ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Акбузат»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Хусаенова Аниса Рауиловна

Цель программы

Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx259.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17,  5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru

Принята                                                           Утверждаю:

на заседании                                                       Заведующий МАДОУ    

Педагогического совета                                     ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

протокол от 31.08.2018 г. № 1                          ___________ А.И.Саляхова

                                                                              Приказ от 31.08.2018 г. № 113

        

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Акбузат»

(срок реализации:2 года, возраст детей: 5-7 лет)

C:\Users\user\Desktop\cropped-Illustation_akbuzat_optimized_for_web.jpg

                                                                   Автор-составитель программы:

                                                                             Хусаенова Аниса Рауиловна

                                                      воспитатель МАДОУ

                                                                             ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

                                                                             МР Янаульский

Янаул,2018

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………….3 стр.

2. Календарно - тематическое планирование………………………………8 стр.

3.Содержание программы  ………………………………………………...14 стр.

4.Методическое обеспечение………………………………………………18 стр.

5.Литература……………………………………………………………….. 20 стр.

I. Пояснительная записка

Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины». «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.Сухомлинский).

Данная программа рассчитана на работу с детьми  5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Направленность программы

 - формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;

- развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа;

- формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой;

- ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем;

 -воспитание в детях национальной и этнокультурной толерантности (снисходительность, терпимость).

Актуальность программы

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера». Понимание  данной проблемы  нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и других нормативно-правовых документах Российской Федерации.

Названные документы создают правовую  основу для демократических преобразований, подчёркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Таким образом, обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от воспитания духовного самосознания.

В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально – личностный  подход в воспитании детей это приоритетное направление деятельности нашего ДОУ , направленное на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.

 Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена  на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников.

Новизна программы

        Содержание программы «Акбузат» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

        Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она  сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.

         Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края посредством формирования навыков поисковой работы

Цель программы

Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы на  первый год:

Образовательные:

 - ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Башкортостана;

 - дать  дошкольникам основные знания об истории города Янаула,  о культурных, политических, экономических особенностях Республики Башкортостан;

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

Воспитательные:

- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;

Ожидаемые результаты:

 Имеют представление:

- о прошлом и настоящем градостроения;

- о прошлом и настоящем предметов утвари, одежды;

- о труде скотовода, пчеловода, строителя, ткача, швеи.

Знают и называют:

         - функции предметов домашнего быта, названия посуды;

         - назначение, характерные и отличительные особенности мужской и женской одежды;

- технологию приготовления некоторых традиционных башкирских блюд.

- сказки, легенды башкирского народа;

- произведения детских писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно- ролевых, театрализованных играх;

- приготовить совместно со взрослыми некоторые национальные башкирские блюда;

- проявлять интерес к архитектуре своей местности;

- конструировать (строить) из строительного материала (бумаги, картона) разные виды жилищ (старинные, современные);

- конструировать различную одежду (национальную, современную) с использованием разного материала ( бумага, ткань, мех);

- составлять разные типы высказывания: рассказ-описание, рассказ-повествование, рассказ-рассуждение об одежде, предметах быта.

- о разных жанрах устного народного творчества (колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды);

- о творчестве писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан;

-пересказывать башкирские сказки;

- читать выразительно стихи башкирских поэтов;

- придумывают сказки на материале башкирского фольклора;

- организовывать театрализованную деятельность на материале башкирского фольклора;

Задачи программы на второй год:

 Образовательные:

 - познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;

- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;

воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

Имеют представление:

  • о народном декоративно-прикладном искусстве башкирского народа;
  • о традиционных народных праздниках башкирского народа.
  • О семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге;
  • О народных этикетных традициях башкирского народа (уважение к старшим, гостеприимство, благопожелание-обращение).

Знают и называют:

  • предметы декоративно-прикладного искусства башкир, элементы, украшающие эти предметы;
  • традиционные народные праздники башкир;
  •  башкирские подвижные игры;  
  • Членов семьи,  имя и отчество родителей, родственные связи и свою социальную роль в них (тетя, дядя, внучка, сестра, брат, дедушка, бабушка);
  • Народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим;
  • Характерные благопожелания, обращения башкир;
  • Народные обычаи и правила гостеприимства.

