"Мини - музеи в ДОУ" (из опыта работы)
методическая разработка на тему
"Музей – это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа,
которая посылает нам через многие годы луч света
и доносит уникальные по ценности опыт и знания".
(Ф. Дзери)
Что такое мини-музей?
Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в нём.
Для организации и создания мини-музеев в нашем ДОУ, прежде всего, была подобрана и изучена литература, посвящённая данному вопросу (книги, статьи в журналах, интернете). А за основу были взяты рекомендации Н.А.Рыжовой, изложенные в книге "Мини-музей в детском саду".
Безусловно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они и получили название - «мини музеи». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Дошкольники показывают экспонаты и рассказывают о них своим сверстникам с гордостью. Эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Цели и задачи мини-музея.
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музеях.
Расширение кругозора дошкольников.
5.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7.Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Почему мы создали мини-музеи?
Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения. Во- вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. А в-третьих им мешают дела и заботы. Поэтому мы решили создать мини-музеи в групповых помещениях, и мини-музеи в помещениях ДОУ: «Космос», «Мы живём в России", "Музыкальные инструменты", "Русская изба", "Театр и мы".
Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Значение музея в воспитании ребенка
«Диалог» с мини - музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание мини-музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
В фотоальбоме представлены композиции мини - музеи нашего ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
Из опыта работы в мини – музее группы «Земляничка».
Данный материал поможет работникам дошкольного образования пополнить свою методическую капилку при работе в мини -музее....
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями
Семья и детский сад - одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхо...
Сообщение из опыта работы «Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во ...
Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями
Семья и детский сад - одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхо...