Центры активности в рамках программы "Югорский трамплин"
презентация
Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы "Югорский трамплин". Ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- «Центры активности, в рамках программы «Югорский трамплин»
- Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
- Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим программу на практике.
- Принцип комфортности.
- Принцип целесообразной достаточности.
- Принцип доступности.
- Принцип превентивности.
- Принцип личной ориентированности.
- Принцип баланса инициатив детей и взрослых
- Центры активности – это игровая развивающая среда, где материалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребенка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно делать, и какие им для этого нужны материалы.
- Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто весёлых и полезных действий. Это место работы детей, поэтому в них всегда много материалов изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих их успехи и достижения.
Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живёт группа.
- Материалы в каждом центре активность должны отражать реальный мир; побуждать детей к дальнейшим исследованиям, соответствовать интересам и уровню развития ребенка; в каждом центре должно быть достаточное количество материалов для свободного выбора; материалы должны быть доступны и привлекательны, а также систематизированны и снабжены надписями и символами; обеспечивать дальнейшее развитие ребёнка.
- Таким образом Центры активности стимулируют
- Какова же их классификация:
- Литературный центр ( центр грамотности и письма)
Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры диалоги, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории. Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий
• развитию диалогической и связной речи
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования
• развитию звуковой культуры речи
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литератур- ных текстов в устном виде и в звукозаписи
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению
- Центр «сюжетно-ролевой» игры Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания. В этом центре дети развивают активную и пассивную речь; помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения; увязывают представления между собой; стимулируют творческую мысль и решение проблем; увеличивают самоуважение; развивают способы выражения эмоций и чувств; знаменуют радость и свободу детства.
- Центр искусства и сенсорного развития. Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки. В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.
- Центр кулинарии (практической жизни)
Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.
Это деятельность, которая способствует обучению и развитию во всех аспектах: работая с рецептами, дети учатся переводить символические обозначения в конкретные действия; осваивают последовательность процессов и действий; расширяют свой словарный запас, учатся описывать деятельность; практикуются в измерении, отсчитывании, постигают значение количества, одолевают понятие дроби, приобретают чувство времени; учатся выдвигать гипотезы относительно того, что происходит и почему, учатся сравнивать и различать, узнают о происхождении пищи; формируют двигательную координацию и улучшают контроль тонких движений; учатся действовать поочередно, получать удовольствие от общего дела; развивают самостоятельность, навыки пользования кухонными принадлежностями. Также в центре практической жизни дети приобретают навыки самообслуживания в быту: уборка и мытье посуды, подметание и влажная уборка полов, мытье стекол и зеркал, стирка и глажение одежды, уход за обувью и одеждой.
- Центр песка и воды Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Здесь важен принцип превентивности соблюдать который нужно всегда. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики или фартуки. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, педагоги – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи. Это и : отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость количества от формы, порядковый счет и др. Экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ, использование координации глаз - рука, освоение тонкой моторики, умение договариваться, делиться, совместно планировать и играть
- Центр науки и естествознания Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия.
В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и фор- ме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;
• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.
- Центр строительства
Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья. В то же время оказывает влияние на речевое развитие ,так как в процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия: размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление, пространство, образец; Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.
- Центр математики манипулятивных игр: Манипулятивными материалами называются мелкие предметы, используемые в настольной деятельности. Эти материалы предполагают, чтобы из них было что-то сделано, собрано, и требуют от детей использования координации рук и глазомера. Примерами могут служить разрезные картинки-головоломки, бусы, которые нужно нанизать, лото, конструктор Лего. Манипулятивные материалы обычно используются детьми индивидуально, а не в парах или группах.
Знакомые предметы, такие как пуговицы, пробки от бутылок, ракушки, камешки, — идеальные средства для подсчета и классификации. Упаковки из-под консервов или коробки из-под яиц — прекрасные емкости для этой деятельности. Доски и резиновые ленты предоставляют возможности для счета и занятий геометрией. Наборы для конструирования, состоящие из отдельных частей и целостных узлов, дают бесценный опыт использования всех математических понятий, которые мы ранее определили, за исключением понятия времени. Такие наборы более полезны для развития у детей математических понятий, чем материалы, которые вводят числа вне контекста, например игры и загадки, предполагающие идентификацию чисел. - Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия .
Центр математики и манипулятивных игр + Центр грамотности и письма
Центр грамотности и письма
Критерии подбора материалов для каждого центра отражение реального мира; побуждение к дальнейшим исследованиям; соответствие интересам и уровню развития ребенка; достаточное количество; доступность и привлекательность; систематизированность и снабжены надписями и символами ; направленность на дальнейшее развитие ребёнка.
Принципы Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип превентивности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых.
Центры активности стимулируют активную познавательную деятельность ; выбор; сотрудничество; ответственность; творчество; самооценку; решение проблем .
Литературный центр ( центр грамотности и письма)
Центр «сюжетно-ролевой» игры
Центр искусства
Центр кулинарии
Центр песка и воды
Центр науки и естествознания
Центр строительства
Центр манипулятивных игр :
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Домашние животные и птицы»(познавательный проект по окружающему для детей средней группы в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО)
Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выпо...
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»...
Конспект интегрированного занятия по программе «Югорский трамплин» Тема: «День Защитника Отечества»
Конспект интегрированного занятия...
Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...
Презентация к статье Формы взаимодействия педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Презентация к статье...
Проектно-тематическое планирование во второй младшей группе на сентябрь в рамках реализации программы "Югорский трамплин"
Проектно-тематическое планирование включает проекты: "Игрушки" (Тема: "Наши любимые игрушки) и "Осень, осень, в гости просим!" (Темы: 1. "Подарки Осени. Овощи". 2. ...
Проектно-тематическое планирование в старшей группе на сентябрь в рамках реализации программы "Югорский трамплин"
На сентябрь в рамках проекта запланированы 4 темы: Тема 1. "Мир вокруг нас. Осень на участке детского сада"Тема 2. "Во саду ли, в огороде - овощи и фрукты"Тема 3. "Сибирс...