Перспективный план НРК вне НОД
календарно-тематическое планирование на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_nrk_vne_nod.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
Перспективный план образовательной
деятельности с детьми 3 – 7 лет
по реализации этнокультурного компонента
вне НОД
Разработала: Шаихова Г.Т.,
воспитатель, 1 к.к.
2016 год
Пояснительная записка
Образовательная деятельность по реализации этнокультурного компонента вне НОД была запланирована с целью формирования у детей представления о природе Коми края, о традициях, культуре, о жизни и деятельности народа Коми.
Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи в каждой возрастной группе:
Вторая младшая группа
- Формировать у детей представление о многообразии животного мира.
- Знакомить с понятием «Орнамент»
- Формировать у детей представление о предметах быта (муз. инструменты, посуда, игрушки – из бересты, глины, дерева)
- Знакомить детей с произведениями устного коми народного творчества.
- Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
- Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помочь лучше узнать друг друга.
- Вызвать желание участвовать в коми народных играх.
Используемые формы, методы, приемы: оформление фотоальбома, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, коми народные игры, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Средняя группа
- Расширять представление детей о семье, детском саде и его ближайшем окружении.
- Формировать представления детей об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, птиц родного края.
- Знакомить детей с элементами коми орнамента, способствовать применению знаний в дидактических играх.
- Формировать представление о предметах быта из бересты, глины, дерева и коми национальной одежде.
- Поощрять желание детей реализовывать свои впечатления в изобразительной деятельности.
- Поддерживать интерес детей к произведениям поэтов и писателей Коми республики.
- Продолжать знакомить детей с Коми народными играми.
- Знакомить детей с достопримечательностями родного города.
- используемые формы, методы, приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций, фото, образовательные ситуации, художественное творчество, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактические игры, коми народные игры.
Старшая группа
- Формировать интерес к культуре и традициям коми народа в прошлом и настоящем.
- Углублять представление детей о животном мире Коми края, приспособлении их к среде обитания.
- Формировать умение видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, архитектуре, предметах быта.
- Формировать представление детей о родном городе, развивать патриотические чувства.
- Воспитывать стремление оберегать природный мир коми края, видеть его красоту.
- Обогащать представления о особенностях Коми литературы, многообразии жанров (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, народные приемы)
- Поддерживать стремление выразить свои впечатления, переживания в рисунках (красота природы Коми края, после посещения музея, выставок, экскурсий и т.п.)
Используемые формы, методы, прием: беседа, образовательные ситуации, чтение художественной литературы, художественное творчество, экскурсии, коми народные игры, коми фольклор, дидактические игры.
Подготовительная группа
- Развивать познавательный интерес к природе Коми края. Обогащать представления об особенностях существования животных, птиц коми края.
- Обогащать представления о быте, жизненных устоях в прошлом и настоящем времени.
- Формировать знания о богатствах Коми земли (дары природы, природные ресурсы)
- Формирование любви к родному городу, к его достопримечательностям.
- Формирование представления о государственной символике Коми республики (флаг, герб, гимн) и города (герб Ухты)
- Расширять представления детей о родном крае через коми фольклор, произведения поэтов и писателей Коми республики.
- Формировать представления о защитниках Родины, учить чтить память погибших земляков в годы Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение и терпимость к людям любой национальности.
- Поддерживать желание реализовывать приобретенные знания о родном крае в творческой деятельности.
Используемые формы, методы, приемы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, экскурсии, коми народные игры, фольклор, дидактические игры.
