Мобильная интерактивная мастерская «Страна профессий»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Актуальность
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
В целях создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством РППС мы создали мобильную интерактивную мастерскую «Страна профессий» с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в своей работе виртуальные экскурсии. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mobilnaya_interakktivnaya_masterskaya_strana_professiy.docx | 51.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Знакомство с профессиями ребенок-дошкольник прежде всего получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Поэтому мы решили побеседовать с детьми на тему «Что вы знаете о профессии своих родителей?», а также провести анкетирование родителей по данной проблеме.
Беседа с детьми об их представлениях о труде взрослых и профессиях показала, что только половина детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители нерассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых удетей было размыто, они затруднились ответить, что делают их родители на работе.
Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию, 45% родителей назвали «нужными» профессиями – «врач», «шахтер», «учитель».
На основании анализа результатов беседы с детьми и опроса родителей на предмет информированности о профессиях родителей, а также учѐта современных образовательных технологий мы определили, что основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребѐнка, немаловажную роль в решении этой проблемы играет создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды.
В целях создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством РППС мы создали мобильную интерактивную мастерскую «Страна профессий» с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в своей работе виртуальные экскурсии. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Задачи мастерской:
- Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых
- Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса разных профессий
- Внести инновационные изменения в организацию развивающей предметно-пространственной среды
- Создать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для наглядного изучения профессий недоступных для наблюдения в реальной жизни.
- Совершенствовать сотрудничество с начальной школой в работе по ранней профориентации
- Создать условия для социального партнерства детей и взрослых в процессе деятельности, в том числе с родителями воспитанников
Мобильная интерактивная мастерская «Страна профессий» учитывает профессии родителей, профессии нашего региона (Кемеровской области) и профессии других отраслей России:
- ценность семейных профессиональных династий (врач, машинист электровоза и др.)
- ведущие промышленные отрасли региона - угольная, металлургия, кондитерская, строительная и др.
- востребованность высококвалифицированных современных профессий - инженер, эколог, программист и т.д.
Работа по реализации задач строилась в три этапа:
I этап (организационный) сентябрь:
- Проведение мониторинга (Приложение 1. Анкетирование для родителей по ранней профориентации. Приложение 2. Опросник детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)
- Разработка и утверждение тематического плана, списка профессий.
- Подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
- Составление мультимедийных презентаций, отбор видеоматериалов.
- Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.
- Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями
Социальные партнеры
№ п/п | Наименование организации/учреждения | ФИО (родителей/ ответственных) |
1. | Междуреченский поисковый аварийно-спасательный отряд | Казанцев А.Н. |
2 | Городская станция по борьбе с болезнями животных | Лагунова А.В. |
3. | Метеостанция города Междуреченска | Левченко Е.Ю. |
4. | Краеведческий музей п. Теба «Профессия-геолог» | В.В. Харин |
5. | Музей МВД. | Фролова Т.А. |
6. | Отдел военного комиссариата города Междуреченска | Апанаев А.В. |
7. | Парикмахерская «Маргарита» | Божко О.В. |
8. | МБУ ДО «Детско-юношеский центр» | Маркеев М.А. |
9. | Телерадиокомпания «КВАНТ» | Косогойв М.Ю. |
10. | ОАО «Томусинское погрузочно – транспортное правление» | Елизарова Н.П. |
II этап (практический).
Октябрь-апрель
Реализация работы мастерской «Страна профессий» проходила через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей», создание копилки интерактивных презентаций «Азбука профессий», подбор видеороликов «Все профессии важны».
В группе детского сада нами был организован центр «Все профессии нужны, выбирай любую»,который стал настоящей мобильной интерактивной кладовой как для ребёнка, желающего узнать, поиграть, поэкспериментировать, так и для педагога, желающего создать комфортные условия РППС для развития детей.
Самостоятельная деятельность детей в процессеознакомления с профессиями взрослых в мастерской «Страна профессий» имеет следующие формыорганизации:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация,конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручениювзрослого);
- экспериментирование.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями ипредставителями различных профессий. Педагоги поэтапно решают задачи приобщения детей в игровойдеятельности к ценностям труда и профессиональной деятельностичеловека; развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых;активизации интереса родителей к современным профессиям, основаннымна технологиях; активного использования форм и методов театрально-
игровой деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями.
