ПРОЕКТ «От России до малой Родины» для старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Москалюк Алина Петровна
Так как, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный, был разработан данный долгосрочный проект на весь учебный год. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ведущих задач дошкольного образования является формирование гражданского самосознания подрастающего поколения и воспитание детей в духе любви к своей Родине, уважения к ценностям и историческому прошлому своего народа. Краеведение является важным источником обогащения знаний старших дошкольников о малой Родине (причастности к родному дому, семье, городу). Способствует воспитанию любви к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играет огромную роль в становлении личности ребенка, формированию у него положительных нравственных качеств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Ниже изложены: Цель и задачи проекта, этапы проекта. Подготовительный этап. Основной этап. Заключительный этап. Предполагаемый результат. Конспект НОД «Познавательное развитие» тема: «Мой любимый город». Список литературы. Формы взаимодействие педагогов и родителей по реализации проекта. Планирование по реализации проекта по пяти образовательным областям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 6»

ПРОЕКТ

«От России до малой Родины»

для старшей группы №11

Разработали:

Москалюк А.П.

Абрамова Н.В.

г. Волосово

2018

Актуальность проекта

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ведущих задач дошкольного образования является формирование гражданского самосознания подрастающего поколения и воспитание детей в духе любви к своей Родине, уважения к ценностям и историческому прошлому своего народа.

Краеведение является важным источником обогащения знаний старших дошкольников о малой Родине (причастности к родному дому, семье, городу). Способствует воспитанию любови к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играет огромную роль в становлении личности ребенка, формированию у него положительных нравственных качеств.

Так как, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный, был разработан данный долгосрочный проект на весь учебный год.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Тип проекта 

Информационный, образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, творческий.

Цель проекта

   

Ознакомление воспитанников с историей, культурой, природой родного края: формирование таких нравственно-патриотических качеств, как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое; привлечение родителей к сотрудничеству для реализации темы проекта.

Задачи проекта

- Формировать первичные представления о России, воспитывать чувство патриотизма, уважение к своим предкам и гордости за их достижения.

- Расширить знания о родном городе Волосово, закрепить понятие «малая Родина». Познакомить с историей возникновения города Волосово, символикой, знаменитыми уроженцами этой местности, памятниками истории и культуры,  достопримечательностями, воспитать бережное отношение к ним.

- Расширить знания о флоре и фауне родного края, воспитать желание беречь природу.

- Развить интерес к русским традициям, обычаям, промыслам. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, желание участвовать в хороводных играх и забавах.

- Способствовать установлению тесного контакта между семьёй и детским садом и содействовать плодотворному взаимодействию с социумом.

Предполагаемый результат

У воспитанников старшей группы № 11 сформированы представления об истории, культуре, традициях, природе родного края; они могут узнавать по фотографии в альбоме свой город,  некоторые предприятия и их значимость, государственную символику,  достопримечательности Санкт-Петербурга, называть представителей флоры и фауны; дети стремятся проявлять любовь и привязанность к родному дому, семье, к русской народной культуре; выказывают уважительное отношение к культуре, труду, традициям родного края; воспитанники способны называть свой домашний, место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;  заинтересованы в  изучении своей родословной; выявляют желание проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям; у воспитанников развит опыт позитивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Участники проекта:  воспитанники старшей группы №11,  воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, библиотекарь, музейный работник.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год.

Этапы проекта

Подготовительный этап

  • Ознакомление родителей с планом реализации проекта (см. приложение 1);
  • Подбор методической литературы для реализации проекта;
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед;
  • Разработка рекомендаций для родителей;
  • Подбор презентаций по теме;
  • Организация развивающей среды в группе, оформление патриотического уголка с российской символикой.

Основной этап

См. приложение 2.

Заключительный этап

Педагогическая диагностика по ознакомлению воспитанников с историей, культурой, природой родного края. Анализ и оформление результатов проектной деятельности.

Конспект НОД «Познавательное развитие».

Тема: «Мой любимый город»

Цель: Научить детей использовать числовой ряд при счете предметов и сравнении по величине. Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу.

Задачи:

1.Учить использовать числовой ряд в порядковом счете предметов и при сравнении предметов по высоте; закреплять умение считать предметы и соотносить количество с цифрой в пределах 5,

2. расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут.

3. Развивать творческие, композиционные способности, воображение;

4. Воспитывать любовь к родному городу.

Материалы: Карта РФ, фотографии города Волосово, макеты домов, раскраски по теме город.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на карту России и читает стихотворение «Необъятная страна». (В. Степанов)

Если долго-долго, долго,

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго, долго,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда,

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: на ней есть и наш город. А вы знаете, как он называется?

(ответ детей)

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе? (ответы детей).

Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).

2. Игра «Закончи предложение».

1. Мы живем в городе….

2. Жители нашего города называются

3. Наша страна (Россия) .

4. Столица России…. (город Москва) .

5. Президент России… (Владимир Владимирович Путин)

6. Наш детский сад называется….

7. В нашем городе есть улицы…. (дети называют улицы города).

8. Наш детский сад находится на улице….

 

Воспитатель читает стихотворение.

Дома бывают разные
  Высокие и низкие,
  Далекие и близкие,
  Панельные, кирпичные,
  Вроде бы обычные.
  Домашние, лечебные,
  Торговые, учебные.
  Театры и жилые –
  Красивые такие –
  Полезные, прекрасные,
  Дома бывают разные.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки на поясе, повороты вправо-влево)

Будем строить и играть (приседания)

Дом большой, высокий строим (тянуться руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте)

Вот какой красивый дом! (вытянуть руки вперед)

Будут жить ребята в нем! (приседания)

 Воспитатель  напоминает, как много строится в городе домов и что все они разные (спортивный комплекс, детские сады, школы, церковь, ЗАГС, дворец культуры…) Какой наш город красивый – у нас есть цветной  фонтан.  

       

 9.  Рассматривание фотовыставки «Мой любимый город» (дети называют здания города на фотографии)     

 Обращает внимание на внешней вид зданий города, что у них у всех общего и чем они отличаются друг от друга (низкие, высокие – многоэтажные; различная форма крыш, окон, дверей, цвет и т.д.). Показывает макеты домов.

Воспитатель: а теперь вы сами построите город!

И предлагает нарисовать на доске дома (дети рисуют дома и называют геометрические фигуры, с помощью которых делали это).

Воспитатель предлагает посчитать дома по порядку (порядковый счёт), показать, какие из них низкие, а какие высокие (сравнение предметов по высоте).

10. Воспитатель: Чем мы занимались сегодня, ребята?

(ответы детей)

 Молодцы, вы постарались, а теперь пора отдохнуть! Я вам приготовила раскраски домов. Вы можете взять их и раскрасить. (Дети выбирают способ рисования).

Список литературы

  1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009 год (дошкольное воспитание и развитие).

  1. М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.

  1. Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.

  1. О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.

  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.  «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  1. В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия» : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

  1. Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников». 2013г

  1. Стихи о Родине .- М.: Худож. лит.,  2009

  1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.

  1. Моссалова Л.  «Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»: Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017

  1. Н. Леонова «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством»: Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

  1. О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1997

  1.  У. Ривина «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников государственными символами» .- М.: АРКТИ.,  2002

  1. Интернет ресурсы «Социальная сеть работников образования»  https://nsportal.ru.

Приложение 1

Формы взаимодействие педагогов и родителей по реализации проекта

 «От России до малой Родины» в старшей группе №11

Формы взаимодействия

Задачи

Приемы

Выявление отношения родителей к проведению проекта «От России до малой Родины»

 Изучить отношение родителей к условиям реализации проекта «От России до малой Родины». Изучить условия проведения проекта «От России до малой Родины».

Анкетирование

Беседа с родителями об условиях реализации проекта.

Информирование родителей о ходе проведения проекта «От России до малой Родины».

Ознакомить родителей с планом проведения проекта «От России до малой Родины».

Круглый стол, обсуждение плана проекта.

Образование родителей

Повышение уровня понимания важности патриотическое образование в жизни ребенка.

Создание условий для формирования опыта семейного воспитания ребёнка.

Консультации «Как вырастить достойного гражданина», «Русское народное  устное творчество», «Безопасная дорога до дома», «Что должен знать ребенок об армии». Рекомендации по разработке и оформлению  семейного дерева. Рекомендации посетить  Музей-усадьбу Н. К. Рериха, музеи Санкт-Петербурга. Оформление папки-передвижки «Страна моя, Россия!», «День победы». Рекомендация участвовать в акции «Бессмертный полк».

Совместная деятельность педагогов и родителей по реализации проекта «От России до малой Родины»

Привлечение родителей к участию в реализации проекта «От России до малой Родины»

Проведение мероприятия «Прогулка по центральной улице города»; экскурсия в библиотеку, в волосовский историко-краеведческий музей. Выставка поделок «Страна моя, Россия!», выставки «Мое семейное дерево», «Мое туристическое лето». Спортивный досуг «Наша армия сильна!». Мероприятие в честь дня Защитника отечества с участием пап, дедушек, братьев воспитанников. Фотовыставка с фотографиями ветеранов.  Проведение праздника  «День победы». Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата. Конкурс стихов «У каждого в душе своя Россия». Содействие в создании коллекции предметов русских народных промыслов. Изготовление  фотоальбомов  городов «Золотого кольца» России. Подготовка концерта «Ярмарка», мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество. Мастерклассы по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки.

Приложение 2

Планирование по реализации проекта

1 этап.  Накопительный (информационный, подготовительный)

Мероприятие

Ответственные

Ознакомление родителей с планом реализации проекта (см. приложение 1)

Воспитатели, родители воспитанников

Подбор методической литературы для реализации проекта

Воспитатели

Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед

Воспитатели

Разработка рекомендаций для родителей

Воспитатели

Подбор и создание мультимедийных презентаций по теме

Воспитатели

Организация развивающей среды в группе, оформление патриотического уголка с российской символикой.

Воспитатели

2 этап.  Практический (организационный, реализация проекта)

Социально-коммуникативное развитие.

Мероприятие

Ответственные

 НОД «С чего начинается Родина», «Мой герой», «Золотое кольцо России», «Герои города Волосово», «Моя семья».

Воспитатели, родители воспитанников

Беседы «город, в котором я живу», «знаменитые жители нашего города», «Русские народные традиции»

Экскурсия в волосовский историко-краеведческий музей.

Воспитатели, родители воспитанников

Возложение цветов к памятнику  неизвестного солдата.

Воспитатели, родители воспитанников

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Банк», «Аптека», «Доктор», «Парикмахер»

Воспитатели

Д/и «Что где находится», «Профессии», «Символика страны»

Воспитатели

Познавательное развитие.

Мероприятие

Ответственные

НОД «Родина-мать», «Моя малая Родина - город Волосово», «Мой любимый город», «День победы», «Москва - столица нашей Родины», «Где работают мои близкие», «Дом, улица, адрес»

Воспитатели

Проведение мероприятия «Прогулка по центральной улице города»

Воспитатели, родители воспитанников

Проведение бесед о флоре и фауне родного края, «Каким должен быть солдат»;

Воспитатели

Рассмотрение изображений с достопримечательностями города Волосово и беседы по их содержанию

Воспитатели

Сюжетно-ролевые игры «магазин народной игрушки», «Ярмарка», «экскурсоводы», «путешественники»

Д/и «Собери герб, флаг» из частей, «Кто, где живет?», «Собираем урожай», «Крошечка-Хаврошечка», «Чей дом?», «Военные профессии», «Глобус», «Назови свой адрес»

Воспитатели

 Речевое развитие.

Мероприятие

Ответственные

НОД «Страна моя, Россия!», «Град Петра», «День защитника Отечества», «Семейное дерево», Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Воспитатели

Проведение бесед о достопримечательностях  Санкт-Петербурга, в патриотическом уголке с российской символикой и портретом президента России, «Кто такие родственники и что их объединяет?»

Воспитатели

 Разучивание стихов для конкура  «У каждого в душе своя Россия».

Воспитатели, родители воспитанников

Разучивание и чтение стихотворений о Родине В. Степанов «Необъятная страна», И. С. Никитин «Русь», 3. Александрова «Родина», В. Орлов «Дом под крышей голубой», С. Михалков  «Кремлёвские звёзды», Г. Ладоншиков «Родная земля»

Воспитатели

Проведение мероприятия в библиотеке

Воспитатели, родители воспитанников

Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Страна, где мы живем», Т. Шпикалова «Русская матрешка», И. Векшегонова «Мой край», С. Михалков «Моя улица», В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Наш дом», Н. Забила «Путями-дорогами»

Воспитатели

Чтение и театрализация русских народных сказок: «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто;  «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина;  «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Воспитатели

Чтение малых жанров фольклора (докучные сказки, колядки, загадки, скороговорки, небылицы, скороговорки).

Воспитатели

Д/и «Скороговорки», «Закончи предложение», «Загадай животное», «Скажи со словом «русский», «Слушай и повтори».

Воспитатели

Художественно-эстетическое развитие.