Умеют:

  • исполнять башкирские песни и танцы;
  • изготавливать и украшать орнаментом предметы быта, домашней утвари, одежды.
  • составить родословную;
  • на практике пользоваться народными этикетными традициями.

Условия для реализации задач программы:

1.Опора на традиции, обычаи башкирского народа, присущие ему нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры.

2.Использование  национальной культуры как средства формирования самосознания личности.

3.Усвоение национальной культуры при тесном взаимодействии воспитателей и родителей.

Принципы программы:

Основными принципиальными положениями   данной программы являются:

- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

II. Календарный тематический план

Месяцы

Блок

Тема

Время

проведения

Теоретические

занятия

Практические занятия

Сентябрь 2018г.

Жилище

1.Занятие на тему: «Твоя Республика и столица».

2.Рассказывание по картине А.Ситдиковой «В башкирской избе».

3.Занятие на тему: «Труд и занятие башкир в прошлом».

4.Рассматривание иллюстрации «Бревенчатые жилища»

20 мин

20 мин

20 мин

20мин

Рассказ детей

Беседа

Беседа

Рисование «Ай Урал ты мой Урал»

Художественное творчество», декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

Октябрь

Утварь

1.Сюжетно-ролевая игра «В гости пришла бабушка»

2.Дидактическая игра «Назови башкирское блюдо»»,

3.«Кадушка для кумыса»

4.Взаимодействие с родителями.

Привлечь родителей к открытому мероприятию посвященному ко Дню Суверенитета Республики Башкортостан.

20 мин

20 мин.

20 мин.

20 мин.

Беседа

Беседа

Лепка  из соленого теста «Башкирские блюда»

Лепка

Тематический день

Ноябрь

Пища

1. «Чтение художественной литературы», «Дедушка Мороз».

 А. Ахметкужина

2.Чтение художественной литературы»,

чтение сказки «Старая мать».

3. Национальные блюда башкир.

4.  «Угощение для мамы»

20 мин.

20 мин.

20 мин

20 мин

Разучивание стихотворения

Беседа

Игра

«Медведь и пчелы».

Лепка из соленого теста

Декабрь

Одежда

1.Чтение художественной литературы»,

разучивание стихотворения    Г. Гумер      «Буду, как мама».

2. «Как я помогаю маме», оформление выставки детских работ.

3.Рассматривание картины «Три женщины»

40 мин.

20 мин

20 мин.

Разучивание стихотворения

Беседа

Рисование

         Февраль        Январь 2019

Фольклор

1.Путешествие в страну сказок». Знакомство башкирскими сказками.

2. «Как в старину имя выбирали».

Башкирские пословицы и благопожелания малышу и его родителям.

40 мин

40 мин

Разучивание сказки «Лиса сирота», для театрализованного показа детям средней группы.

Разучивание башкирской народной игры «Медный пень», «Медведь и пчелы»

                                                              Март                                            

Литератур

1.Чтение художественной литературы»,

знакомство детей с легендами: «Происхождение башкир», «Ямантау»

2. Чтение художественной литературы»,

чтение сказки «Старая мать».

40 мин

40 мин

 Подвижная игра «Петушиный бой

 Башкирская подвижная игра «Иголка и нитка», «Юрта»

                                                                       Апрель  

           Искусство

1.Знакомство башкирскими художниками:

К.А.Давлеткильдеев,

А.Ситдикова

2. Мастерская народных умельцев (прикладное искусство башкир)

3.Рассказ по картине А.Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».

40 мин.

20 мин.

20 мин.

Рассматривание картин: «Девушка-башкирка в голубом», «Чак-чак», «Башкирский мед»

Беседа

Аппликация

«Роспись башкирского сапожка».

Май

Музыка

1.Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов.

2. Занятие на тему: известные музыканты  г. Янаула.

40 мин.

40 мин

Разучивание песни Р.Ураксиной «Курай»

Взаимодействие с родителями .Оформление альбома «Известные люди г.Янаула»

Сентябрь

Муз. инструменты

1.« Башкирские народные музыкальные инструменты».

2. Чтение художественной литературы»,

чтение сказки «Как собака себе хозяина нашла».