Формы организации совместной деятельности:
- экскурсии
- виртуальные экскурсии
- мастер-классы
- беседы
- проектная деятельность
- просмотр презентаций
- изготовление поделок, аппликаций и др.
Основу интерактивной мастерской «Страна профессий» составляют виртуальные дидактичесие продукты, разработанные или подобранные нами для ознакомления детьми профессий, недоступных для наблюдения в реальной жизни.
Мобильная копилка включает
- Презентации:
- «Профессия-строитель»
- «Профессия-врач»
- «Профессии в детском саду»
- «Профессия-кондитер»
- «Кто работает на швейной фабрике»
- «Профессия - спасатель»
- «Загадки о профессиях»
- «Человек трудом славен» и др.
- Клипы
- Кем стать?
- Библиотечная песня
- Первая учительница и др.
- Видеоролики
- Все профессии нужны https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=YVNCcjIsXHE
- Мультфильм «Кем быть» https://www.youtube.com/watch?v=3nJFAzdjBG8
- ПРОФЕССИИ - Детский Интерактивный Развивающий Журналhttps://www.youtube.com/watch?v=eadVReihkmE
- Профессии для детей. Познавательный мультик для малышейhttps://www.youtube.com/watch?v=T16phjHQmwo
- Фильм про Шахтёров. Что за профессия ?https://www.youtube.com/watch?v=djB3AUb-ub8
- Профессия "Машинист электропоезда/электровоза" l РЖД https://www.youtube.com/watch?v=miM8MAt2dcg
- И др.
- Виртуальные экскурсии
- Виртуальная экскурсия на угольную шахту.
- Виртуальная экскурсия на ОАО «Гурьевский Металлургический завод».
- Мультфильм – профессия «Ветеринар».
- Мультфильм – профессия «Повар-кондитер».
- Мультфильм – профессия « Строитель».
- Виртуальная экскурсия «Обогатительная фабрика».
- Виртуальная экскурсия « Красноярская Железная дорога» Профессия
« Машинист»
Тематический план
Месяц | Тема | Задачи | Форма ознакомления с профессиями | Формирование развивающей среды (видеоролик, интерактивная игра, альбом и т.д.) | Работа с родителями, социальныи партнерами |
Октябрь | «В мире профессий» |
|
|
|
|
Ноябрь | «Профессия - шахтер» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии шахтера, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. |
|
|
|
Декабрь | «Профессия -строитель» |
|
|
|
|
Январь | «Ветеринар» | .Расширять и уточнять знания о профессии «Ветеринар» | Виртуальная экскурсия «Работа Ветеринара» Беседа: « чем отличается профессия Ветеринара от врача – педиатра?» С-р игра «Шарик заболел» | Лото « Что нужно для работы?» Игрушки для обыгрывания сюжета «Прививка для собаки» Фотографии различных парод кошек и собак. | Экскурсия |
Февраль | Профессия - журналист | Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи - Формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми; развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично. | Виртуальная экскурсия, составление алгоритма интервью, варианты речевых обращений. | Игра « Четвертый лишний» Лото «Что нужно?» микрофон | Встречи с интересными людьми |
Март | Профессия - кондитер | Систематизировать представления детей о профессии пекарь, кондитер. о продуктах, необходимых для выпечки. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать уважение к труду пекаря и кондитера, бережное отношение к их труду. | Экскурсия в хлебный магазин Виртуальная экскурсия «Как пекут хлеб» «Торт» Рассматривание альбомов о хлебе, беседы Разучивание пословиц, отгадывание загадок. | С-р игра «Хлебопекарня» «Магазин» Лото «Играем в магазин» Игрушки, хлеб разных видов. Торты, пирожные разных видов. | |
Апрель | Профессия - металлург | 1. Познакомить воспитанников с историей комбината и с профессиями металлургии. 2. Формировать умение публичного выступления 3. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям труда | Досуг Показ видеоролика «Плавка металла». Создание альбома « История комбината» | Выставка металла разного вида | |
Май | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ФЕСТИВАЛЬ ПРОФЕССИЙ» |
III этап (итоговый): Итогово – обобщающий
Ожидаемые результаты профориентационной работы
- расширение кругозора и формирование системы представлений о профессиях разных отраслей у воспитанников;
- повышение познавательной активности и желания выполнять трудовые поручения детьми дошкольного возраста,
- раннее профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста;
- формирование у дошкольников системы отношений и нравственных установок к труду;
- содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком
- Создание методического пособия по ранней профориентации с целью трансляции педагогическому сообществу
- Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы, в том числе создание видеотеки по профессиям
- Создание индивидуальных лэпбуков «В мире профессий».
