ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ в старшей группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Мелехина Марина Михайловна

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей и подготовительной группе детского сада на основе программы "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_regionalnomu_komponentu_1.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ФОРМА РАБОТЫ

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«День знаний» в детском саду

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя.

2 неделя

Экскурсия к реке Северная Двина

Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 

3 неделя

Знакомство с русскими народными песнями, потешками, закличками

Познакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям через устное творчество понять особенности национальной культуры людей.

4 неделя

Оформление альбома «Символика

г. Великий Устюг» (герб, флаг), России (герб, флаг)

Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Разучивание считалок, скороговорок, чистоговорок

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас. Вызвать желание запомнить и прочитать наизусть считалку.

2 неделя

Оформление альбома: «Предметы русского народного быта»

Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа

ОКТЯБРЬ

3 неделя

Рисование «Вологодские кружева»

Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.

4 неделя

Посещение памятника Сергею Преминину

Дать детям знания о земляке – герое, его подвиге. Воспитывать чувство патриотизма.

НОЯБРЬ

1 неделя

Посещение краеведческого музея в школе (Музей «Русская изба» в ДК г. Красавино)

Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания.


2 неделя

Беседа на тему: «Преданья старины глубокой»

Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

3 неделя

Прослушивание русских народных песен.

Познакомить детей с русскими народными песнями. Вызвать желание выучить одну из песен. Воспитывать бережное отношение к культуре русского народа.

4 неделя

Игры – драматизации по русским народным сказкам

Продолжать знакомить детей с фольклором русского народа. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…»

Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

2 неделя

Беседа на тему: «Богатырская наша сила»

Продолжать знакомство с понятиями «богатырская сказка», «былина», «пословица», «богатырские потешки»; развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений, речь; сформировать понятие о том, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали; учить вести диалог, поддерживать беседу; воспитывать любовь к Родине; на примере былинных героев сформировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности.

3 неделя

Знакомство с русскими народными играми «Горелки с платочком», «Гуси-лебеди».


Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

4 неделя

Экскурсия в зимний парк

Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 

ЯНВАРЬ

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Дать элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о русских богатырях, защитниках родной земли; обогащать словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович; воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать подвигам богатырей.

3 неделя

Чтение стихов и рассказов великоустюгских поэтов и писателей о родном городе


Познакомить детей с произведениями великоустюгских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову.

4 неделя

Показ кукольного театра «Крошечка-Хаврошечка»

Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения»

Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Поле Чудес: «Красавино - город мой родной»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине.

2 неделя

Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах».


Дидактическая игра: «Из какой страны гость?»

Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов.

3 неделя

Оформление альбома с иллюстрациями картин русских художников.

Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской; уточнить представление о Богатыре – стихии и Богатыре – человеке; вызвать интерес к языку былин, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подражать

4 неделя

Познакомить детей с русскими народными играми «Баба Яга», «Ручеёк», «Салки»

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

МАРТ

1 неделя

Развлечение: «В гостях у широкой масленицы»

Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника.

2 неделя

Беседа о постройках Древней Руси.

Формировать представление о постройках Древней Руси, об их разнообразии; обогатить словарный запас: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни».

Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями.

4 неделя

Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели»

Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р)


Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях.

2 неделя

Беседа на тему: «Герои русских былин»

Закрепить знания об основных событиях и героях трех былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ставр Годинович», «Садко»); продолжать формировать пространственные представления; закрепить в речи слова, обозначающие направления движения; упражнять в умении чувствовать и определять настроение былинных героев и подбирать соответствующую пиктограмму; развивать артистичность, эмоциональность; на примере героев былин воспитывать находчивость, смелость, мужество, умение прийти на помощь в трудную минуту

3 неделя

Просмотр отрывка из мультфильмов: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулишна»

Продолжать знакомить детей с жизнью богатырей. Развивать желание участвовать в обсуждении мультфильма, желание высказать свою точку зрения. Воспитывать любовь к своей Родине.

4 неделя

Посещение краеведческого музея.

Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания.

МАЙ

1 неделя

Экскурсия к памятнику ВОВ,

Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.

2 неделя

Литературная викторина «На страже земли русской»

Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников.

3 неделя

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Знакомить детей с жанром живописи – сказкой. Формировать понятия о средствах выразительности: передача характера образа, движения, позы, мимики. Цвет, как средство передачи настроения. Развивать интерес к живописи, эмоционально-эстетические чувства.

4 неделя

Слушание русских народных песен и попевок «Дождик», «Радуга», «Поет, поет, соловушка», «Солнышко – ведрышко», «Во поле береза стояла»

Доставить детям радость от прослушивания и пения русских народных песен и попевок; пробуждать у детей желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ФОРМА РАБОТЫ

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«День знаний» в детском саду

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя.

