Мобильная интерактивная мастерская
проект

Кузнецова Екатерина Николаевна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnaya_interakktivnaya_masterskaya_strana_professiy.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

 Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Знакомство с профессиями ребенок-дошкольник прежде всего  получает в семье, узнавая о профессиях своих  родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Поэтому мы решили побеседовать с детьми на тему «Что вы знаете о профессии своих родителей?», а также  провести анкетирование родителей по данной проблеме.

Беседа с детьми об их представлениях о труде взрослых и профессиях показала, что только половина детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители нерассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых удетей было размыто, они затруднились ответить, что делают их родители на работе.

Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию, 45% родителей назвали «нужными» профессиями – «врач», «шахтер», «учитель».

На основании анализа результатов беседы с детьми и опроса родителей на предмет информированности о профессиях родителей, а также учѐта современных образовательных технологий мы определили, что основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть  труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребѐнка, немаловажную роль в решении этой проблемы играет создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды.

В целях создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством РППС мы создали мобильную интерактивную мастерскую «Страна профессий» с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые  предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в своей работе виртуальные экскурсии. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Задачи мастерской:

  • Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых
  • Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса разных профессий
  • Внести инновационные изменения в организацию развивающей предметно-пространственной среды
  • Создать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для наглядного изучения профессий недоступных для наблюдения в реальной жизни.
  • Совершенствовать сотрудничество с начальной школой в работе по ранней профориентации
  • Создать условия для социального партнерства детей и взрослых в процессе деятельности, в том числе с родителями воспитанников

Мобильная интерактивная мастерская «Страна профессий» учитывает  профессии родителей, профессии нашего региона (Кемеровской области) и профессии других отраслей России:

  • ценность семейных профессиональных династий (врач, машинист электровоза и др.)
  • ведущие промышленные отрасли региона  - угольная, металлургия, кондитерская, строительная и др.
  • востребованность высококвалифицированных современных профессий  - инженер, эколог, программист и т.д.

Работа по реализации задач строилась в три этапа:

I этап (организационный) сентябрь:

  1. Проведение мониторинга (Приложение 1. Анкетирование для родителей по ранней профориентации. Приложение 2. Опросник детей старшего   дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)  
  2. Разработка и утверждение тематического плана, списка профессий.
  3. Подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
  4. Составление мультимедийных презентаций, отбор видеоматериалов.
  5. Встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы.
  6. Налаживание контактов с ближайшими социальными организациями

Социальные партнеры

№ п/п

Наименование организации/учреждения

ФИО (родителей/ ответственных)

1.

Междуреченский поисковый аварийно-спасательный отряд

Казанцев А.Н.

2

Городская станция по борьбе с болезнями животных

Лагунова А.В.

3.

Метеостанция города Междуреченска

Левченко Е.Ю.

4.

Краеведческий музей п. Теба «Профессия-геолог»

В.В. Харин

5.

Музей МВД.

Фролова Т.А.

6.

Отдел военного комиссариата города Междуреченска

Апанаев А.В.

7.

Парикмахерская  «Маргарита»

Божко О.В.

8.

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

Маркеев М.А.

9.

Телерадиокомпания «КВАНТ»

Косогойв М.Ю.

10.

ОАО «Томусинское погрузочно – транспортное правление»

Елизарова Н.П.

II этап (практический).

Октябрь-апрель

Реализация работы мастерской «Страна профессий» проходила через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей», создание копилки интерактивных презентаций «Азбука профессий», подбор видеороликов «Все профессии важны».

В группе детского сада нами был организован центр «Все профессии нужны, выбирай любую»,который стал настоящей мобильной интерактивной кладовой как для ребёнка, желающего узнать, поиграть, поэкспериментировать, так и для педагога, желающего создать комфортные условия РППС для развития детей.

