ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Акбузат»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель программы
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 259.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08
E-mail: Det_sad_7@mail.ru
Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru
Принята Утверждаю:
на заседании Заведующий МАДОУ
Педагогического совета ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул
протокол от 31.08.2018 г. № 1 ___________ А.И.Саляхова
Приказ от 31.08.2018 г. № 113
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Акбузат»
(срок реализации:2 года, возраст детей: 5-7 лет)
Автор-составитель программы:
Хусаенова Аниса Рауиловна
воспитатель МАДОУ
ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул
МР Янаульский
Янаул,2018
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………….3 стр.
2. Календарно - тематическое планирование………………………………8 стр.
3.Содержание программы ………………………………………………...14 стр.
4.Методическое обеспечение………………………………………………18 стр.
5.Литература……………………………………………………………….. 20 стр.
I. Пояснительная записка
Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины». «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.Сухомлинский).
Данная программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Направленность программы
- формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;
- развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа;
- формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой;
- ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем;
-воспитание в детях национальной и этнокультурной толерантности (снисходительность, терпимость).
Актуальность программы
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера». Понимание данной проблемы нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и других нормативно-правовых документах Российской Федерации.
Названные документы создают правовую основу для демократических преобразований, подчёркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания.
В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально – личностный подход в воспитании детей это приоритетное направление деятельности нашего ДОУ , направленное на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников.
Новизна программы
Содержание программы «Акбузат» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края посредством формирования навыков поисковой работы
Цель программы
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы на первый год:
Образовательные:
- ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Башкортостана;
- дать дошкольникам основные знания об истории города Янаула, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Башкортостан;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
Воспитательные:
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
Ожидаемые результаты:
Имеют представление:
- о прошлом и настоящем градостроения;
- о прошлом и настоящем предметов утвари, одежды;
- о труде скотовода, пчеловода, строителя, ткача, швеи.
Знают и называют:
- функции предметов домашнего быта, названия посуды;
- назначение, характерные и отличительные особенности мужской и женской одежды;
- технологию приготовления некоторых традиционных башкирских блюд.
- сказки, легенды башкирского народа;
- произведения детских писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан
Умеют:
- использовать предметы быта в сюжетно- ролевых, театрализованных играх;
- приготовить совместно со взрослыми некоторые национальные башкирские блюда;
- проявлять интерес к архитектуре своей местности;
- конструировать (строить) из строительного материала (бумаги, картона) разные виды жилищ (старинные, современные);
- конструировать различную одежду (национальную, современную) с использованием разного материала ( бумага, ткань, мех);
- составлять разные типы высказывания: рассказ-описание, рассказ-повествование, рассказ-рассуждение об одежде, предметах быта.
- о разных жанрах устного народного творчества (колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды);
- о творчестве писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан;
-пересказывать башкирские сказки;
- читать выразительно стихи башкирских поэтов;
- придумывают сказки на материале башкирского фольклора;
- организовывать театрализованную деятельность на материале башкирского фольклора;
Задачи программы на второй год:
Образовательные:
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность.
Воспитательные:
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Имеют представление:
- о народном декоративно-прикладном искусстве башкирского народа;
- о традиционных народных праздниках башкирского народа.
- О семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге;
- О народных этикетных традициях башкирского народа (уважение к старшим, гостеприимство, благопожелание-обращение).
Знают и называют:
- предметы декоративно-прикладного искусства башкир, элементы, украшающие эти предметы;
- традиционные народные праздники башкир;
- башкирские подвижные игры;
- Членов семьи, имя и отчество родителей, родственные связи и свою социальную роль в них (тетя, дядя, внучка, сестра, брат, дедушка, бабушка);
- Народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим;
- Характерные благопожелания, обращения башкир;
- Народные обычаи и правила гостеприимства.
Умеют:
- исполнять башкирские песни и танцы;
- изготавливать и украшать орнаментом предметы быта, домашней утвари, одежды.
- составить родословную;
- на практике пользоваться народными этикетными традициями.
