Конспект по обучению детей чувашскому языку
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики
Конспект
по обучению чувашскому языку
детей старшей группы
по теме «Детский сад»
Составила:
воспитатель Иванова М.В.
с. Моргауши- 2016 год
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «кӑтарт».
- продолжать учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя пройденную ранее лексику и вновь введенные слова. Закрепить слова: кун, калаҫ, сочетание ырӑ кун пултӑр, звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в словах «сахал», звука «ӑ» в словах.
Развивающие задачи:
- развивать способность самостоятельно рассуждать, сравнивать, обобщать;
- развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в ходе занятия.
Интеграция: познание, социализация, двигательная деятельность, здоровье.
Материал:
- игрушки: мячик, медведь, кукла, барабан и т.д;
иллюстрации с изображением: медведь, лиса, волк, заяц.
Предшествующая работа:
лексические темы, согласно перспективному планированию, дидактические игры в свободной деятельности, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь ребенка, рассматривание иллюстраций по теме. Обучение связному рассказыванию по картине на русском языке.
Методические приемы:
- Приход мальчика Атнера в гости.
- Диалог Атнера с детьми «Мӗн ятлӑ?»
- Составление описательных рассказов об игрушках.
- Пение песни о игрушке.
- Игра «Угадай место звука «ӑ» в словах.
- Физкульминутка.
- Загадывание загадок.
Ход НОД:
Стук в дверь, входит мальчик Атнер в национальном костюме с рюкзаком. В рюкзаке игрушки.
Атнер: Здравствуйте, ребята! Ырӑ кун пултӑр, ачасем.
Ачасем:Ырӑ кун пултӑр!
Воспитатель: Ачасем, пирӗн пата хӑна килчӗ, айтӑр-ха эпир унпа паллашатпӑр.
Воспитатель: Эсӗ мӗн ятлӑ?
Атнер: Эпӗ Атнер ятлӑ.
Воспитатель: Атнер, ачасемпе калаҫ, тархасшӑн.
(Атнер знакомится с детьми.)
Диалог: «Эсӗ мӗн ятлӑ? Эпӗ Оля ятлӑ.
Атнер: Ачасем, ача садӗнче мӗн нумай? (Теттесем)
Ҫапла. Айтӑр-ха сирӗнпе выляса илӗпӗр. Пӑхӑр-ха кунта, манӑн миҫе упа? Нумай е сахал. (Нумай).
Пукане миҫе? (Сахал).
Ку мӗн? (Мечӗк)
Ку –пӑравус.
(Атнер рассказывает об игрушках.)
«Ку-мечӗк. Мечӗк пӗчӗк, ҫаврака.»
Воспитатель: Халӗ, Аня, эсӗ калаҫ.
(Дети с помощью воспитателя составляют описательные рассказы об игрушках)
Атнер: Саша, параппан ӑҫта, кӑтарт.
Воспитатель: Атнер, эпир параппан ҫинчен юрӑ пӗлетпӗр, юрласа парар-ха.
Атнер: Хаваспах итлетӗп.
Воспитатель: Ребята, давайте споем песню «Параппан».
Атте паян пасартан
Илсе килчӗ параппан.
Пат-пат параппан
Пӑнтартатать пит аван.
Атнер: Маттур, ачасем. Питӗ илемлӗ юрлатӑр.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай место звука «ӑ». Я назову слова, а вы угадайте на каком месте стоит звук «ӑ» в словах. (Ырӑ, пултӑр, кӑтарт, ӑман.)
Физкультминутка.
Уҫă ҫилě вěрчě, вěрчě.
Пит-куҫа вăл уҫăлтарчě,
Йывăҫа та хумхантарчě.
Майěпен вара лăпланчě.
Атнер: Манӑн тата теттесем пур. Эпӗ сире тупмалли юмахсем калатӑп, сирӗн вара тупсӑмне пӗлмелле.
Воспитатель: Ребята, Антер вам хочет загадать загадки, а вы угадайте и назовите на чувашском языке.
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Мулкач).
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
(Тилӗ).
3. Серый, голодный,
По лесу рыщет, еду ищет.
(Кашкӑр).
4. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Упа).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень старались, молодцы.
Атнер: Ачасем, эсир паян маттурсем.
Мана сирӗнпе питӗ интереслӗ пулчӗ. Халӗ манӑн тата ачасем патне каймалла.
Сывӑ пулӑр! (Дети прощаются с Атнером).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку "В огороде"
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Знакомство с новыми словами по теме "Овощи"и закрепление изученных слов....
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
Выступление на августовском совещании для воспитателей ДОУ на тему: «Внедрение и использование нового УМК «Изучаем русский язык» при обучении детей неродному языку.»
Из опыта работы по внедрению и использованию УМК "Изучаем русский язык"...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".
План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....