Конкурс "Воспитатель года - 2018" Конспект НОД "Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья"
материал (старшая группа) на тему

Цыкина Ольга Викторовна

Конкурс "Воспитатель года - 2018 " Конспект НОД  "Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_po_skazkam.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 пгт Серышево

Конспект непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе

«Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья»

Воспитатель МАДОУ

Детский сад №7 пгт Серышево

Цыкина Ольга Викторовна

пгт Серышево

2018

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Путешествие по сказкам коренных народов Приамурья»

Ход НОД:

Воспитатель: я рада видеть вас таких красивых, добрых с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть  вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Посмотрите друг на друга и скажите,  в костюмах какого народа мы одеты?

Дети: Мы одеты в костюмы эвенкийского народа.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком сегодня свами будем говорить.

Ответы детей (Об эвенках)

Воспитатель:  кто такие эвенки?

Ответы детей (Первые коренные жители Приамурья).

Воспитатель: именно эвенки открыли русским дорогу на Амур. По берегам широкого и могучего Амура издавна живет много разных народов: нивхи, нанайцы, ульчи, эвенки и много других.

Раньше эвенки много кочевали по тайге. А вы знаете, что означает слово «кочевать»?

Ответы детей (Переходить, переезжать с одного  места на другое).

Воспитатель: эвенкам было необходимо такое жилище, которое можно быстро установить, и в котором было бы тепло. Как называлось жилье у эвенков?

Ответы детей (Таким жилищем был  чум, сделанный из жердей, который обтягивали оленьими шкурами и берестой).

Воспитатель: Что было наверху чума?

Ответы детей  (Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света).

Воспитатель:  что раскладывали посреди чума?

Ответы детей (Посреди чума раскладывали очаг).

(Раздается стук в дверь, входит помощник воспитателя).

Помощник воспитателя: Ольга  Викторовна, на площадке  стоит и плачет девочка.

(Воспитатель выходит и возвращается с куклой и обращается к детям).

Воспитатель: дети, посмотрите,  кто к нам пришел?

Дети: это Айида.

Воспитатель:  Айида, что случилась, почему ты плачешь?

(Воспитатель берет, куколку и читает стихотворение).

Шла я лесом по дорожке,

Туесок, держа в ладошке!

У пенька остановилась,

Потому, что притомилась.

Коршун мимо пролетал,

Туесок мой и пропал.

Воспитатель: Айида в  туеске несла сказки, которые она хотела рассказать детям младшей группы. Ай да коршун, ай да проказник. Наверно деткам своим сказки понес.

Не расстраивайся Айида. Оставайся с нами, мы как раз говорим об эвенкийском народе.  Дети, мы сможем помочь Айиде? Как вы думаете, чем мы пожжем помочь? Что мы можем сделать для нее?

Ответы детей.

Воспитатель: я полностью с вами согласна. Давайте соберем все сказки для Айиды и подарим ей. А собирать сказки и складывать мы будем в туесок.

  Продолжим нашу беседу. Прежде, чем перейти к эвенкийским сказкам мы вспомним, как живут и чем занимаются коренные жители Приамурья. Какое животное самый главный помощник у эвенков?

Дети: Олени.

Воспитатель: Сразу ли олени жили с эвенками.

Ответы детей (Нет, человек приручил это животное).

Воспитатель: А в какой сказке показано, что олени начали дружить с эвенками?

Дети: Эвенкийская сказка «Спор оленей».

Воспитатель: заглянем в эту сказку?

Дети инсценируют сказку  «Спор оленей» (Приложение 1)

После драматизации дети присаживаются.

Воспитатель: какая красивая шубка у Айиды. Дети, а чем занимались эвенкийские женщины?

Ответы детей (готовили пищу, ухаживали за детьми, обрабатывали и выделывали шкуру, шили одежду, обувь, головные уборы из шкуры оленей, диких зверей, кожи рыбы,  без которой нельзя было обойтись в тайге, Делали меховые коврики  – кумаланы).

Воспитатель: Чем украшали одежду?