Условия для реализации задач программы:
1.Опора на традиции, обычаи башкирского народа, присущие ему нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры.
2.Использование национальной культуры как средства формирования самосознания личности.
3.Усвоение национальной культуры при тесном взаимодействии воспитателей и родителей.
Принципы программы:
Основными принципиальными положениями данной программы являются:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
II. Календарный тематический план
Месяцы | Блок | Тема | Время проведения | Теоретические занятия | Практические занятия |
Сентябрь 2018г. | Жилище | 1.Занятие на тему: «Твоя Республика и столица». 2.Рассказывание по картине А.Ситдиковой «В башкирской избе». 3.Занятие на тему: «Труд и занятие башкир в прошлом». 4.Рассматривание иллюстрации «Бревенчатые жилища» | 20 мин 20 мин 20 мин 20мин | Рассказ детей Беседа Беседа | Рисование «Ай Урал ты мой Урал» Художественное творчество», декоративная аппликация «Украсим юрту узором». |
Октябрь | Утварь | 1.Сюжетно-ролевая игра «В гости пришла бабушка» 2.Дидактическая игра «Назови башкирское блюдо»», 3.«Кадушка для кумыса» 4.Взаимодействие с родителями. Привлечь родителей к открытому мероприятию посвященному ко Дню Суверенитета Республики Башкортостан. | 20 мин 20 мин. 20 мин. 20 мин. | Беседа Беседа | Лепка из соленого теста «Башкирские блюда» Лепка Тематический день |
Ноябрь | Пища | 1. «Чтение художественной литературы», «Дедушка Мороз». А. Ахметкужина 2.Чтение художественной литературы», чтение сказки «Старая мать». 3. Национальные блюда башкир. 4. «Угощение для мамы» | 20 мин. 20 мин. 20 мин 20 мин | Разучивание стихотворения Беседа | Игра «Медведь и пчелы». Лепка из соленого теста |
Декабрь | Одежда | 1.Чтение художественной литературы», разучивание стихотворения Г. Гумер «Буду, как мама». 2. «Как я помогаю маме», оформление выставки детских работ. 3.Рассматривание картины «Три женщины» | 40 мин. 20 мин 20 мин. | Разучивание стихотворения Беседа | Рисование |
Февраль Январь 2019 | Фольклор | 1.Путешествие в страну сказок». Знакомство башкирскими сказками. 2. «Как в старину имя выбирали». Башкирские пословицы и благопожелания малышу и его родителям. | 40 мин 40 мин | Разучивание сказки «Лиса сирота», для театрализованного показа детям средней группы. Разучивание башкирской народной игры «Медный пень», «Медведь и пчелы» | |
Март | Литератур | 1.Чтение художественной литературы», знакомство детей с легендами: «Происхождение башкир», «Ямантау» 2. Чтение художественной литературы», чтение сказки «Старая мать». | 40 мин 40 мин | Подвижная игра «Петушиный бой Башкирская подвижная игра «Иголка и нитка», «Юрта» | |
Апрель | Искусство | 1.Знакомство башкирскими художниками: К.А.Давлеткильдеев, А.Ситдикова 2. Мастерская народных умельцев (прикладное искусство башкир) 3.Рассказ по картине А.Ситдиковой «Урожайный год. Пасека». | 40 мин. 20 мин. 20 мин. | Рассматривание картин: «Девушка-башкирка в голубом», «Чак-чак», «Башкирский мед» Беседа | Аппликация «Роспись башкирского сапожка». |
Май | Музыка | 1.Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов. 2. Занятие на тему: известные музыканты г. Янаула. | 40 мин. 40 мин | Разучивание песни Р.Ураксиной «Курай» | Взаимодействие с родителями .Оформление альбома «Известные люди г.Янаула» |
Сентябрь | Муз. инструменты | 1.« Башкирские народные музыкальные инструменты». 2. Чтение художественной литературы», чтение сказки «Как собака себе хозяина нашла». 3.Башкирские танцы | 20 мин 20 мин. 40 мин | Беседа | Башкирская игра «Курай Разучивание танца «Платок» |