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
сентябрь
До свидания лето, здравствуй детский сад (1-2 недели) | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Игра «Давайте познакомимся!» Задачи: помочь адаптироваться в детском саду. Воспитывать вежливое обращение друг к другу и взрослым (дети встают в круг, предавая мяч, называют свое имя) | Беседа «Что такое детский сад?» | |||
Задачи: дать представление о профессиях сотрудников детского сада. Расширять круг знакомств в детском саду. Воспитывать чувство уверенности. | Задачи: продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада, их трудовыми действиями. Познакомить с сотрудниками Коми национальности. | Беседа «День знаний» Задачи: формировать у детей представление о школе, профессии учителя, школьных принадлежностях. Дать представление о роли правительства РК в создании условий для комфортного проживания и современного обучения детей в нашей республике. | ||
Оформление фотоальбома в группе «Я и мои сверстники» Задачи: побуждать детей к узнаванию сверстников на фото, называть их имя. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Экскурсия в Коми горницу «Ребята, давайте жить дружно!» | |||
Задачи: знакомить детей с бытом, культурой людей Коми национальности, используя атрибуты в горнице. | Задачи: расширить представления детей о быте, культуре людей Коми национальности в прошлом и настоящем времени. | Задачи: совершенствовать знания детей о быте Коми народа. Подводить детей к толерантному отношению в общении с людьми разных национальностей. Воспитывать уважение, социальную открытость в общении. | ||
Осень урожайная, золотая, хмурая (3 - 4 недели) | Наблюдение за осенними листьями. Задачи: дать представление об особенностях осени. Рассмотреть разноцветные листья. Составить с детьми осенний букет. | Беседа «Вот она какая – осень!» | ||
Задачи: расширить представление детей о многообразии природных явлений в Коми крае. Закреплять представление о сезонных изменениях в природе (ст. гр – сентябрь, октябрь, ноябрь). Стимулировать детей активно участвовать в диалоге. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края. | ||||
Д/и «Волшебная коробка» Задачи: осваивать умение различать овощи и фрукты на ощупь. Называть характерные признаки. Выделить овощи, которые растут в наших краях. | Д/и «Что лишнее» Задачи: закрепить название овощей, совершенствовать умение группировать овощи по региональному признаку. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. | Загадки-отгадки. Задачи: расширить знания детей об овощах. Приобщить детей к разучиванию 2-3 названий овощей на коми языке. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
октябрь
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Осень урожайная, золотая, хмурая (1 - 4 недели) | «Дары леса» | |||
Д/и Задачи: стимулировать детей различать и группировать карточки с изображением ягод и грибов. | Беседа Задачи: расширять знания детей о дарах леса. Осваивать умение находить на картинках по описанию (Коми загадка) и назвать ягоды и грибы. | Беседа Задачи: обогащать представления детей о дарах осени в лесу. Отмечать характерные признаки. Осваивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, память, наблюдательность. | Беседа «Опасно для людей – полезно для лесных обитателей» Задачи: закрепить знания детей о дарах леса, которые растут в Коми парме. Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах. Познакомить с правилами поведения в лесу. | |
«Животный мир пармы» | ||||
Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц. Задачи: дать представление о животном мире Коми края. Упражнять в назывании знакомых животных и птиц на дидактических карточках. | Д/и «У кого домик лучше» Задачи: познакомить детей с животными Коми края. Развивать познавательный интерес. Упражнять детей в назывании жилища диких животных. | Беседа Задачи: продолжать обогащать представления об образе жизни диких животных, птиц Коми края (подготовка к зиме). Развивать любознательность. Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животному миру. | Беседа Задачи: расширить знания детей об адаптации птиц и животных к природным условиям. Развивать интерес и любознательность к животному миру Коми края. | |
Чтение художественной литературы | ||||
П. Образцов «Осень» Задачи: познакомить детей с произведением Коми автора. Подвести к пониманию и воспроизведению содержания стихотворения. | П. Образцов «Кто поднял шум в лесу» Задачи: познакомить с новыми произведениями Коми автора. Подводить к ответам на вопросы по содержанию, используя строки из стихотворения. | Ф. Журавлев «Осень – рыжая лисица» Задачи: познакомить детей с произведениями Коми авторов. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе. | П. Образцов «золотая осень» Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями Коми автора. Подводить к пониманию выделять характерные особенности Северного края. Совершенствовать отчетливое произношение слов, словосочетаний. Воспитывать любовь к поэзии. | |
