Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
статья (старшая группа) на тему
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района Тогучинский детский сад №7 «Калинка» комбинированного вида
в рамках методического семинара конкурса
«Воспитатель года Тогучинского района - 2014»
на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Автор: Гущина Татьяна Викторовна
Тогучин, 2014
«Чувство любви к Родине
нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
А.С. Лихачёв.
Что же включает в себя понятие «Патриотическое воспитание»?
Патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности детских садов, как первых звеньев в непрерывной системе образования, что прописано в ряде нормативно-правовых документов:
- В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации сказано: «… система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
- В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка.
Компоненты патриотического воспитания:
- Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).
- Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).
- Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).
Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания:
1 компонент включает в себя:
- культуру народа, его традиции, народное творчество;
- природу родного края и страны, деятельность человека в природе;
- историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;
- символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).
2 компонент включает в себя:
- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
- интерес к жизни родного города и страны;
- гордость за достижения своей страны;
- уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
- восхищение народным творчеством;
- любовь к родной природе, родному языку;
- уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3 компонент включает в себя:
- труд;
- игру;
- продуктивную деятельность;
- музыкальную деятельность;
- познавательную деятельность.
Направления патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду:
- знакомство с родной страной, её культурой и традициями;
- знакомство с родным краем;
- знакомство с природой родного края;
- знакомство с родным городом (население города, события в жизни города, архитектура города, исторические вехи).
Средства организации патриотического воспитания:
- краеведческий музей г. Тогучина;
- филиал №36 Тогучинской районной библиотеки;
- мини-музей «Истоки» МКДОУ Тогучинского района Тогучинского детского сада №7 «Калинка» комбинированного вида.
Формы трансляции опыта старших поколений, исторических событий, культуры и традиций своего народа:
- социальные детско – родительские проекты: «Герб семьи», «Семейное древо», «Лесные грибы и ягоды», «Обитатели леса»;
- православные праздники: «Пасха», «Масленица», «Рождественские посиделки»;
- календарные даты: «День матери», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «9 Мая»;
- организацию акций: «Речка Иня в опасности», «Посади дерево», «Открытка ветерану»;
- экскурсии, театрализованные игры и др.
Мы рассмотрели с вами основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию. В рамках одной встречи осветить их все достаточно сложно, поэтому мы остановимся более подробно на одной из форм работы – создание мини – музеев в детском саду, конкретно мини-музея «Истоки»
Что же побудило нас к его созданию? В ходе исследования было выявлено, что у детей: отдалённые представления о народной культуре отсутствуют знания о народной игрушке. Педагогами осуществляется неправильный подход к организации продуктивной и игровой деятельности детей. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании велика:
- помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
- способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
- позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Алгоритм действий при создании любого мини-музея и в частности – мини-музея «Истоки»:
1. Постановка цели.
2.Разработка положения о мини-музее (письмо Минобрнауки России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).
3.Выбор организатора.
4. Выбор профиля и жанра музея (профиль – исторический; жанр – музей-экспозиция).
5. Определить тематику музейных экспозиций, их вида.
6. Сбор экспонатов, составления перечня, создание паспорта музейных экспонатов.
7. Создание учебно-методического комплекса, обеспечивающий образовательный процесс (занятия, досуги, развлечения).
Целью создания мини-музея «Истоки» является:
- приобщение детей к культуре и традициям своего народа, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- развивать интерес к народной культуре и традициям своего этноса;
- расширять и углублять элементарные знания дошкольников о народной культуре и традициях;
- прививать навыки трудовой деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности;
- знакомить детей со значением каждой обрядовой куклы;
- учить технологии изготовления обрядовых кукол;
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому;
- воспитывать уважение к труду.
Решая поставленные задачи, мы строим свою работу опираясь на следующие принципы:
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов (посильное задание, чтобы работа приносила радость);
- системность и целостность осуществляемого образования (разработка программы кружка, периодичность);
- непрерывность (2 года) и преемственность;
- интегративность (объединение, отдельных частей, аспектов в целое);
- доступность;
- ассоциативность (чувства сопричастности, сопереживания);
- деятельностный подход (предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности);
- поэтапность, постепенность подачи материала (что за чем);
- опора на наглядность.
Функции работы мини-музея:
- пополнение фондов за счёт работы постоянно действующего кружка «Куклы из бабушкиного сундучка», подарков, например, бывшая воспитанница детского сада Рябинина Настя подарила куклы, которые она сделала вместе с мамой в алтайском музее народной куклы, продуктов деятельности мастер-классов для педагогов, младших воспитателей и родителей;
- систематизация;
- демонстрация.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Одним из главных экспонатов в мини-музее «Истоки» являются народные куклы.
Кукла - первая из игрушек известная в древности.
Считалось, что кукла, сделанная своими руками способна отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Её делали безликой. По старинным поверьям в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Играя с такой куклой, дети могут мечтать и фантазировать, выдумывать её настроение и характер.
Народные куклы делятся на три вида:
- куклы-обереги;
- обрядовые куклы;
- игровые куклы.
В нашем мини-музее собраны следующие виды кукол:
- Куклы-обереги:
- «Вера, Надежда, Любовь» - кукла о самых главных женских добродетелях, женском вдохновении и спокойствии;
- «Кукла – Благодать» - руки поднятые в небо говорили: «Руки к небу держать – никогда не унывать»;
- «Десятиручка» - кукла – помощница. На каждую ручку загадывалось желание – дело, в котором кукла должна помочь;
- Вепская кукла - особенность куклы в том, что она могла служить и как обереговая, и как игровая;
- «Северная берегиня» - оберег для дома, ставили в северный угол избы. Охраняла и приносила благополучие в дом;
- «Хозяюшка - благополучница» - внутри куколки спрятана монетка, по поверью такая кукла приносила в дом удачу и достаток;
- «Кубышка - травница» - оберегала дом от злых духов и болезней. Ставили у кровати больного или ложили в детскую колыбельку;
- «Берегинюшка» - кукла несла в себе частичку тепла хозяев и оберегала дом от дурного глаза;
- «Колокольчик» - куколка добрых вестей. На куколке три юбки – счастье человека, символ веры, символ доброты. Для того чтоб настроение было поднятым всегда, нужно чтобы в каждом доме эта куколка жила.
- Обрядовые куклы:
- Кукла «Коза» - кукла радости и веселья. Кукла позволяла посмотреть на мир другими глазами. Олицетворяла собой жизненную силу и плодородие;
- «Мировое дерево» - делали на свадьбу для молодых и вставляли в середину круглого свадебного пирога.
- Игровые куклы:
- «Барыня» - делалась для старших детей.
Вывод: Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.
Педагоги разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея народной обрядовой куклы. Мини-музей, созданный руками педагогов, детей и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Воспитание патриотизма, посредством музейной педагогики....
Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Мини – музей одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ....
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...