Мероприятие

Ответственные

НОД «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Жостов», «Матрешка», «Природа русской земли»

Воспитатели

Рисование с детьми на тематику «С чего начинается Родина», «Мой дом, моя улица», «Что я видел в Санкт-Петербурге», «Портреты членов семьи».

Воспитатели

Аппликация «Кремлевская звезда», «Праздничный салют», «Матрешка», «Русская березка», блюдо (гжель)

Воспитатели

Лепка «Самолетик», «Медведь»

Воспитатели

Конструирование «Город»

Воспитатели

Выставка поделок на тему «Страна моя, Россия!»

Воспитатели, родители воспитанников

Проведение мастерклассов для родителей по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки.

Воспитатели, родители воспитанников

Проведение концерта «Ярмарка».

Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель

Игра на русских народных музыкальных инструментах: бубны, трещотки, свистульки.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Проведение праздника  «День победы».

Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель

Проведение мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество.

Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель

Разучивание песенок «Как на тоненький ледок»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу»; «Как у бабушки козел»; «Ты мороз, мороз, мороз»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»; «Ранним-рано поутру»; «Грачи-киричи»; «Уж ты, пташечка, ты залетная»; «Ласточка- ласточка»; «Дождик, дождик, веселей»; «Божья коровка».

Воспитатели, музыкальный руководитель

Прослушивание и обсуждение русской народной музыки, музыкальных произведений о Родине, гимна РФ, военных маршей

Воспитатели, музыкальный руководитель

Д/и «Музыкальное лото» с народными музыкальными инструментами, «Кого встретил колобок», «Лесной оркестр», «Чей сувенир?»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Физическое развитие.

Мероприятие

Ответственные

Спортивный досуг «Наша армия сильна!».

Воспитатели, физкультурный руководитель

Мероприятие в честь дня Защитника отечества с участием пап, дедушек, братьев воспитанников.

Воспитатели, родственники воспитанников, физкультурный руководитель

Пальчиковые гимнастики «защитники отечества», «Витязь»

Воспитатели, физкультурный руководитель

   Логоритмическое упражнение «Парад на Красной Площади»

Воспитатели, физкультурный руководитель

Хороводная игра «Осень по садочку», « По дорожке Валя шла», «Бабушка Маланья», «Воевода», «Подковка», «Сокол», «Медведь», «Метелица», «Чепена», «Бабка Ежка».

Воспитатели, физкультурный руководитель

Разучивание закличек для подвижных игр

Воспитатели, физкультурный руководитель

Народные подвижные игры «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Подкидыш»,  «Вышибалы», «Шлепанки», «Два мороза», «Ловушки», «Золотые ворота».

Воспитатели, физкультурный руководитель

3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)

Мероприятие

Ответственные

Выставка фотоальбомов  городов «Золотого кольца» России.

Воспитатели, родители воспитанников

Проведение концерта «Ярмарка», мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Пополнение развивающей среды фотоальбомом с видами и достопримечательностями города Волосово, Санкт-Петербурга, картотекой «Русские народные игры», коллекцией предметов русских народных промыслов.

Воспитатели

Создание мультимедийных презентаций.

Воспитатели

Проведение мастерклассов для родителей по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки.

Воспитатели, родители воспитанников

Конкурс детско-родительского творчества в ДОУ и за его пределами.

Воспитатели, родители воспитанников

Публикация в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях образовательных проектов среди педагогов.

Воспитатели

Конкурс стихов «У каждого в душе своя Россия».

Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель

Экскурсия в волосовский историко-краеведческий музей.

Воспитатели, родители воспитанников

Выставка фотоальбомов  «Мое туристическое лето»

Воспитатели, родители воспитанников

Выставка генеалогических деревьев воспитанников.

Воспитатели, родители воспитанников

Спортивный досуг «Наша армия сильна!»

Воспитатели, физкультурный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

утренник, посвященный празднику Малой Родины в старшей группе

утренник, посвященный празднику Малой Родины в старшей группе цель: формировать чувство любви и гордости за свой родной край....

Отчет «Моя малая родина» в старшей группе

Систематизировать и обобщить знания детей о родном  городе: названии, достопримечательности, знаменитые люди. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родн...

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»

Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Конспект НОД "Моя малая Родина" в старшей группе детского сада

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"...

ООД "Моя малая Родина" (коррекционная старшая группа )

Предлагаю конспект занятия для детей с особыми образовательными потребностями...

Проект "Моя малая родина" в старшей группе

Краткосрочная проектная деятельность для детей старшей группы "Моя малая родина"...

Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться н...