ПРОЕКТ «От России до малой Родины» для старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ «От России до малой Родины» для старшей группы | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
ПРОЕКТ
«От России до малой Родины»
для старшей группы №11
Разработали:
Москалюк А.П.
Абрамова Н.В.
г. Волосово
2018
Актуальность проекта
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ведущих задач дошкольного образования является формирование гражданского самосознания подрастающего поколения и воспитание детей в духе любви к своей Родине, уважения к ценностям и историческому прошлому своего народа.
Краеведение является важным источником обогащения знаний старших дошкольников о малой Родине (причастности к родному дому, семье, городу). Способствует воспитанию любови к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играет огромную роль в становлении личности ребенка, формированию у него положительных нравственных качеств.
Так как, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный, был разработан данный долгосрочный проект на весь учебный год.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Тип проекта
Информационный, образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, творческий.
Цель проекта
Ознакомление воспитанников с историей, культурой, природой родного края: формирование таких нравственно-патриотических качеств, как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое; привлечение родителей к сотрудничеству для реализации темы проекта.
Задачи проекта
- Формировать первичные представления о России, воспитывать чувство патриотизма, уважение к своим предкам и гордости за их достижения.
- Расширить знания о родном городе Волосово, закрепить понятие «малая Родина». Познакомить с историей возникновения города Волосово, символикой, знаменитыми уроженцами этой местности, памятниками истории и культуры, достопримечательностями, воспитать бережное отношение к ним.
- Расширить знания о флоре и фауне родного края, воспитать желание беречь природу.
- Развить интерес к русским традициям, обычаям, промыслам. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, желание участвовать в хороводных играх и забавах.
- Способствовать установлению тесного контакта между семьёй и детским садом и содействовать плодотворному взаимодействию с социумом.
Предполагаемый результат
У воспитанников старшей группы № 11 сформированы представления об истории, культуре, традициях, природе родного края; они могут узнавать по фотографии в альбоме свой город, некоторые предприятия и их значимость, государственную символику, достопримечательности Санкт-Петербурга, называть представителей флоры и фауны; дети стремятся проявлять любовь и привязанность к родному дому, семье, к русской народной культуре; выказывают уважительное отношение к культуре, труду, традициям родного края; воспитанники способны называть свой домашний, место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; заинтересованы в изучении своей родословной; выявляют желание проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям; у воспитанников развит опыт позитивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: воспитанники старшей группы №11, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, библиотекарь, музейный работник.
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год.
Этапы проекта
Подготовительный этап
- Ознакомление родителей с планом реализации проекта (см. приложение 1);
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед;
- Разработка рекомендаций для родителей;
- Подбор презентаций по теме;
- Организация развивающей среды в группе, оформление патриотического уголка с российской символикой.
Основной этап
См. приложение 2.
Заключительный этап
Педагогическая диагностика по ознакомлению воспитанников с историей, культурой, природой родного края. Анализ и оформление результатов проектной деятельности.
Конспект НОД «Познавательное развитие».
Тема: «Мой любимый город»
Цель: Научить детей использовать числовой ряд при счете предметов и сравнении по величине. Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу.
Задачи:
1.Учить использовать числовой ряд в порядковом счете предметов и при сравнении предметов по высоте; закреплять умение считать предметы и соотносить количество с цифрой в пределах 5,
2. расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут.
3. Развивать творческие, композиционные способности, воображение;
4. Воспитывать любовь к родному городу.
Материалы: Карта РФ, фотографии города Волосово, макеты домов, раскраски по теме город.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание на карту России и читает стихотворение «Необъятная страна». (В. Степанов)
Если долго-долго, долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго, долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: на ней есть и наш город. А вы знаете, как он называется?
(ответ детей)
Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе? (ответы детей).
Воспитатель: В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).
2. Игра «Закончи предложение».
1. Мы живем в городе….
2. Жители нашего города называются
3. Наша страна (Россия) .
4. Столица России…. (город Москва) .
5. Президент России… (Владимир Владимирович Путин)
6. Наш детский сад называется….
7. В нашем городе есть улицы…. (дети называют улицы города).
8. Наш детский сад находится на улице….