Художественное творчество «Дары осени» | ||||
Задачи: развивать умение отражать в своих рисунках ягоды, овощи, грибы, встречающиеся в Коми парме. | Задачи: закрепить представления об осени в детских рисунках. Отражать в рисунке замысел стихотворений Коми поэтов. Стимулировать использовать нетрадиционные техники рисования. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
ноябрь
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Неделя здоровья (1 неделя) | Рассматривание фотоальбома, иллюстраций. Задачи: формировать представления детей о том, что каждый человек имеет имя. Развивать интерес, доброжелательные взаимоотношения между сверстниками. | Беседа «Витамины с грядки и с ветки» Задачи: познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания о пользе овощей, ягод, лечебных трав. | Рассматривание дидактических карточек «Чем вы похожи и чем вы отличаетесь» Задачи: формировать представления о сходстве и различии детей в прошлом и настоящем (внешний вид, одежда) | Беседа «Каким видом спорта занимаются взрослые и дети в РК» Задачи: формировать представления детей о преобладающих видах спорта в РК, о выдающихся спортсменах. Воспитывать чувство гордости, уважения. |
Я и моя семья (2 неделя) | «Мой дом, моя семья» рассматривание фотографий, сюжетных картинок. Задачи: формировать представления детей о семье и о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение у своим родным людям. | Беседа « Что значит слово «Семья» Задачи: закрепить понятие «семья». Знакомить детей с Коми поговорками/пословицами о семье. Воспитывать уважительное отношение к своим близким. | Беседа «Наша дружная семья» Задачи: познакомить детей с семейными традициями (на примере семей оленевода, охотника, рыбака). | Беседа «Семья в современном мире» Задачи: формировать представление о приобретении семейных традиций в связи с изменением рода деятельности Коми народа. Воспитывать уважительное отношение к традициям семьи. |
Мой дом. Мой город (3 неделя) | Рассматривание фото, иллюстраций «Строим дом, новый дом». Задачи: дать понятие, что город – это дома, улицы, парки и т.д. Познакомить детей с городом через фотографии различных объектов нашего города. | Беседа «Вот эта улица, вот этот дом» Задачи: познакомить детей с объектами ближнего окружения. Побуждать детей к запоминанию своего домашнего адреса, название и адреса детского сада. | Чтение рассказа Е. Габовой «Меховой дом» Задачи: знакомить детей с жизнью и бытом оленеводов. Воспитывать уважительное отношение к труду оленеводов. | «Такие разные дома» (рассказ воспитателя) Задачи: показать разницу конструктивных особенностей домов (многоэтажный дом, чум, деревенские дома). Сравнит и найти различия и сходства. Формировать интерес к жизни коренных жителей РК. |
Моя страна. Моя малая Родина (4 неделя) | Коллективная аппликация «Улица нашего города». Задачи: знакомить детей с частями зданий (крыши, стены, окна...). Стимулировать аккуратно наклеивать готовые детали. Воспитывать любовь к родному городу. | Чтение рассказа Е. Габовой «Флаги над островом» Задачи: Формировать знания детей о флаге РК, гербе. Упражнять в умении узнавать флаг, герб РК среди других регалий (экскурсии) | Экскурсия в историко-краеведческий музей | |
Задачи: расширять знания детей о геральдике РК. Воспитывать любовь к родному городу, Коми краю. | Задачи: познакомить детей с историей заселения новых земель, выходцами из Коми края. Разучить поговорки о дружбе. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
декабрь
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Новогодняя (1-4недели) | Чтение стихотворения «Добрый Толик» Задачи: познакомить детей с произведениями поэтов РК. Расширять знания о природе северного края. Принимать чувство любви ко всему живому. | Чтение повести Е. Габовой «Дети древней земли» | ||
«Звездочка» Задачи: познакомить детей с детскими произведениями писателей РК. Расширять представления о загадочных природных явлениях родного края. | «Охотники за звездами» Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями писателей РК. Способствовать развитию познавательного интереса к родному краю. | «Небо в огне» Задачи: познакомить детей с новыми повестями Е. Габовой. Способствовать познанию природных особенностей родного края через литературу. | ||
Беседа «История нашего края» | ||||
Задачи: расширять представления о приближающемся новогоднем празднике. Вызвать у детей живой интерес к новогодним костюмам. | Задачи: расширить знания детей о Новогоднем празднике. Помочь усвоить некоторые традиции Коми в новогодние каникулы. | Задачи: познакомить детей с традициями связанными с природным календарем (Рождество, Васильев день, Крещение, Святки). Сформировать представления детей о праздновании Нового года на Руси, в Коми крае. | ||
