"Люби и знай свой родной край"
проект на тему
Россия – многонациональная страна, она Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучать не только русский язык, но и свой родной язык, историю и культуру своей малой Родины. Не секрет, что представления выпускников детского сада о родном языке и калмыцкой культуре во многом отрывочны и поверхностны, поэтому проект на сегодняшний день очень актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Проект
«Люби и знай свой родной край»
Подготовила:
старший воспитатель
Салманова Севда Камил кызы
г. Городовиковск 2018 год
Тема проекта: «Люби и знай свой родной край» в рамках декады калмыцкого языка, посвященной Международному Дню родного языка.
Тип проекта: краткосрочный, коллективный, творческий, информационно-исследовательский.
Время проведения: 12 февраля – 22 февраля 2018 года.
Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.
Составитель проекта: Старший воспитатель МКДОУ д/с «Солнышко» Салманова С.К.
Возраст детей: 3-7 лет.
Форма проведения: коллективный проект.
Цель: популяризация и пропаганда калмыцкого языка, приобщение к народной культуре, знание своих корней.
Задачи:
1.Разработать цикл мероприятий, позволяющих задействовать различные образовательные области в изучении родного языка.
2.Помочь детям освоить родной язык как часть национальной культуры и средство для дальнейшего образования.
3.Заложить основы речевой и языковой культуры.
Актуальность проекта:
Вся наша жизнь связана со словом. Чем богаче словарный запас у человека, чем разнообразнее его речь, тем более интересным собеседником он является. Говорить и писать правильно, всегда было модно, престижно и красиво.
Россия – многонациональная страна, она Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучать не только русский язык, но и свой родной язык, историю и культуру своей малой Родины. Не секрет, что представления выпускников детского сада о родном языке и калмыцкой культуре во многом отрывочны и поверхностны, поэтому проект на сегодняшний день очень актуален.
Предполагаемый результат:
-научить детей любить родной край;
-вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства родного языка;
-воспитывать у детей патриотические чувства;
-воспитывать всесторонне развитую личность, способную успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире, чтобы быть конкурентно способным в мировой среде.
План реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятия | Дата проведения Ответственный. | Цель мероприятия |
П о д г о т о в и т е л ь н ы й | Открытие Декады калмыцкого языка, посвященной Международному Дню родного языка. | 12.02.2018г. Старший воспитатель Салманова С.К. | |
Тематическое занятие или беседа по теме: «Люби и знай свой родной язык» во всех возрастных группах. | 13.02.2018. Воспитатели младшей, средней, старшей групп. Для родителей: буклеты, папки- передвижки и др. | Цель: популяризация и пропаганда калмыцкого языка, воспитание бережного отношения родному языку, к культурным традициям своего языка, формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся. | |
О с н о в н о й | Мероприятия по празднованию традиционного калмыцкого праздника «Цаган сар» | 14.02.2018г Убушиева Н,Б., педагог, муз.руководитель РезникЛ.В., Васильева С.Н. воспитатель | Цель: знакомство с культурным наследием калмыцкого народа; формирование толерантного отношения к культурам других народов. |
Творческие конкурсы: 1. На лучшую книжку-самоделку по мотивам устного народного творчества, истории и культуры родного края; 2.Родословной (генеалогическое древо) | 15.02.2018г. Велигурина Л.А. воспитатель | Цель: приобщение к народной культуре, знание своих корней. | |
З а в е р ш а ю щ и й | Спортивные соревнования: «Җаӊгр, Хонгр альдвт? –« Где вы, богатыри?». | Литвинова О.В., инструктор по физическому воспитанию 21.02.2018г. | Цель: Знакомство с спортивными и подвижными играми калмыцкого и других народов. |
Конкурс детско-родительских творческих работ: выставки прикладного творчества педагогов + дети+ родители. | 16.02.2018 Иванова Л.В. воспитатель | Цель: Преемственность семьи и ДОУ | |
Родительский лекторий «Калмыцкий язык - государственный язык Республики Калмыкия: «Хальмг келн – мини келн». | 19.02.2018г. Убушиева Н.Б., педагог дополнительного образования. | ЦЕЛЬ: Осмысление калмыцкого языка (родного), как основного средства общения. получения знаний в разных сферах деятельности. | |
