ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ в старшей группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей и подготовительной группе детского сада на основе программы "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_regionalnomu_komponentu_1.docx | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА | ||||
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМА РАБОТЫ | ЦЕЛЬ | |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» в детском саду | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя. | |
2 неделя | Экскурсия к реке Северная Двина | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. | ||
3 неделя | Знакомство с русскими народными песнями, потешками, закличками | Познакомить детей с устным народным творчеством. Помочь детям через устное творчество понять особенности национальной культуры людей. | ||
4 неделя | Оформление альбома «Символика г. Великий Устюг» (герб, флаг), России (герб, флаг) | Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине. | ||
ОКТЯБРЬ | 1 неделя | Разучивание считалок, скороговорок, чистоговорок | Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Расширять словарный запас. Вызвать желание запомнить и прочитать наизусть считалку. | |
2 неделя | Оформление альбома: «Предметы русского народного быта» | Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа | ||
ОКТЯБРЬ | 3 неделя | Рисование «Вологодские кружева» | Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности. | |
4 неделя | Посещение памятника Сергею Преминину | Дать детям знания о земляке – герое, его подвиге. Воспитывать чувство патриотизма. | ||
НОЯБРЬ | 1 неделя | Посещение краеведческого музея в школе (Музей «Русская изба» в ДК г. Красавино) | Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. | |
2 неделя | Беседа на тему: «Преданья старины глубокой» | Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. | ||
3 неделя | Прослушивание русских народных песен. | Познакомить детей с русскими народными песнями. Вызвать желание выучить одну из песен. Воспитывать бережное отношение к культуре русского народа. | ||
4 неделя | Игры – драматизации по русским народным сказкам | Продолжать знакомить детей с фольклором русского народа. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки. | ||
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…» | Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы. | |
2 неделя | Беседа на тему: «Богатырская наша сила» | Продолжать знакомство с понятиями «богатырская сказка», «былина», «пословица», «богатырские потешки»; развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений, речь; сформировать понятие о том, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали; учить вести диалог, поддерживать беседу; воспитывать любовь к Родине; на примере былинных героев сформировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности. | ||
3 неделя | Знакомство с русскими народными играми «Горелки с платочком», «Гуси-лебеди». | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. | ||
4 неделя | Экскурсия в зимний парк | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. | ||
ЯНВАРЬ | 1 неделя | КАНИКУЛЫ | ||
2 неделя | Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Дать элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о русских богатырях, защитниках родной земли; обогащать словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович; воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать подвигам богатырей. | ||
3 неделя | Чтение стихов и рассказов великоустюгских поэтов и писателей о родном городе | Познакомить детей с произведениями великоустюгских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову. | ||
4 неделя | Показ кукольного театра «Крошечка-Хаврошечка» Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения» | Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра. | ||
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Поле Чудес: «Красавино - город мой родной» | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине. | |
2 неделя | Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах». Дидактическая игра: «Из какой страны гость?» | Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов. | ||
3 неделя | Оформление альбома с иллюстрациями картин русских художников. | Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской; уточнить представление о Богатыре – стихии и Богатыре – человеке; вызвать интерес к языку былин, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подражать | ||
4 неделя | Познакомить детей с русскими народными играми «Баба Яга», «Ручеёк», «Салки» | Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. | ||
МАРТ | 1 неделя | Развлечение: «В гостях у широкой масленицы» | Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника. | |
2 неделя | Беседа о постройках Древней Руси. | Формировать представление о постройках Древней Руси, об их разнообразии; обогатить словарный запас: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре. | ||
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни». | Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями. | ||
4 неделя | Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели» | Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной. | ||
АПРЕЛЬ | 1 неделя | Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р) | Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях. | |
