Краткосрочный проект на тему «Моя малая родина» в старшей группе
проект по развитию речи (старшая группа)

Рамазанова Анфиса Мирзекеримовна

Краткосрочный проект на тему: "Моя малая родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «МИШУТКА»

                    Краткосрочный проект на тему: «Моя малая родина»

                                в старшей группе 5-6 лет № 10 «Пчелка»

                                                                        Воспитатель:

                                                                        Рамазанова А М

                                                             

                                                    г Сургут        

                                                                     

                                                                            «С чего начинается Родина? –

                                                                              С картинки в твоём букваре…»

                                                                                            (М. Матусовский)

Актуальность

Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Проблема:

Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.

Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.

Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, воспитания любви к семье и ближайшему окружению.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Срок реализации проекта: октябрь-ноябрь

Задачи для педагогов:

  • формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе родного края;
  • развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
  • обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя малая Родина»;
  • создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;
  • приобщать родителей к участию в работе по проекту;
  • оформить мини-музей по теме проекта.

Задачи для воспитанников:

обучающие:

  • расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
  • продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица);
  • углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом;

развивающие:

  • развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;
  • развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;
  • побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);
  • вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
  • воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;
  • воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.

Задачи для родителей:

  • познакомить детей с историей своей семьи (роль поколений в разные периоды);
  • формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;
  • знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;
  • активно участвовать в мероприятиях ДОУ, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

  • успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • разрабатывают конспекты занятий, досугов, дидактические игры по теме проекта;
  • создают в группе мини-музей «Мой город»;
  • проводят подготовительную работу с детьми и родителями к квест-игре;
  • оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.

Для воспитанников:

  • расширяются и обогащаются знания о родном городе;
  • дети знают символы своего города, района, области (герб);
  • развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;
  • активно участвуют в сборе необходимой информации совместно со взрослыми, делятся полученной информацией с воспитателями и сверстниками;
  • отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;
  • формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно со взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;
  • дети активно взаимодействуют со сверстниками и родителями в проектной деятельности;
  • дружески относятся к сверстникам разных национальностей.

Для родителей:

  • расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;
  • собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;
  • знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;
  • знакомят детей с родной улицей, рассказывают о назначении каждого объекта;
  • посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;
  • выполняют совместные с детьми творческие работы;

читают детям литературу о своём крае, городе, о его героях;

  • принимают активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ по теме проекта.

                                           Этапы проекта

                                   I этап - подготовительный

                                        1 неделя октября

  • изучение методической литературы;
  • выяснение проблемы  педагогический мониторинг;
  • проведение анкетирования родителей;
  • информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;
  • разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;
  • подготовка предметно-развивающей среды по проекту.

                      2 этап – внедренческий (октябрь-ноябрь):

                                           Формы работы:

Работа с воспитанниками:

  • совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);
  • самостоятельная деятельность детей;

совместная деятельность родителей и детей;

  • праздники и развлечения;

Работа с родителями

  • коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);
  • информационные формы работы (педагогические беседы, тематические   консультации);
  • наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);

                           Взаимодействие со специалистами ДОО

Музыкальный руководитель:

  • музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о природе;
  • совместная подготовка к праздникам и развлечениям;
  • совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;

Инструктор по физической культуре:

  • пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта)

Взаимодействие с социумом:

  • сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);
  • просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКИД, посвящённых знаменательным датам;
  • посещение художественно-творческих выставок, музеев;

                            3 этап – итоговый 4-я неделя ноября

Подведение итогов по проекту:

  • сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;
  • обобщение материалов проекта.

Готовый продукт

  • лэпбук «Моя семья», «Я люблю свой город Сургут».

                            Перспективное планирование на октябрь

Тема: «Мой дом, моя семья»

                      Задачи:

  • углублять представления детей о семье, развивать интерес к истории своей семьи;
  • закреплять знание домашнего адреса, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;
  • формировать интерес к профессиям родителей;
  • воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

  Совместная деятельность педагогов и воспитанников в режиме дня

Познавательное развитие - беседы:

«Я люблю свою семью», «Мои дедушка и бабушка», «Расскажи о братике (сестричке)»; просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Речевое развитие - занятие:

«Составление творческого рассказа по картине «Семья»; 

чтение художественной литературы: О. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»;

В. Катаев «Цветик-семицветик»,

Ш. Перро «Мальчик – с пальчик»,

Е. Благинина «Посидим в тишине»; пословицы, поговорки о семье; пальчиковая гимнастика: «Наша семья».