Выпуск стенной газеты «Баир + Баирта» | 20.02.2018г. Могилюк А.В. воспитатель. | Цель: Сохранение, развитие интереса к изучению калмыцкого языка; развитие разговорной речи детей | |
Фестиваль «Дружба народов» | 21.02.2018г. Кобелева Ю.В., воспитатель. | Цель: Знакомство с культурой, бытом калмыцкого и других народов. | |
Освещение о прошедшей Декаде калмыцкого языка, посвященной Международному Дню родного языка В МКДОУ детский сад «Солнышко» в СМИ. | 22.02.2018. Убушиев Н.Б., Велигурина Л.А. | Цель: Проблемы сохранения и дальнейшего развития калмыцкого языка |
Результат: тематические занятия, беседы по теме:
«Люби и знай свой родной язык» во всех возрастных группах; творческие конкурсы:
1. На лучшую книжку-самоделку по мотивам устного народного творчества, истории и культуры родного края;
2. Родословной (генеалогическое древо); конкурс детско-родительских творческих работ: выставки прикладного творчества педагогов + дети+ родители; праздник «Цаган-сар»; спортивные соревнования: «Җангр, Хонгр альдвт? –« Где вы, богатыри?»; Родительский лекторий «Калмыцкий язык - государственный язык Республики Калмыкия: «хальмг келн – мини келн»; фестиваль «Дружба народов»
Вывод: В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформируется позитивное отношение к родному краю: дети приобретут опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыков диалогического общения, научатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при общении. В ходе реализации проекта направленного на совместную деятельность педагогов, родителей, детей можно предположить, готовность детей активно участвовать в познавательном процессе.
Приложение
Сценарий праздника
по нравственно- патриотическому воспитанию
«Хоровод дружбы»
Цель мероприятия:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в Калмыкии. Способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать вежливое отношение к сверстникам, способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи.
Задачи:
1. Вызвать интерес к культуре и творчеству представленного народа.
2. Развивать и воспитывать любовь, уважение к своей республике, малой родине.
3. Развивать и повышать творческий потенциал педагогов детского сада.
Оформление: плакат «Дружба народов»,национальные костюмы, национальные блюда.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал в национальных костюмах и встают полукругом.
Ведущий: У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
1-й ребенок:Широка страна моя родная,
Много в ней полей, лесов и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
2-й ребенок:На просторах России
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.
3-й ребенок:Отечества нам сладок запах дыма
Родной души незримая краса
Народов наших дружба нерушима,
Как наши земли,
Наши небеса.
4-й ребенок:На все стороны степь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
5-й ребенок:Калмыкия страна просторов,
Ты велика и широка.
Тобой дивятся с юга горы,
Соседствуешь ты с тихим Доном
И древним Манычем – рекой.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Ребята, а как называется наша малая Родина? (республика Калмыкия).
Кто мне, скажет, как будет Республика Калмыкия на калмыцком языке?
Правильно, ребята. А что такое я держу в руках?
Конечно же, это флаг республики Калмыкии. Флаг Республики Калмыкия имеет 3 цвета: желтый, синий, белый. Каждый цвет имеет свое значение: жёлтый – солнце, свет, тепло; синий – символ мира и любви; белый – чистота дружба народов мира.
Флаг Республики Калмыкия означает что наша малая родина светлая, теплая, мирная, чистая дружная и любит всех гостей нашей РК.
В нашей республике одной дружной семьей живут и калмыки, и русские, и турки, и дагестанцы, и немцы и еще очень много других национальностей. Всего здесь проживают представители более 70 наций и народностей. Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.
История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины. В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч. И среди вас тоже есть и калмыки, и русские, и турки, но вы все очень дружные, помогаете друг другу в беде.
Ребята, у вас много друзей?
И вот сейчас я хочу проверить на сколько крепка ваша дружба.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры
Игра «Платочек» |
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается. |
Игра « У медведя во бору.»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Игра«Мышеловка».
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Калмыцкие народные игры
Игра«Загони овец в кошару».
