Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Я и моя семья"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Я и мое имя»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни, ознакомление детей с историей русских имен, со значением имени для человека.
Задачи:
- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
- дать детям понятие о семье;
- сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» - гаранте прав ребёнка;
- воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу;
- научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_po_grazhdansko-pravovomu_vospitaniyu_ya_i_moya_semya.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68 «Яблонька»
Составила воспитатель первой квалификационной категории:
ВОРОБЬЕВА АННА ИВАНОВНА
Тема: «Я и мое имя»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни, ознакомление детей с историей русских имен, со значением имени для человека.
Задачи:
- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
- дать детям понятие о семье;
- сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» - гаранте прав ребёнка;
- воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу;
- научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.
Оборудование и материалы: мяч, мольберт, семейные фотографии, иллюстрации прав ребёнка, ребус «7я », пословицы и поговорки о семье, изображение кирпичного дома, фломастер, песни, в которых упоминаются имена.
Словарная работа: согласная семья, забота, обязанность,
Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Дети рассаживаются по местам, приветствуют всех присутствующих на занятии.
Игра- приветствие с элементами самомассажа
Доброе утро! разводят руки и
Улыбнись скорее! поворачиваются из стороны- в сторону
И сегодня весь день хлопают в ладоши
Будет веселее
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми постепенно поднимают руки вверх
Как в саду цветочки! выполняют «фонарики»
Разотрем ладошки движение по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем разводят руки в стороны
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Воспитатель: Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на имя и на индивидуальность каждого из вас.
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит Домовенка Кузю.
Воспитатель: Домовенок говорит нам, здравствуйте. Давайте тоже поздороваемся. (Здравствуй!)
Он загадывает детям русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?»
Важно выслушать варианты ответов детей, а затем дать ответ к народной загадке: «Человеку нельзя жить без имени».
Домовенок Кузя: У каждого человека есть свое имя. Для чего оно дается?
Дети высказывают свои предположения.
Кузя подводит детей к следующему выводу: Имя — это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого. Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли.
Дети высказывают предположения.
Воспитатель предлагает детям и Кузе послушать отрывок из сказки английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:
«Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
- Конечно, нет, — растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, — пробормотал Комар. — Вы только подумаете, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас спрашивают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске...» — и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, — сказала Алиса, — и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй», или еще как-нибудь»
Л. Кэрролл
Воспитатель: А теперь, внимание, загадка:
Элизабет, Лиззи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось,
И все же четыре
На месте осталось.
Разгадка Хоть разные
Названы здесь имена (Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс),
Но так называлась девчонка одна.
Она и ходила
С корзинкою в лес.
Из английского фольклора
Воспитатель: Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идет речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.
Воспитатель предлагает детям изготовить для Кузи свои именные карточки.
Домовенок Кузя: У каждого из вас есть полное и неполное имя.
Предлагает ответить на вопросы.
- Как тебя зовут дома и в детском саду?
- Как тебя будут звать, когда ты станешь взрослым?
Дети называют Кузе свои полные и неполные имена. Эту работу можно провести в разных игровых формах:
а) дети представляются (Меня зовут.....)
б) ребенок называет свое неполное имя, а дети говорят, как будет звучать его имя полное;
в) ребенок называет свое полное имя, а остальные — его неполное имя;
г) воспитатель называет неполное имя, встают все дети с таким именем и хором говорят свое полное имя.
Кузя говорит детям, что каждого человека можно назвать по имени ласково. Затем читается рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имен».
«Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидит, пригорюнившись на скамейке.
- Ты чего горюешь? — спросил я.
- О-о-о-х... — вздохнула Света и пожаловалась. — Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав меня ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок
Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.
- Бежим расколдовывать девчонок! — крикнула она.
- А разве они тоже?.. — спросил я уже на бегу.
Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть...
Светину подружку Наташу, мы нашли в самом дальнем темном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, — прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, ее бледные щеки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь ее ласковых имен:
- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? — робко спросила меня Оленька, еще не совсем поверившая в свое спасение.
Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имен», — сказал я. — В нем вы найдете все ласковые имена.
О. Кириллов
Детям предлагается:
а) изменить свое имя так, чтобы оно звучало ласково;
б) назвать своего друга всеми ласковыми именами («расколдовать» его);
в) придумать ласковые прозвища для Кузи.
Разыгрывание этюдов.
- Дети должны разыграть ситуацию знакомства с Кузей. Можно использовать для знакомства разные формы обращения к другому человеку. Например:
- Разрешите (позвольте) познакомиться: Петя Иванов.
- Разрешите (позвольте) представиться: Катя Полякова.
- Давай (давайте) познакомимся. Меня зовут Оля Денисова (Я-Оля Денисова).
Ответы могут быть такими:
- Я рад(а) с вами познакомиться.
- Очень приятно. Меня зовут Света Петрова.
2) Детям предлагается разыграть ситуацию, в которой нужно представить своего друга Кузе.
Для этого можно использовать разные формы обращения:
Воспитатель: Разрешите (позвольте) вас познакомить: это — Саша, это — Я Кузя.
- Кузя, познакомься, пожалуйста, с Сашей.
Важно использовать разные формы ответов: Очень приятно! Я много о вас слышал! Привет! Будем знакомы!
Когда я был маленьким
Когда я был маленьким, мама называла меня по-разному: Пушей и Петушком, Солнышком и Котенком, Петенькой и Одуванчиком. Я думал, что так и надо.
Однажды мы с мамой вышли во двор погулять. Я там увидел маленького щенка и пошел за ним, даже моя мама не заметила, как меня во дворе не стало.
На дороге меня остановила чужая бабушка:
- Куда ты, мальчик?
Потом к нам подошла какая-то тетя, и бабушка ей сказала, что я, наверно, потерялся. Тетя спросила, как зовут меня. Тут я заметил, что пропал мой щенок, и стал оглядываться вокруг.
Как же тебя зовут, мальчик? — снова спросила тетя. Я сказал ей, что меня зовут Солнышком.
И заулыбалась. А бабушка вслух подумала: Куда же теперь девать это Солнышко? И обе они захотели узнать, где я живу. Я сказал им, что живу во дворе, и хотел уйти, но тут к нам подошли другие тети и дяди и все начали спрашивать: «Как тебя зовут, мальчик?» Я рассердился и им ответил, что меня зовут Одуванчиком, Умницей, Петей, Котенком и еще по-разному. И пошел вперед. Но люди тоже за мной пошли.
И вдруг к нам подошел милиционер. Он спросил:
-Граждане, кто тут потерялся? И тогда я сказал, что потерялся Щенок. Все засмеялись. А милиционер повел меня куда-то с собою.
Около магазина меня увидела мама. Она была очень взволнована. Милиционер ей сказал:
-Спокойно, гражданка.
-Что случилось? — спросила мама у милиционера.
-Потерялся мальчик, — ответил милиционер.
-Это же мой Петенька! — громко сказала мама.
С тех пор я понял, что Петенька — мое настоящее имя.
Т. Петрушина
Воспитатель: Ребята, а благодаря кому мы с вами появились на свет? У вас есть замечательные, хорошие родители. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете, кто ваша семья? (дети рассказывают с кем они живут). Каждый человек и каждый ребенок имеет право жить со своими родителями, в своей семье.
У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт семья. Давным-давно в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, а женщины готовили пищу и заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Таким образом, семья образовалась по необходимости взрослым и детям жить вместе и заботится друг о друге.
Я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Посмотрите, какая дружная, красивая получилась семья.
Воспитатель: Семья – это когда люди живут вместе и это родные люди. Они заботятся друг о друге, радуются друг за друга, огорчаются помогают друг другу во всём, и конечно очень любят друг друга. Дети бывают похожими на своих родителей. Давайте проверим. Подойдите к стенду. Посмотрите сколько фотографий на нём.
- Чья семья изображена на этой фотографии? Как вы догадались?
- Правильно это семья …..Эдик, расскажи с кем ты на фото.
- Скажите, а вы хорошо знаете своих родных, можете найти их фотографии?
-Сейчас вы попробуете найти своих близких и родных на фотографии и поселить их в один дом.
- На этой фотографии я и мои родители. У нас дружная семья
- Я с моей бабушкой и дедушкой. Я их очень люблю.
- Это мы с братом и сестрой, мы родные.
- Это моя мама, она очень хорошая.
- Замечательные у вас семьи и поэтому я очень рада за вас.
- В хорошей семье всегда есть мама, папа, дети, бабушки.
- Дети, а кто хранит тепло вашего дома, создаёт уют, заботится о вас, готовит еду, делает много полезных и нужных дел? (Мама)
- Правильно, а сейчас постарайтесь одним словом рассказать о своей маме, а я ваши слова буду складывать в пирамидку (добрая, красивая, умная, любимая, заботливая, ласковая, весёлая, хорошая, милая, нарядная, нежная, модная, работящая)
- Посмотрите, какая большая получилась у нас пирамидка. Сколько хороших слов вы назвали о маме.
Мимические упражнения
-Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
-Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
-«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
-Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
Воспитатель: Знаете, дети, русский народ придумал немало пословиц и поговорок о семье. Послушайте:
- Дружная семья гору сдвинет.
- Дома и стены помогают.
- В родной семье и каша гуще.
- Давайте их запомним. Повторяйте вместе со мной.
- А сейчас постарайтесь одним словом назвать какая у вас семья, а я ваши слова буду превращать в кирпичики, из которых построю крепкий дом. (дружная, мирная, весёлая, хорошая, спокойная, надёжная, чудесная, замечательная, трудолюбивая, спортивная, музыкальная, интеллигентная)
Папа, мамочка и я –
Вместе дружная семья.
Папа улыбается, широко улыбнуться, обнажив зубы.
Мама улыбается,
Улыбаюсь я.
Папа удивляется, поднять брови, губы сложить,
Мама удивляется, как при произнесении звука [О].
Удивляюсь я.
Папочка ругается, погрозить указательным пальцем,
нахмурить брови, губы поджать.
Мамочка ругается, сделать виноватое лицо, глаза опустить
Извиняюсь я. закусить нижнюю губу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько много хороших слов вы назвали о семье. Смотрите, какой замечательный дом у нас получился. Вы бы хотели жить в таком замечательном доме? (да)
- Конечно, в таком доме будет мир и уют, доброта и взаимопонимание, и конечно же дружная семья.
- Дети, а представьте себе, если из этого дома, выпал бы хоть один кирпичик. Что тогда произойдёт? (Дом сломается) Правильно, дом сломается и значит, разрушится семья. Чтобы этого не произошло, нужно все кирпичики оберегать и хранить. И тогда у вас будет дружная семья.
Пальчиковая гимнастика
Как у нас семья большая да веселая хлопают в ладоши
Два у лавки стоят загибают большие пальцы на обеих руках
Два учиться хотят загибают указательные пальцы
Два Степана у сметаны объедаются загибают средние пальцы
Две Дашки у кашки питаются загибают безымянные пальцы
Две Ульянки в люльке качаются загибают мизинцы
- В основном документе о правах детей «Конвенции» записано, что «семья является опорой каждого ребёнка, это маленький «островок безопасности», где любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы вы, дети, также любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми.
- Сегодня мы с вами изучили ещё одно право – это «Право на воспитании в семье». Его мы тоже поместим на наш стенд «Мои права».
По окончании занятия Кузя вместе с детьми рассматривает именные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Флаг и герб города Тамбова"
Познакомить детей с гербом и флагом города Тамбова, с историей их происхождения, со значением в современной жизни....
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию «Какие у меня права?»
Познакомить детей в соответствии их возрасту форме с основным документом по защите прав человека...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"
Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию. Тема: «О правах- играя! Право на имя!»
Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Это моя семья. Семейное дерево(древо)".
Конспект занятия для закрепления знаний детей 6(7) лет о семье, как о ближайшем социальном окружении, семье и близких, знаня о том, что семья состоит из 3-4 поколений. Воспитывать общечеловеческ...