НОД для детей старшего дошкольного возраста "Культура малых народов Приамурья"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Родное Приамурье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_narodov_priamurya.docx | 145.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непрерывно- образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Культура малых народов Приамурья»
Составила и провела
воспитатель МБДОУ
детский сад №18
р.п. Мухен
Цыкина Ольга Борисовна
Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Родное Приамурье».
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье» (о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов,
о традиционном народно-прикладном искусстве народов Приамурья).
2. Систематизировать знания детей о родном крае, о его достопримечательностях;
3. Развивать познавательные интересы детей по данной теме;
пополнять и активизировать словарный запас.
4.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов; формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество.
Интеграция областей: познавательное, речевое , художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
-чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сказки», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги»;
-ознакомление с символикой России, Хабаровского края.
-ознакомление детей с традициями, культурой, промыслами, условиями жизни коренных народов;
-разучивание игр;
-цикл бесед на тему «Моя родина - Россия», «Моя родина – Дальний Восток», «Моя родина – мой поселок»;
-рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы Амура»;
-детское художественное творчество.
-викторина «Я знаю сой любимый край», игра «Заря-заряница», развивающая игра «Сложи ковер».
Оборудование: карта, мультимедийный проектор, крупные пазлы для игры «Сложи ковер», берестяной короб и ленточка.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, как называется место, где мы с вами живем?
Дети:
Хабаровский край, Дальний Восток, Приамурье.
Воспитатель:
Давайте подойдем к карте, рассмотрим ее и покажем, где же находится Приамурье, и почему это место так называется. (Слайд №2)
Дети:
Потому, что оно находится в долине реки Амур.
Воспитатель:
Правильно ребята. Послушайте стихотворение нашего, дальневосточного поэта Комарова:
Край далекий с лесами и сопками,
С поздней жалобой птиц,- это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты
Небеса с колдовскими закатами
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И весенний туман над рекой. (Слайд №3)
-Амур грозный и могучий, седой и величавый, суровый и нежный - батюшка кормилец, какими только эпитетами не наградили Амур те, кто живет на его берегах. Разные народы заселяли берега Амура с давних времен. У них свой быт и культура. Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живущих мы сегодня с вами поговорим. Я предлагаю отправиться в путешествие по берегам Амура, что бы вспомнить историю и традиции народов, проживающих на берегах могучей реки.
- Скажите ребята, как вы думаете, на чем лучше отправиться по Амуру? (ответы детей). А как называлась лодка, на которой плавали и рыбачили древние жители Приамурья? (ответы детей); (Слайд №4)
-Давайте представим, что это - оморочка, и мы с вами отправляемся в путешествие по Амуру. Амур – это самая большая река Дальнего Востока. А какие еще реки большие и малые протекают в нашем регионе? (ответы детей)
- Скажите, какие народы населяли с давних времен Приамурье? (нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, орочи, удэгейцы, эвены); (Слайд №5)
- И вот мы с вами подплываем к какому-то поселению, давайте вспомним, как же называлось поселение у коренных народов Амура? (стойбище); (Слайд №6)
-Скажите ребята, а чем занимались народы, проживающие на Амуре? (ответы детей)
-Правильно, главным занятием мужчин, как вы сказали, была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей. (Слайд №7,8)
Воспитатель.
Дети, все охотники должны были обладать очень острым слухом, уметь быстро бегать, быть ловкими и сильными. А вы хотите быть такими же ловкими и сильными , как древние охотники? Давайте немного потренируемся и проведем физминутку. (Проводится физминутка)
В культуре народов Приамурья «красной нитью»проходит единение человека с природой, с окружающим миром. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – населено духами: добрыми и злыми.
Человеком, который мог свободно общаться с духами, был шаман. Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.
Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Это тоже было делом шамана. (Слайд №9)
Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья – прекрасные мастера художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялись наиболее богатые орнаменты, ведь медвежий праздник был главным событием для жизни всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства. (Слайд №10)
Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. (Слайд №11,12)
Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой. (Слайд №13)
-Послушайте стихотворение «Моя бабушка вышивает ковер»
Моя бабушка вышивает ковер,
Ровной лентой ложится узор,
Возьми в руки иголку, попробуй дитя,
И увидишь, как сказка родится сама.