- Создание картотеки детской литературы по теме.
Приложение 1.
Анкета для родителей по ранней профориентации
ФИО родителя: ____________________________________
- Нужна ли работа по ранней профориентации в детском саду?
- С какими профессиями, на Ваш взгляд, нужно знакомить ребенка в детском саду?
- Обсуждаете ли Вы дома будущую профессию Вашего ребенка?
- Кем по профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?
- Беседуете ли Вы с ребенком о Вашей профессии?
- Могли бы Вы рассказать детям нашей группы о своей профессии? Организовать экскурсию на Ваше рабочее место?
- Какая профессия, на Ваш взгляд, наиболее актуальная в нашем городе (регионе)?
- Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
СПАСИБО!
Приложение 2.
Опросник детей старшего дошкольного возраста по теме
«Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)
1. Знания о трудовой деятельности взрослых:
- Кто работает?
- на фабрике, заводе
- на транспорте
- на стройке
- на ферме
- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровит.
комплекс и др.)
- в больнице
- в детском саду, школе
2. Знание основных трудовых процессов:
- Что делает?
- Водитель
- Повар
- Почтальон
- Моряк
- Продавец
- Врач
- Фермер
- Учитель
3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах,
необходимых для работы:
- Чем пользуется (какими инструментами)?
- Водитель
- Повар
- Почтальон
- Моряк
- Продавец
- Врач
- Фермер
- Учитель
4. Знания о взаимодействии людей разных профессий:
- Кто кому помогает?
- Кто работает вместе?
64
5. Бережное отношение к труду взрослых:
- Как мы должны относиться к чужому труду?
-Что мы для этого делаем?
–Как себя ведем?
6. Знания о профессиях родителей:
- Кем работает мама, папа, бабушка, дедушка?
- Что делают?
- Рассказывали ли тебе об этих профессиях?
Список используемой литературы.
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника Метод. Пособие. М: ТЦ Сфера 2011 – 104 с.
2. Бабаева Т.И.. Ромашевска Я.С. Как развивать взаимоотношения
и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. Пособие.- СПБ: ООО Издательство «Детство» - Пресс, 2012. – 224с.
3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.Цв. вкл. ( серия «Вместе с детьми»)
- Джанни Родари стихи перевод с итальянского С.Маршака Москва « Детская литература» 1989г – 17с.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольника в мир профессий: Учебно-методическое пособие.- Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
- Крулехт М.В., Крулехт А. А. Образовательная область « Труд»: Как работать по программе « Детство» учебно –методическое пособие.\ научная ред А.Г. Гогоберидзе. –СПБ: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 176 С.
- Краснощекова Н,В, Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Издательство 8 –е –Ростов Н.Д: Феникс, 2014. – 251с. ( Школа развитие)
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях М: ТЦ Сфера, 2003. – 64с. (Серия «Вместе с детьми»)
- Захаров Н.Н. Профессиональня ориентация дошкольников – М - 1988г.
- Шорыгина Т,А. «Трудовые сказки». Беседы с детьми о труде и профессиях –М: ТЦ Сфера, 2014 – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная дидактическая игра "Профессии" часть 1
Здесь предоставлен материал для ознакомления с игрой "Профессии" часть 1. Она поможет детям 5-7 лет практиковаться в опреелении атрибутов к различным профессиям. Саму игру можно скачать по ссылке:...
1. Интерактивная игра "Угадай профессию" (08.02.2016)
Материал содержит игру-презентацию и файл с описанием игры...
Программа творческой мастерской "Страна фантазеров"
Этот материал поможет педагогам дополнительного образования в планировании работы кружков по художественно-эстетическому развитию....
Интерактивные загадки о профессиях
Интерактивные загадки о профессиях...
Мобильная интерактивная мастерская
для педагогов...
Интерактивные загадки "Все профессии нужны, все профессии важны". Лексическая тема: "Профессии".
Данная интерактивная игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии" и может быть использована как в непосред...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Игровой мобильный центр по рабочей профессии на территории ДОУ» Тема: «Профессия - моряк»
В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников с ОВЗ по теме «Профессия – моряк». Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с...