Самостоятельная деятельность детей в процессеознакомления с профессиями взрослых в мастерской «Страна профессий» имеет следующие формыорганизации:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация,конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручениювзрослого);
  • экспериментирование.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями ипредставителями различных профессий. Педагоги поэтапно решают задачи приобщения детей в игровойдеятельности к ценностям труда и профессиональной деятельностичеловека; развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых;активизации интереса родителей к современным профессиям, основаннымна технологиях; активного использования форм и методов театрально-

игровой деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями.

Формы организации совместной деятельности:

  • экскурсии
  • виртуальные экскурсии
  • мастер-классы
  • беседы
  • проектная деятельность
  • просмотр презентаций
  • изготовление поделок, аппликаций и др.

Основу интерактивной  мастерской  «Страна профессий» составляют виртуальные дидактичесие продукты, разработанные или подобранные нами для ознакомления детьми профессий, недоступных для наблюдения в реальной жизни.

Мобильная копилка включает

  1. Презентации:
  • «Профессия-строитель»
  • «Профессия-врач»
  • «Профессии в детском саду»
  • «Профессия-кондитер»
  • «Кто работает на швейной фабрике»
  • «Профессия - спасатель»
  • «Загадки о профессиях»
  • «Человек трудом славен» и др.
  1. Клипы
  • Кем стать?
  • Библиотечная песня
  • Первая учительница и др.

  1. Видеоролики
  1. Виртуальные экскурсии
  1. Виртуальная экскурсия на угольную шахту.
  2. Виртуальная экскурсия на ОАО «Гурьевский Металлургический завод».
  3. Мультфильм – профессия «Ветеринар».
  4. Мультфильм – профессия «Повар-кондитер».
  5. Мультфильм – профессия « Строитель».
  6. Виртуальная экскурсия «Обогатительная фабрика».
  7. Виртуальная экскурсия « Красноярская Железная дорога» Профессия

« Машинист»

Тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Форма ознакомления с профессиями

Формирование развивающей среды (видеоролик, интерактивная игра, альбом  и т.д.)

Работа с родителями, социальныи партнерами

Октябрь

«В мире профессий»

  • расширять у воспитанников представления о профессиях, о значимости труда взрослых
  • пробуждать интерес к их профессиональной деятельности
  • воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

  • НОД «Путешествие в профессии», «Город профессий»
  • Викторина «Угадай профессию»
  • Просмотр интерактивных компьютерных презентаций
  • Игровая программа «Кто здесь был и что забыл»

  • Карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме
  • Операционные карты с последовательностью деятельности той или иной профессии
  • Игры - презентации «Кто где работает?», «Кто что делает?», «Для человека какой профессии это нужно?»
  • Видеоролики «Все профессии нужны», мультфильм «Кем быть?», «Профессии для детей»
  • Картотека ДИ «Все профессии нужны»
  • Мини - музей
  • Консультация «Сотрудничество детсокого сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников
  • Родительское собрание «Профориентация детей в дошкольном образовании»

Ноябрь

«Профессия - шахтер»

         Цель: обогащать знания и представления детей о профессии шахтера, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

  • НОД «Главная профессия города – шахтер
  • Беседа «Уголь – богатство нашего края»
  • Выставка рисунков и поделок «Люди, которые добыают уголь»
  • Конкурс чтецов «Я горжусь заслуженной по праву трудовой шахтерской славой»
  • Просмотр видеосюжета «Фильм про шахтера. Что за профессия»
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Выставка «Шахтерский уголек»
  • «Встреча с интересными людьми» - гость родитель-шахтер
  • ДИ «Ехали мы ехали, в шахту приехали», «Ты шахтер, расскажи, что ты делаешь»
  • Проект «Чудо уголь!»
  • С-р игра «Шахта», «Разрез»
  • Пособие «Профессия-шахтер «(картинки-схемы с последовательностью прохождения угля от добычи до потребления)
  • Подборка аудиозаписей «Звуки шахты»
  • Фильм про Шахтёров. Что за профессия
  • Презентации «Чем славен труд шахтера?», «Профессия - шахтер», «Шахты и разрезы Междуреченска»
  • Атрибуты профессии шахтер: каска, фонарь, роба и др.
  • Конкурс на лучший макет «На шахте»
  • Экскурсия на Томусинское погрузочно-транспортное управление

Декабрь

«Профессия -строитель»

  • Расширять и уточненять знания о строительных профессиях.
  • Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. 
  • Конструирование «Мы построим новый дом»
  • Виртуальная экскурсия «Как построить дом»
  • Беседа «Профессии на стройке»
  • Просмотр мультфильмов
  • С-р игра «Мы строители»
  • Рисование «Строим дом»
  • Экспериментирование с песком, глиной, водой
  • Просмотр презентаций про строительную технику
  • ПИ «Строительная эстафета»
  • Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Междуреченска и др.
  • Набор игрушек «Строительная техника», «Инструменты»,
  • Кукла в костюме строителя
  • Презентации: «Строительные специальности», «Город, в котором я живу», «Архитектурные сооружения мира», «Изба, каменный дом, крепость»,
  • Конструктор «Лего», схемы
  • Большой строительный набор
  • Игрушки для обыгрывания постройки
  • Лото «Профессии»

  • Выставка семейных поделок «Дом, в котором мы живем»

Январь

«Ветеринар»

.Расширять и уточнять знания о профессии «Ветеринар»

Виртуальная экскурсия

«Работа Ветеринара»

Беседа: « чем отличается профессия Ветеринара от врача – педиатра?»

С-р игра «Шарик заболел»

Лото « Что нужно для работы?»

Игрушки для обыгрывания сюжета «Прививка для собаки»

Фотографии различных парод кошек и собак.

Экскурсия

Февраль

Профессия - журналист

 Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи - Формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;

развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.

Виртуальная экскурсия, составление алгоритма интервью, варианты речевых обращений.

Игра « Четвертый лишний»

Лото «Что нужно?»

микрофон

Встречи с интересными людьми

Март

Профессия - кондитер

Систематизировать представления детей о

профессии пекарькондитер. о продуктах, необходимых для выпечки.

Развивать познавательный интерес, творческие способности.

Воспитывать уважение к труду пекаря и кондитера, бережное отношение к их труду.

Экскурсия в хлебный магазин

Виртуальная экскурсия «Как пекут хлеб» «Торт»

Рассматривание альбомов о хлебе, беседы

Разучивание пословиц, отгадывание загадок.

С-р игра «Хлебопекарня»

«Магазин»

Лото «Играем в магазин»

Игрушки, хлеб разных видов.

Торты, пирожные разных видов.

Апрель

Профессия - металлург

1. Познакомить воспитанников с историей комбината и с профессиями металлургии.

2. Формировать умение публичного выступления

3. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям труда

Досуг

Показ видеоролика «Плавка металла». Создание альбома

« История комбината»

Выставка металла разного вида

Май

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ФЕСТИВАЛЬ ПРОФЕССИЙ»

III этап (итоговый): Итогово – обобщающий

Ожидаемые результаты профориентационной работы

  • расширение кругозора и формирование системы представлений о профессиях разных отраслей у воспитанников;
  • повышение познавательной активности и желания выполнять трудовые поручения детьми дошкольного возраста,
  • раннее профессиональное  самоопределение детей дошкольного возраста;
  • формирование  у дошкольников системы отношений и нравственных установок к труду;
  • содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком
  • Создание методического пособия по ранней профориентации с целью трансляции педагогическому сообществу
  • Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы, в том числе создание видеотеки по профессиям
  • Создание индивидуальных лэпбуков «В мире профессий».
  • Создание картотеки детской литературы по теме.

Приложение 1.

Анкета для родителей по ранней профориентации

ФИО родителя:  ____________________________________

  1. Нужна ли работа по ранней профориентации в детском саду?