Экскурсия «зимняя сказка» | Экскурсия «Я в историко-краеведческом музее» | |||
Задачи: продолжать наблюдать за изменениями в природе. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа. Подвести к пониманию природы коми края и любить ее (использовать загадки и стихи коми авторов) | «Бабушкина елка» Задачи: углубить представления детей о новогодних обрядах, присущих Коми народу, из чего создавались костюмы «ряженых», чем угощали их хозяева дома. | |||
Художественное творчество «Елочные украшения» – конструирование из бумаги, бросовой материал | ||||
«Гирлянда из колечек» Задачи: осваивать умение соединять цветные полоски в кольцо. Прививать аккуратность. Стимулировать детей сделать нарядной свою группу. | «Игрушки – зверюшки» Задачи: упражнять детей скатывать мятую бумагу в шарик. Развивать мелкую моторику, фантазию. Передавать атмосферу радости от результата своего труда. | «Разноцветные фонарики» | ||
Задачи: Сформировать у детей представление о празднике Новый год, назначении елочных игрушек. Подводить к выделению существенных признаков игрушек (цвет, форма, материал), изготовленных детьми совместно с родителями для украшения новогодней елки. Формировать аккуратность. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
январь
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Неделя зимних игр и забав (1-2 неделя) | Любимые игры и игрушки детей в прошлом | |||
Экскурсия в Коми горницу Задачи: познакомить детей с игрушками из бересты, ткани, дерева, глины. Вызвать интерес к игрушкам, выполненным руками детей и взрослых. | Экскурсия в Коми центр Задачи: продолжать знакомить детей с историей своего края, народа, Коми играми. Вовлекать детей в Коми игры, | |||
Коми народные игры | ||||
«Куропаточки» Задачи: познакомить детей с Коми игрой. Уточнить с детьми, что действовать они должны по сигналу. Развивать воображение, наблюдательность. | «Стой, олень» Задачи: познакомить детей с Коми народной игрой, ее правилами. Развивать ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться на площадке. | «Ловля оленей» Задачи: познакомить детей с Коми народной игрой и ее правилами. Развивать ловкость, меткость, настойчивость, выдержку. | «Прыжки через нарты (санки)» Задачи: упражнять в прыжках через препятствие. Развивать ловкость, целеустремленность. | |
Чтение произведений Коми авторов | ||||
Зимушка – зима (3-4 неделя) | Авторская загадка П. А. Образцова на тему «Зима» Задачи: формировать умение слушать и отгадывать загадки. Активизировать словарь. Развивать образное, логическое мышление. | Стихотворение П. А. Образцова «Затейница зима» | Стихотворение П. А. Образцова «На лыжах» | Рассказ Е. В. Козловой «Лыжи – неумехи» Задачи: стимулировать следить за развитием действия в рассказе. Развивать способность внимательно слушать художественное произведение. |
Задачи: формировать у детей интерес к литературным произведениям. Стимулировать проговаривание некоторых фраз и выражений из стихотворения. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения о зиме. | ||||
Художественное творчество «Затейница зима» | «Зима в тундре» Задачи: обобщить, систематизировать представления детей о зиме в Коми крае. Способствовать активному изучению природных особенностей родного края через литературные источники. | |||
Задачи: побуждать творчески проявлять способности в изображении несложного пейзажа в соответствии с содержанием стихотворения. Изображать ель в снежном убранстве. Воспитывать бережное отношение к природе. | Задачи: побуждать детей к умению видеть, замечать красоту и богатство родной природы. Развивать творческие способности с опорой на произведения поэтов, писателей РК. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
февраль
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Неделя изобразительного искусства (1 неделя) | Особый узор – Коми орнамент | Беседа. Художник – график А. В. Мошев. Задачи: Продолжать знакомит детей с понятием «графика», «Художник-график». Познакомить с творчеством А. В. Мошева. | ||
Дидактическая игра «Составь узор» используя элементы коми орнамента. Задачи: познакомить детей с узорами из коми орнамента. умение | Художественное творчество «Нарисуй пояс. Укрась его орнаментом» | Художественное творчество «Нарисуй полотенце, укрась его орнаментом» | ||
Задачи: продолжать знакомить детей с элементами коми орнамента. Дать сведения о декоративном оформлении мужской и женской одежды. Побуждать детей составлять узор. Развивать интерес, фантазию, эстетический вкус. | ||||
