МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «МИШУТКА»
Краткосрочный проект на тему: «Моя малая родина» в старшей группе 5-6 лет № 10 «Пчелка»
Воспитатель: Рамазанова А М г Сургут
«С чего начинается Родина? – С картинки в твоём букваре…» (М. Матусовский) Актуальность Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России. Проблема: Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине. Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей. Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению. Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Срок реализации проекта: октябрь-ноябрь Задачи для педагогов: - формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;
- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
- приобщать родителей к участию в работе по проекту;
- оформить мини-музей по теме проекта.
Задачи для воспитанников: обучающие: - расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
- продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);
- углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;
развивающие: - развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;
- развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;
- побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);
- вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);
воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
- воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;
- воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.
Задачи для родителей: - познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
- формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;
- активно участвовать в мероприятиях ДОУ, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.
Ожидаемый результат Для педагогов: - успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- разрабатывают конспекты занятий, досугов, дидактические игры по теме проекта;
- создают в группе мини-музей «Мой город»;
- проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;
- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.
Для воспитанников: - расширяются и обогащаются знания о родном городе;
- дети знают символы своего города, района, области (герб);
- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;
- активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;
- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;
- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;
- дружески относятся к сверстникам разных национальностей.
Для родителей: - расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;
- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;
- знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;
- посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;
- выполняют совместные с детьми творческие работы;
читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях; - принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.
Этапы проекта | I этап - подготовительный 1 неделя октября | - изучение методической литературы;
- выяснение проблемы педагогический мониторинг;
- проведение анкетирования родителей;
- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;
- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;
- подготовка предметно-развивающей среды по проекту.
|
2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь): | Формы работы: | Работа с воспитанниками:
| - совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);
- самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность родителей и детей; | Работа с родителями
| - коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);
- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);
| Взаимодействие со специалистами ДОО | Музыкальный руководитель:
| - музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе;
- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;
- совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;
| Инструктор по физической культуре:
| - пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта)
| Взаимодействие с социумом:
| - сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);
- просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКИД, посвящённых знаменательным датам;
- посещение художественно-творческих выставок, музеев;
| 3 этап – итоговый 4-я неделя ноября | Подведение итогов по проекту:
| - сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;
- обобщение материалов проекта.
| Готовый продукт | - лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город Сургут».
|
Перспективное планирование на октябрь | Тема: «Мой дом, моя семья»
| Задачи: - углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи;
- закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;
- формировать интерес к профессиям родителей;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
| Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня | Познавательное развитие - беседы: | «Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка». | Речевое развитие - занятие: | «Составление творческого рассказа по картине «Семья»; чтение художественной литературы: О. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»; В. Катаев «Цветик-семицветик», Ш. Перро «Мальчик – с пальчик», Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья». | Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации: | Игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я». | Художественно-эстетическое развитие - аппликация: рисование: | «Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы». | Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры: | «Семья», «Автослесарь», «Семейный доктор». |
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня | - Развивающие игры: «Мама, папа, я»,
- «Знаю профессии», «Кому что нужно»;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко;
- солёное тесто, глина для лепки;
- природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки;
- репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников), «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков);
- книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.
|
Взаимодействие со специалистами | Музыкальный руководитель - слушание: | «Колыбельная» (Г. Свиридов); «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); песни: «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова), «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова). | Инструктор по физической культуре - подвижные игры: | «Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья». | Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK: | «Высказывания о семье»; совместная художественно - творческая выставка «Семейное дерево» |
Перспективное планирование на ноябрь | Тема: «Мой город. Улицы города»
| - развивать у детей интерес к истории своего города;
- закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы;
- формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города;
- развивать воображение, память, творческие способности;
- воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города.
| Познавательное развитие - занятие: | «История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города». | Речевое развитие - составление рассказа | «Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица». | Художественно - эстетическое развитие: - рисование: аппликация | Рисование «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне». | Социально - коммуникативное развитие - занятие: | «Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…». | Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры | «Новостройка», «Экскурсия по городу». |
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня | атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Водитель автобуса», «Школа», «Экскурсовод»; иллюстрации, открытки о городе; раскраски городских пейзажей; цветная бумага, природный материал; кукольные домики с набором мебели; машинки (разнообразные), светофор, дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода. | Взаимодействие со специалистами
| Музыкальный руководитель: - игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»;
Инструктор по физической культуре: - подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»
| Взаимодействие с родителями и социумом
| - консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу»;
- фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»;
- концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй).
|
Литература | 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017. 3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013. |
|