Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_pomorov_v_kraevedcheskoy_rabote_s_doshkolnikami.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками
Кроме матери родной
Нету матери на свете.
Кроме родины - иной
Нет родной земли на свете
Е.Укачин
Что может быть милее
Бесценного родного края?
Н. Языков
«Край, что родиной зовётся» Эти слова у каждого человека связаны с самым дорогим в его жизни: город или посёлок, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, народностей, живущих с ними в одной области, не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада – с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Для меня вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, всегда важен и актуален. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными ценностями, зародить интерес к истории родного края.
Нам посчастливилось жить в северном крае, богатом полезными ископаемыми, с красивой и неповторимой природой, в котором живут удивительные народности, одними из которых являются поморы
Поморы – это первые русские люди, которые поселились на берегах студёного моря (так раньше называли Северный Ледовитый океан). Сейчас это территория Мурманской, Архангельской областей. Поморские деревни располагались в устьях рек.
Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать мини-музей – который будет развивать у детей интерес к жизни поморского народа в разное историческое время, его культуре, к истории, к природе родного края.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Развивать интерес к прошлому и настоящему Кольского Севера
- Приобщать детей к истории, культуре, традициям поморов. Воспитывать лучшие качества, присущие им: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
- Прививать чувство гордости за своих земляков
Создание мини-музея – кропотливый и длительный процесс, требующий большой подготовки, поэтому работу по созданию музея разделила на три этапа: подготовительный, практический и итоговый, определила тематику экспозиций:
- географическое положение,
- жильё и быт,
- промыслы,
- культура и традиции
Созданный мини-музей поморов обогатил развивающую среду материалами о родном крае, создал условия для самостоятельной деятельности детей и взрослых – это явилось важным этапом введения краеведения в образовательный процесс. Правильно подобранная и своевременно представленная наглядность в экспозициях мини-музея помогает формированию у дошкольников правильных, неискажённых представлений о мире, расширяет кругозор, активизирует познавательные интересы, а внесение регионального компонента выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю
Важная особенность развивающей среды мини-музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Мини-музей поморов позволил ввести работу по краеведению в различные виды деятельности.
На занятиях дети познакомились с географией расселения поморов. На карте они значками обозначали места поселений, а также располагали представителей флоры и фауны, обитающих на данной территории. Занятия, проводимые в мини-музее, расширили кругозор, сформировали представления о жизни и быте поморов. С огромным интересом рассматривали берестяные шкатулки, деревянную посуду (так как поморский мир едва ли не полностью был лишён металлических изделий), с восторгом дети примеряли настоящие лапти, хоть и огромные, но настоящие. Дети узнали, какими были дома поморов, изготовленные без единого гвоздя. В таких домах, как правило, одна большая комната, в которой находится печка, а оттуда проход «на кухню». В одной комнате и ели, и спали, и гостей принимали. Спали обычно на скамейке, которая находилась практически по всему периметру комнаты. Реже на печке – когда не топили. Дома были с очень узкими окнами, чтобы не было холодно.
Экскурсии в музее углубили и обобщили знания дошкольников, так как, выступая в роли экскурсоводов, дети рассказывали о промыслах поморов. Мужчины поморы занимались китобойным, зверобойным, рыболовным промыслами, солеварением. Плавали они на деревянных кочах и ладьях (небольшие лодки с заострённым носом). Команды состояли из 20 человек. Брали на промыслы и мальчиков 9-10 лет. Их называли зуйки. Выходили в море в конце весны или начале лета на 4 – 5 месяцев. Часто оставались на зимовки. Традиционные места промыслов Восточная Лица, Харловка, остров Кильдин, Печенга, полуостров Рыбачий, острова Новая Земля, Шпицберген. Охотились на тюленей и из шкур тюленей делали паруса. Кроме морских промыслов, поморы занимались ловлей сёмги в реках, добычей речного жемчуга, собирали грибы и ягоды. Делали поморы и игрушки
На занятиях по ознакомлению с искусством, которые проводились непосредственно в музее, дети познакомились с культурными традициями, обычаями, песнями и особенностями поморского костюма. Девочки с интересом рассматривали украшения из бисера, жемчуга, любовались красотой поморских узоров. Один из интересных обычаев поморов изготовление козуль. Козули - изготовленные из теста, украшенные и запеченные фигурки козочек, оленей и других животных, Название козуля образовано от слова «коза». Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.
Много радости и удовольствия доставили детям посиделки, на которых они сами научились лепить козуль – фигурки различных животных – козочек, оленей, барашков, птичек. Запечённые фигурки дети с удовольствием дарили родителям, друзьям на новогодние праздники: Колядки и Рождество.
Библиотека, собранная в мини-музее помогает знакомить дошкольников с устным творчеством поморов. Сказки завораживают красотой звучания поморского говора. Они имеют огромное воспитательное значение, заставляют детей задуматься, чему нас учит сказка. В музее собраны сборники сказок, диск с мультфильмами по поморским сказкам, аудиокассеты с песнями современных авторов о народах Севера, которые могут взять домой, посмотреть и послушать вместе с родителями.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка, мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому работу по ознакомлению дошкольников с жизнью поморов провожу в тесном сотрудничестве с родителями. На родительском собрании обговорили тему и название мини-музея, оформила ряд рекомендаций для родителей «Прочитайте вместе с детьми», «Путешествуем по карте» и т.д. По крупицам собирали экспонаты для музея: берестяные шкатулки, корзинки, деревянные туески, солонки, лапти, птицу счастья, изделия из бисера и жемчуга и т.д. Совместно с родителями подготовили познавательные беседы, ведущими которых были родители и их ребёнок в «Клубе знатоков», так на одном из заседаний клуба появилась у нас карта Кольского полуострова, которую нарисовали папа с сыном. Родители помогали собирать информацию о промыслах поморов, их жизни и быте, используя разные источники: посещали с детьми библиотеки, краеведческий музей, Музей истории города и Флота. Много радости и положительных эмоций получили дети, приводя родителей в свой музей, с гордостью представляли они свои экспонаты.
Таким образом, создание мини-музея помогло приобщить детей к истории, культуре, традициям поморов, расширило кругозор, желание узнавать новое, а внесение регионального компонента позволило развить целостное отношение к родному краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мини - музеи в ДОУ" (из опыта работы)
"Музей – это смесь искусства и истории,филологии и басни, документа и романа,которая посылает нам через многие годы луч светаи доносит уникальные по ценности опыт и знания".(Ф. Дзери) Что такое м...
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...
«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....
Консультация для педагогов "Мини-музей в ДОУ - эффективное средство в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры"
Музейная педагогика помогает развивать у детей интерес к истории и культуре своего народа...
консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...
Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...