Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Флаг и герб города Тамбова"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Познакомить детей с гербом и флагом города Тамбова, с историей их происхождения, со значением в современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Флаг и герб города Тамбова» | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
для детей старшего дошкольного возраста
по гражданско-правовому воспитанию
Выполнила:
воспитатель Ловцова О.В.
МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»
г. Тамбов
Тамбов 2018 год
Конспект ООД на тему:
«Флаг и герб города Тамбова»
Программные задачи: Познакомить детей с гербом и флагом города Тамбова, с историей их происхождения, со значением в современной жизни, закрепить умение детей «читать» герб, самостоятельно давать характеристику городу, его природным богатствам и истории; воспитывать в детях чувство гордости за родной город, уважение к его жителям, интерес к истории.
Предварительная работа: Д/и «Угадай по описанию», «Разрезные картинки», «Составь свой герб»; беседа «Что означают три пчелы?»; заучивание пословиц и поговорок о труде; рассматривание иллюстраций природы нашего края; чтение стихотворения «Наш город» В. Дорожкиной; Конкурс знатоков родного города.
Оборудование: презентация; д/и «Собери герб»; картинки по теме.
Ход деятельности:
- Ребята, кто из вас был в краеведческом музее нашего города? Что вы там видели? (Ответы детей).
- А сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей, где собраны флаги и гербы разных городов.
Воспитатель показывает разнообразные флаги. Проводится беседа с детьми.
- Ребята, знаете ли вы, что это такое? (флаги, флажки).
- Где вы могли видеть флаги и флажки? (Ими украшают дома, мы используем их на занятиях по физкультуре, их дают на больших праздниках и т.д.)
- Как вы думаете, для чего нужен флаг? (Ответы детей).
- Рассмотрите иллюстрации и скажите, где и как используются флаги? (На крышах замков, Дома правительства, на кораблях, в руках рыцарей, солдат, спортсменов и т.д.)
- Что же такое флаг и для чего он нужен? В давние-давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. (Идет показ). Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю.
Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить кусок ткани. Ткань развивалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден ещё дальше и ещё лучше. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? А вот зачем. По цвету флага можно было определить , какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может быть, это враги, которые хотят захватить город. А может быть, это войска дружеского города, которые просто нуждаются в небольшом отдыхе. Если город захватывался врагами, на его башнях тут же вывешивался новый флаг. Теперь путешественники, увидев флаг, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
В наше время у каждой страны, у каждого города свой флаг. Флаги отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
- А сейчас найдите флаг, который я опишу (Описание флага города Тамбова).
- А вы знаете, какому городу принадлежит этот флаг? (Тамбову).
- Конечно, в наше время вовсе не нужно поднимать флаг высоко-высоко, чтобы собрать всех воинов. Но флаги всё равно необходимы. Например, флаги помогают сразу узнать из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета обязательно изображается флаг страны (Показать иллюстрацию). Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль. Во время больших спортивных соревнований по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях и т.д.
- А сейчас я приглашаю вас пройти в следующий зал музея. Здесь собраны гербы разных городов. Герб! Как вы понимаете, что это такое? (Отличительный знак города или страны).
- Откуда появились гербы и для чего они нужны я вам сейчас расскажу. История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны, и большую часть времени проводили в боях. Воины были очень хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей). А что защищало воина? (Доспехи, щиты). Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой.
Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит был большой и рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.
- Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного.
- Но интересовать нас будет один герб. А какой, попробуйте догадаться. (Воспитатель предлагает составить изображение из отдельных частей. Изображена летящая пчела).
Физкультминутка «Пчелки»
Пчелки в улье сидят И в окошко глядят Погулять все захотели, На шиповник полетели ж-ж-ж; ж-ж-ж. | Присесть, руки на поясе Поворот головой вправо и влево Медленно поднимаясь, взмахивать руками Взмахивая руками, покружиться. |
- Какой же герб нам с вами нужен? (Дети находят герб, на котором изображены пчелы).
- Какого города этот герб? (Тамбова).
- А всегда ли существовал герб в городе Тамбове? (Появился очень давно).
- Да, город Тамбов давно получил свой герб – один из самых красивых в России. Он относится к числу старых российских гербов.
- Улей и над ним три пчелы впервые появились как эмблема Тамбова, на знаменах тамбовского гарнизонного полка.
- Давайте рассмотрим герб. Какая у него форма? (Форма щита). Что изображено на гербе? (Пчелы, улей на сине-зеленом фоне). Почему на гербе Тамбова изображены пчелы и улей? (Собирали мед). Что символизируют пчелы? (Трудолюбие).
- Ребята, вы правы, герб Тамбова отражает древнее занятие жителей – разведение пчел или пчеловодство. Поэтому на гербе изображены пчелы. Это говорило о трудолюбии народа.
Тамбовский край, наш край степной, Для всех любимый и родной, Как дорог тамбовчанам ты! Твои деревья и цветы, Твои леса, луга, поля, И в общем вся твоя земля. На ней мы трудимся, живем, Печаль и радость познаем. И весь трудящийся народ, Наш край Тамбовский бережет. |
- Вот так трогательно говорит в своих стихах о родном крае поэтесса Оксана Полякова.
- Но вернемся к нашему гербу. Посмотрите на форму улья, она в гербе необычная. Что она напоминает? (Корзину, сплетенную из прутьев и соломы и обмазанную глиной). Таким улей был в далекие времена.
- Какие цвета использованы для изображения герба? (Золотистый, серебристый, синий, зеленый). Что означает каждый цвет? Цвета в гербе имели глубокое символическое значение: Золотистый означал справедливость, серебристый – чистоту; зелёный – надежду и свободу, молодость и плодородие; лазурный (синий) – величие и красоту, движение вперед, надежду и мечту.
Наш город старинный Прекрасен и молод И тот, кто в Тамбове Хоть раз побывал, Тот не забудет, | Тот не разлюбит, Где б не скитался в далеком краю, Эту сторонку Такую родную Эту Тамбовскую Землю мою. |
Марк Райтман, Андрей Белкин
- А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую (конструирование из готовых форм герба Тамбова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГЕРБ ГОРОДА ТАМБОВА»
Вызвать у детей интерес к познанию символики герба своего города. Воспитывать любовь к родному краю....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГЕРБ ГОРОДА ТАМБОВА»
Вызвать у детей интерес к познанию символики герба своего города. Воспитывать любовь к родному краю....
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию «Какие у меня права?»
Познакомить детей в соответствии их возрасту форме с основным документом по защите прав человека...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"
Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Я и моя семья"
Тема: «Я и мое имя»Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни, ознакомление детей с историей русских имен, со значением имени для человека.Задачи:дать ...
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»
Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....