Проект «Мордовские народные сказки»
проект (средняя группа) на тему
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mordovskie_narodnye_skazki_2.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мордовские народные сказки»
Вид проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь – май
Г.Н. Волков
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.
Академик Г.Н. Волков утверждает, что "народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции" ("Этнопедагогика". М.: Академия, 1999, с. 223).
Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша "волшебным зеркалом", в котором отражаются удивительные вещи.
Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать.
Как отмечает А. Арушанская, опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры мордовского народа у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению национальной культуре.
Таким образом, актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
- значением народных сказок в становлении личности ребенка-дошкольника (речевом, интеллектуальном, нравственном, художественном, творческом развитии);
- мало разработанностью обозначенной нами темы проекта;
- низким уровнем развития связной речи и задач по ознакомлению с художественной литературой.
Актуальность заявленной темы проекта позволила нам обозначить проблему проекта: какова модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования мордовских народных сказок?
Цель проекта - разработать модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования мордовских народных сказок.
Задачи проекта:
1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по ознакомлению детей с культурой родного края.
2. Создать сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.
3. Разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования мордовских народных сказок.
Ожидаемые результаты:
- создается сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей;
- у детей сформируется представление о родной республике и родном крае, о мордовских народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
- ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;
- умение разыгрывать детьми небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Проектная часть
Информационная карта проекта
№ | Информация о проекте | Содержание |
1 | Название проекта | Творческий : «Мордовские народные сказки» |
2 | Проблема | Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГТ. Для детей: Чему учит сказка? |
3 | Автор | Афанасьева Елена Павловна; Панфилкина Елена Александровна |
4 | Участники | Воспитатели, Дети средней группы № 3, Родители |
5 | Тип | Групповой, долгосрочный |
6 | Интеграция образовательных областей | Основная образовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация |
7 | Направление деятельности по проекту | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная |
8 | Цель | Для педагога: создание условий для духовно- нравственного развития ребёнка через мордовскую народную сказку. Для детей: развитие эмоционально- ценностного отношения к мордовским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлечённости ребёнка в деятельность группы и детского сада. |
9 | Задачи развития детей в ходе реализации проекта | - формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. - помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий: добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. -содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. -развивать у детей социальные умения и навыки поведения. - воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. -2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. |
10 | Формы работы с детьми | - чтение - обсуждение - решение проблемных ситуаций - моделирование - речевая ситуация - беседа - диалог - слушание сказок - инсценировка |
11 | Краткое содержание проекта | 1 этап: Ориентировочный -диагностика компонентов нравственного сознания детей; наблюдение за детьми; - анкетирование родителей - подбор литературного материала - подбор дидактического и методического оснащения проекта. 2 этап: Моделирующий - создание творческой группы родителей; - ознакомление с проектной идеей коллектив ДОУ; - разработка концепции проекта - разработка методики мониторинга результатов. 3 этап: Деятельностный - чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним. - мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта. 4 этап: Оценочный - итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом. -2. Отчёт о реализации проекта; - инсценировка сказки для родителей. |
12 | Место проведения | МАДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №90» |
13 | Сроки проведения | Сентябрь 2013- май 2014 года |
14 | Возраст детей | 4-5 лет |
15 | Время проведения | В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня. |
16 | Ожидаемые результаты | - Формирование основ духовно- нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе. - приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. - осознанная позиция родителей в приобщении детей к мордовской народной сказке. |
17 | Практическая значимость проекта | В результате работы дети могут: -самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; - инсценировать сказки; - воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев; - «настраивать» на чтение сказки; - участвовать в совместном обсуждении; - рассказывать по иллюстрациям; В результате работы родители: -активные участники мероприятий группы; - создадут книгу в подарок детям |
Этапы работы над проектом, его содержание и методы
I этап. Ориентировочный
Содержание работы.
1. Анализ пространственно-предметной среды ДОУ с учетом национальных особенностей.
2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития детей средствами мордовских народных сказок.
3. Выявление понимания и оценки дошкольниками образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.
Отчетные материалы I этапа:
* информация об исходном состоянии ДОУ с анализом результатов по теме проекта.
II этап. Моделирующий
Содержание работы.
1. Создание творческой группы родителей и планирование ее работы.
2. Ознакомление с проектной идеей коллектив ДОУ.
3. Разработка концепции проекта "Мордовские народные сказки".
4. Составление педагогического проекта "Мордовские народные сказки".
5. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту и разработка методики мониторинга результатов.
Отчетные материалы II этапа:
* концепция формирования эмоционально-ценностного отношения у детей среднего дошкольного возраста к народным сказкам в условиях поликультурной среды.
* проект "Мордовские народные сказки".
* научно-методическая разработка "Методика мониторинга эффективности выполнения проекта".
III этап. Деятельностный
Содержание работы.
1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой с использованием мордовских народных сказок.
2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к мордовским народным сказкам).
3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.
4. Создание предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с мордовской национальной культурой.
5. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
6. Организация работы по взаимодействию с социальными институтами (детская библиотека им. Аркадия Гайдара, Мордовский государственный театр кукол, Мордовский национальный музей).
Отчетные материалы III этапа:
* создание сказочно-игрового пространства "Сказочный мир", включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.
IV этап. Оценочный
Содержание работы:
1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
2. Обработка результатов контрольного диагностирования.
3. Научное осмысление и описание результатов проекта.
Отчетные материалы IV этапа.
* информация о результатах работы по проекту.
Стратегия проекта "Мордовские народные сказки"
1. Концептуализация проекта
Оригинальность нашего проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
1. Создание сказочно-игрового пространства ("Сказочный мир"), включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.
Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве "Сказочный мир", будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение года организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам мордовских народных сказок (настольный театр, Би-ба-бо, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.), также для проведения народных праздников ("Покров", "Рощува" и т.д.).
"Сказочный мир" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев мордовских народных сказок и воплощению своих идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).
2. В воспитательно-образовательном процессе реализации основного педагогического условия - интегрированный подход к развитию детей.Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, которая отражена в модели ознакомления детей с культурой родного края на основе использования мордовских народных сказок.
3. Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Взаимодействие с социальными институтами (детская библиотека им.Аркадия Гайдара, Мордовский театр кукол, Мордовский национальный музей).
5. Организация разных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, теневой театр, театр би-ба-бо, драматизация).
Таким образом, вышеназванные идеи характеризуют особенности нашего проекта.
2. Мероприятия и план действия по реализации проекта
I блок. Работа с педагогами.
№ | Мероприятия |
1. | Изучение наглядно-методической литературы по вопросам формирования личности ребенка средствами устного народного творчества |
2. | Составление перечня мордовских народных сказок, используемых в работе с детьми по плану проекта |
3. | Мастер-класс "Использование мордовских народных сказок в процессе ознакомления детей с культурой родного края". |
4. | Семинар "Сказка как источник творчества детей" |
5. | Консультация "Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста" |
6. | Открытый просмотр развлечения "Волшебная сила сказки" |
7. | Открытый просмотр постановки сказки "Как собака друга искала" на мордовском языке |
8. | Фотовыставка "Вот как в сказке мы живем!" |
9. | Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением |
II этап. Работа с детьми (см. Приложение 1)
III блок. Работа с родителями.
№ | Содержание |
1. | Анкетирование родителей "Приобщение детей к истокам мордовской культуры" |
2. | Круглый стол "Методология использования сказки в развитии личности ребенка" |
3. | "Любимые сказки моей семьи" - посиделки с семьями воспитанников |
4. | Брифинг "Читаем вместе с детьми" |
5. | Наглядная информация "Учите вместе с нами" |
6. | Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей "Любимые мордовские сказки моей семьи" |
7. | "Театральная мастерская" (изготовление атрибутов и пособий к сказкам) |
IV блок. Взаимодействие с социальными институтами.
№ | Название социального института | Мероприятия |
1. | Библиотека им.Аркадия Гайдара | 1.Выставка книг с мордовскими народными сказками. 2. Викторина по мордовским народным сказкам . |
2. | Мордовский государственный театр кукол" | 3.Театрализованные представления по мордовским народным сказкам. |
3. | Мордовский национальный музей | 4. Знакомство с выставкой "Мордовская символика образов и орнамента" |
3. Ресурсное обеспечение
В ДОУ созданы благоприятные условия для развития детей: комната мордовского быта "Мордовская изба", изостудия, музыкальный зал - они активно будут использованы для реализации проекта.
Однако для наиболее успешного и полного его внедрения, для организации творческой деятельности детей создано сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающий в себя несколько универсальных центров в групповом помещении.