Воспитатель читает стихотворение.
Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные.
Театры и жилые –
Красивые такие –
Полезные, прекрасные,
Дома бывают разные.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (руки на поясе, повороты вправо-влево)
Будем строить и играть (приседания)
Дом большой, высокий строим (тянуться руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки на месте)
Вот какой красивый дом! (вытянуть руки вперед)
Будут жить ребята в нем! (приседания)
Воспитатель напоминает, как много строится в городе домов и что все они разные (спортивный комплекс, детские сады, школы, церковь, ЗАГС, дворец культуры…) Какой наш город красивый – у нас есть цветной фонтан.
9. Рассматривание фотовыставки «Мой любимый город» (дети называют здания города на фотографии)
Обращает внимание на внешней вид зданий города, что у них у всех общего и чем они отличаются друг от друга (низкие, высокие – многоэтажные; различная форма крыш, окон, дверей, цвет и т.д.). Показывает макеты домов.
Воспитатель: а теперь вы сами построите город!
И предлагает нарисовать на доске дома (дети рисуют дома и называют геометрические фигуры, с помощью которых делали это).
Воспитатель предлагает посчитать дома по порядку (порядковый счёт), показать, какие из них низкие, а какие высокие (сравнение предметов по высоте).
10. Воспитатель: Чем мы занимались сегодня, ребята?
(ответы детей)
Молодцы, вы постарались, а теперь пора отдохнуть! Я вам приготовила раскраски домов. Вы можете взять их и раскрасить. (Дети выбирают способ рисования).
Список литературы
- Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009 год (дошкольное воспитание и развитие).
- М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
- Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
- О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия» : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников». 2013г
- Стихи о Родине .- М.: Худож. лит., 2009
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
- Моссалова Л. «Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»: Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
- Н. Леонова «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством»: Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
- О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, АКЦИДЕНТ, 1997
- У. Ривина «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников государственными символами» .- М.: АРКТИ., 2002
- Интернет ресурсы «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru.
Приложение 1
Формы взаимодействие педагогов и родителей по реализации проекта
«От России до малой Родины» в старшей группе №11
Формы взаимодействия | Задачи | Приемы |
Выявление отношения родителей к проведению проекта «От России до малой Родины» | Изучить отношение родителей к условиям реализации проекта «От России до малой Родины». Изучить условия проведения проекта «От России до малой Родины». | Анкетирование Беседа с родителями об условиях реализации проекта. |
Информирование родителей о ходе проведения проекта «От России до малой Родины». | Ознакомить родителей с планом проведения проекта «От России до малой Родины». | Круглый стол, обсуждение плана проекта. |
Образование родителей | Повышение уровня понимания важности патриотическое образование в жизни ребенка. Создание условий для формирования опыта семейного воспитания ребёнка. | Консультации «Как вырастить достойного гражданина», «Русское народное устное творчество», «Безопасная дорога до дома», «Что должен знать ребенок об армии». Рекомендации по разработке и оформлению семейного дерева. Рекомендации посетить Музей-усадьбу Н. К. Рериха, музеи Санкт-Петербурга. Оформление папки-передвижки «Страна моя, Россия!», «День победы». Рекомендация участвовать в акции «Бессмертный полк». |
Совместная деятельность педагогов и родителей по реализации проекта «От России до малой Родины» | Привлечение родителей к участию в реализации проекта «От России до малой Родины» | Проведение мероприятия «Прогулка по центральной улице города»; экскурсия в библиотеку, в волосовский историко-краеведческий музей. Выставка поделок «Страна моя, Россия!», выставки «Мое семейное дерево», «Мое туристическое лето». Спортивный досуг «Наша армия сильна!». Мероприятие в честь дня Защитника отечества с участием пап, дедушек, братьев воспитанников. Фотовыставка с фотографиями ветеранов. Проведение праздника «День победы». Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата. Конкурс стихов «У каждого в душе своя Россия». Содействие в создании коллекции предметов русских народных промыслов. Изготовление фотоальбомов городов «Золотого кольца» России. Подготовка концерта «Ярмарка», мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество. Мастерклассы по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки. |
Приложение 2
Планирование по реализации проекта
1 этап. Накопительный (информационный, подготовительный)
Мероприятие | Ответственные |
Ознакомление родителей с планом реализации проекта (см. приложение 1) | Воспитатели, родители воспитанников |
Подбор методической литературы для реализации проекта | Воспитатели |
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед | Воспитатели |
Разработка рекомендаций для родителей | Воспитатели |
Подбор и создание мультимедийных презентаций по теме | Воспитатели |
Организация развивающей среды в группе, оформление патриотического уголка с российской символикой. | Воспитатели |
2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)
Социально-коммуникативное развитие.