Играют двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую
палку). Перед каждым 5–7 «овец» (надувные шары или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии
5–6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит
«овец», тот и победит.
Игра «Хвосты».
Играют от 5 до7 игроков. Один водящий, остальным привязываются ленточки «хвосты».Задача водящего снять все хвосты.
Игра«Собери по одному» .
Три – четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. Первый на расстоянии 1 м. от стартовой черты, 2-й – 2 м. и т.д. с интервалом 1 метр. По сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.
Ведущий: Ну вот, промчался словно миг,
Наш хоровод чудесный.
И говорим гостям все мы:
Все: Почаще будим вместе!
Сценарий развлечения
«Праздник « Цаhан сар»
Задача: Продолжать знакомить детей и взрослых с народными праздниками.
Ведущий: Мендвт, күндтә үүрмүд! Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте уважаемые родители! Вот и снова Цаhан Сар –, светлый, веселый, шумный и долгожданный праздник первых весенних солнечных лучей, перезвона капели и, конечно, радостного настроения. Цаhан Сар- народный праздник, его отмечают всем хотоном. Вот поэтому сегодня мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину. Праздник Цаhан Сар имеет свои особенности: к нему готовятся заранее: покупают подарки, ходят в гости и принимают гостей. Всех угощают национальными блюдами: калмыцким чаем, борцогами, бараньим мясом, сваренным большими кусками. Борцоги в этот день необычные, особенные, они имеют разные формы:
цельвг- олицетворение Солнца и Земли,
кет – дарует здоровье,
хуцин толhа – изобилие домашнего скота,
хорха борцг - многообразие в природе. Каждый, кто входил в кибитку или в дом, встречаясь в дни Цаhана задавали общепринятые слова: «Үвләс ямаран hарувт?»
Ведущий: Милые дети! Уважаемые взрослые! Поздравляю всех с праздником Цаhан Сар! Здоровья и счастья всем желаю и по калмыцкой традиции праздничный йорәл
Ведущий: Впервые на празднике свои поздравления –
Йорәли читают дети младшей группы
Цаhан сар ирнә,
Сән өдр болна
Хавр! Хавр!
Сяяхин цаг.
Хавр! Хавр!
Дула авч ирня
Цаhан сар ирв!
hаза нарта,
күүкд баирта!
Ут наста,
бат кишгтә,
цаhан хаалhта,
амулӊ бәәтн!
Ведущий: Дети средней группы тоже хотят поздравить.
Стихи Андрея Кукаева «Цаhан сар»
Над проталинами - пар,
Солнце весело пылает.
Светлый праздник Цаhан сар
Первотравье расстилает.
Снег в оврагах побурел,
И черным – черна дорога.
Ходит праздничный йорял
От порога до порога.
Пусть уйдет, коль есть беда,
Как весенняя вода-
Ручейками в море.
Счастье будет пусть всегда,
Пусть исчезнет горе!
Пусть умножатся стада,
Уродятся травы,
Пусть осенняя страда-
Выдастся на славу!
Пусть в хотоне каждый дом,
Будет светел и при том,
Знаменит гостями!
Пусть сосед к соседу в дом
Будет радостью ведом,
С добрыми вестями!
Светит солнца желтый шар,
Степь парует, курится –
Добрый праздник Цаhан сар
Шевствует по улицам.
Исполняется песня « Ээҗ ю келә».
Ведущий : Свои поздравления дарят вам, дорогие гости, дети старшей группы:
Цаhан сарин герлд,
Цаhан цасн хәәлнә.
Цаhан сарин баиртд,
Шикр- балта элвг болна!
Ирсн Цаhа өлзәтә болтха!,
Цаhан сар баирта болтха!
Орн- нутг төвкн бәәтхә!,
Цаhан сарин йөрәл шингртхә!
Стихотворение «Белый месяц»:
Белый месяц! Радости прилив _
И опять весна у нас – Цаhан сар.
Солнца первый луч пробил –
Потекли сугробы по пригоркам.
Цаhан сар! Ликует земля
Стаи птиц оглашают
Весны торжество,
А звуки домбры поднимаются ввысь,
Обгоняя ветра – навстречу солнцу и весне.
