фольклора
«В гостях у бабушки Загиры»
Цели:
Образовательные:
- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами башкирского народного фольклора и народных игр.
Развивающие:
- Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Прививать любовь к красоте и мудрости народа Башкортостана средствами башкирского народного фольклора.
Вед. Дети, сегодня на наш праздник мы пригласили много гостей. Давайте со всеми поздороваемся -
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, небо голубое,
- Здравствуй, вольный ветерок,
- Здравствуй, маленький дубок.
- Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
Вед.. А сейчас мы поздороваемся ещё и с нашими пальчиками по башкирски:
Был бармак- олатай этот пальчик -дедушка
Был бармак- өлөсәй этот пальчик - бабушка
Был бармак - атай этот пальчик -папочка
Был бармак - әсәй этот пальчик- мамочка
Был бармак – бәләкәй этот пальчик – наш малыш
Уның исеме- бәпәс. А зовут его крепыш
Вед.Как у нас в Башкортостане уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Вед. Дети нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (воспитатель открывает сундучок и находит платок, достает его).
Дети,как вы думаете,чей это платок? (Бабушки).Правильно.Бабушка Загира живет в деревне и приглашает нас в гости.Хотите? Тогда отправляемся в путь!(Открывается занавес.Зал оформлен в виде башкирской избы. Навстречу выходит бабушка.)
Вед.Да будет день добрый!
Бабушка Загира: К добру будет приезд! Добро пожаловать ! Здравствуйте,дети!
Дети: Здравствуйте почтенная бабушка!
Бабушка: Дорогие мои! Как я рада что вы приехали ко мне в гости! А это мои внучата- Айгуль и Арслан.Они тоже приехали ко мне в гости на выходные.Проходите гости,дорогие! Порадуйте меня своими песнями,прибаутками,стихами.Я буду очень рада.
Вед: а вот Искандер у нас знает знает потешку на башкирском языке .Выходи Искандер, смелее
Бесэй,бесэй,бесэй шул,
Бесэй але кескэй шул,
Узе мырлай за мырлай,
Алля ул шулай йырлай?
Вед.- Знаете , дети, Виолетта сегодня хочет вас познакомить с новой потешкой на башкирском языке. Эта потешка про младшего братишку, который любит хлопать в ладоши. Давайте её послушаем.
Сэп, сэп ,сэпэкэй,
Минен кустым бэлэкэй,
Кулын кутэргэн була,
Сэпэкэй иткэн була.
Вед. Какая интересная потешка! Вставайе со стульчиков, помогайте мне! (повтор 2 раза).
Вед. Бабушка,а мы вам приготовили башкирский танец,и приглашаем вас всех его посмотреть.
Башкирский танец
Бабушка: Дети,а вы умеете разгадывать загадки? Вот послушайте:
1. Посмотри Алык идёт,
Уши навострил, ревёт (медведь)
2. Куцый хвост, большие уши
Летом серый, зимой белый (заяц)
3. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)
4. Дышать может - да безголос.
Шкурка есть – да без волос,
Из колючек его дом,
Он живёт всю зиму в нём. (ёж)
Вед. посмотрите бабушка, какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали.
Вед.. я вам буду читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать, что эта за сказка.
Вед. ребята, а вы не устали? Я предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта»
Бабушка: Дети,посмотрите,что это?
Дети: Это люлька.
Бабушка: Правильно,в ней я укладываю спать своих внуков, и пою им колыбельные песни
Баю,баюшки,баю
Хочешь песенку спою?
Стану сказки говорить
Колыбель качать твою.
Спи,усни,бесценный мой,
Лучше всех,ты мой родной!
У меня на всей земле
Нету радости иной!
Вед. А наши девочки тоже знают колыбельную песню.Вот послушайте.
Колыбельная
Вед:Ой, ребята, тучи солнышко закрыли. Давайте произнесем закличку.
Хором:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Дай мне чашку, дай мне ложку,
Я покушаю немножко.
Вот и солнышко засияло.
Еще, какие заклички знаете?
(Читает один ребенок.)
Дождик, дождик, лей давай!
Ты, пшеница, поспевай.
Будет радости побольше
И богаче урожай.
Вед: Ах, чуть не забыла. У меня же для вас сюрприз. А какой, узнаете, отгадав загадку.
Есть у меня дружок певучий,
Дугой согнут. внутри язык.
Ласкает слух и лечит душу
О спутник мой, мой друг. Кубыз.
Игра на кубызе башкирская мелодия
Вед: Дети,как хорошо у бабущки в деревне,но нам пора возвращаться в детский сад.
Бабушка: Жаль мне с вами расставаться, но сначала я угощу вас башкирским медом.Мед очень полезный продукт,он прибавит вам силы.(Дети благодарят и прощаются с бабушкой)
Вед:Вам понравилось путешествие к бабушке в деревню?
Как богат башкирский детский фольклор.
И мы оказалось, много знаем.
Наш долг - не терять это богатство и передать своим детям и внукам.
Любить свою Родину, свой народ и язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы ознакомления младших дошкольников с фольклором
Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможно...
Ознакомление младших дошкольников с произведениями мордовского фольклора
Учить детей эмоционально воспроизводить содержание мордовской народной сказки «Бойкие саночки», свободно общаться и двигаться. Формировать интерес к устному народному творчеству мордовского нар...
Педагогический проект в 1 младшей группе "Потешки. Значение фольклора в воспитании дошкольника"
Руководитель проекта: воспитатель Дмитриева К.В.Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, муз.руководитель, родители.Вид проекта: долгосрочный (август- декабрь), коллект...
презентация проекта по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором
Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни....
Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малыми жанрами фольклора
Перспективное планирование по месяцам "Знакомство с малыми жанрами фольклора младших дошкольников"...
Презентация проекта в соответствии с ФГОС "Ознакомление младших дошкольников с профессиями родителей и трудом взрослых в детском саду"
Презентация проекта по профориентации младших дошкольников....
Презентация проекта «Ознакомление младших дошкольников с трудом взрослых в детском саду»
Актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей поня...