Социально-коммуникативное развитие - игровые ситуации:

Игровые ситуации: «Поздравляем дедушку с днём рождения»; «Печём с бабушкой пирожки»; развивающая игра «Мама, папа, я».

Художественно-эстетическое развитие - аппликация: рисование:

«Бабушкины заготовки»; рисование: «Салфетка с цветами для мамы».

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«Автослесарь», «Семейный доктор».

Организация образовательной среды

для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

  • Развивающие игры: «Мама, папа, я»,
  • «Знаю профессии», «Кому что нужно»;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: кукольная посуда, скалка, ситечко, ведёрко;
  • солёное тесто, глина для лепки;
  • природный материал: скорлупки орехов, жёлуди, засушенные листья, шишки;
  • репродукции картин для рассматривания: «Опять двойка» (Ф. П. Решетников), «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья» (З. Серебряков);
  • книги А. Л. Барто, К. И. Чуковского, Г. Остера, С. Михалкова для чтения детям.

                            Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель - слушание:

«Колыбельная» (Г. Свиридов);

«В церкви» (из «Детского альбома»

 П. Чайковского);

песни: «К нам гости пришли»

 (муз. А. Александрова),

«Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова).

Инструктор по физической культуре - подвижные игры:

«Гори, гори, ясно!», «Мышеловка», «Гуси-гуси», пальчиковая игра «Семья».

Взаимодействие с родителями и социумом - информация VK:

«Высказывания о семье»; совместная художественно - творческая выставка «Семейное дерево»

                       Перспективное планирование на ноябрь

Тема: «Мой город. Улицы города»

  • развивать у детей интерес к истории своего города;
  • закреплять названия улиц, желание узнать, в честь которых они названы;
  • формировать уважительное отношение к памятникам, достопримечательностям города;
  • развивать воображение, память, творческие способности;
  • воспитывать гордость за свою малую родину, желание приумножать красоту родного города.

Познавательное развитие - занятие:

«История моей страны, моего города»; ситуативный разговор «Символы нашего города».

Речевое развитие - составление рассказа

«Мы играем в магазин»; словесная игра «Узнай улицу»; дидактическая игра «Жилое – нежилое здание»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Андреева «Улица».

Художественно - эстетическое развитие: - рисование: аппликация

Рисование «Мой подарок городу»; аппликация: «Машины едут по улицам города»; конструирование: «Дома в новом микрорайоне».

Социально - коммуникативное развитие - занятие:

«Памятные места моего города»; презентация «Чьи имена носят наши улицы»; игровая ситуация «Я иду по улице…».

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры

«Новостройка», «Экскурсия по городу».

Организация образовательной среды

для самостоятельной деятельности воспитанников в режиме дня

атрибуты для сюжетно-ролевой игры: «Семья»,

«Водитель автобуса»,

«Школа»,

«Экскурсовод»;

иллюстрации, открытки о городе;

раскраски городских пейзажей;

цветная бумага, природный материал;

кукольные домики с набором мебели;

машинки (разнообразные),

светофор,

дорожные знаки: конструкторы: «Строитель», «Магнитный»; макет завода.

Взаимодействие со специалистами

Музыкальный руководитель:

  • игра «Узнай, кто позвал»; этюд «Городские цветы»;

Инструктор по физической культуре: 

  • подвижная игра «Бездомный заяц», пальчиковая игра «Люблю по городу гулять»

Взаимодействие с родителями и социумом

  • консультация для родителей VK: «Воспитание у детей любви к родному городу»;
  • фотовыставка «Вот моя улица, вот мой дом»;
  • концерт в ЦКиД ко дню матери (посещение семьёй).

                                                     Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...

ПРОЕКТ «От России до малой Родины» для старшей группы

Так как, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный, был разработан данный долгосрочный проект на весь учебный год. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образ...

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»

Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №33»  Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей гр...

Исследовательский краткосрочный проект на тему: «Огород на подоконнике» в старшей группе

Цель:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода ...

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться н...