"Встреча с Байанаем"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: обогащать и расширять знания детей о национальных видах спорта
Республики Саха (Якутия).
Образовательные задачи:
- закрепление двигательных навыков, полученных на занятиях по физкультуре;
- закрепление умения вести диалог с педагогом: отвечать на поставленные вопросы не перебивая друг друга и взрослого, читать схему;
- закрепление правил передвижения в помещении.
Развивающие задачи:
- развитие коммуникативных способностей; мышления, внимания; логики,
- развитие ловкости, выносливости, быстроты, силы.
Воспитательные задачи:
- приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры, - поощрение чувства товарищества, решительности, мужества, силы, уверенности в себе.
- воспитание бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическая культура.
Оборудование: мешочки с песком, кегли с изображением животных, 2 пары лыж, 2 рюкзака, «костер, сложенный из палочек с лампой внутри», игры В.В. Воскобовича: «Нетающие льдинки», «Лепестки», «Волшебная восьмерка 2-3», «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес».
Технические средства: экран, проектор, USB.
Участники: мальчики подготовительных групп, Бэргэн-инструктор по физкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baay-bayanay_pokaz.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: обогащать и расширять знания детей о национальных видах спорта
Республики Саха (Якутия).
Образовательные задачи:
- закрепление двигательных навыков, полученных на занятиях по физкультуре;
- закрепление умения вести диалог с педагогом: отвечать на поставленные вопросы не перебивая друг друга и взрослого, читать схему;
- закрепление правил передвижения в помещении.
Развивающие задачи:
- развитие коммуникативных способностей; мышления, внимания; логики,
- развитие ловкости, выносливости, быстроты, силы.
Воспитательные задачи:
- приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры, - поощрение чувства товарищества, решительности, мужества, силы, уверенности в себе.
- воспитание бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическая культура.
Оборудование: мешочки с песком, кегли с изображением животных, 2 пары лыж, 2 рюкзака, «костер, сложенный из палочек с лампой внутри», игры В.В. Воскобовича: «Нетающие льдинки», «Лепестки», «Волшебная восьмерка 2-3», «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес».
Технические средства: экран, проектор, USB.
Участники: мальчики подготовительных групп, Бэргэн-инструктор по физкультуре.
Ход праздника:
1 часть. Вводная.
В спортивном зале стоит экран. Мальчики в спортивной форме выходят в колонне по одному на площадку. Праздник открывает знатный охотник Бэргэн (инструктор по физкультуре).
Примечание: Бэргэн - якутский охотник, соблюдающий все обычаи и традиции охоты, эталон ловкости и меткости.
Бэргэн: Дорогие дети! Ноябрь месяц по якутскому календарю называют месяцем «Байаная – духа Охоты».
Поэтому сегодня мы отправимся с вами на охоту, выберем лучших охотников. Но пойдем мы не в обычный, а в сказочный фиолетовый лес. Для этого нам нужно рассмотреть маршрут – на экране схема маршрута (использованы игры В. В. Воскобовича: «Волшебные веревочки», «Лепестки», «Нетающие льдинки». «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес») – мальчики в колонне по одному двигаются по периметру зала.
(дети читают схему маршрута на экране)
- имитация ходьбы на лыжах, широким шагом - сугробы из игры «Лепестки»
- ходьба между «деревьями» (ходьба между ориентирами «змейкой») - деревья из развивающей среды «Фиолетовый лес»
- прыжки с льдинки на льдинку (прыжки с правой ноги на левую по дискам) – геометрические фигуры из игры «Нетающие льдинки»
- имитация в ходьбе оленя (бег широким шагом, руки скрестив над головой) – фигурка оленя
- бег налево (направо) по команде («Ветер») – игра «Умные стрелочки»
- ходьба в колонне по одному. Перестроение в круг.
(на экране красные стрелочки маршрута изменили цвет на зеленый: маршрут пройден)
2 часть. Основная.
Бэргэн: У всех диких животных, рыб, птиц есть по якутским поверьям свой дух (иччи) - хозяин. Это хозяин тайги Баай-Байанай. Он бережёт лес от разорения, браконьеров. Удачу в охоте дает только тем охотникам, кто соблюдает правила поведения в лесу. Добрый охотник, прежде чем начать на охоту, всегда попросит милости, удачи у хозяина тайги Байаная.
И мы сейчас тоже попросим удачи.
(Берген разводит огонь в «костре, сложенном из палочек с лампой внутри» и проводит обряд: угощает духа охоты и огня кумысом)
Примечание: обряд угощения духа охоты проводится до начала охоты, с целью задобрить духа, попросить удачи.
Бэргэн: Кушай, кушай Байанай!
Зверя, птицу пригоняй! (дети повторяют 2-3 раза)
Примечание: Байанай - дух охоты народа Саха.
(на экране видеопоказ встречи с Байанаем)
Байанай: Ух! Ух! Ух!
Я таёжный, древний дух
Возьми зверя, возьми птицу
Хоть медведя, хоть лисицу!
Но всегда знай свою меру!
Вы знаете, какие обычаи и законы есть у охотников?