2 неделя | Беседа на тему: «Герои русских былин» | Закрепить знания об основных событиях и героях трех былин («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ставр Годинович», «Садко»); продолжать формировать пространственные представления; закрепить в речи слова, обозначающие направления движения; упражнять в умении чувствовать и определять настроение былинных героев и подбирать соответствующую пиктограмму; развивать артистичность, эмоциональность; на примере героев былин воспитывать находчивость, смелость, мужество, умение прийти на помощь в трудную минуту | ||
3 неделя | Просмотр отрывка из мультфильмов: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулишна» | Продолжать знакомить детей с жизнью богатырей. Развивать желание участвовать в обсуждении мультфильма, желание высказать свою точку зрения. Воспитывать любовь к своей Родине. | ||
4 неделя | Посещение краеведческого музея. | Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания. | ||
МАЙ | 1 неделя | Экскурсия к памятнику ВОВ, | Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ. | |
2 неделя | Литературная викторина «На страже земли русской» | Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников. | ||
3 неделя | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам | Знакомить детей с жанром живописи – сказкой. Формировать понятия о средствах выразительности: передача характера образа, движения, позы, мимики. Цвет, как средство передачи настроения. Развивать интерес к живописи, эмоционально-эстетические чувства. | ||
4 неделя | Слушание русских народных песен и попевок «Дождик», «Радуга», «Поет, поет, соловушка», «Солнышко – ведрышко», «Во поле береза стояла» | Доставить детям радость от прослушивания и пения русских народных песен и попевок; пробуждать у детей желание выступать, играть и танцевать, использовать накопленные знания. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | ФОРМА РАБОТЫ | ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | «День знаний» в детском саду | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Расширять представления о профессии учителя. |
2 неделя | Экскурсия к реке Северная Двина | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. | |
3 неделя | Рисование «Моё село красиво в разные времена года» | Актуализировать представления детей о малой родине, учить переносить образ на рисунок. | |
4 неделя | Оформление альбома «Символика г. Великий Устюг» (герб, флаг), России (герб, флаг) | Познакомить детей с символикой, вызвать чувство патриотизма и любви к своему городу, своей Родине. | |
ОКТЯБРЬ | 1 неделя | Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной» | Взаимодействие с родителями, способствовать расширению знаний детей о традициях и обычаях, распространенных на малой родине. |
2 неделя | |||
3 неделя | Рисование «Вологодские кружева» | Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности. | |
4 неделя | Посещение памятника Сергею Преминину | Дать детям знания о земляке – герое, его подвиге. Воспитывать чувство патриотизма. | |
НОЯБРЬ | 1 неделя | Посещение краеведческого музея в школе (Музей «Русская изба» в ДК г. Красавино) | Познакомить с укладом жизни русского народа. Воспитывать интерес к истории своего города, к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. |
2 неделя | Дидактическая игра: «Родной свой край люби и знай», «Узнай по описанию»; «Животные и растения нашего края», знакомство с Красной книгой Вологодской области; | Расширять знания детей о природе родного края, развивать мышление, воображение, дать знания о Красной книге Вологодской области. | |
3 неделя | Создание проекта: «Моя родословная» | Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи; воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам; формировать и развивать личность; развивать партнерские отношения с семьей. | |
4 неделя | |||
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Свободное рисование на тему «Сказка сказывается…» | Развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Создание условий для самореализации каждого ребенка. Формирование интереса к сказке. Обогащение предметно-развивающей среды группы. |
2 неделя | Беседы: «Вологодчина – жемчужина Севера»; «Лес – главное богатство области». | Расширение представлений о малой родине, о Родине, её достопримечательностях и значении для России. | |
3 неделя | Рассказы о городах области. | Продолжать знакомить с городами и населёнными пунктами Вологодской области (работа с картой). | |
4 неделя | Экскурсия в зимний парк | Формировать любовь к малой родине через наблюдение природы родного края в зимний период. Воспитывать чувство красоты, развивать радостные эмоции. | |
ЯНВАРЬ | 1 неделя | КАНИКУЛЫ | |
2 неделя | Виртуальная экскурсия к памятникам С. Дежнёва и Е. Хабарова | расширять представления детей о славном прошлом города, рассказать о заслугах устюжан в покорении Сибири. | |
3 неделя | Чтение стихов и рассказов великоустюгских поэтов и писателей о родном городе | Познакомить детей с произведениями великоустюгских авторов. Воспитывать любовь к художественному слову. | |