Мероприятие | Ответственные |
НОД «С чего начинается Родина», «Мой герой», «Золотое кольцо России», «Герои города Волосово», «Моя семья». | Воспитатели, родители воспитанников |
Беседы «город, в котором я живу», «знаменитые жители нашего города», «Русские народные традиции» | |
Экскурсия в волосовский историко-краеведческий музей. | Воспитатели, родители воспитанников |
Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата. | Воспитатели, родители воспитанников |
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Банк», «Аптека», «Доктор», «Парикмахер» | Воспитатели |
Д/и «Что где находится», «Профессии», «Символика страны» | Воспитатели |
Познавательное развитие.
Мероприятие | Ответственные |
НОД «Родина-мать», «Моя малая Родина - город Волосово», «Мой любимый город», «День победы», «Москва - столица нашей Родины», «Где работают мои близкие», «Дом, улица, адрес» | Воспитатели |
Проведение мероприятия «Прогулка по центральной улице города» | Воспитатели, родители воспитанников |
Проведение бесед о флоре и фауне родного края, «Каким должен быть солдат»; | Воспитатели |
Рассмотрение изображений с достопримечательностями города Волосово и беседы по их содержанию | Воспитатели |
Сюжетно-ролевые игры «магазин народной игрушки», «Ярмарка», «экскурсоводы», «путешественники» | |
Д/и «Собери герб, флаг» из частей, «Кто, где живет?», «Собираем урожай», «Крошечка-Хаврошечка», «Чей дом?», «Военные профессии», «Глобус», «Назови свой адрес» | Воспитатели |
Речевое развитие.
Мероприятие | Ответственные |
НОД «Страна моя, Россия!», «Град Петра», «День защитника Отечества», «Семейное дерево», Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» | Воспитатели |
Проведение бесед о достопримечательностях Санкт-Петербурга, в патриотическом уголке с российской символикой и портретом президента России, «Кто такие родственники и что их объединяет?» | Воспитатели |
Разучивание стихов для конкура «У каждого в душе своя Россия». | Воспитатели, родители воспитанников |
Разучивание и чтение стихотворений о Родине В. Степанов «Необъятная страна», И. С. Никитин «Русь», 3. Александрова «Родина», В. Орлов «Дом под крышей голубой», С. Михалков «Кремлёвские звёзды», Г. Ладоншиков «Родная земля» | Воспитатели |
Проведение мероприятия в библиотеке | Воспитатели, родители воспитанников |
Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Страна, где мы живем», Т. Шпикалова «Русская матрешка», И. Векшегонова «Мой край», С. Михалков «Моя улица», В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Наш дом», Н. Забила «Путями-дорогами» | Воспитатели |
Чтение и театрализация русских народных сказок: «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова. | Воспитатели |
Чтение малых жанров фольклора (докучные сказки, колядки, загадки, скороговорки, небылицы, скороговорки). | Воспитатели |
Д/и «Скороговорки», «Закончи предложение», «Загадай животное», «Скажи со словом «русский», «Слушай и повтори». | Воспитатели |
Художественно-эстетическое развитие.