Вышивая узор можно много сказать,
Здесь традиции нани, их нельзя забывать
В мягких волнах Амура изогнулся дракон
Звери, птицы и рыбы охраняют наш дом. (Слайд №14,15)
Предлагаю и вам вышить свои ковры.
Дети играют в игру «Сложи ковер». Играют в командах. По очереди собирают пазлы на полу, чтобы вышел узор.
Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента.
Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки. Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.
Воспитатель.
Молодцы!!! Мы много знаем о жизни, традициях жителей Приамурья. Культура каждого народа своеобразна и достойна уважения и восхищения. Каждый народ по своему, талантлив. Нам с вами очень повезло – мы живет в крае, богатом своей историей и своими традициями.
(Ребенок читает стихотворение)
Он могуч, богат, не хмур
Древний батюшка Амур.
Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
Нивх, эвенк и русский тоже
Но в одном мы все похожи.
Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.
И традиции хранить
Родину свою любить.
Воспитатель.
Как называется место, где мы с вами живём? (Слайд №16)
Дети отвечают.
Можно сказать, что это наша «малая» Родина? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию». Если вы правильно угадали, то я покажу фото этого здания, объекта или памятника нашего поселка.
Вопросы к детям.
1. В этом здании много детей. Здесь они играют, узнают много интересного, гуляют, спят. Что это? (Детский сад); (Слайд №17)
2. Здесь собираются люди отдохнуть, посмотреть концерт, послушать музыку, просмотреть фильмы. Что это? (Дом культуры); (Слайд №18)
3. К этому месту приходят дети и взрослые в День Победы, чтобы почтить память героев войны. Что это? (Памятник погибшим воинам в ВОВ); (Слайд №19)
4. В этом здании работают люди, которые заботятся о нашем посёлке и его людях, управляют нашим посёлком. Что это за здание? (Администрация); (Слайд №20)
5. Сюда приходят дети учиться, получать знания. Здесь очень интересно и уютно. Что же это? (Школа); (Слайд №21)
6. Сюда ходят верующие люди помолиться о своих родных и близких. (Церковь); (Слайд №22)
Вы очень хорошо знаете свой родной посёлок!
Какое дерево считают символом нашей страны? (ответы детей). Правильно. В нашем поселке очень много берез. Это очень старое слово и произошло оно от слова «беречь». Зимой берёзовые дрова хорошо согревали, на берёзовой бересте в древности писали, из неё плели короба, а летом в тени берёзы можно было укрыться от знойного солнца, отдохнуть и поиграть.
(Слайд №23)
Посмотрите, у меня берестяной короб, а там… ленточка. Поиграем?
Народная игра «Заря».
Дети встают лицом в круг, руки держат за спиной. Один из играющих «Заря» ходит позади них с лентой, поют все дети.
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй.
(Игра повторяется).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по Амуру, познакомились с бытом и традициями народов Приамурья, вспомнили русские народные традиции, поиграли в игры. В заключении послушайте стихи о России, которые приготовили ваши товарищи.
1 ребенок.
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
2 ребенок.
Есть край Амурский, чудесный такой
Он славен делами, прекрасен собой.
Немало в нем добрых и сильных людей
С ним связаны крепко мы жизнью своей.
3 ребенок.
Мы счастливы, живем мы на Амуре
Хозяева земли своей родной
Богатствами гордимся вековыми
И любим Приамурье всей душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Карнавал народов мира".
Сценарий для детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста....
Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира»
Формирование физических качеств в игровой деятельности...
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера» воспитательПетрова С.В....
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Дружба народов» (посвященный ко Дню города Нижневартовска)
Воспитание в детях чувства патриотизма, толерантное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей России, любовь к родному краю и городу....
«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)
Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе) представляет собой поэт...
"Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области"
Данный материал позволяет определить уровень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...
- Мне нравится (1)