Ответы детей (Вышивали  оленьей шерстю и цветными нитками, украшали кусочками меха, полосками кожи.

Воспитатель: а наши девочки показать смогут, как эвенкийские женщины выделывали шкурки перед пошивом одежды?

Танец «Мастерицы» (исполняют девочки)

Девочки присаживаются.

Воспитатель:А чем занимались мужчины?

Ответы детей (Главное занятие мужчин эвенков -  оленеводство, охота и рыбная ловля.  Мужчины так же делали изделия из дерева, бересты, кости. Из бересты изготавливали посуду, туеса для хранения воды оленьего молока, для сбора ягод, лодки берестянки).

Воспитатель: Молодцы, все правильно вы сказали.  Конечно, главным занятием было оленеводство, и чем больше в стойбище было оленей, тем лучше жила семья.

 Танец «Оленят» (исполняют мальчики).

 Воспитатель: так они жили, трудились, а по вечерам семья собиралась в чуме, и взрослые рассказывали детям сказки. Эвенкийский народ говорит: «Сказка помогает пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать». Отправимся в путешествие по сказкам? Мы сейчас с вами закроем глазки и очутимся в эвенкийской сказке «Самый быстроногий».

(Желающие дети для игры выбирают себе роли)

Драматизация сказки «Самый быстроногий».

Дети присаживаются. 

Воспитатель: Не только любили слушать сказки эвенкийские ребятишки, но любили их сами рассказывать, да соревноваться, кто больше знает сказок.

А вы ребята хотите посоревноваться? (Ответы детей)

Викторина

Сказка «Как звери ногами менялись»

  1. Какие звери захотели ногами поменяться?  (лось и лиса).
  2. Почему лиса пожалела о своих коротких ногах? (потому что ноги  лося были с копытами, и она не могла ухватить курицу).
  3. Почему лось пожалел о своих длинных ногах? (потому что не мог достать высокие ветки деревьев).

Сказка «Как медведь оленеводом был»

  1. Кто напал на стадо олений? (тигр).
  2. Чем питаются олени? (мхом).
  3. Кем стал медведь? (оленеводом).
  4. Кому отдал своих медведей олень? (лисе и волку).
  5. На вопрос медведя, где стадо олений, лиса и волк, что ответили? (моль съела).

 Сказка «Как медведь и бурундук дружить перестали»

  1. Кто  завидовал, что медведь и бурундук дружили? (лиса).
  2. Кто оставил пять полосок на спине бурундука? (медведь).

Сказка «Айога»

  1. Как звали отца  Айоги? (Ла).
  2. Чем Айога занималась целыми днями? (любовалась собой).
  3. Каму отдала лепешку мама? (соседней девочки).
  4. В кого превратилась Айога? (гуся).

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете эвенкийские сказки,  а еще эвенкийские ребятишки любят играть в разные игры. А вы любите играть?

Игра «Хейро»

 Ход игры: 

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Солнце старается запятнать игроков.

Рефлексия.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам коренных народов Приамурья.  Посмотрите, сколько сказок мы собрали в туесок!  Мы отдадим его  Айиде.  Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам понравилось? Что понравилось больше всего? Кто из ребят вам больше всего понравился? Чем? Как вы оцениваете свое участие в обыгрывании сказок? А кому что не понравилось? (ответы детей).

Мне  очень понравилось наше путешествие. Вы молодцы: знаете много сказок, игр, отвечали на вопросы и все вместе мы смогли помочь нашей знакомой Айиде. Я предлагаю сейчас вместе с ней пойти к ребятам младшей группы и рассказать им сказки народов Приамурья.

Приложение 1.

Эвенкийская сказка «Спор оленей»

Рассказывает ребенок от имени автора: Сначала олени все дикими были. Волки давили их. Медведи задирали. Комары кусали. Заступиться некому было. Только ноги спасали.

Собрались они однажды на горе, где ветер комаров сдувает. Спорить стали. Один олень и говорит:

 – Хватит так жить. Надо к человеку идти. У него хорошо будет.