Защитники Отечества (2-3 неделя) | Рассматривание иллюстраций на тему «Наша Родина сильна, охраняет мир она» Задачи: познакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать стремление быть мужественным, смелым. | Беседа «Герои – защитники Отечества» | ||
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города: уточнить знания о защитниках Отечества. Вызвать у детей чувство любви к родному краю, Родине, пробудить, активизировать дух патриотизма, подвести к чувству гордости за солдат, за и героизм. | ||||
Художественное творчество «Праздничная открытка» | Экскурсия к памятным местам (стела воинам афганцам) | |||
Наши любимые мамы (4 неделя) | Задачи: дать представление о празднике «День защитника Отечества». Вызвать чувство гордости и положительный эмоциональный отклик к российским солдатам и людям военных профессий. Вызвать желание изготовить праздничные открытки для пап. Развивать фантазию, творчество. | Задачи: познакомить с российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов.. Подвести к пониманию, что значит быть мужественным, смелым, ловким, отважным; | ||
Экскурсия в коми горницу | Беседа «Быт коми женщины в прошлом» | |||
Задачи: познакомить детей с традиционной мужской и женской народной коми одеждой (рубашка, сарафан, пояс, передник, лапти, тобоки). Подводить к отгадыванию загадок об одежде. | Задачи: Сформировать знания детей о жизненных устоях, бытовых условиях, традициях коми женщин в давние времена, с предметами быта. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
март
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Наши любимые мамы (1 неделя) | Дидактическая игра «Одень куклу» Задачи: познакомить детей с коми народной одеждой, обувью, головными уборами. Формировать представление о последовательности действий. | Дидактическая игра «Дочки-матери» Задачи: осваивать прием подбора двух одинаковых плоскостных кукол, находить незначительные отличия в коми орнаменте. Развивать внимание, логическое мышление. | Беседа «Мамы разные нужны, мамы разные важны» | |
Задачи: формировать представление о профессии современных женщин. Подвести детей к пониманию того, что забота о близких доставляет огромную радость. | Задачи: расширить представления детей о бытовых условиях, традициях, увлечениях современных женщин РК (художники, писатели, работники правительства и министерства) | |||
Сказочная (2-4янедели) | «Сказки о животных» Задачи: познакомить детей с названиями коми сказок, в которых главными персонажами являются животные (использовать иллюстрации из художественной литературы). | Беседа «Сказка в фольклоре коми народа» | ||
Задачи: продолжать знакомить детей с коми народными сказками, персонажами коми сказок. | Задачи: познакомить детей с распространенным жанром в фольклоре коми, основными мотивами сказок. Помочь детям понять основную идею коми народных сказок. | |||
Чтение коми народных сказок | ||||
«Лиса и заяц» Задачи: формировать желание слушать произведение не отвлекаясь, проявлять эмоциональный отклик на содержание произведения. | «Кот, коза и баран» Задачи: способствовать проявлению интереса к коми народным сказкам. Формировать умение выражать свое отношение к персонажам произведения. | «Медвежьи няньки» Задачи: подводить к пониманию определенной последовательности событий в тексте. Активизировать желание откликаться на содержание прочитанного. | «Лошадь и волк» Задачи: вовлекать в более углубленное восприятие текста. Способствовать осмысленному и обобщенному обсуждению произведения. | |
Театрализованная деятельность (настольный, кукольный театр) по коми народной сказке. Задачи: стимулировать более качественное освоение произведения. Вовлекать детей в повторение характерных движений и звукоподражаний из текста за педагогом. | Образовательная ситуация «Занимательные задания» Задачи: формировать знания о коми народных сказках. Создать игровую для ситуацию для закрепления знакомых коми народных сказок. Развивать мышление, память, речь. | Беседа «Легенды и сказания народов Коми» | ||
Задачи: познакомить с отличительными признаками легенд, сказаний, приданий. Закрепить знания детей о персонажах коми легенд с опорой на иллюстрации. |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
апрель
тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Неделя музыки (1 неделя) | Рассказ воспитателя «Старинные музыкальные инструменты народов Коми» | |||
Рассматривание музыкальных инструментов. Задачи: способствовать пробуждению интереса детей к музыкальным инструментам. | Задачи: дать некоторые представления о внешнем виде старинных коми музыкальных инструментах. | Задачи: расширить представления детей о старинных музыкальных инструментах народа коми и их предназначении. | Задачи: совершенствовать знания детей о старинных музыкальных инструментах. Способствовать выявлению ряда инструментов и определению их в быту коми-зырян и коми-пермяков. | |