Мероприятие | Ответственные |
НОД «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Жостов», «Матрешка», «Природа русской земли» | Воспитатели |
Рисование с детьми на тематику «С чего начинается Родина», «Мой дом, моя улица», «Что я видел в Санкт-Петербурге», «Портреты членов семьи». | Воспитатели |
Аппликация «Кремлевская звезда», «Праздничный салют», «Матрешка», «Русская березка», блюдо (гжель) | Воспитатели |
Лепка «Самолетик», «Медведь» | Воспитатели |
Конструирование «Город» | Воспитатели |
Выставка поделок на тему «Страна моя, Россия!» | Воспитатели, родители воспитанников |
Проведение мастерклассов для родителей по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки. | Воспитатели, родители воспитанников |
Проведение концерта «Ярмарка». | Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель |
Игра на русских народных музыкальных инструментах: бубны, трещотки, свистульки. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Проведение праздника «День победы». | Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель |
Проведение мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество. | Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель |
Разучивание песенок «Как на тоненький ледок»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу»; «Как у бабушки козел»; «Ты мороз, мороз, мороз»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»; «Ранним-рано поутру»; «Грачи-киричи»; «Уж ты, пташечка, ты залетная»; «Ласточка- ласточка»; «Дождик, дождик, веселей»; «Божья коровка». | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Прослушивание и обсуждение русской народной музыки, музыкальных произведений о Родине, гимна РФ, военных маршей | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Д/и «Музыкальное лото» с народными музыкальными инструментами, «Кого встретил колобок», «Лесной оркестр», «Чей сувенир?» | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Физическое развитие.
Мероприятие | Ответственные |
Спортивный досуг «Наша армия сильна!». | Воспитатели, физкультурный руководитель |
Мероприятие в честь дня Защитника отечества с участием пап, дедушек, братьев воспитанников. | Воспитатели, родственники воспитанников, физкультурный руководитель |
Пальчиковые гимнастики «защитники отечества», «Витязь» | Воспитатели, физкультурный руководитель |
Логоритмическое упражнение «Парад на Красной Площади» | Воспитатели, физкультурный руководитель |
Хороводная игра «Осень по садочку», « По дорожке Валя шла», «Бабушка Маланья», «Воевода», «Подковка», «Сокол», «Медведь», «Метелица», «Чепена», «Бабка Ежка». | Воспитатели, физкультурный руководитель |
Разучивание закличек для подвижных игр | Воспитатели, физкультурный руководитель |
Народные подвижные игры «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Подкидыш», «Вышибалы», «Шлепанки», «Два мороза», «Ловушки», «Золотые ворота». | Воспитатели, физкультурный руководитель |
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Мероприятие | Ответственные |
Выставка фотоальбомов городов «Золотого кольца» России. | Воспитатели, родители воспитанников |
Проведение концерта «Ярмарка», мероприятия на Пасху, на Масленицу, в Рождество. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Пополнение развивающей среды фотоальбомом с видами и достопримечательностями города Волосово, Санкт-Петербурга, картотекой «Русские народные игры», коллекцией предметов русских народных промыслов. | Воспитатели |
Создание мультимедийных презентаций. | Воспитатели |
Проведение мастерклассов для родителей по изготовлению дымковской игрушки, тряпичной игрушки. | Воспитатели, родители воспитанников |
Конкурс детско-родительского творчества в ДОУ и за его пределами. | Воспитатели, родители воспитанников |
Публикация в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях образовательных проектов среди педагогов. | Воспитатели |
Конкурс стихов «У каждого в душе своя Россия». | Воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель |
Экскурсия в волосовский историко-краеведческий музей. | Воспитатели, родители воспитанников |
Выставка фотоальбомов «Мое туристическое лето» | Воспитатели, родители воспитанников |
Выставка генеалогических деревьев воспитанников. | Воспитатели, родители воспитанников |
Спортивный досуг «Наша армия сильна!» | Воспитатели, физкультурный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
утренник, посвященный празднику Малой Родины в старшей группе
утренник, посвященный празднику Малой Родины в старшей группе цель: формировать чувство любви и гордости за свой родной край....
Отчет «Моя малая родина» в старшей группе
Систематизировать и обобщить знания детей о родном городе: названии, достопримечательности, знаменитые люди. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родн...
Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....
Конспект НОД "Моя малая Родина" в старшей группе детского сада
Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"...
ООД "Моя малая Родина" (коррекционная старшая группа )
Предлагаю конспект занятия для детей с особыми образовательными потребностями...
Проект "Моя малая родина" в старшей группе
Краткосрочная проектная деятельность для детей старшей группы "Моя малая родина"...
Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться н...