3.Башкирские  танцы

20 мин

20 мин.

40 мин

Беседа

Башкирская игра «Курай

Разучивание танца «Платок»

                                         Октябрь

                                                         Традиции и  

обычаи

1.Знакомство с традиционными праздниками «Сабантуй», «Воронье каша», Рождение ребенка, имя наречение»

2. Взаимодействие с родителями.

Праздник  «День республики Башкортостан»

40 мин

40 мин

Подвижные игры: «Ловкий джигит»,

«Перетягивание палки», «Стрелок»,

«Кони и пастухи».

Ноябрь

1.Красная книга Башкортостана».

2.Привлечь родителей к оформлению зимнего участка. «Снежный городок для здоровья детей».

40 мин.

40 мин.

Просмотр видеофильм

Игровая площадка

Январь 2020                            Декабрь      

                                         Семья

1.«Моя семья». Сбор фотографий членов семьи. Рассказ детей о составе семьи.

2.Мой папа – солдат!»

3.Спортивное представление – досуг: «Юные батыры».

4.«В гостях у подруги»

20 мин.

20 мин.

20 мин

20 мин

Беседа

Оформление альбома  «Моя семья».

Подвижные игры: «Ловкий джигит»,

«Перетягивание палки», «Стрелок»,

«Кони и пастухи

Сюжетно-ролевая игра

Февраль

1.«Старших все мы уважаем, младших мы не обижаем».

2. Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

3.«Салават Юлаев – славный сын башкирского народа».

40мин.

20 мин

20 мин.

Разучивание стихотворение Г.Юнысовой «Праздник наших пап»

Подарок папе (аппликация)

Просмотр фильма о детстве Салавата

                          Март

Традиции башкирской семьи

1.«8 Марта, праздник для всех женщин»

2.Украсим фартук для бабушки»

3.«День победы». Знакомство с произведением А.Игенбаева.   «День победы»

20 мин.

20 мин

40 мин.

Беседа

Праздник

Рисование

Экскурсия Краеведческий музей

Май  Апрель

1.Итоги работы.

Отчет на родительском собрании

2.Отчет на педагогическом совете №5

 Доклад

Доклад

Выставка работ детей.

Презентация

Выставка работ детей.

Презентация


III. Содержание программы

Программа состоит из  трех блоков:

1.Блок  «Человек – творец рукотворного мира».

Цель: знакомить детей с творческой деятельностью человека, с человеком-тружеником, мастером. Рассказать, что человек создает предметы быта, нужные для жизни людей. Формировать умение отличать прекрасное, красивое в предметах окружающего мира, стремление сделать то, что доступно другому, создавать свое, оригинальное.  Воспитывать чувство уважения к человеку, создающему прекрасное в жизни. Формировать познавательные ценности, ценности преобразования.

Содержание блока:

Жилище.

Показать особенности башкирского быта в прошлом: разнообразные типы жилья, временные жилища – асалык (плетенный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта), бревенчатые жилища. Показать особенности устройства жилища. В левой части юрты на деревянных подставках стояли сундуки с имуществом, на них складывались постель: одеяло, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. На стенах были развешаны выездная упряжь, сёдла, оружие, нарядная одежда. В правой части – посудные шкафчики и лавки, на которых находились кожаные сосуды с кумысом, кадки с айраном и медовкой, короб и корзина с коротом, хранисиль посуда и пищевые припасы. Для бревенчатых жилищ характерны: нары и постоянный очаг – печь. Нары застилали циновками, войлоком, сверху домоткаными коврами. Башкирский народ использовал для украшения жилища рукодельные предметы: ковры, вышивку, ткань. При этом использовали шерсть: её чесали, били, валяли войлок, пряли пряжу, ткали ткани, ковры.

Показать дальнейшее развитие строительства жилища в современных условиях города, села, в котором живет ребенок. Дать детям представление об архитектуре столицы Башкортостана – города Уфы. Познакомить с архитектурными памятниками столицы и своего города Межгорье. Знать названия улиц, носящих имена знаменитых людей, чьи биографии связаны с башкирской землей.

Утварь.

Показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции: нары (место для отдыха); сундук (хранятся старинные вещи старших); урза (тонкая жердь, на которой развешивалась одежда).

Показать способность человека создавать красивую и нужную утварь. Домашнюю утварь делали из разных материалов. Например. Из кожи – сосуды (для кумыса, айрана), сумки, ведра. Расширить знания о материале, из которого делали утварь: берестяная посуда (из бересты): кузовки, короба, прямоугольные лотки. В них собирали и сушили ягоды, держали муку и хранили хлеб. Буранки – банки, туески с деревянным дном служили для хранения соли, масла, сметаны. Когда работали в поле, брали айран, кумыс, молоко. В прошлом использовали металлическую посуду. Показать красоту современной посуды, которая сделана из различных материалов: стекла, пластмассы, фарфора, металла.

Все предметы утвари придумал человек. Он создал предметы, чтобы облегчить жизнь. Привлекать детей к созданию предметов утвари с использованием разного материала. Развивать художественные способности детей.

Пища.

Традиционная пища зависит от основного промысла. Основной вид промысла – скотоводство, пчеловодство. Важный продукт питания – коровье молоко. В старину говорили: «У кого корова, у того есть угощение». Из кобыльего молока готовили кумыс, из молока – катык, творог, масло. Познакомить с некоторыми технологиями приготовления творога и масла.

Знакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа: баурсак, вак-балэш, усбосмак и др. познакомить с технологиями приготовления некоторых блюд.

Показать, что у башкирского народа есть традиционные сладкие блюда: мед –целебныое питание, баурсак – свадебное  кушанье.

Одежда.

У национальной одежды башкирского народа есть своя история. Мужская и женская имеют свои отличительные особенности. Основу женской одежды составляет платье с оборками, украшенное тканным узором, вышивкой, под платьем носили шаровары. На платье надевали камзол, расшитый  монетами и позументом. Украшали одежду нагрудники (хакал, селтэр). В качестве головного убора был распространен платок. Иногда поверх платка одевали меховую шапку, праздничный убор (кашмау). Популярными были небольшие шапки с плоским верхом (бэлэкэйкалпак).

Основу мужской одежды составляли туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых одевали камзол и легкий халат. Верхней одеждой служили чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэкэй) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и халаты отделывались позументом. Головным убором служили тюбетейки, изготовленные из бархата.  Молодежь поверх тюбетейки надевала круглую высокую шапку из меха, либо войлочную шляпу. Обувью служили сапоги (ситек).

Дать представление о том, какие элементы национальной одежды модельеры вносят в современную одежду. Современную одежду шьют на швейных фабриках.

2. Блок  « От истоков прекрасного – к творчеству».

Цель: приобщать дошкольников к истокам духовной культуры, способствовать  раскрытию перед детьми богатства духовной культуры башкирского народа, укреплять интерес и эмоциональную отзывчивость ко всему прекрасному, развивать творческие способности детей.

Содержание блока:

Фольклор.

Знакомить детей с устным народным творчеством: колыбельные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки. Сказки бывают разных жанров: бытовые, волшебные, сказки о животных, поучительные, назидательные, сатирические. Выделять особенности разных жанров сказок. Уметь находить особенности и сходства башкирских сказок со сказками народов России. Легенды – особый вид жанра фольклора. Использовать легенды как средство познавательного и речевого развития. Пословицы, поговорки и загадки – эффективные средства развития словесного творчества детей. Формировать словесное творчество на материале башкирского фольклора.

Литература.

Знакомить детей с творчеством башкирских писателей и поэтов.  Самостоятельно организовать игры-драматизации по сюжетам литературных произведений.

Искусство.

Знакомить детей с произведениями башкирских художников.

Знакомить с декоративно-прикладным искусством Башкортостана.

Музыка.

Слушание. Эмоционально воспринимать содержание музыки, различать сравнивать жанры, характер произведений: веселый, плясовой, лирический.

Музыкальные инструменты.

Познакомить детей с народными музыкальными инструментами: кубыз, курай, домбра, гармонь.

Традиции и обычаи.

Знакомить с традиционными праздниками: «Воронья каша», «Сабантуй»; бытовые обрядовые: «Рождение ребенка, имя наречение».

Игры детей.

