Сообщение на тему: «Особенности декоративно – прикладного искусства Урала»
учебно-методический материал на тему
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Лариса Рубальская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_dek.-prik._iskusstva_urala.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Особенности декоративно – прикладного искусства Урала»
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Лариса Рубальская
Декоративное искусство – один из видов пластических искусств и формирует окружающую человека материальную предметно – пространственную среду, внося в нее эстетическое начало.
Прикладное искусство – это различные виды художественной деятельности, это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой художественный образ.
Доктор филологических наук, президент независимой академии эстетики и свободных искусств, Юрий Борисович Борев, отмечает, что умение человека выявить внутреннюю меру предмета и творить в соответствии с ней, придает всем вещам, созданным человеком, не только утилитарную, но и эстетическую ценность. Вместе с тем, прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, производственной деятельности и быта.
Декоративно – прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и многое другое.
В народном декоративно – прикладном искусстве проявляется родовая сущность человека, которая рассматривается как опыт народа: бытовой, нравственный, духовный.
Региональное декоративно – прикладное искусство вбирает в себя специфику местных условий, социально – исторические, национальные особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края.
Структура культурной жизни уральского региона представляет собой своеобразную триаду: во – первых, это отечественная общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во – вторых, смешанная культура различных наций и народностей России, и в – третьих: собственно, национальная культура наций, живущих на Урале.
Декоративно – прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе.
Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского искусства заключается в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства - одно из главных условий художественно – эстетического развития личности ребенка дошкольного возраста.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала содействует расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.
Декоративно – прикладное искусство Урала представляет собой:
камнерезное искусство, художественную обработка металла (Златоустовская гравюра на стали, Кусинское и Каслинское чугунное литье), бурачный промысел, искусство домовой росписи, лаковая роспись (подносный промысел, шкатулки, сундуки) и многое другое.
Познакомимся поближе с некоторыми видами декоративно – прикладного
искусства Урала.
Искусство домовой росписи на Урале было ярким и разнообразным. Уральский расписной дом – самобытное художественное явление. На Урале расписные дома называли «крашенными со цветочками», а мастеров – красильщиками.
На занятиях по изо деятельности мы с детьми познакомились с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.). Выполнили узорные наличники из соленого теста, раскрасили их гуашью и поместили на макет избы.
Познакомились с юртой - жилищем башкирского и татарского народов.
Рисовали национальные (праздничные и свадебные) костюмы народов, живущих на Южном Урале.
Изготавливали тюбетейки и праздничные узорные ленты с татарским и башкирским орнаментом.
В 2016 году был реализован краткосрочный коллективный проект «Мы живем на Южном Урале!», в котором принимали участие четыре педагога детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и два воспитателя) и дети подготовительной к школе группы. Этот проект был представлен на Муниципальный заочный конкурс проектов для педагогов ДОО и занял первое место.
В ходе реализации проекта были расширены знания детей о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, народных играх, музыкальным творчестве, фольклоре.
Согласно региональной программе «Наш дом – Южный Урал», дошкольники знакомились с Урало–Сибирской росписью. Этой росписи свойственна особая техника – мазок. На один край ворса набирается краска основного цвета, а на другой край краска другого цвета и делается несколько мазков на одном месте. Детям понравилось необычное нанесение узора, особенно когда мы делали узор пальцами, вместо кисточки.
Расписывали уральскими узорами матрешек и русские сарафаны, уральские пасхальные «писанки» (искусство миниатюры на яйце), колокола (символ Руси) и украшали уральские валенки.
Изготавливали с детьми различные поделки, изображающие обычаи и праздники народов Урала. Эти поделки неоднократно занимали призовые места в муниципальных конкурсах детского творчества «Урал – батюшка, Россия – матушка» и «Мозаика детства».
В нашем детском саду создан мини-музей «Уральские промыслы», где собраны разные виды камней, литья, росписи по дереву и по камню.
В уголке «Русская изба» - расположены атрибуты быта русского народа, собранные со всех уголков Южного Урала. На первый взгляд незатейливые вещи, а сколько всего потаенного на самом деле хранят в себе эти предметы старины.
Я считаю, что реализация в детском саду региональной парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Елены Семеновны Бабуновой, поможет эффективно сохранить и развить у ребенка светлый и добрый взгляд на историю, культуру, труд людей южно-уральского региона, сформирует умение жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала.
Свое выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии и творчества!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"
Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....
Доклад "Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Доклад на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования...
Статья на тему:" Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр."
Знакомим детей с декоративно-прикладным искусством в процессе игры....
Тематическо-корректурные таблицы по теме недели «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края» ХВЗ. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»
Хочу все знать. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»Возраст: старшая группаЦель: закрепить представление о декоративно-прикладном искусстве родного края и его видах; формировать эмоци...
Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр
Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр...
Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"
Проект "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала"...
Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»
1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...