«Весна-красна» (2-3 недели) | Наблюдение «Приход весны» Задачи: познакомить детей с признаками ранней весны. Обогащать словарный запас. | Беседа «Весенние ночи с заячий хвост» Задачи: развивать представления о весне. Закрепить признаки ранней весны. Прививать любовь к родной природе. | Беседа «Весенние проявления в природе коми края» Задачи: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Активизировать детей к участию в диалоге. | НОД «Почему так говорят?» (коми народные поговорки, приметы) Задачи: расширить знания детей о весенних изменениях в природе коми края. Подводить к пониманию смысловой направленности родного изречения. |
Чтение художественной литературы | ||||
Стихотворение «Снеговик» П.А. Образцов Задачи: побуждать к запоминанию строк стихотворения, рассказывать с интонацией. Прививать интерес и любовь к родному краю. | Стихотворение «К весне» П.А. Образцов Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями коми авторов. Вызвать эмоциональный отклик на красоту родного края. | Стихотворение «Береза» П.А. Образцов Задачи: побуждать детей к запоминанию текста произведения. Вызвать желание восхищаться красотой коми края. | Цикл стихотворений «Год начинается с весны» В. Демидов. Задачи: закрепить и обобщить знания детей о весне строками из стихотворений. Активизировать интерес к поэзии. | |
«День победы» (4 неделя) | Беседа «Почему наш город так расцвел?» Задачи: закрепить приметы весны. Уточнить в беседе, что улицы города стали чище, развиваются флаги, скоро праздник «День победы» | Экскурсия к памятнику «Вечный огонь» | ||
Задачи: расширять знания детей о великих сражениях наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства (отвагу, смелость, уважение к ветеранам ВОВ) |
Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД
май
Тема | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
«День победы» (1 неделя) | Беседа «Защитники Родины-солдаты» Задачи: вовлекать в диалог с педагогом, отвечать на простые вопросы. Формировать патриотические чувства. | Беседа «Родной город» Задачи: формировать представление детей о приближающемся празднике 9 мая. Закрепить знания о геральдике нашей страны и республики коми. | Беседа «День победы» Задачи: расширить представление о праздновании Дня победы. Вовлекать в слушание рассказа о мужестве солдат защищавших нашу Родину. Передать атмосферу чувства гордости за пройденный путь ветеранов ВОВ. | Беседа «Спасибо за мир на земле» Задачи: познакомить детей с памятниками, обелисками, созданными в память павших солдат и живых ветеранов ВОВ. Вызвать чувство восхищения и гордости за мужество защитников страны в годы ВОВ. |
«Мои игрушки, мои друзья» (2-4 недели) | Чтение стихотворения «Закаляю голыша» П.А. Образцова Задачи: познакомить с произведением. Вовлекать в диалог с педагогом, отвечать на простые вопросы педагога. | Чтение стихотворения «Штопаю» П.А. Образцова Задачи: познакомить детей с произведением коми автора. Подвести к пониманию содержания произведения. | Чтение стихотворения «Лечу куклу» П.А. Образцова Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством коми поэта. Подвести к пониманию и пересказу текста произведения. Развивать память. | Чтение стихотворения «Играю в Айболита» П.А. Образцов Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями коми поэтов. Подвести к пониманию и пересказу текста произведения. Развивать память, связанную речь. |
Художественное творчество | ||||
Задачи: формировать умение раскрашивать силуэт игрушки изготовленной из бумаги. Знакомить с основными цветами. | Задачи: продолжать формировать умение рисовать предметы круглой, овальной формы. Развивать цветовое восприятие, память. | Задачи: формировать умение украшать шаблоны одежды коми орнаментом. Закрепить знание коми узора. | Задачи: формировать умение рисовать фигуру человека в коми одежде (малице), украшать одежду элементами коми орнамента. | |
Коми народные игры | ||||
«Воробей» Задачи: формировать умение ходить по кругу, держась за руки, проговаривать слова вместе с педагогом. | «Кукушка» Задачи: формировать умение соотносить движения со словами, развивать внимание. | «Каша» Задачи: познакомить с ингредиентами необходимыми для приготовления каши. Развивать внимание, быстроту реакции. | Презентация на тему «Чем играли дети в далеком прошлом» Задачи: познакомить детей с игрушками выполненными из бересты, глины, дерева. |
Результаты освоения детьми образовательной деятельности и освоения программы по реализации этнокультурного компонента вне НОД
Вторая младшая группа (3-4 года)
- Ребенок приветлив с окружающими (взрослыми и сверстниками). Охотно участвует в организации воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Задает вопросы о людях и их действия, о городе в котором живет.