Октябрь | Традиции и обычаи | 1.Знакомство с традиционными праздниками «Сабантуй», «Воронье каша», Рождение ребенка, имя наречение» 2. Взаимодействие с родителями. Праздник «День республики Башкортостан» | 40 мин 40 мин | Подвижные игры: «Ловкий джигит», «Перетягивание палки», «Стрелок», «Кони и пастухи». | |
Ноябрь | 1.Красная книга Башкортостана». 2.Привлечь родителей к оформлению зимнего участка. «Снежный городок для здоровья детей». | 40 мин. 40 мин. | Просмотр видеофильм Игровая площадка | ||
Январь 2020 Декабрь | Семья | 1.«Моя семья». Сбор фотографий членов семьи. Рассказ детей о составе семьи. 2.Мой папа – солдат!» 3.Спортивное представление – досуг: «Юные батыры». 4.«В гостях у подруги» | 20 мин. 20 мин. 20 мин 20 мин | Беседа | Оформление альбома «Моя семья». Подвижные игры: «Ловкий джигит», «Перетягивание палки», «Стрелок», «Кони и пастухи Сюжетно-ролевая игра |
Февраль | 1.«Старших все мы уважаем, младших мы не обижаем». 2. Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак». 3.«Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». | 40мин. 20 мин 20 мин. | Разучивание стихотворение Г.Юнысовой «Праздник наших пап» | Подарок папе (аппликация) Просмотр фильма о детстве Салавата | |
Март | Традиции башкирской семьи | 1.«8 Марта, праздник для всех женщин» 2.Украсим фартук для бабушки» 3.«День победы». Знакомство с произведением А.Игенбаева. «День победы» | 20 мин. 20 мин 40 мин. | Беседа | Праздник Рисование Экскурсия Краеведческий музей |
Май Апрель | 1.Итоги работы. Отчет на родительском собрании 2.Отчет на педагогическом совете №5 | Доклад Доклад | Выставка работ детей. Презентация Выставка работ детей. Презентация |
III. Содержание программы
Программа состоит из трех блоков:
1.Блок «Человек – творец рукотворного мира».
Цель: знакомить детей с творческой деятельностью человека, с человеком-тружеником, мастером. Рассказать, что человек создает предметы быта, нужные для жизни людей. Формировать умение отличать прекрасное, красивое в предметах окружающего мира, стремление сделать то, что доступно другому, создавать свое, оригинальное. Воспитывать чувство уважения к человеку, создающему прекрасное в жизни. Формировать познавательные ценности, ценности преобразования.
Содержание блока:
Жилище.
Показать особенности башкирского быта в прошлом: разнообразные типы жилья, временные жилища – асалык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта), бревенчатые жилища. Показать особенности устройства жилища. В левой части юрты на деревянных подставках стояли сундуки с имуществом, на них складывались постель: одеяло, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. На стенах были развешаны выездная упряжь, сёдла, оружие, нарядная одежда. В правой части – посудные шкафчики и лавки, на которых находились кожаные сосуды с кумысом, кадки с айраном и медовкой, короб и корзина с коротом, хранисиль посуда и пищевые припасы. Для бревенчатых жилищ характерны: нары и постоянный очаг – печь. Нары застилали циновками, войлоком, сверху домоткаными коврами. Башкирский народ использовал для украшения жилища рукодельные предметы: ковры, вышивку, ткань. При этом использовали шерсть: её чесали, били, валяли войлок, пряли пряжу, ткали ткани, ковры.
Показать дальнейшее развитие строительства жилища в современных условиях города, села, в котором живет ребенок. Дать детям представление об архитектуре столицы Башкортостана – города Уфы. Познакомить с архитектурными памятниками столицы и своего города Межгорье. Знать названия улиц, носящих имена знаменитых людей, чьи биографии связаны с башкирской землей.
Утварь.
Показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции: нары (место для отдыха); сундук (хранятся старинные вещи старших); урза (тонкая жердь, на которой развешивалась одежда).
