Программа творческой мастерской "Страна фантазеров"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
Этот материал поможет педагогам дополнительного образования в планировании работы кружков по художественно-эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «СТРАНА ФАНТАЗЕРОВ»
Организуется и реализуется на базе ДО 3 «Школа №777»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослыми. Программа направлена на углубленное развитие художественно-эстетического развития дошкольников.
Актуальность программы
Содержание программы представлено различными видами художественной и трудовой деятельности: работа с художественными материалами, бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако, по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы, которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Занятия проводятся в групповой форме.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных работ, изделий и их художественным оформлением.
Программа творческой мастерской направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка, проявляющего интерес к художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие
задачи:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.
3. Научать изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.
4. Обучать выполнению аппликации из различных материалов. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги.
6. Обучить приёмам конструирования поделок из природного и бросового материала.
7. Учить выполнять работы методом квиллинга.
8. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение, усидчивость.
9.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт дошкольников.
10.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
11. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» воспитателя по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но на сегодняшний день замечено, что дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении даже простых задач, у многих плохо развито воображение и фантазия, что является основами творчества.
Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость заданий подбираются с учётом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по аппликации дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны (выкройки).
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - всё это сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с ранее планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у воспитанников способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.
Результатом реализации данной программы являются выставки и конкурсы детских работ, как местные (на базе детского сада), так и всероссийские. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление помещения группы, для проведения праздников, конкурсов, игровых программ.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, тесто, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 -5 лет, 5-7 лет.
На 1 год обучения рассчитано – 64 занятия (младший возраст)
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
На 1 год обучения рассчитано -64 занятия (старший возраст)
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Количество детей - 10-12 человек.
Инструменты и приспособления для работы:
- простой карандаш
- фломастеры
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- доски для работы с пластилином и соленым тестом.
Материалы:
- пластилин, соленое тесто
- бумага цветная для аппликаций
- двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга
- картон белый и цветной
- природный и бросовый материал
- клей ПВА, клей-карандаш
Примерное планирование осуществления программы.
1.Введение. Планируется с родителями.
Теория:
- Беседа, ознакомление детей с особенностями мастерской.
- Требования к поведению детей во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
2. Работа с пластилином и солёным тестом.
Теория:
- История материала. Техника безопасности. Приёмы работы.
Практика:
Изготовление объемных и плоскостных работ (пластилинография) с последующим раскрашиванием.
3.Работа с бумагой и картоном.
Теория:
- Виды и свойства бумаги и картона. Техника безопасности.
Практика:
- различные виды объемной аппликации, оригами, квиллинг и т. д.
4. Работа с природным материалом.
Теория:
- Способы соединения деталей.
Практика:
- изготовление композиций из засушенных листьев, коряг, шишек, круп;
- коллективные работы.
5. Работа с нетрадиционным и бросовым материалом:
включает в себя изготовление работ из одноразовых тарелок, ложек, ватных дисков, бумажных салфеток, ватных палочек, цилиндров (втулка от туалетной бумаги) и т.д.
6. Традиционные и нетрадиционные техники рисования: по трафарету, методом монотипии, набрызгом, рисование оттиском, ладошками, пальчиками и т.д.
7. Художественные промыслы России: знакомство с гжельской, дымковской, филимоновской росписью; роспись объемных форм.
Используемая литература:
Т.В.Докучаева «Игрушки из бумаги и картона»,
Г.Д.Давыдов «Пластилинография»,
Л.А.Садилова «Поделки из мятой бумаги»,
Л.А.Садилова «Поделки из мятой бумаги в нетрадиционной технике №2»,
Л.А.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»,
Е.В.Баранов «От навыков к творчеству. 2-7 лет Техника рисования»,
Л.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду»,
А.Н.Малышева «Подарки к праздникам»,
Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова «Уроки творчества»,
Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства»,
В.Кард «сказки из пластилина»,
Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124072-1350227813.jpg)
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры" имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124072-1350227813.jpg)
Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изодеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/15/picture-920436-1684161961.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «Фантазеры»
Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-598357-1567252171.png)
Рабочая программа кружка "Маленькие фантазеры"
В данной программе предлагается учебно-тематический план в который включены увлекательные занятия по рисованию ватными палочками нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоц...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/18/picture-1248728-1731944955.jpg)
Программа дополнительного образования "Фантазеры"
Программа по художественно-эстетическому развитию по пластилинографии и тестопластике для детей дошкольного возраста...