Проект "Люби и знай свой родной край"
проект (средняя группа) на тему

Цыкина Ольга Борисовна

Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, сопричастности к семье. поселку. стране, природе,культуре на основе историко-национальных и природных особенностей  родного краяи страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_sredn_gr.docx548.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

детей средней группы

 

                                            Воспитатель МБДОУ

                                  детский сад №18 р.п. Мухен

                                     Цыкина Ольга Борисовна

                                            2016-2017г.г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной город, село 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка (конвенция) 


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

 выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

 утренники, развлечения, конкурсы;

 дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта,

 анкетирование, дни открытых дверей, фотоконкурсы, праздники,

семейные мини – проекты.

Сентябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3. Рисование на тему «Я и моя семья».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1. прогулка «Моя улица»

2. Беседа на тему «Наши добрые дела»

3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5. Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц поселка»

оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу в Мухене»

1. Игра – путешествие «Путешествие по Мухену»

2. Рассматривание альбома «Мой поселок»

3. Беседа на тему «Красная книга края»

4. Прогулка «Белая берёза под моим окном»

5. Работа с родителями: участие в конкурсе рисунков «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2 Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»

3 Беседа «Государственная символика России»

4 Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5. Рисование «Русский национальный костюм»

6. Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»,

7. Игра-викторина «Россия – Родина моя»

Январь

«Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2. Рисование «Золотая хохлома»

3. Аппликация «Гжельская роза»

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»

5. Рисование «Тверская матрёшка»

6. Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3. Подвижная игра «Защита границы»

4. Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»

5. Рассматривание картины «Богатыри»

6. Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3. Рисование «Портрет моей мамы»

4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5. Чтение стихов о маме

6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Река Немпту».

1. Беседа о реке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки»

2. Рисование на тему «Речка - реченька»

3. Аппликация «Подводное царство»

4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»

5. Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В., возложение цветов

3. Встреча с ветеранами труда и детьми войны

4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В настоящее время этот проект актуален.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люби и знай свой родной край"

Конспект занятия: «Люби и знай родной край».Разработала: воспитатель Ховалыг Чойгана Эдуардовна.Задача: Расширить представления детей о своем селе; Воспитывать патриотические чувства, любо...

"Люби и знай свой родной край"

    Россия – многонациональная страна, она Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески у...

Презентация опыта работы по теме "Люби и знай свой родной край"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Люби и знай свой родной край"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Проект "Люби и знай свой родной край"

Актуальность:В. СтепановЧто мы родиной зовем?Дом, где мы с тобой растем,И березки у дороги,По которой мы идем.Что мы родиной зовем?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столо...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".

В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....

Конспект семейной викторины "Люби и знай свой родной край"

Семейная викторина для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...