Показать способность человека создавать красивую и нужную утварь. Домашнюю утварь делали из разных материалов. Например. Из кожи – сосуды (для кумыса, айрана), сумки, ведра. Расширить знания о материале, из которого делали утварь: берестяная посуда (из бересты): кузовки, короба, прямоугольные лотки. В них собирали и сушили ягоды, держали муку и хранили хлеб. Буранки – банки, туески с деревянным дном служили для хранения соли, масла, сметаны. Когда работали в поле, брали айран, кумыс, молоко. В прошлом использовали металлическую посуду. Показать красоту современной посуды, которая сделана из различных материалов: стекла, пластмассы, фарфора, металла.
Все предметы утвари придумал человек. Он создал предметы, чтобы облегчить жизнь. Привлекать детей к созданию предметов утвари с использованием разного материала. Развивать художественные способности детей.
Пища.
Традиционная пища зависит от основного промысла. Основной вид промысла – скотоводство, пчеловодство. Важный продукт питания – коровье молоко. В старину говорили: «У кого корова, у того есть угощение». Из кобыльего молока готовили кумыс, из молока – катык, творог, масло. Познакомить с некоторыми технологиями приготовления творога и масла.
Знакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа: баурсак, вак-балэш, усбосмак и др. познакомить с технологиями приготовления некоторых блюд.
Показать, что у башкирского народа есть традиционные сладкие блюда: мед –целебныое питание, баурсак – свадебное кушанье.
Одежда.
У национальной одежды башкирского народа есть своя история. Мужская и женская имеют свои отличительные особенности. Основу женской одежды составляет платье с оборками, украшенное тканным узором, вышивкой, под платьем носили шаровары. На платье надевали камзол, расшитый монетами и позументом. Украшали одежду нагрудники (хакал, селтэр). В качестве головного убора был распространен платок. Иногда поверх платка одевали меховую шапку, праздничный убор (кашмау). Популярными были небольшие шапки с плоским верхом (бэлэкэйкалпак).
Основу мужской одежды составляли туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых одевали камзол и легкий халат. Верхней одеждой служили чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэкэй) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и халаты отделывались позументом. Головным убором служили тюбетейки, изготовленные из бархата. Молодежь поверх тюбетейки надевала круглую высокую шапку из меха, либо войлочную шляпу. Обувью служили сапоги (ситек).
Дать представление о том, какие элементы национальной одежды модельеры вносят в современную одежду. Современную одежду шьют на швейных фабриках.
2. Блок « От истоков прекрасного – к творчеству».
Цель: приобщать дошкольников к истокам духовной культуры, способствовать раскрытию перед детьми богатства духовной культуры башкирского народа, укреплять интерес и эмоциональную отзывчивость ко всему прекрасному, развивать творческие способности детей.
Содержание блока:
Фольклор.
Знакомить детей с устным народным творчеством: колыбельные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки. Сказки бывают разных жанров: бытовые, волшебные, сказки о животных, поучительные, назидательные, сатирические. Выделять особенности разных жанров сказок. Уметь находить особенности и сходства башкирских сказок со сказками народов России. Легенды – особый вид жанра фольклора. Использовать легенды как средство познавательного и речевого развития. Пословицы, поговорки и загадки – эффективные средства развития словесного творчества детей. Формировать словесное творчество на материале башкирского фольклора.
Литература.
Знакомить детей с творчеством башкирских писателей и поэтов. Самостоятельно организовать игры-драматизации по сюжетам литературных произведений.
Искусство.
Знакомить детей с произведениями башкирских художников.
Знакомить с декоративно-прикладным искусством Башкортостана.
Музыка.
Слушание. Эмоционально воспринимать содержание музыки, различать сравнивать жанры, характер произведений: веселый, плясовой, лирический.
Музыкальные инструменты.
Познакомить детей с народными музыкальными инструментами: кубыз, курай, домбра, гармонь.
Традиции и обычаи.
