Сказание о горючих камнях и Духе горы Киндик-хане.
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Солодянкина Ирина Анатольевна

Применение в театрализованной деятельности детей регионального компонента, воспитание через сказку  уважения к культуре коренного народа, понятия "Малая родина". Проект "Авторская сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аннотация к сказке14.65 КБ
Файл skazka_o_goryuchih_kamnyah.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, не существует дошкольного учреждения, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Она развивает в ребёнке многие положительные качества, открывает и шлифует человеческие способности, в первую очередь – познание себя в окружающем мире, навыки коммуникации и взаимодействия с другими людьми, даёт возможность проявить свои таланты, инициативу, корректирует некоторые негативные состояния и проявления их. И, самое главное, театральная деятельность доставляет детям огромное удовольствие.

В апреле 2017 года в г. Междуреченске состоялся фестиваль театральных коллективов ДОУ города, главной темой которого стали шахтёры, их тяжёлый труд, добыча угля, в преддверии областного Дня шахтёров.

Мы перечитали множество рассказов о шахтёрском труде, историй, шорских сказок, легенд, сказки Шапкая, пока работали над своей авторской сказкой, которую представляем вам на конкурс. Нам пришлось обработать не только литературный материал, но и окунуться в шорские традиции, узнать историю, прочитать о верованиях шорского народа, его жилищах, культуре, быте и т. п.. Для постановки были изготовлены декорации и реквизит, пошиты костюмы, придуманы танцевальные номера. И общие усилия взрослых и, конечно, детей увенчались успехом: спектакль смотрелся на одном дыхании.

Эта постановка сыграла большую роль в воспитании патриотических чувств у наших воспитанников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая родина» маленького междуреченца – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, неповторимая природа Кузнецкого Алатау, памятные места родного Междуреченска, его культурные и исторические достопримечательности, улицы, люди, которыми гордятся горожане и коренной народ со своей культурой и традициями.

Предлагаем вашему вниманию наш труд, надеемся на снисхождение и понимание.



Предварительный просмотр:

Сказание о горючих камнях и Духе горы Киндик-хане.

Сцена 1.

        Занавес закрыт. В зал входят дети и дедушка. Дети бегают вокруг дедушки, тормошат его, балуются.

Мальчик: Дедушка Мустакай! Жалко, что ты не смог с нами поехать в Улус на праздник Пайрам!

Девочка: Там было так интересно! Мы встретили многих знакомых и  родственников, вместе веселились, играли…

Мустакай: А что вам больше всего понравилось на празднике?

Мальчик: Мы увидели, как шаман проводит обряд заклинания огня!

Девочка: Дедушка Мустакай! Расскажи, почему наш Шаман так почитает Огонь?

Мустакай: Огонь был всегда важен для нашего народа…

Мальчик (перебивает): И что за чёрные камни он ему скормил?

Мустакай: Однако, рассердиться на вас нужно, озорники!

Девочка: Дедушка Мустакай! Мы тихонечко посидим! А ты расскажи!

Мустакай: Ну, хорошо, послушайте…

Дедушка садится в кресло, дети садятся возле дедушки.

Мустакай:  Это было в старые времена, когда ещё большие кедры только из земли показывались. У синих гор Киндик-хана, в Междуречье, где сливаются быстрая Уса и  могучая Томь, жила  одна большая дружная семья.

Занавес открывается.

Сцена 2.

Отец собирается на охоту (в сумку складывает припасы, проверяет стрелы, лук, нож вкладывает в ножны…). Мать подходит к костру с вязанкой хвороста.

Мать: (вытирает пот, опускает вязанку около костра) Все дрова собрала поблизости… Ничего больше нет. Надо в дальний лес идти. Как же Огонь без присмотра оставить? (Обращается к Отцу) Может, ты не пойдёшь сегодня на охоту?  

Отец: Пойду, запасы тоже кончаются. Разольёт Томь свои бурные воды, и не смогу я обратно вернуться с добычей. Сейчас идти надо!

Мать: Как ты думаешь, справятся наши дети с Огнём? Никогда мы их одних не оставляли…

 Отец: Деваться некуда… Пора им уже ума набираться. Зови детей.

Мать: Манак! Тордай! Идите сюда!

Прибегают дети: мальчик скачет на палке, девочка играет с куклой.

Отец: Подойдите ко мне! Ты, Тордай, остаёшься за старшего. Я ухожу на охоту, мать пойдёт в дальний лес за дровами. Вам поручаем наш Огонь.

Мать: Берегите его! Вовремя кормите. Если он умрёт, не выжить и нам.

Мать обнимает детей, Отец похлопал сына по плечу, уходят. Дети машут вслед рукой.

Тордай подкладывает хворост в огонь, девочка играет с куклой. Мальчику скучно, он хочет поиграть. Он толкает сестру в плечо.

Тордай: Манак, догони меня! Хватит сидеть!

Девочка кладёт куклу, догоняет брата.

Манак: А теперь ты меня догоняй.

Мальчик быстро догоняет девочку, она обиженно садится у костра.

Манак: Не хочу больше играть. Когда мама придёт?

Тордай: Потерпи немного, уже не маленькая!  (Он подкладывает в огонь ещё хворост, садится к костру) Смотри, как Огонь красиво горит!

Дети смотрят на огонь, звучит музыка, они постепенно засыпают. Свет гаснет.

Сцена 3.

Мальчик просыпается, видит потухший костёр.

Тордай: Манак, вставай! Посмотри, Огонь погас! Что мы наделали? (Пытается разжечь огонь).