4 неделя | Показ кукольного театра «Дед Мороз» Изготовление атрибутов для «Уголка ряжения» | Знакомить детей со сказками. Формировать интерес к сказкам, желание их слушать, смотреть. Развивать желание рассматривать иллюстрации, оформления к сказкам. В имитационных играх передавать разные образы сказочных героев. Делать инсценировки по сказкам, приобщать к играм с элементами ряжения, театра. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Поле Чудес: «Красавино - город мой родной» | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Повторить названия знакомых улиц, рассказать о возникновении названии города, его толковании. Воспитывать любовь к своей малой родине. |
2 неделя | Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах». Дидактическая игра: «Из какой страны гость?» | Продолжать знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов. | |
3 неделя | Оформление альбома с картинами вологодских художников | Развивать восприятие детьми изобразительного искусства, знакомить с художниками Вологодской области. | |
4 неделя | Развлечение совместно с родителями «Фестиваль народных игр» | Взаимодействие с родителями, вызвать интерес к разнообразию игр Вологодской области, как играли их бабушки, дедушки. | |
МАРТ | 1 неделя | Развлечение: «В гостях у широкой масленицы» | Создать детям радостное, праздничное настроение; продолжать расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать творческую и познавательную активность детей. Вызвать интерес к истории этого праздника. |
2 неделя | Полезные ископаемые | Рассказать о полезных ископаемых нашего края. Побуждать детей вести элементарную экспериментальную деятельность (сухой, сырой песок, очистка воды, опыты с известняком, рассматривание торфа). Воспитывать интерес к окружающему миру. | |
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки в деревни». | Знакомить детей с характерными особенностями русской деревни, постройками на деревенском подворье, их обитателями. | |
4 неделя | Встреча весны. (Жаворонки). Рассматривание картин «Март» Левитан и Саврасова «Грачи прилетели» | Познакомить детей с традициями русского народа встречать, «зазывать» весну. Разучить заклички, песни, которыми в старину встречали перелетных птиц весной. Закрепить знания об особенностях климата Вологодской области. | |
АПРЕЛЬ | 1 неделя | Физкультурный досуг с элементами народных состязаний (перетягивание каната, бой мешками на бревне д.р) | Создать детям радостное настроение; продолжать расширять знания о народных традициях, уличных развлечениях, характерных народных движениях. |
2 неделя | Беседы: «Жизнь устюжан в далёкие времена»; «Кем работали раньше устюжане?»; | Закреплять представления детей о прошлом города, основных производствах города Великий Устюг. | |
3 неделя | Беседы: «Жизнь и творчество поэта О. Кульневской»; «Наши художники» (Б. А. Студенцов, В. Н. Латынцев); «Яшин А. Я. – поэт и прозаик». | познакомить детей с творчеством устюжских художников Студенцова Б. А., Латынцева В. Н., поэтов Яшина А. Я., Кульневской О. П. | |
4 неделя | Посещение краеведческого музея. | Познакомить детей с произведениями калининских художников. Продолжать формировать представления о природе родного края, учить видеть красоту родного города через художественные произведения. Воспитывать чувства прекрасного в процессе познания. | |
МАЙ | 1 неделя | Экскурсия к памятнику ВОВ, | Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города, вызвать уважение к войнам – защитникам Отечества, ветеранам ВОВ. |
2 неделя | Литературная викторина «На страже земли русской» | Уточнить и закрепить знания о былинных героях; учить рассказывать о героических подвигах русских богатырей; активизировать слова, обозначающие названия богатырских доспехов и оружия; воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам не только своей команды, но и команды соперников. | |
3 неделя | Конкурс семейных рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите»; | Воспитывать заботу о природе, дать понятие о том, что наша малая родина взаимосвязана с планетой Земля. | |
4 неделя | Встречи с интересными людьми (родители, сотрудники детского сада, социальные партнёры) | Развивать познавательный интерес детей к малой родине и воспитание патриотических чувств. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
- Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
- Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
- Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
- Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе
В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....
Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе
Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...
Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе
Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе...
Перспективное планирование по региональному компоненту в средней группе
Планирование по региональному компоненту (краеведение) в средней группе...
Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей логопедической группе
Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края. Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобы...
Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей группе (1 полугодие)
Перспективное планирование по региональному компоненту Южный Урал в старшей группе с сентября по февраль...
Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки» (по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)
Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки»(по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)...