А второй отвечает:

– Нет. Человек работать заставит.

- Спина заболит…

– Ну что ж. Поработать заставит – отдохнуть даст.

- Спи у костра. О комарах и волках не думай, – отвечает первый.

  Спорили, спорили олени – так ни к чему не пришли. Разбежались.

Одни в лес, а другие к человеку поскакали. С тех пор у него живут. Много их теперь стало.

А диких меньше той половины осталось. Прогадали они.

Приложение 2.

Драматизация сказки «Самый быстроногий».

Поспорили однажды звери -  кто быстрей всех бегает.

Волк говорит: - Я всех быстрее! Как побегу - только кустарник в глазах мелькает, да ветер в ушах свистит!

 Медведь говорит: - Нет, однако, я самый быстрый! Как побегу - деревья трещат, сучья в разные стороны разлетаются!

 Лиса послушала их и говорит: - Наверное, я всех вас быстрей бегаю. Как побегу - только лапы мелькают. Даже лап своих не вижу.

Посмотрел на них заяц. - Что вы спорите! - говорит. - Быстрей всех я! Как побегу  ничего не вижу, ничего не слышу! Вот как быстро!

Долго спорили они. Наконец решили бежать наперегонки. Выстроились в один ряд и побежали до дальней сопки. Добежал до той сопочки заяц, повернул,  обратно помчался. Вернулся быстро, сел и товарищей своих ждет. Волк только к вечеру вернулся. Лиса ночью прибежала. Медведь лишь к утру приплелся. Вот собрались они вместе, решили: «Заяц самый быстрый из нас». И домой пошли. Стал заяц от радости кувыркаться. Кувыркается и поет: - Вот я самый быстроногий! Вот какой быстроногий! Увидала его мышь, позавидовала. Подошла к зайцу, поздоровалась. Говорит: - А ведь неправильно тебя самым быстроногим назвали! - Как - неправильно! - обиделся заяц. - Мы наперегонки бегали, я раньше всех вернулся. Я всех победил! - Напрасно вы меня не подождали. Ну, давай поспорим, - говорит заяц. - Давай побежим! - А ты как бегаешь? - спрашивает мышь. - Быстро бегаю, - говорит заяц. - Как побегу - ничего не вижу, ничего не слышу! Вот как быстро! Вот побежали они взапуски. Мышь отбежала немного, под кочку присела, схоронилась. Сразу из виду исчезла. А заяц летит - ничего не видит, ничего не слышит. Торопится. До сопочки добежал, обратно повернул. Бежит что есть силы… Подбегает заяц к месту, а мышь на пригорочке сидит, лапками обмахивается. - Очень жарко, -  говорит, - в такой день наперегонки бегать. Удивился заяц: неужели мышь его обогнала? - Давай еще раз побежим, - говорит он мышке. Вот опять побежали они. Мышь - под кочку, заяц - до сопки.. . Три раза бегали они. Заяц - до сопки и обратно, а мышь - до первой кочки. Прибегает заяц - умаялся,  рот разинул, глаза вытаращил. Едва дышит от усталости. А мышь опять на пригорке сидит. Смеется над зайцем, хохочет, лапками на него показывает. -  Вот так победитель! - кричит. - Мышь обогнать не может! Долго смеялась мышь над зайцем. Потом говорит: -  Пойду зверям расскажу, как я тебя обогнала. Вместе посмеемся… Стыдно стало зайцу. Прижал он уши и спрятался в траву. Убежала мышь прочь. А заяц с тех пор всегда уши прижимает к спине, как только услышит шум или шорох: думает, звери над ним смеяться идут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...

Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока

   Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...

Буклет "Официальное открытие международного года языков коренных народов 2019"

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов в целях привлечения глобального внимания к критическим рискам, которые угрожают ...

"Сказки коренных народов Красноярского края"

Сказка - это элемент народного национального сознания. Живя в Сибири, на земле принадлежащей разным народностям, мы должны знать  и чтить традиции этих народов, потому что это и наша малая Родина...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...