Манак: (всхлипывая) Мама тебе говорила: его кормить надо было, а ты что – уснул?

Тордай: Раз я виноват, я всё сам и исправлю: пойду Огонь искать.

Манак: А куда же ты пойдёшь?

Тордай: Пойду, у реки спрошу. Она через многие земли протекает, многое слышит, многое знает. В ней живёт Дух Воды. Может, подскажет, где Огонь найти.

Манак: Я тоже с тобой, я здесь одна не останусь!

Мальчик берёт сестру за руку, уходят.

Сцена 4.

Дети выходят к реке. Звучит музыка. Девочки танцуют под синим капроном. (Танец Реки).

Тордай: Здравствуй, Дух Воды! Живёшь ты в озёрах и реках, где воды  чисты и прозрачны. Поишь ты нас и кормишь рыбой своей.

Дух воды (одна из девочек): Ох, тяжело мне. Камень большой мешает Реке нести свои воды. Отломился он от скалы во время ненастья, не могу я с ним сама справиться. Ох!

Манак: Брат мой Тордай, давай поможем Реке, сдвинем камень!

Дети выталкивают камень из воды.

Дух воды: Спасибо вам, дети, хоть и малы вы, но сердце у вас большое, доброе. Оно вам силы даёт!

Манак: Помоги и ты нам, Река! Подскажи, где Огонь найти. Мы свой не уберегли…

Река: Рада бы я вам помочь, да вы ведь знаете, что Вода с Огнём никогда не дружили. Спросите у Духа леса. Может, он вам поможет?

Тордай: Спасибо, Дух воды, за совет. (Кланяются, уходят)

Сцена 5.

Дети приходят в Лес. Звучит музыка. Дети-деревья танцуют.

Тордай: Здравствуй, Дух Леса! Испокон веков человек живёт в дружбе с тобой. Даёшь ты нам пищу и тепло. Отжившие ветви Леса кормят наш Огонь.

Дух Леса: Беда у меня! Второй день уже Оленёнок не может вытащить из коряги своё копытце. Силы оставляют его, без питья и пищи не сможет выжить он…

Манак: Брат мой Тордай, нужно помочь Оленёнку!

Дети помогают Оленёнку вытащить ногу из коряги: мальчик вытаскивает, девочка приносит ему воды напиться, достаёт кусочек хлеба, кормит его.

Дух Леса: Спасибо вам, дети, хоть и малы вы, ловкие руки у вас и храброе сердце! Может, и вам помощь нужна?

Манак: Помоги нам, просим. Подскажи, где Огонь найти. Мы свой не уберегли…

Дух Леса: Рады бы мы вам помочь, да вы знаете, что Лес с Огнём никогда не дружили. Всегда лесные пожары были горем для леса и его жителей. Спросите у  Духа гор Таг-эзи. Может, он вам поможет?                                                

Тордай: Спасибо тебе, Дух Леса, за совет (кланяются, уходят).

                                                    Сцена 6.  

Дети выходят к горе. Звучит музыка.

Торгай: Здравствуй, Таг-эзи. Дух гор, у нас беда случилась. Мы Огонь не уберегли…А без него  нам возвратиться нельзя.  

Манак:  Мы и к Духу Воды ходили, и к Духу Лесу обращались, никто нам помочь не сумел.  На тебя, Таг-эзи, последняя надежда.

Таг-эзи: Да, дружу я с Духом Огня От-эзи! Он спрятал в недрах моих богатства несметные, горючие камни. Да только маловаты вы, чтобы их добыть, только взрослым это по силам.

Наблюдал я за вами: не побоялись вы пройти  трудный путь, помогали в дороге и Реке, и Лесу. Если люди храбры и добры сердцем, живут в ладу с Природой, то  они  достойны моего подарка. Дам  я вам горючие камни и открою секрет их добычи.

Отдаёт угольки детям. Звучит музыка, огоньки в горе «танцуют». Дети кланяются Таг-эзи, уходят. Занавес закрывается.

                                        Сцена 7.

Сидит дедушка Мустакай, возле него ребятишки. Звучит шорская музыка.

Мустакай: Вот вам и вся сказка. С тех пор горючие камни верой и правдой служат человеку. Эти камни - каменный уголь. От него  мы  получаем свет и тепло. Уголь помогает людям из руды металл выплавлять.

А в том месте, где жила та дружная семья, теперь город построили. Междуреченском назвали. Живут в нём славные люди, горняки и шахтёры. Их профессией стала добыча и переработка угля, которым богата земля Кузнецкая. (Показ  слайдов о Междуреченске, его истории и шахтёрах).

Выходят все участники сказки, поют «Песню о Междуреченске». Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни».

В ходе работы над проектом на тему: «Волшебный мир камней», я столкнулась с проблемой отсутствия материала  по физкультурно-оздоровительной работе на данную  тему. Я надеюсь, что предоставле...

Педагогический проект «Гори, гори ясно»

При проведении проекты были поставлены задачи:Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.Познакомить детей с правилами поведения ...

Цифровой образовательный ресурс для проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Горючие материалы»

Представленная методическая разработка направлена на формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Цифровой образовательный  ресурс обеспечивает не только нагляднос...

Конспект беседы по ОБЖ для старших дошкольников на тему «Горючие вещества»

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о тех веществах, которые могут легко загораться. Сначала побеседуем о легковоспламеняющихся жидкостях.Как вы думаете, вода — легковоспламеняющая...