Цаhан сар! Праздник солнца и тепла
И небес бирюза.
Словно лебеди плывут облака.
Дышит … дышит земля.
Запестрело в степи покрывало
От зеленых и черных заплат.
Цаhан сар! Степь опять зазвучала
Голосами ягнят и телят.
Белый месяц! Всех добрее ты,
Ждем тебя с нетерпением.
Ведущая: От наших улыбок засияло ярче солнышко,
скоро – скоро заблагоухает наша степь.
Ждем вестей мы радостных,
добрых новостей.
И улыбок солнечных
От своих друзей.
И о празднике чудесном песню весело споем.
Песня « Цаhан сар»
Ведущий: с приходом весны дни и вечера все длиннее и теплее, а на улице дети соревнуются в силе, ловкости, быстроте.
Стихи «Суслики». Г. Кукарека
Проводятся игры: «Суслики займите свои места»
« Петушиный бой»
«Богатырская борьба».
Ведущий: Издавна существует обычай поздравления в каждой калмыцкой семье « цаhалhн» : утром, когда просыпаются дети, родители целовали их в правую щечку приговаривая: Өсч- босҗ,
ут наста, бат кишгтә,
Гем – шалтг уга,
Буурл насндан күр! (целовали в правую щечку,
а в следующем году поцелую в левую).Поздравляю всех с праздником и угощаю .
«Игры народов мира»
Спортивное развлечение
Цель развлечения:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Образовательные задачи:
◊ Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
◊ Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля, России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
◊ Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Воспитательные задачи:
◊ Воспитывать у детей сознание «человека мира», чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
◊ Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
◊ Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
Развивающие задачи:
◊ Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
◊ Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Место проведения: физкультурный зал детского сада.
Инвентарь: Альчики, герлыги, обручи, малые мячи, лошадки на палочке, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте ребята! На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках — у них один общий дом – планета Земля.
Ведущая: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
Ответы детей: Россия.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тихий вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлём!
Ведущий: Давным – давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди!
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны!
Воспитатель: Ребята, а каких богатырей, которые были на Руси вы знаете? (ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). У калмыцкого народа тоже были свои богатыри. Об этом говорится в калмыцком эпосе «Джангар». Богатыри умели ловко вскочить на коня и быстро мчаться по бескрайней степи, умели броском аркана поймать самого быстрого коня, метко стрелять из лука, поразить копьем далекую цель.
А калмыцких богатырей вы, каких знаете? (Джангр, Хонгр, Альдвт.) Это было в давние- давние времена. А в наше время тоже есть богатыри. Они, конечно, не в богатырских доспехах, но тоже защищают или защищали свою Родину, страну. Это военные, солдаты.
Воспитатель: И сегодня мы будем соревноваться, будем воспитывать свой характер, будем смелыми, ловкими, сильными как богатыри. Хотите узнать, в какие игры играют настоящие богатыри?
Ответы детей: Да!!!
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов нашей необъятной России.
Воспитатель: И так, мы начинаем!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
- «Русские народные игры»
Разминка:
Прежде чем начать играть,
Дружно мы начнём считать.
За морями,- движения пловца
За горами,- руки вверх
За железными столбами - кулак на кулак
На пригорке-теремок - руками над головой сложить «крышу»
На двери висит замок - сцепить руки в «замок».
Кто его открыть бы смог-
Покрутили, крутят сцепленные руки
Постучали, стучат сцепленными руками
Потянули, тянут руки в разные стороны
И открыли. расцепили руки.
Соревнование №1. (Пригласить 1 младшую группу).
«Скачки» Богатыри на своих конях преодолевают огромные расстояния. Вот сейчас мы посмотрим, как наши мальчики и девочки могут скакать на конях. У детей лошадки на палочках. Они скачут до определенного места и возвращаются на место, уступая лошадку следующему игроку.
Соревнование №2 (Пригласить детей со всех групп)
«Капканы»
Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.
Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.
Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.
Правила:
1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.
2. Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «капканы».
3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».
«Горелки»
Игра проводится на поляне или в зале длиной не менее 20—30 м.
Выбирают водящего — «горельщика». У него за спиной выстраиваются пары играющих (обычно в паре — девочка и мальчик), первая пара должна стоять сзади «горельщика» на расстоянии 10 шагов.
