НОД «Знакомство с миром архитектуры на примере родного города»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
воспитывать у детей любовь к своему родному городу и интерес к его архитектуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_arhitektura.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Знакомство с миром архитектуры на примере родного города»
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей об архитектуре как виде изобразительного искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
- закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, решётки);
- уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
- формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
- познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);
- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
- активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
- вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.
Материал к занятию: иллюстрации различных видов зданий, слайды с видами архитектуры города; поделки из картона; схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора для каждой подгруппы детей , таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»; «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Приветствие гостей:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем, Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день! ;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир изобразительного Искусства. Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).
Воспитатель: Вы готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
II. Основная часть занятия
Воспитатель: В нашем городе есть много разных зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений. К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура).
Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на экране показывает название первой станции).
Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура?
Архитектура это - дома, здания, сооружения.
А еще архитектура - это планировка дорог, садов, городов.
(Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки – дома, магазины, дворцы культуры, школы). Можно ли принести в детский сад архитектурные сооружения? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения своими руками. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений).
Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Жилой дом , детский сад, магазин, парикмахерская, храм). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).
Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть картинки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения. Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры. (Дети раскладывают карточки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?
Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.
Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?
Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.
Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (решётками, различной формой окон, дверью, крыш, фасадом).
Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы». Сейчас мы с вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.
1.Воспитатель: Этому зданию 90 лет находится по улице Красноармейской. Оно большое, красивое. Это здание с множеством огромных окон, в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом. Что это за здание?
Дети: Детский сад
(После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог показывает слайд, дети рассматривают.
Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)
2.Воспитатель: На пересечении улиц 25 Октября и Ленина расположилось здание , которому 107 лет ранее в этом здании находился магазин купца Сивякова. Прежде здание из красного кирпича было 2-х этажным, — 3-й этаж достроили после Великой Отечественной войны. А на территории шумел первый в станице рынок. Не случайно улица была Базарной. А сейчас в этом здании дети получают знания. О каком здании я говорю?
Дети: 1 Школа.
3.Воспитатель: Здание, выстроенный в стиле модерн в 1912 году (работы продолжались пять лет). Этому зданию 105 лет – одно из архитектурных украшений в самом центре нашего города, которое вполне эффектно смотрелось бы и в большом городе.
Дети: Магазин купца Плотникова
4. Воспитатель: здание выстроено из красного кирпича, в стиле использованы элементы древнерусской, византийской и итальянской архитектурных эпох Возрождения
Дети: Покровская церковь
Воспитатель: Историческая часть Константиновска — его центр и даже отдаленные улицы — настоящий архитектурный заповедник, ошеломляюще богатый, интересный и подчас своеобразный. Такие целостные эффективные застройки конца XIX — начала XX века у нас на Дону, кроме как в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, больше не встретить..
Молодцы, вы правильно отгадали здания, о которых я вам рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурных достопримечательностях.
Воспитатель: Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?
Дети: Строители
Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.
Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. Но сначала мы станем с вами строителями.
Физминутка «Строители» (выполняются движения по тексту).
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Чтобы в травке жил жучек
Бегал быстрый па-у-чек
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Солнце было
Дождик шел
Чтоб тюльпан в саду зацвел
Чтоб флажек на доме был,
А за домом ежик жил
(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.
Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и красивым.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?
Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.
Сюрпризный момент: вручение детям медалей «Юный архитектор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром: "Виртуальная экскурсия по родному городу"
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город» Программное ...
Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"
...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...
Сообщение «Особенности усвоения эмоционально- экспрессивной лексики у старших дошкольников с недостатками в развитии речи через знакомство с событиями и явлениями в родном городе и стране»
План мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями и явлениями в родном городе и стране ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие» раздел: Ознакомление с социальным миром» по теме: «Мой родной город» (для детей средней группы 4-5 лет)
Познакомить детей с главными достопримечательностями города, в котором они живут - город Советский....
Знакомство детей дошкольного возраста с их родным городом
В настоящее время актуальной проблемой является проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы произошли большие изменения в стране: нравственные ценност...
"Знакомство с геральдикой и символикой, достопримечательностями родного города и столицы нашей Родины»
Цель: закрепить знания детьми символики и геральдики нашей страны, области и города;воспитывать у детей интерес к ней;пробудить у детей радость от того, что они граждане России, воспитывать любовь к р...