Знакомить с традиционными праздниками: «Воронья каша», «Сабантуй»; бытовые обрядовые: «Рождение ребенка, имя наречение».
Игры детей.
Использовать традиционные (народные) игры как средство физического и познавательно-речевого развития. Учить детей придумывать новый сюжет, правила к народным играм
3.Блок «Отчий дом».
Основные понятия.
- Семья – семейство, семейный круг, семейные, домашние, домочадцы; группа живущих родственников;
- Уважение – почитание, почтение, почтительность, уважительность, почтительное отношение, основанное на признание чьих-то достоинств;
- Благопожелание – пожелание, воля высказать какие-то пожелания;
- Гостеприимство – гостеприимность, радушие, хлебосольство.
Формирование представления.
Семья – самый родной и близкий круг людей. Хранительница очага – мать, отец – глава семьи. Мальчик в семье – это будущий мужчина. Мальчик должен расти смелым, мужественным, сильным, трудолюбивым, умным, умелым, мудрым. Девочка – будущая мать. В девочке с детства воспитываем способность к ласке, заботливость, нежность, бережливость, послушание.
Традиция башкирской семьи: уважение к родителям, к старшим членам семьи.
Народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:
1.Благопожелание – внимание к окружающим, пожелание удачи, счастья, всяческих благ в жизни. Это форма выражения добрых отношений к человеку. У башкирского народа на все случаи есть благопожелания: пожелание гостям при расставании, пожелание ребенку и т.д.
2.Гостеприимство – главная черта башкирского народа. «Гость – благо дома», «Кто не оказал почет гостю, у того на поле не заколосится», «Гость – счастье дома».
3.Обычаи:
- в отсутствии отца гостей принимают старшие сыновья;
- гостю еды можешь не дать, а встречай радушно;
-девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно обращаться с гостями, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке кунацкую;
- когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если в дом придет запоздалый гость.
4.Правила:
- увидев гостя, хозяин выходит ему навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать. К добру будет ваш приезд!»;
- вошедшим помогают снять одежду;
- вошедшие гости здороваются с хозяевами пожиманием обеих рук;
- гостя приглашают в кунацкую и сажают на почетное место;
- чем старше гость, тем он почетнее;
- гостя спрашивают о здоровье;
- хозяин наделяет гостей припасом на дорогу;
- когда в комнате находятся пожилые и молодые люди, то пожилые сидят, а молодые стоят или сидят отдельно;
- за столом первым пищу принимает старший по возрасту;
- при встрече со старшим младший почтительно здоровается с ним;
- младшие должны открывать двери и придерживать ее, когда входит старший по возрасту;
- старший помогает младшему в сложных ситуациях, советует, как поступить.
IV.Формы и методы работы
Формы работы:
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,
6. Использование новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и мнемотаблицам.).
2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в образовательной деятельности:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Материальное-технические условия: удобное рабочее место,правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактические материалы: дидактические игры, картотека подвижных игр, карта Республики Башкортостан, картины художников и писателей, куклы в башкирском костюме
Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций.
Технические средства: музыкальный центр, телевизор, диски песнями, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы: ножницы, карандаши цветные, клей, кисточки, цветная бумага, стаканчики, салфетки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- открытые занятия;
-выставки детских работ;
-анкеты для родителей;
- отчет на педагогическом совете №5;
V. Список литературы
1.Закон Республики Башкортостан «О языках народа Республики Башкортостан».2013г.
2.Р.Л Агишева «Фольклор и литература Башкортостана».Уфа;Китап,2011г.
3.Азнабаева Ф.Г«Голбостан» Методическое пособие Уфа; Китап, 2010г
4.Азнабаева Ф.Г, З.Г Нафикова «Оскон» Методическое пособие Уфа;Китап,2010
5.Азнабаева Ф.Г «Табигат hам кеше» методическое пособие Уфа; Китап,2012г
6.Азнабаева Ф.Г «Мин шахес»методическое пособие Уфа; Китап,2011г
7.Гасанова Р. Х. «Земля отцов» Программа-руководство. Уфа. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...