- Ребенок замечает изменения в природе родного края в разное время года.
- Различает и называет некоторых животных, птиц Коми края, плоды овощных культур.
- Вступает в общение по поводу игрушек из бересты, глины, дерев, так же музыкальных инструментов, узора на одежде из элементов Коми орнамента.
- Отражает свои впечатления о природе родного края, праздниках в рисунках, аппликации, конструировании из бумаги.
- Охотно слушает коми народные сказки, стихи и рассказы коми авторов.
- Проявляет интерес к подвижным коми народным играм, дидактическим играм.
Средняя группа (4-5 лет)
- У ребенка выражен познавательный интерес к труду взрослых.
- Проявляет любовь к родным, интересуется семейными традициями.
- Знает несколько хороводных, подвижных коми игр.
- Знает содержание прослушанных произведений коми авторов, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
- Внимательно, с интересом рассматривает предметы быта в коми горнице, игрушки из «прошлого» коми народа, иллюстрации, музыкальные инструменты.
- Различает несколько элементов коми орнамента, применяет знания в дидактических играх.
- Эмоционально откликается на красоту природы коми края, замечает изменения в разное время года.
- Имеет представление о животных и птицах коми края, называет овощи, дары леса.
- Активно участвует в разных видах творческой деятельности, рисует иллюстрации, участвует в коми народных играх, дидактических, театрализованных играх.
Старшая группа (5-6 лет)
- Различает и называет предметы народных промыслов (игрушки, одежда с элементами коми орнамента, предметы быта, музыкальные инструменты) их назначение, материал изготовления.
- Принимает участие в создании творческих работ, проявляет эмоциональное переживание.
- Имеет представление о семейных традициях.
- Различает и верно называет элементы коми орнамента. Может составить узор в дидактической игре, нарисовать узор.
- Проявляет инициативу в коми народных играх, знает название игр.
- Ребенок интересуется профессиями коми народа в прошлом и знает несколько профессий современности.
- Может рассказать о некоторых животных, птицах коми края.
- Отгадывает загадки, с помощью взрослого может сравнить коми загадки с русскими.
- Интересуется коми народными сказками, легендами.
- Называет и различает геральдику Республики Коми: флаг и герб.
Подготовительная группа (6-7 лет)
- Ребенок использует в речи коми загадки, пословицы, поговорки, понимает значение некоторых поговорок, коми народных примет.
- Пересказывает некоторые коми народные сказки, может назвать персонажей из коми легенд
- Может назвать трех-четырех писателей Республики Коми.
- Проявляет интерес к дидактическим играм, может самостоятельно организовать коми народную игру.
- Выражен интерес к самобытности, традициям коми народа в прошлом и настоящем времени.
- Знает название страны, республики, государственные символы республики и города.
- Имеет представление о городах Республики Коми, достопримечательностях родного города.
- В творческих работах стремиться отразить свое отношение к природе родного края, сказкам, стихам коми авторов.
- Узнает, называет большое количество растений, животных, птиц коми края, плоды овощных культур, дары леса.
- Активно обследует и называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между применением, строением, материалом изготовления предмета (музыкальные инструменты, предметы быта, игрушки)
Диагностические задания для выявления знаний у детей по реализации этнокультурного компонента вне НОД.
Вторая младшая группа
- «Животные коми края»
Задачи: выявить знания детей в умении узнавать изображенных на картинке животных родного края, используя дидактические карточки.
Материал: иллюстрации с изображением животных коми края: медведь, лиса, волк, заяц, белка.
- «Узнай птиц»
Задачи: выявить знания детей в умении узнавать на картинках птиц, а так же определять их в окружающей природе, используя дидактические карточки.
Материал: иллюстрации: сорока, ворона, воробей, голубь, снегирь.
- «Угадай овощи»
Задачи: выявить знания детей в умении находить на картинке овощи по определенному признаку через дидактическую игру.
Материал: дидактическая игра «Угадай овощи» (помидор, огурец, морковь, лук, капуста)
Средняя группа
- «Животные и птицы»
Задачи: выявить знания детей об образе жизни диких животных, птиц коми края через беседу.