Все игроки хором говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят.
Начиная со слов «колокольчики звенят», «горельщик» смотрит вверх. В это время пара, стоящая сзади всех, разъединяет руки, и с разных сторон обходит колонну игроков. Дети тихо приближаются к «горельщику», на последнее слово («звенят») срываются с места и бегут вперед, мимо «горельщика», стараясь впереди опять соединиться в пару. Водящий пытается «осалить» одного из игроков. Если ему это удалось, то он образует с ним пару, а пойманный игрок сам становится «горельщиком». Игра продолжается.
«Горельщик» должен постепенно отходить вперед, чтобы расстояние между ним и первой парой не сокращалось. При игре в зале наоборот игроки в колонне должны делать несколько шагов назад, чтобы расстояние между игроками и «горельщиком» оставалось прежним.
Правила:
1. «Горельщик» не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать.
2. «Горельщик» может «осалить» бегущих только до того момента, пока они опять схватятся за руки.
3. Иногда принято отмечать место впереди «горельщика» (примерно в 15 м), до которого бегущие игроки не должны пытаться соединить руки.
4. Каждая пара пробежавших детей становится впереди всей колонны.
- «Калмыцкие народные игры».
«Собери альчики» (1 и 2 мл. гр.)
Воспитатель приносит альчики, рассыпает их по полу и предлагает детям собрать и принести их ему. Поощряет тех, кто принес несколько штук.
Если альчики окрашены в основные цвета, можно предложить их собрать в ведерко соответствующего цвета.
«Собери по одному» (ср. гр.)
Три – четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. По сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.
« Загони овец в кошару» (Средняя и старшая)
Играют по двое детей, в руке у каждого герлыга (можно взять гимнастическую палку). Перед каждой командой по 10 овец (мячи). Задача игроков: загнать своих овец в кошару (обруч), лежащий на расстоянии 5-6 метров от играющих. Загонять овец надо по одному. Кто раньше загонит овец, тот и победит.
«Борьба». (старшая группа)
Играют по два участника в руках у каждого герлыга. На полу лежит обруч. По сигналу стараются вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает тот, кто первый вытолкнет соперника.
- «Турецкие народные игры»
«Бирдирбир». (Старшая группа). Один из детей садится на пол, положив руки на колени, другой, опираясь на его спину обеими руками, пытается через него перепрыгнуть. После каждого прыжка первый ребенок приподымается. К концу же игры он только слегка склоняет голову. Если второму удастся перепрыгнуть и через него, то победа остается за ним.
Игра «Платочек». (Средняя и старшая). Дети садятся на пол, образуя круг. Водящий несколько раз ходит вокруг своих друзей с платком в руке. Сидящим не разрешается оборачиваться и подглядывать за водящим, который незаметно оставляет свой платок за спиной одного из своих товарищей и продолжает ходить кругом. Если он успеет добежать круг и усесться, то побеждает. Если же тот, за спиной которого лежит платок, поднимет его и догонит водящего, то последний считается побежденным.
Воспитатель:
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит.
Большой и пестрой каруселью.
Воспитатель: Вот и закончились наш праздник
Это были большие испытания.
Этот смел, а тот удал,
Этот силу показал.
Вы у нас богатыри, все друзья вы Джангарчи!!!!! Здоровья вам ребята. И больших спортивных побед!!!!
После праздника детям раздаются угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой родной край"
Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, сопричастности к семье. поселку. стране, природе,культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного кра...
"Люби и знай свой родной край"
Конспект занятия: «Люби и знай родной край».Разработала: воспитатель Ховалыг Чойгана Эдуардовна.Задача: Расширить представления детей о своем селе; Воспитывать патриотические чувства, любо...
Презентация опыта работы по теме "Люби и знай свой родной край"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Люби и знай свой родной край"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...
Проект "Люби и знай свой родной край"
Актуальность:В. СтепановЧто мы родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки у дороги,По которой мы идем.Что мы родиной зовем?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столо...
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".
В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....
Конспект семейной викторины "Люби и знай свой родной край"
Семейная викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...