  1. С какими профессиями, на Ваш взгляд, нужно знакомить ребенка в детском саду?
  2. Обсуждаете ли Вы дома будущую профессию Вашего ребенка?
  3. Кем по профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка?
  4. Беседуете ли Вы с ребенком о Вашей профессии?
  5. Могли бы Вы рассказать детям нашей группы о своей профессии? Организовать экскурсию на Ваше рабочее место?
  6. Какая профессия, на Ваш взгляд, наиболее актуальная в нашем городе (регионе)?
  7. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

 д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

СПАСИБО!

Приложение 2.

Опросник детей старшего дошкольного возраста по теме

«Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова)

1. Знания о трудовой деятельности взрослых:

- Кто работает?

- на фабрике, заводе

- на транспорте

- на стройке

- на ферме

- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно-оздоровит.

комплекс и др.)

- в больнице

- в детском саду, школе

2. Знание основных трудовых процессов:

- Что делает?

- Водитель

- Повар

- Почтальон

- Моряк

- Продавец

- Врач

- Фермер

- Учитель

3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах,

необходимых для работы:

- Чем пользуется (какими инструментами)?

- Водитель

- Повар

- Почтальон

- Моряк

- Продавец

- Врач

- Фермер

- Учитель

4. Знания о взаимодействии людей разных профессий:

- Кто кому помогает?

- Кто работает вместе?

64

5. Бережное отношение к труду взрослых:

- Как мы должны относиться к чужому труду?

-Что мы для этого делаем?

–Как себя ведем?

6. Знания о профессиях родителей:

- Кем работает мама, папа, бабушка, дедушка?

- Что делают?

- Рассказывали ли тебе об этих профессиях?

Список используемой литературы.

1.        Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника Метод. Пособие. М: ТЦ Сфера 2011 – 104 с.

2.        Бабаева Т.И.. Ромашевска Я.С. Как развивать взаимоотношения

и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. Пособие.- СПБ: ООО Издательство «Детство» - Пресс, 2012. – 224с.

3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.Цв. вкл. ( серия  «Вместе с детьми»)

  1. Джанни Родари стихи перевод с итальянского С.Маршака Москва « Детская литература» 1989г – 17с.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольника в мир профессий: Учебно-методическое пособие.- Балашов: Издательство  «Николаев», 2004.
  3. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Образовательная область « Труд»: Как работать по программе « Детство» учебно –методическое пособие.\ научная ред А.Г. Гогоберидзе. –СПБ: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 176 С.
  4. Краснощекова  Н,В, Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Издательство 8 –е –Ростов Н.Д: Феникс, 2014. – 251с. ( Школа развитие)
  5. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях М: ТЦ Сфера, 2003. – 64с. (Серия «Вместе с детьми»)
  6. Захаров Н.Н. Профессиональня ориентация дошкольников – М -  1988г.
  7. Шорыгина Т,А. «Трудовые сказки». Беседы с детьми о труде и профессиях –М: ТЦ Сфера, 2014 – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Интерактивная мастерская "Бумажная фабрика"

Проект предназанчен для детей старшей группы детского сада....

Статья на тему: Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в ДОУ

В данной статье я делюсь своим опытом использования социальной сети вконтакте и мобильного мессенджера viber, в качестве интерактивных информационных площадок для работы с родителями в ДОУ и создания ...

Статья на тему: Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в ДОУ

В данной статье я делюсь своим опытом использования социальной сети вконтакте и мобильного мессенджера viber в  работе с родителями....

Мобильная интерактивная мастерская «Страна профессий»

Актуальность             Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда ...

Использование мобильного мессенджера Viber как формы интерактивного взаимодействия с родителями .

Посредством использования   мобильного мессенджера в качестве интерактивной формы работы с родителями,    сглаживается проблема нехватки времени на общение и обмена информацией,...

Паспорт мобильной мастерской "Автосервис" в младшей группе

quot;Автосервис" - паспорт мобильной мастерской...