(на экране появляются схемы-карточки - ответы детей)
- обычай угощать огонь
- обычай оставлять в зимовке - еду, спички, дрова,
- обычай самоограничения в охоте и рыбалке (не стрелять много дичи, не ловить много рыбы)
- обычай угощения соседей дарами природы, добычей;
- обычай взаимопомощи, дружбы и товарищества;
Байанай: Молодцы, охотники! Я доволен!
Бэргэн: Спасибо тебе, Байанай!
Представляем тебе будущих охотников.
Команды: «Куобах» и «Бэрэ»
Бэргэн: Запомните, пожалуйста основные правила соревнований:
- быть честным и справедливым в состязаниях;
- стремится доводить борьбу до конца;
- не зазнаваться, одержав победу в состязаниях;
- не печалиться в случае проигрыша.
Берген: За каждое заработанное очко вы будете получать шишку (дети считают шишки и выкладывают результат на игре «Волшебная восьмерка 2»
Бэргэн: Слушайте, правила первого этапа: «Ты сначала побеги, свою удаль покажи!»
1 эстафета: «Самый быстрый охотник»
- бег до ориентира взять дощечку (игра В.В.Воскобовича «Волшебная восьмерка»3) и обратно на финише построить охотничий домик
Бэргэн: Правила второго этапа: « Покажи свой меткий глаз, будешь лучшим ты сейчас!»
2 эстафета: «Меткий охотник» (метание мешочка с песком в цель - кегли с изображением животных)
Бэргэн: Молодцы! Продолжаем состязания лучших охотников.
Бэргэн: Запоминай правила третьего этапа: «Свою удаль покажи, как олень ты поскачи!»
3 эстафета: Прыжки «Ыстанга-олень» (три прыжка в длину с места широким шагом)
Бэргэн: Выполняй правила четвертого этапа: «Свою силу покажи, что охотник, докажи!»
4 турнир: элементы борьбы «Хапсагай» (якутская игра «Сильный Боотур)
На полу чертятся на расстоянии 3 м две параллельные линии. Между ними становятся два мальчика. Они кладут руки друг другу на плечи. По сигналу начинается борьба: каждый старается вытеснить противника за черту.
Бэргэн: запоминай правила пятого этапа «Свою ловкость покажи, что охотник покажи»
5 эстафета «Соколиный бой» Мохсоцол охсупуута (якутская народная игра)
Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги.
Правила игры: Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом.
Бэргэн: Слушай правила шестого этапа: «Свою гибкость покажи, что везде в лесу пролезешь покажи»
6 эстафета «Водопой из проруби» - ойбонтонуулааьын (якутская народная игра)
Положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, поднять с пола, захватив ртом берестяную посуду. Победу присуждают тому, кто поднял предмет с пола и принял исходное положение.
Бэргэн: А теперь возвращаемся домой с добычей.
(на экране появляются охотники с добычей)
7 большая эстафета: бег на лыжах с рюкзаком на спине до ориентира и обратно.
Итог подводит Бэргэн (показывает результаты на игре «Волшебная восьмерка 2»)
Рефлексия.
Бэргэн: Молодцы ребята! Вот и заканчивается наш праздник - соревнования охотников. Послушаем хозяина, духа охоты – Байаная.
(на экране видеопоказ встречи с Байанаем)
Байанай: Поздравляю сильных, ловких, выносливых, сообразительных участников соревнования! Вы все приняты в ряды будущих охотников. Я буду всегда рад видеть вас в моём лесу. Тайга - дом для многих животных и птиц. Тайга кормит, одевает и дарит тепло человеку. С древних времён люди дружат с природой и вы, дети, будьте друзьями природы! В подарок я вам принес кедровые шишки.
(на экране появляется корзинка с шишками)
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Байанай бырааhынньыгын сценарийа
Сыала: Байанай ыйыгар анаан ыытыллыбыт улэни тумуктээьин . Саха киьитин торут дьарыга булт туьунан о5олор билиилэрин чинэтии, обугэлэр угэстэрин, булт с...
Проект «Байанай – дух охоты»
Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.Участники проекта: воспитатель, дети, родители, пдо по якутскому языку.Возраст детей: 5-6 лет.Продолжительность: ноябрь (1 неделя...
Байанай кунэ
Байанай кунугэр а5алар уолаттарын кытары таайалларыгар аналлаах оонньууОоньууну Антонова Е.Н. онордо...
Сценарий утренника посвященный дню «Байанай» Тема: «Лесное происшествие.
Данный сценарий посвящен к празднованию дня "Байанай". "Байанай" - (якут. Байанай, Бай Байанай) — дух-хозяин природы, покровитель охотников в...
В гости к Байанаю на якутском языке
Байанайга ыалдьыттыыбыт.Сыал/сорук:Оҕо ойуур, булт туһунан билиитин улахан киһитэ суох бэйэтин баҕатынан дьарыктаныы көмөтүнэн хатылааһын.• Көрдөөн булуу ньыматын, толкуйдуур дьоҕуру, ситимнээхти...
Проект «Байанай – дух охоты»
Тип и вид проекта: творческий, групповой.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Возраст детей: 6-7 лет.Продолжительность: месяц ноябрь.Актуальность: Отношение человека к правилам поведения в п...
Этно-спортивный праздник встреча с Байанаем
Спортивное мероприятие...