1. Центр народной сказки. Здесь размещены:
- сказочные образы из мордовских народных сказок ; герои сказок (животные в мордовских костюмах (лиса, волк, медведь и т.д.);
- куклы в мордовских костюмах Алдуня и Татюня- картины, изображающие эпизоды сказок;
2. Мини-библиотека:
- книги с мордовскими народными сказками на мордовском и русском языках;
- детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т.д.);
- комплекты иллюстраций к сказкам;
- СD диски и аудио-кассеты с записями мордовских песен и сказок.
3. Этнографический мини-музей:
- изделия (вышитые, плетенные, глиняные, деревянные);
- предметы быта, одежда, орудия труда и т.д.
4. Театрально-игровой центр:
- костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;
- театр на фланелеграфе;
- пальчиковый театр;
- куклы Би-ба-бо;
- теневой театр, настольная и напольная ширмы.
4. Мониторинг проекта
Для определения состояния работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования мордовских народных сказок разработана трехуровневая система оценки проекта:
- уровни представлений детей о культуре родного края и о мордовских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой);
- эмоциональное отношение детей к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой);
- уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).
Уровни представлений детей о культуре родного края и о мордовских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой).
Высокий уровень - характеризуется правильностью и полнотой представлений о родной республике и родном крае. У этих детей имеется представление о мордовских народных сказках, они понимают смысл слова "народные" сказки. Дети этого уровня дают полный, правильный, мотивированный ответ.
Средний уровень - характеризуется неполными, поверхностными знаниями о родной республике, о родном городе, об элементах культуры своего народа. Мало знают героев мордовских сказок. Дают полный, правильный ответ с незначительными ошибками.
Низкий уровень - представления детей о своей республике, о своем родном городе либо отсутствуют, либо ошибочные. У них нет представлений о мордовских народных сказках, не знают ни одного героя мордовской сказки.
Уровень эмоционального отношения к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой)
Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения.
Достаточный уровень - ребенок выборочно проявляет интерес, понимает смысл сказки и средства выразительности, но не всегда может их объяснить и дополнить, расширить образ может только с помощью взрослого.
Средний уровень - отличается неустойчивым интересом к сказкам. Понимает их смысл в целом, общую характеристику образа, но пояснить самостоятельно не может, ограничивается описанием внешних признаков. Не может объяснить смысла использования средств языковой выразительности, хотя выделяет и называет некоторые из них.
Низкий уровень - понимает общий смысл сказок, не выделяя средств художественной выразительности. Слушает чаще равнодушно, не может рассказать о произведении фольклора и дать оценку.
Уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).
I уровень
Умеет разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
II уровень
Умеет передавать интонацией эмоциональное состояние героя. Самостоятельно подбирать выразительные речевые средства при воспроизведении в конкретном отрывке сказки. Выбирать наиболее характерные движения персонажа, передавать присущие ему позы. Активно участвовать в оформлении места действия, создавать декорации и реквизиты совместно с взрослыми. Самостоятельно располагать декорации, с учетом условий, определенных литературным текстам.
III уровень
Умеет произносить простые предложения и отрывки сказочного произведения, моделируя голосом. Передавать имитационные движения различных животных и возрастные изменения в движениях человека. Согласовывать свою речь и действия с партнером по игре. По предложению воспитателя помогать ему и старшим детям раскрашивать и рисовать элементы декорации. Оформлять место действия отдельными атрибутами.
IV уровень
Умеет произносить простые предложения и отрывки сказки от лица какого-либо персонажа. Передавать простые движения, основанные на подражании животным, взрослому человеку, детям. Вести диалог от лица сказочного героя.
Заключение
Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
Тургенев И.С.
Научить ребёнка быть счастливым- задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.
Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Одной из целей деятельности Муниципального автономного дошкольного учреждения «Центр развития- детский сад №90» по реализации основной общеобразовательной программы является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни; всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой- либо одной части.
Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребёнка, становление его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
Данные цели и задачи реализуются на основе образовательных программ: «Детство», «Мы в Мордовии живём» и программы А.И.Исайкиной « Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ».
Авторы программ стоят на позиции интегрированного подхода к работе с художественным текстом, рассматривая литературу с одной стороны, с другой стороны, как вид искусства, с другой стороны- как средство развития ребёнка.
Для определения нравственного сознания дошкольников была использована методика « Сказка».
В исследовании приняли участие 25 детей средней группы.
По данным исследования были получены следующие результаты:
- средний уровень показали - 11 детей
- уровень ниже среднего - 10 детей
- низкий уровень - 4ребёнка
Анализ полученных данных показал, что 11 детей понимают смысл сказки, могут её пересказать. Дети определяют эмоциональное состояние героев сказки самостоятельно или с помощью карточек (иногда с наводящими вопросами), правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях.
Склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки. Интерпретируют поступки и чувства героев исходя из конкретных ситуаций, пережитых детьми.
В основе проекта « Мордовские народные сказки» лежит образовательная область « Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении ( восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста- сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в четыре года детства- это, прежде всего воспитания сердца, прикосновение человеческого благородства к сохранным уголкам живой души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка – его ум, чувства, воображении, волю. Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Наш многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслит словами.
На основе наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно- нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:
- Репертуар сказок подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий.
- В процессе работы со сказкой воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.
- Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализовалось в процессе ролевой игры.
Цель: приобщить детей к духовно- нравственным ценностям мордовского народа через сказку.
Объект: нравственные качества детей 4-5 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: Мордовская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей ( справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта нами учитывалось:
1) личностная деятельностная направленность дошкольного учреждения;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования;
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Приложение 2
Беседа – опрос детей по теме «Сказки»
1. Любишь ли ты, когда тебе читают сказки?
2. Есть ли у тебя дома книги со сказками? Кто тебе их читают?
3. Какие сказки ты любишь?
4. Есть ли у тебя любимая сказка?
5. Кто твой любимый герой?
Анкета для родителей по теме «Ребёнок и сказка»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку сказки? Если да, то как часто:
- ежедневно
- несколько раз в неделю
- редко, когда есть время.
2. Вы читаете детям сказки?
- по просьбе ребёнка
- по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Каких жанров ( стихи, сказки и т. д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
- сказки
- стихи
- литературу о природе
- энциклопедии, книги познавательного содержания
- нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то, что предпочитаете:
- периодическую литературу (журналы, газеты)
- познавательную литературу
- художественную литературу.
2 блок. Работа с детьми.
Название сказок | Речевая деятельность | Игровая деятельность | Художественно-творческая деятельность |
«Яраска» | - речевая игра «Угадай героя по словесному описанию»; -активизация словаря: Ёвкс (ёфкс), Ёлма цёране, тядя, офта | - лото «мордовские узоры»; Хоров.игра «Яраска цёрась кодамо?» (ёлмане, оцюне, бойкане..) | - рисование по сказке «Яраска» |
«Петушок и кошечка» | - активизация словаря: Катоня (катка), атякш, казанесь, тува (туво) | - дидактическая игра «кудонь жуватат» (домашние животные) | -аппликация «друзья: Петушок и кошечка» - угадай чей след? (рисование печатками) |
«Как собака друга искала» | - речевая зарядка «Угадай героя» - активизация словаря: Пине (киска), нумолне, врьгаз (верьгез), офта (овто), ломань. | -дидактическая игра « Вирень жуватат» (дикие животные) «Собери узор»; - подвижная игра «Одень тухъю» | Аппликация «Домашние животные», игров. упр.«Отгадай силуэт», изготовление театра масок по сказке. |
«Варьгине» («Рукавичка») | -упражнения-чистоговорки с заданным звуком; -игровое упражнение «ты – словечко: я – словечко» | Мордовская подвижная игра «Волк и охотники» | - лепка героев сказки игров. упр.«Отгадай силуэт», изготовление театра масок по сказке. |
«Репске» («Репка») | -разучивание считалок на чувашском языке; -разучивание пословиц и поговорок о труде, о дружбе | Пальчиковая игра «Животные» | -сюжетное рисование по прочитанной сказкам |
«Скрипочка» | Активизация словаря детей : вирява, килейпуло, | Дидактическая игра « Собери по описанию», лото «Мордовские узоры» | - рисование по замыслу «Мой родной край»; -рассматривание изделий с мордовской вышивкой; - рисование мордовского панара. |
«Ловняське» «Скегурочка» | -разучивание считалок; -активизация словаря: | - мордовские подвижные игры, хороводы, частушки. | - аппликация «Украсим рубаху (панар) для Снегурочки»; -рисование зимнего пейзажа, лепка по замыслу |
«Олдушка» | Составление новой сказки по мотивам мордовских сказок « Ведява», «Яраска», «Серебряный зубок» | Хороводные игры, старинные народные игры | Рисование, лепка героев из ранее изученных сказок. |
Повторение и обобщение почитанных сказок | - викторина по мордовским народным сказкам; -конкурс лучшего чтеца | - подвижные игры , хороводные игры, -дидактическая игра «Собери радугу» | -рисование, лепка по замыслу - знакомство с основными приемами мордовской вышивки; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...