Программа творческой мастерской "Страна фантазеров"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Демина Елена Николаевна

Этот материал поможет педагогам дополнительного образования в планировании работы кружков по художественно-эстетическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_strana_fantazerov.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «СТРАНА ФАНТАЗЕРОВ»

Организуется и реализуется на базе ДО 3 «Школа №777»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и  взрослыми. Программа  направлена на углубленное развитие художественно-эстетического развития дошкольников.

Актуальность программы

      Содержание программы представлено различными видами художественной и трудовой деятельности: работа с художественными материалами, бумагой,  природным материалом, пластилином, соленым тестом,  бросовым материалом и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.   

       Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако, по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы, которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Занятия проводятся в групповой форме.
        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных работ,  изделий и их художественным оформлением.

Программа творческой мастерской направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 

 Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка, проявляющего  интерес к  художественному творчеству.

 Для достижения этой цели программа ставит следующие 

задачи:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научать изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.

4. Обучать выполнению аппликации из различных материалов.      5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приёмам конструирования поделок из природного и бросового материала.

7. Учить выполнять работы методом квиллинга.

8. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение, усидчивость.

9.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт дошкольников.

10.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

11. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

       Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» воспитателя по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но на сегодняшний день замечено, что дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении даже простых задач, у многих  плохо развито воображение и фантазия, что является основами творчества.

      Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость  заданий подбираются с учётом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

      Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

     В процессе занятий по аппликации дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны (выкройки).

      Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - всё это сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с ранее планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у воспитанников способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

      Результатом реализации данной программы являются выставки  и конкурсы детских работ, как местные (на базе детского сада), так и всероссийские. Использование поделок-сувениров в качестве подарков,  оформление помещения группы,  для проведения  праздников, конкурсов, игровых программ.

К концу  обучения воспитанники должны знать:

- название и назначение материалов – бумага, тесто, пластилин;

-  название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки;

-  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу  обучения воспитанники должны уметь:

-  анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

-  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

-  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-  сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу  ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина. 

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 -5 лет, 5-7 лет.

 На 1 год обучения рассчитано – 64 занятия (младший возраст)

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

На 1 год обучения рассчитано -64 занятия (старший возраст)

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Количество детей  - 10-12 человек.

Инструменты и приспособления для работы:

-  простой карандаш

- фломастеры

-  цветные карандаши

-  ножницы канцелярские с закругленными концами

-  кисточка для клея и красок

- доски для работы с пластилином и соленым тестом.

Материалы:

-  пластилин, соленое тесто

-  бумага цветная для аппликаций

-  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга

-  картон белый и цветной

-  природный  и бросовый материал

-  клей ПВА, клей-карандаш

 Примерное планирование осуществления программы.

 

 1.Введение. Планируется с родителями.

      Теория:

- Беседа, ознакомление детей с особенностями мастерской.

- Требования к поведению детей во время занятия.

- Соблюдение порядка на рабочем месте.

- Соблюдение правил по технике безопасности.

  2. Работа с пластилином и солёным тестом.

    Теория:

- История материала. Техника безопасности. Приёмы работы.

Практика:

Изготовление объемных и плоскостных работ (пластилинография) с последующим раскрашиванием.

         3.Работа с бумагой и картоном. 

          Теория:

- Виды и свойства бумаги и картона. Техника безопасности.

Практика:

- различные виды объемной аппликации, оригами, квиллинг и т. д.

 

         4. Работа с природным материалом.

          Теория: 

- Способы соединения деталей.

Практика: 

- изготовление композиций из засушенных листьев, коряг, шишек, круп;  

- коллективные работы.

5. Работа с  нетрадиционным и бросовым материалом:

включает в себя изготовление работ из одноразовых тарелок, ложек, ватных дисков, бумажных салфеток, ватных палочек, цилиндров (втулка от туалетной бумаги) и т.д.

         6. Традиционные и нетрадиционные техники рисования:         по трафарету, методом монотипии, набрызгом, рисование оттиском, ладошками, пальчиками и т.д.

          7. Художественные промыслы России: знакомство с гжельской, дымковской, филимоновской росписью; роспись объемных форм.

 Используемая литература:

Т.В.Докучаева «Игрушки из бумаги и картона»,

Г.Д.Давыдов «Пластилинография»,

Л.А.Садилова «Поделки из мятой бумаги»,

Л.А.Садилова «Поделки из мятой бумаги в нетрадиционной технике №2»,

Л.А.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»,

Е.В.Баранов «От навыков к творчеству. 2-7 лет Техника рисования»,

Л.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду»,

А.Н.Малышева «Подарки к праздникам»,

Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова «Уроки творчества»,

Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства»,

В.Кард «сказки из пластилина»,

Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры" имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изо...

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изодеятельности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «Фантазеры»

Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Рабочая программа кружка "Маленькие фантазеры"

В данной программе предлагается учебно-тематический план в который  включены увлекательные занятия по рисованию ватными палочками нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоц...

Программа кружковой работы "Фантазер" старшая группа

Кружковая работа для старшей группы...

Программа дополнительного образования "Фантазеры"

Программа по художественно-эстетическому развитию по пластилинографии и тестопластике для детей дошкольного возраста...