Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей поморов в краеведческой работе с дошкольниками

Кроме матери  родной

Нету матери на  свете.

Кроме родины -  иной

Нет родной земли на свете

Е.Укачин

Что может быть милее

Бесценного родного края?

Н. Языков

                                                                                                                   

«Край, что родиной зовётся» Эти слова  у каждого человека связаны с самым дорогим в его жизни: город или посёлок, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

 В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района,  народностей, живущих с ними в одной области, не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада – с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

       Для меня вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, всегда важен и актуален. Известна истина: что заложено в человеке  в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными ценностями, зародить интерес к истории родного края.

       Нам посчастливилось жить в северном крае,  богатом полезными ископаемыми, с красивой  и неповторимой природой, в котором живут удивительные народности, одними из которых являются поморы

Поморы – это первые русские люди, которые поселились на берегах студёного моря (так раньше называли Северный Ледовитый океан). Сейчас это территория Мурманской, Архангельской областей. Поморские  деревни  располагались в устьях рек.

       Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать мини-музей – который будет развивать у детей интерес к жизни поморского народа  в разное историческое время, его культуре, к истории, к природе родного края.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Развивать интерес к прошлому и настоящему Кольского Севера
  • Приобщать детей к истории, культуре, традициям поморов. Воспитывать лучшие качества, присущие им: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
  • Прививать чувство гордости за своих земляков

        Создание мини-музея – кропотливый и длительный процесс, требующий большой подготовки, поэтому работу по созданию музея разделила на три этапа: подготовительный, практический и итоговый, определила тематику  экспозиций:

  • географическое положение,
  • жильё и быт,
  • промыслы,
  • культура и традиции

 Созданный мини-музей поморов  обогатил развивающую среду материалами о родном крае, создал условия для самостоятельной деятельности детей и взрослых – это явилось важным этапом введения краеведения в образовательный процесс. Правильно подобранная и своевременно представленная наглядность в экспозициях мини-музея помогает формированию у дошкольников правильных, неискажённых представлений о мире, расширяет кругозор, активизирует познавательные интересы, а внесение регионального компонента выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю

Важная особенность развивающей среды мини-музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

 Мини-музей поморов позволил ввести работу по краеведению в различные виды деятельности.

На занятиях дети познакомились с географией расселения поморов. На карте они значками обозначали места поселений, а также располагали представителей флоры и фауны, обитающих на данной территории. Занятия, проводимые в мини-музее, расширили кругозор, сформировали представления о жизни и быте поморов. С огромным интересом рассматривали берестяные шкатулки, деревянную посуду (так как поморский мир едва ли не полностью  был лишён металлических изделий), с восторгом дети примеряли настоящие лапти, хоть и огромные, но настоящие.  Дети узнали, какими были дома поморов, изготовленные без единого гвоздя. В таких домах, как правило, одна большая комната, в которой находится печка, а оттуда проход «на кухню». В одной комнате и ели, и спали, и гостей принимали. Спали обычно на скамейке, которая находилась практически по всему периметру комнаты. Реже на печке – когда не топили. Дома были с очень узкими окнами, чтобы не было холодно.                

Экскурсии в музее углубили и обобщили знания дошкольников, так как, выступая в роли экскурсоводов, дети рассказывали о промыслах поморов. Мужчины поморы занимались китобойным, зверобойным, рыболовным промыслами, солеварением. Плавали они на деревянных кочах и ладьях (небольшие лодки с заострённым носом). Команды состояли из 20 человек. Брали на промыслы и мальчиков 9-10 лет. Их называли зуйки. Выходили в море в конце весны или начале лета на 4 – 5 месяцев. Часто  оставались на зимовки. Традиционные места промыслов Восточная Лица, Харловка, остров  Кильдин, Печенга, полуостров Рыбачий, острова Новая Земля, Шпицберген.  Охотились на тюленей и  из шкур тюленей делали паруса. Кроме морских промыслов, поморы занимались ловлей сёмги в реках, добычей речного жемчуга, собирали грибы и ягоды. Делали поморы и игрушки

На занятиях по ознакомлению с искусством, которые проводились непосредственно в музее, дети познакомились с культурными традициями, обычаями, песнями и особенностями поморского костюма. Девочки с интересом рассматривали украшения из бисера, жемчуга, любовались красотой поморских узоров.  Один из интересных  обычаев поморов изготовление козуль. Козули - изготовленные из теста, украшенные и запеченные фигурки козочек, оленей и других животных, Название козуля образовано от слова «коза». Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Много радости и удовольствия доставили детям посиделки, на которых они сами научились лепить козуль – фигурки различных животных – козочек, оленей, барашков, птичек. Запечённые фигурки дети с удовольствием дарили родителям, друзьям на новогодние праздники: Колядки и Рождество.

Библиотека, собранная в мини-музее помогает знакомить дошкольников  с устным творчеством поморов. Сказки завораживают красотой звучания поморского говора. Они имеют огромное воспитательное значение, заставляют детей задуматься, чему нас  учит  сказка. В музее собраны сборники сказок, диск с мультфильмами по поморским сказкам, аудиокассеты с песнями современных  авторов о народах Севера, которые могут взять домой, посмотреть и послушать вместе с родителями.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка, мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому работу по ознакомлению дошкольников с жизнью поморов провожу в тесном сотрудничестве с родителями. На родительском собрании обговорили тему и название мини-музея,  оформила ряд рекомендаций для родителей «Прочитайте вместе с детьми», «Путешествуем по карте» и т.д. По крупицам собирали экспонаты для музея: берестяные шкатулки,  корзинки, деревянные туески, солонки, лапти, птицу счастья, изделия из бисера и жемчуга и т.д. Совместно с родителями подготовили познавательные беседы, ведущими которых были родители и их ребёнок в «Клубе знатоков», так на одном из заседаний клуба появилась у нас карта Кольского полуострова, которую нарисовали папа с сыном. Родители помогали собирать информацию о промыслах поморов, их жизни и быте, используя разные источники: посещали с детьми библиотеки, краеведческий музей, Музей истории города и Флота.  Много радости и положительных эмоций получили дети, приводя родителей в свой музей, с  гордостью представляли  они свои экспонаты.

Таким образом, создание мини-музея  помогло приобщить детей к истории, культуре, традициям поморов, расширило кругозор, желание узнавать новое, а внесение регионального компонента позволило развить целостное отношение к родному краю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мини - музеи в ДОУ" (из опыта работы)

"Музей – это смесь искусства и истории,филологии и басни, документа и романа,которая посылает нам через многие годы луч светаи доносит уникальные по ценности опыт и знания".(Ф. Дзери) Что такое м...

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....

Консультация для педагогов "Мини-музей в ДОУ - эффективное средство в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры"

Музейная педагогика помогает развивать у детей интерес к истории и культуре своего народа...

консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»

консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...

Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.

   Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...