Материал: иллюстрации с изображением диких животных: медведь, лис, волк, заяц, белка, лось, олень; птиц: ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, сова, дятел.
- «Дары природы Коми края»
Задачи: выявить знания детей о грибах и ягодах леса; безопасном поведении в лесу.
Материал: иллюстрации ягоды и грибы: черника, брусника, земляника, белый-гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежки.
- «Овощи на грядке»
Задачи: выявить знания детей об овощных культурах.
Материал: дидактическая игра «Найди и расскажи», муляжи овощей: капуста, лук, помидор, огурец, морковь, картошка, свекла, репка.
- «Составь узор»
Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента и умении составлять узор.
Материал: дидактическая игра «Составь узор», иллюстрации: рога, чум, следы, пирог, столб, ошейник.
Старшая группа
- «Что лишнее»
Задачи: выявить знания детей в умении группировать овощи, ягоды, грибы.
Материал: набор иллюстраций с изображением грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сыроежка, грузди, волнушки; ягод: брусника, черника, земляника, голубика; овощей: капуста, картошка, морковь, огурец, помидор, лук, репка, свекла, редиска, чеснок, редька.
- «Чей дом»
Задачи: выявить знания детей о птицах, диких животных и их детенышах, месте обитания, повадках.
Материал: дидактическая игра «Чей дом», иллюстрации животных и их детенышей: медведь, лиса, заяц, лось, лиса, олень, белка, бобр, кабан, рысь; птиц: воробей, сорока, голуби, ворона, дятел, кукушка, снегирь, синица, клест, сова.
- «Предметы быта и обихода»
Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента, умение составлять узор используя дидактическую игру.
Материал: д/и «Назови орнамент», «Составь узор» (рога, чум, следы, веха, пирог, столб, солнце, ошейник, оленевод)
- «Особый узор»
Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента, умение составлять узор используя д/и.
Материал: д/и «Назови орнамент», «Составь узор» (рога, чум, следы, веха, пирог, столб, солнце, ошейник, оленевод)
- «Геральдика Коми республики»
Задачи: выявить знания детей о Республике Коми, о столице, символах Коми республики (флаг, герб).
Материал: иллюстрации с символикой Коми республики.
Подготовительная группа
- «Музыкальные инструменты»
Задачи: Выявить знания детей и умения узнавать и называть старинные коми музыкальные инструменты через иллюстративно-наглядный материал.
Материал: дидактические карточки с изображением музыкальных инструментов (деревянная дщечка-барабан, колотушка-тотшкодчан, трещетка-сярган, деревянные палки-бедьяс, деревянные ложки-паньяс, балалайка, сигудок, полян, чипсан-свистульки)
- «Дары леса»
Задача: Выявить знания детей о грибах и ягодах, произрастающих в лесах коми республики, различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по средствам беседы, дид /игры.
Материал: д/игра, иллюстрации (грибы: боровик, подосиновик, подберезовик, волнушки, грузди, сыроежки, моховики, маслята, рыжики, лисички; ягоды: черника, земляника, брусника, голубика, клюква, морошка)
- «Предметы быта и обихода»
Задача: Выявить знания детей о посуде, игрушках, одежде народа Коми из прошлого, их назначении, материале из которого изготовлены – через беседу.
Материал: наглядные пособия, д/карточки.
- «Животный мир Коми края»
Задача: Выявить знания детей о животном мире коми края, о приспособлении птиц и животных к условиям сезонных изменений в ходе беседы.
Материал: иллюстрации (птицы: сорока, ворона, воробей, синица, голуби, снегирь, сова, дятел, кукушка, клест, глухарь, тетерев, куропатка, рябчики, кулик; животные: медведь, волк, лиса, заяц, белка, олень, лось, песец, бобр, кабан, рысь, черно-бурая лиса, ондатра, куница)
- «Мой город, моя Республика»
Задача: Выявить знания детей о достопримечательностях города, геральдике Республики, г. Ухты, используя наглядный материал.
Материал: иллюстрации, фотографии, наглядные пособия.
- «Книжная графика»
Задачи: Выявить знания детей о творчестве художника-графика А. В. Мошева используя для сравнения иллюстрации разных художников-графиков.
Материал: иллюстрации для сравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....
Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....