Использовать традиционные  (народные) игры как средство физического и познавательно-речевого развития. Учить детей придумывать новый сюжет, правила к народным играм

3.Блок  «Отчий дом».

Основные понятия.

  • Семья – семейство, семейный круг, семейные, домашние, домочадцы; группа живущих родственников;
  • Уважение – почитание, почтение, почтительность, уважительность, почтительное отношение, основанное на признание чьих-то достоинств;
  • Благопожелание – пожелание, воля высказать какие-то пожелания;
  • Гостеприимство – гостеприимность, радушие, хлебосольство.

Формирование представления.

Семья – самый родной и близкий круг людей. Хранительница очага – мать, отец – глава семьи. Мальчик в семье – это будущий мужчина. Мальчик должен расти смелым, мужественным, сильным, трудолюбивым, умным, умелым, мудрым. Девочка – будущая мать. В девочке с детства воспитываем способность к ласке, заботливость, нежность, бережливость, послушание.

Традиция башкирской семьи: уважение к родителям, к старшим членам семьи.

Народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:

1.Благопожелание – внимание к окружающим, пожелание удачи, счастья, всяческих благ в жизни. Это форма выражения добрых отношений к человеку. У башкирского народа  на все случаи есть благопожелания: пожелание гостям при расставании, пожелание ребенку и т.д.

2.Гостеприимство – главная черта башкирского народа. «Гость – благо дома»,   «Кто не оказал почет гостю, у того на поле не заколосится»,  «Гость – счастье дома».

3.Обычаи:

- в отсутствии отца гостей принимают старшие сыновья;

- гостю еды можешь не дать, а встречай радушно;

-девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно обращаться с гостями, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке кунацкую;

- когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если в дом придет запоздалый гость.

4.Правила:

- увидев гостя, хозяин выходит ему навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать. К добру будет ваш приезд!»;

- вошедшим помогают снять одежду;

- вошедшие гости здороваются с хозяевами пожиманием обеих рук;

- гостя приглашают в кунацкую и сажают на почетное место;

- чем старше гость, тем он почетнее;

- гостя спрашивают о здоровье;

- хозяин наделяет гостей припасом на дорогу;

- когда в комнате находятся пожилые и молодые люди, то пожилые сидят, а молодые стоят или сидят отдельно;

- за столом первым пищу принимает старший по возрасту;

- при встрече со старшим младший почтительно здоровается с ним;

- младшие должны открывать двери и придерживать ее, когда входит старший по возрасту;

- старший помогает младшему в сложных ситуациях, советует, как поступить.

IV.Формы и методы работы

Формы работы:

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.  Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

6. Использование новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1. Методы,  в основе которых лежит способ организации  занятий:

-  игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

- словесный  (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ  иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и мнемотаблицам.).

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в  образовательной деятельности:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Материальное-технические условия: удобное рабочее место,правильное освещение, набор инструментов.

Наглядные пособия и дидактические материалы: дидактические игры, картотека подвижных игр, карта Республики Башкортостан, картины художников и писателей, куклы в башкирском костюме

Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций.

Технические средства: музыкальный центр, телевизор, диски песнями, иллюстрированные презентации.

Инструменты и материалы: ножницы, карандаши цветные, клей, кисточки, цветная бумага, стаканчики, салфетки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- открытые занятия;

-выставки детских работ;

          -анкеты для родителей;

         - отчет на педагогическом совете №5;

V. Список литературы

1.Закон Республики Башкортостан «О языках народа Республики Башкортостан».2013г.

2.Р.Л Агишева «Фольклор и литература Башкортостана».Уфа;Китап,2011г.

3.Азнабаева Ф.Г«Голбостан» Методическое пособие Уфа; Китап, 2010г

4.Азнабаева Ф.Г, З.Г Нафикова «Оскон» Методическое пособие Уфа;Китап,2010

5.Азнабаева Ф.Г «Табигат hам кеше» методическое пособие Уфа; Китап,2012г

6.Азнабаева Ф.Г «Мин шахес»методическое пособие Уфа; Китап,2011г

7.Гасанова Р. Х. «Земля отцов» Программа-руководство.  Уфа. 2004.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...