НОД для детей старшего дошкольного возраста "Культура малых народов Приамурья"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Цыкина Ольга Борисовна

Закрепление знаний  детей  старшего дошкольного возраста по теме  «Родное Приамурье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_narodov_priamurya.docx145.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывно- образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Культура малых народов Приамурья»

C:\Users\Admin\Desktop\картинки приамурье\1334839.JPG

                                                     Составила и провела

                                                     воспитатель МБДОУ

                                             детский сад №18

                              р.п. Мухен

                                                   Цыкина Ольга Борисовна

                                                                               

Цель: Закрепление знаний  детей  старшего дошкольного возраста по теме  «Родное Приамурье».

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье» (о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов,

  о традиционном народно-прикладном искусстве народов Приамурья).

 2. Систематизировать знания детей о родном крае, о его  достопримечательностях;

3. Развивать познавательные интересы детей по данной теме;

 пополнять и активизировать словарный запас.

4.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов; формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество.

Интеграция областей: познавательное,   речевое , художественно-эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа:

-чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сказки», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги»;

-ознакомление с символикой России, Хабаровского края.

-ознакомление детей с традициями, культурой, промыслами, условиями жизни коренных народов;

-разучивание игр;

-цикл бесед на тему «Моя родина -  Россия», «Моя родина – Дальний Восток», «Моя родина – мой поселок»;

-рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы  Амура»;

-детское художественное творчество.

 -викторина «Я знаю сой любимый край», игра «Заря-заряница», развивающая игра «Сложи ковер».

Оборудование: карта,  мультимедийный проектор,  крупные пазлы для игры «Сложи ковер», берестяной короб и ленточка.

Ход деятельности:

Воспитатель:

 Ребята, скажите, пожалуйста, как называется место, где мы с вами живем?

Дети:

Хабаровский край, Дальний Восток, Приамурье.

Воспитатель:

Давайте подойдем к карте, рассмотрим ее и покажем, где же находится Приамурье, и почему это место так называется. (Слайд №2)

Дети:

Потому, что оно находится в долине реки Амур.

Воспитатель:

Правильно ребята. Послушайте стихотворение нашего, дальневосточного поэта Комарова:

Край далекий с лесами и сопками,

С поздней жалобой птиц,- это ты

Разбудил голосами высокими

Сыновей золотые мечты

Небеса с колдовскими закатами

И тайги вековечный покой,

И Амур с берегами покатыми,

И весенний туман над рекой. (Слайд №3)

 -Амур грозный  и  могучий, седой  и величавый,  суровый  и  нежный -  батюшка  кормилец,   какими  только  эпитетами  не  наградили   Амур  те,  кто  живет  на  его берегах. Разные народы заселяли берега Амура с давних времен. У них свой быт и культура. Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живущих мы сегодня с вами поговорим. Я предлагаю отправиться в путешествие по берегам Амура, что бы вспомнить историю и традиции народов, проживающих на берегах могучей реки.

- Скажите  ребята, как вы думаете, на чем лучше отправиться по Амуру? (ответы детей). А как называлась лодка, на которой плавали и рыбачили древние жители Приамурья? (ответы детей); (Слайд №4)

-Давайте представим, что это  - оморочка, и мы с вами отправляемся в путешествие по Амуру. Амур – это самая большая река Дальнего Востока. А какие еще реки большие и малые  протекают в нашем регионе? (ответы детей)

- Скажите, какие народы населяли с давних времен Приамурье? (нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, орочи, удэгейцы, эвены);      (Слайд №5)

- И вот мы с вами подплываем к какому-то поселению, давайте вспомним, как же называлось поселение у коренных народов Амура? (стойбище);             (Слайд №6)

-Скажите ребята, а чем занимались народы, проживающие на Амуре? (ответы детей)

 -Правильно, главным занятием мужчин, как вы сказали, была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду,  шили одежду, убирались, воспитывали детей. (Слайд №7,8)

 Воспитатель.

Дети, все охотники должны были обладать очень острым слухом, уметь быстро бегать, быть ловкими и сильными. А вы хотите быть такими же ловкими и сильными , как древние охотники? Давайте немного потренируемся и проведем физминутку. (Проводится физминутка)

 В культуре народов Приамурья «красной нитью»проходит единение человека с природой, с окружающим миром. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет –  населено духами: добрыми и злыми.

Человеком, который мог свободно общаться с духами, был шаман. Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду»,   «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д. 

Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Это тоже было делом шамана. (Слайд №9)

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья – прекрасные мастера художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялись наиболее богатые орнаменты, ведь медвежий праздник был главным событием для жизни всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства. (Слайд №10)

Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода.  У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды.                            (Слайд №11,12)

Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой. (Слайд №13)

-Послушайте стихотворение «Моя бабушка вышивает ковер»

Моя бабушка вышивает ковер,

Ровной лентой ложится узор,

Возьми в руки иголку, попробуй дитя,

И увидишь, как сказка родится сама.

Вышивая узор можно много сказать,

Здесь традиции нани, их нельзя забывать

В мягких волнах Амура изогнулся дракон

Звери, птицы и рыбы охраняют наш дом. (Слайд №14,15)

Предлагаю и вам вышить свои ковры.

Дети играют в игру «Сложи ковер». Играют в командах. По очереди собирают пазлы на полу, чтобы вышел узор.

Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. 
Орнаментами украшали одежду,  головные уборы,  рукавицы,  обувь,  посуду,  колыбели,  лезвия ножей,  копья,  луки.  Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов. 

Воспитатель.

Молодцы!!! Мы много знаем о жизни, традициях жителей Приамурья. Культура каждого народа своеобразна и достойна уважения и восхищения. Каждый народ по своему, талантлив. Нам с вами очень повезло – мы живет в крае, богатом своей историей и своими традициями.

(Ребенок читает стихотворение)

 Он могуч, богат, не хмур

Древний батюшка Амур.

Здесь красиво. Также тут

Люди разные живут.

Нивх, эвенк и русский тоже

Но в одном мы все похожи.

Это Родина и нужно

Жить нам весело и дружно.

И традиции хранить

Родину свою любить.

Воспитатель.

Как называется место, где мы с вами живём? (Слайд №16)

Дети отвечают.

Можно сказать, что это наша «малая» Родина? Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию». Если вы правильно угадали, то я покажу фото этого здания, объекта или памятника нашего поселка.

Вопросы к детям.

1. В этом здании много детей. Здесь они играют, узнают много интересного, гуляют, спят. Что это? (Детский сад); (Слайд №17)

2. Здесь собираются люди отдохнуть, посмотреть концерт, послушать музыку, просмотреть фильмы. Что это? (Дом культуры); (Слайд №18)

3. К этому месту приходят дети и взрослые в День Победы, чтобы почтить память героев войны. Что это? (Памятник погибшим воинам в ВОВ);   (Слайд №19)                            

4. В этом здании работают люди, которые заботятся о нашем посёлке и его людях, управляют нашим посёлком. Что это за здание? (Администрация); (Слайд №20)

5. Сюда приходят дети учиться, получать знания. Здесь очень интересно и уютно. Что же это? (Школа); (Слайд №21)

6. Сюда ходят верующие люди помолиться о своих родных и близких. (Церковь); (Слайд №22)

Вы очень хорошо знаете свой родной посёлок!

Какое дерево считают символом нашей страны? (ответы детей). Правильно. В нашем поселке очень много  берез. Это очень старое слово и произошло оно от слова «беречь». Зимой берёзовые дрова хорошо согревали, на берёзовой бересте в древности писали, из неё плели короба, а летом в тени берёзы можно было укрыться от знойного солнца, отдохнуть и поиграть.

(Слайд №23)

Посмотрите, у меня берестяной короб, а там… ленточка. Поиграем?

Народная игра «Заря».

Дети встают лицом в круг, руки держат за спиной. Один из играющих «Заря» ходит позади них с лентой, поют все дети.

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот,  кто останется без места, становится Зарёй.

 (Игра повторяется).

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по Амуру, познакомились с бытом и традициями народов Приамурья, вспомнили русские народные традиции, поиграли в игры. В заключении послушайте стихи о России, которые приготовили ваши товарищи.

1 ребенок.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

2 ребенок.

Есть край Амурский, чудесный такой

Он славен делами, прекрасен собой.

Немало в нем добрых и сильных людей

С ним связаны крепко мы жизнью своей.

3 ребенок.

Мы счастливы, живем мы на Амуре

Хозяева земли своей родной

Богатствами гордимся вековыми

И любим Приамурье всей душой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Карнавал народов мира".

Сценарий для детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста....

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера»     воспитательПетрова С.В....

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Дружба народов» (посвященный ко Дню города Нижневартовска)

Воспитание в детях чувства патриотизма, толерантное, дружелюбное  отношение к людям разных национальностей России, любовь к родному краю и городу....

«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)

Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)  представляет собой поэт...

"Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области"

Данный материал позволяет определить уровень знаний и представлений  у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...