2 неделя

Экскурсия к реке Северная Двина

Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 

3 неделя

Рисование «Моё село красиво в разные времена года»

Актуализировать представления детей о малой родине, учить переносить образ на рисунок.

4 неделя

Оформление альбома «Символика

г. Великий Устюг» (герб, флаг), России (герб, флаг)

Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

Взаимодействие с родителями, способствовать расширению знаний детей о традициях и обычаях, распространенных на малой родине.

2 неделя

3 неделя

Рисование «Вологодские кружева»

Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности.

4 неделя

Посещение памятника Сергею Преминину

Дать детям знания о земляке – герое, его подвиге. Воспитывать чувство патриотизма.

НОЯБРЬ

1 неделя

Посещение краеведческого музея в школе (Музей «Русская изба» в ДК г. Красавино)

Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания.


2  неделя

Дидактическая игра: «Родной свой край люби и знай», «Узнай по описанию»; «Животные и растения нашего края», знакомство с Красной книгой Вологодской области;

Расширять знания детей о природе родного края, развивать мышление, воображение, дать знания о Красной книге Вологодской области.

3 неделя

Создание проекта: «Моя родословная»

Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи;

 воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;

формировать и развивать личность; развивать партнерские отношения с семьей.

4 неделя

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…»

Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

2 неделя

Беседы:

«Вологодчина – жемчужина Севера»;

«Лес – главное богатство области».

Расширение представлений о малой родине, о  Родине, её достопримечательностях и значении для России.

3 неделя

Рассказы о городах области.

Продолжать знакомить с городами и населёнными пунктами Вологодской области

(работа с картой).

4 неделя

Экскурсия в зимний парк

Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. 

ЯНВАРЬ

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

Виртуальная экскурсия

к памятникам С. Дежнёва и Е. Хабарова

расширять представления детей о славном прошлом города, рассказать о заслугах устюжан в покорении Сибири.

3 неделя

Чтение стихов и рассказов великоустюгских поэтов и писателей о родном городе


Познакомить детей с произведениями великоустюгских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову.

4 неделя

Показ кукольного театра «Дед Мороз»

Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения»

Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Поле Чудес: «Красавино - город мой родной»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине.

2 неделя

Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах».

Дидактическая игра: «Из какой страны гость?»

Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов.

3 неделя

Оформление альбома с картинами вологодских художников

Развивать восприятие детьми изобразительного искусства, знакомить  с художниками Вологодской области.

4 неделя

Развлечение совместно с родителями «Фестиваль народных игр»

Взаимодействие с родителями, вызвать интерес к разнообразию игр Вологодской области, как играли их бабушки, дедушки.

МАРТ

1 неделя

Развлечение: «В гостях у широкой масленицы»

Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника.

2 неделя

Полезные ископаемые

Рассказать о полезных ископаемых нашего края.

Побуждать детей вести элементарную экспериментальную деятельность (сухой, сырой песок, очистка воды, опыты с известняком, рассматривание торфа).

 Воспитывать интерес к окружающему миру.

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни».

Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями.

4 неделя

Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели»

Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной. Закрепить знания об особенностях климата Вологодской области.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р)

Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях.

2 неделя

Беседы:

 «Жизнь устюжан в далёкие времена»;

«Кем работали раньше устюжане?»;

Закреплять представления детей о прошлом города, основных производствах города Великий Устюг.

3 неделя

Беседы:

«Жизнь и творчество поэта О. Кульневской»;

«Наши художники» (Б. А. Студенцов, В. Н. Латынцев);

«Яшин А. Я. – поэт и прозаик».

познакомить детей с творчеством устюжских художников Студенцова Б. А., Латынцева В. Н., поэтов Яшина А. Я., Кульневской О. П.

4 неделя

Посещение краеведческого музея.

Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания.

МАЙ

1 неделя

Экскурсия к памятнику ВОВ,

Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.

2 неделя

Литературная викторина «На страже земли русской»

Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников.

3 неделя

Конкурс семейных рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите»;

Воспитывать заботу о природе, дать понятие о том, что наша малая родина взаимосвязана с планетой Земля.

4 неделя

Встречи с интересными людьми (родители, сотрудники детского сада, социальные партнёры)

Развивать познавательный интерес детей к малой родине и воспитание патриотических чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Детство: Примерная  образовательная  программа  дошкольного образования [Текст]/ Т. И.   Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева  и  др. —  СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
  3. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998
  5. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  6. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
  7. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
  8. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе...

Перспективное планирование по региональному компоненту в средней группе

Планирование по региональному компоненту (краеведение) в средней группе...

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей логопедической группе

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края. Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобы...

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей группе (1 полугодие)

Перспективное планирование по региональному компоненту Южный Урал в старшей группе с сентября по февраль...

Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки» (по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)

Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки»(по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)...