Знакомство детей дошкольного возраста с их родным городом
статья

В настоящее время актуальной проблемой является проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы произошли большие изменения в стране: нравственные ценности, отношение к событиям нашей истории, отношение людей к нашей Родине. А ведь любовь к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким нам людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие нас с родным домом и ближайшим окружением. Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые люди, а немного иначе, они чувствуют сердцем, впитывают в себя все события, которые происходят вокруг. Дети опираются на эмоции и даже если многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, они пропущены через детское восприятие и играют большую роль в становлении личности патриота. Чувство любви к Родине важно растить в сердцах наших детей с раннего возраста. Уезжая из родных мест на долгие годы, мы вспоминаем их с теплом и трепетом в душе. Все это от глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, как и мы когда-то, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Россия – великая страна, Санкт-Петербург – город-герой. Нам есть чем гордиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pochemu_tak_vazhno_detyam_znat_oo_svoem_gorode.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья

«Знакомство детей дошкольного возраста с их родным городом»

Подготовила: воспитатель Мохирева А.А.

Санкт-Петербург

2021

       Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм русского человека.

Михаил Иванович Калинин

   В настоящее время актуальной проблемой является проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы произошли большие изменения в стране: нравственные ценности, отношение к событиям нашей истории, отношение людей к нашей Родине. А ведь любовь к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким нам людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие нас с родным домом и ближайшим окружением. Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые люди, а немного иначе, они чувствуют сердцем, впитывают в себя все события, которые происходят вокруг. Дети опираются на эмоции и даже если многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, они пропущены через детское восприятие и играют большую роль в становлении личности патриота. Чувство любви к Родине важно растить в сердцах наших детей с раннего возраста. Уезжая из родных мест на долгие годы, мы вспоминаем их с теплом и трепетом в душе. Все это от глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, как и мы когда-то, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Россия – великая страна, Санкт-Петербург – город-герой. Нам есть чем гордиться.

   Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

  Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений дошкольного образования является работа по нравственно-патриотическому воспитанию. В настоящее время в ФГОС указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; разработать систему, краеведческих мероприятий, способствующих развитию патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным городом.

  Важно показать детям, что их родной город, город Санкт-Петербург, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

  Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.

  Санкт-Петербург - культурная столица России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.

  Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга – это бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца. Эту работу можно начинать с младшей группы детского сада, и обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями.

  Целесообразно знакомить детей с городом, используя локальный материал, т.е. привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание.

  Сведения и понятия о своем родном городе дети усваивают, начиная с малого. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, где находится детский сад.

  Знания, которые дают старшим дошкольникам, расширяются: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы. Ему объясняют, что у каждого человека есть свой родной дом и город. Где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает сознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

В нашем детском саду разработан план занятий, посвященный нравственному и политическому воспитанию. Входе занятий по воспитанию юного петербуржца решаются следующие задачи:

В группе дошкольного возраста с 3 до 4 лет.

  1. Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  2. Воспитывать социальный и эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека;
  3. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье;
  4. Формировать умение заботиться о близких людях, вызывать чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу;
  5. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду;
  6. Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города, в котором они живут, обсуждать с детьми где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детской площадке и пр.)
  7. Воспитывать интерес и любовь к малой родине;
  8. В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

В группе дошкольного возраста с 4 до 5 лет.

  1. Способствовать к формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.;
  2. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым;
  3. Формировать умение искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду и понимать, что поступил неправильно;
  4. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям;
  5. Дать детям представление о том, что такое семья, дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.);
  6. Формировать умение у детей знать и называть своих ближайших родственниках;
  7. Продолжать воспитывать любовь к родному краю;
  8. Знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города Санкт-Петербурга, его достопримечательностях;
  9. Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России.
  10. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
  11. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину;
  12. Знакомить с некоторыми родами войск.

В группе дошкольного возраста с 5 до 6 лет.

  1. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление поступать хорошо;
  2. Воспитывать стремление к честности и справедливости;
  3. Развивать умение детей выражать свое отношение к окружающему, с уважением относится к мнениям других людей;
  4. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру;
  5. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе;
  6. Формировать умение уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
  7. Углублять представления ребенка о семье и ее истории, формировать умение создавать генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
  8. Углублять представление о том, где работают родители, как важен для общества их труд;
  9. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников;
  10. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших наш город Санкт-Петербург;
  11. Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем;
  12. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом особенностей нашего региона и национальностей детей группы);
  13. Рассказать детям о том, что Москва – главный город России, столица нашей Родины, рассказать о том, что город Санкт-Петербург тоже когда-то был столицей нашей страны;
  14. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна;
  15. Познакомить с символикой Санкт-Петербурга;
  16. Расширять представление о нашем городе, рассказать, что наш город, город-герой;
  17. Расширять представление детей о Российской армии, рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Рассказать о блокаде Ленинграда.

В группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет.

  1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, формировать умение помогать им;
  2. Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  3. Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям;
  4. Формировать умение проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе;
  5. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны); рассказать детям о воинских наградах дедушек и бабушек, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы;
  6. Продолжать развивать интерес к родному краю, расширять представление о малой родине;
  7. Продолжать знакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
  8. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города;
  9. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
  10. Углублять и уточнять представления о нашей Родине – России, закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
  11. Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
  12. Рассказать, что Россия – самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте (глобусе), а также показать Санкт-Петербург;
  13. Расширять представления о родном городе Санкт-Петербурге, его истории;
  14. Углублять знания о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, рассказать детям о памятниках ВОВ в Санкт-Петербурге

  Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, необходимо постоянно пополнять его знания о нем. Большая роль в этой работе отводится экскурсиям. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует подготовить ребенка, важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

  Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом имеется немало разнообразных средств и методов:

  - Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города;

  - Чтение художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, фильмов;

  - Дидактические иллюстрации, альбомы с видами городов помогут дошкольнику познакомиться не только со своим городом, но и с другими;

  - Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним;

  - Побуждение ребенка к различной деятельности, в которой он может отражать имеющиеся знания и впечатления о родном городе (в играх, рисовании, лепке, поделке игрушек, пении песен, чтении стихов и др.), способствует переосмыслению знаний, выражению своего отношения к окружающему;

  - Привлечение ребенка к посильному общественно полезному труду в ближайшем для него окружении. Например, совместный с родителями труд по благоустройству двора, территории детского сада;

  - Поощрение ребенка за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за примерное поведение в общественных местах.

  - Привлечение ребенка к участию городских конкурсов «Я люблю тебя Санкт-Петербург», «Мой район Гражданка», «Талисман Калининского района» и т.д.

  - Дидактические игры, лэпбуки, папки-передвижки о родном городе Санкт-Петербурге.

  Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, создать у него любовь и привязанность к родным местам. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, если педагог сам не является патриотом, он не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к своему городу, к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

  Важно любить свою страну, свой город, важно чтить традиции наших предков и уважать традиции других национальностей, важно знать и помнить историю нашей страны и нашего города, чтобы в будущем не совершать ошибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом

Данная статья посвящена необходимости изучения петебурговедения. Дети должны начать знакомство с городом, в котором они живут, как можно раньше. Воспитатели помогут им в этом на своих занятиях, которы...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...

Знакомство детей дошкольного возраста с Луговым парком города Петергоф

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28323623","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного города через экскурсию к мемориалу Героя Советского Союза И.Е.Алексеева.

В нашем детском саду всегда чтут память тех, кто защищал Родину в годы ВОВ, уважают заслуги тех, кто сражался и сражается за свободу и независимость нашей страны, за мир, за жизнь во всем мире!...

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»

ПРОЕКТ «Мой город» «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой родного города»...