Проект "Люби и знай свой родной край"
проект (средняя группа) на тему
Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, сопричастности к семье. поселку. стране, природе,культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного краяи страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_sredn_gr.docx | 548.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию
детей средней группы
Воспитатель МБДОУ
детский сад №18 р.п. Мухен
Цыкина Ольга Борисовна
2016-2017г.г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта,
анкетирование, дни открытых дверей, фотоконкурсы, праздники,
семейные мини – проекты.
Сентябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3. Рисование на тему «Я и моя семья».
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1. прогулка «Моя улица»
2. Беседа на тему «Наши добрые дела»
3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
5. Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
6. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц поселка»
оформление папки-передвижки «Мой любимый район»
Ноябрь
«Я живу в Мухене»
1. Игра – путешествие «Путешествие по Мухену»
2. Рассматривание альбома «Мой поселок»
3. Беседа на тему «Красная книга края»
4. Прогулка «Белая берёза под моим окном»
5. Работа с родителями: участие в конкурсе рисунков «Мой дом – моя крепость»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1 Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2 Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»
3 Беседа «Государственная символика России»
4 Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
5. Рисование «Русский национальный костюм»
6. Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»,
7. Игра-викторина «Россия – Родина моя»
Январь
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2. Рисование «Золотая хохлома»
3. Аппликация «Гжельская роза»
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5. Рисование «Тверская матрёшка»
6. Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Подвижная игра «Защита границы»
4. Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5. Рассматривание картины «Богатыри»
6. Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Портрет моей мамы»
4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »
5. Чтение стихов о маме
6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Река Немпту».
1. Беседа о реке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки»
2. Рисование на тему «Речка - реченька»
3. Аппликация «Подводное царство»
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5. Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
«Этот день победы»
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В., возложение цветов
3. Встреча с ветеранами труда и детьми войны
4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Люби и знай свой родной край"
Конспект занятия: «Люби и знай родной край».Разработала: воспитатель Ховалыг Чойгана Эдуардовна.Задача: Расширить представления детей о своем селе; Воспитывать патриотические чувства, любо...
"Люби и знай свой родной край"
Россия – многонациональная страна, она Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески у...
Презентация опыта работы по теме "Люби и знай свой родной край"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Люби и знай свой родной край"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...
Проект "Люби и знай свой родной край"
Актуальность:В. СтепановЧто мы родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки у дороги,По которой мы идем.Что мы родиной зовем?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столо...
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".
В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....
Конспект семейной викторины "Люби и знай свой родной край"
Семейная викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...