План работы кружка по обучению русскоязычных детей башкирским словам с помощью игровой деятельности
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Сияпова Лилия Шамилевна

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_obucheniyu_bash.yaz_.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад № 44 «Алёнушка»

План работы кружка по обучению русскоязычных детей башкирским словам с помощью игровой деятельности

                                                                                                                       Руководитель кружка:

Сияпова Лилия Шамилевна

2017-2018 учебный год

г. Нефтекамск

Актуальность:

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Основные принципы, положенные в основу программы:— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя  и ребенка;— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи , практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.

Место кружка в учебном плане.

Согласно учебному плану МАДОУ Детский сад №44 занятия кружка «Башкирский язык для русскоязычных детей» проводятся один раз в неделю по 30 минут.

Цель: создание условий для всестороннего развития детей и обучения разговорному башкирскому языку;

Обоснование: желание родителей познакомить детей с башкирской культурой, историей и языком;

План работы

Месяц

Тема

Цель

Материал

Словарная работа

сентябрь

1.

«Знакомство»

-Формировать умение знакомиться на башкирском языке,возбуждать в детях желание побольше узнавать друг о друге;

-расширять словарный запас;

-воспитывать уважение к окружающим;

Иллюстрации фотографии детей; д\и «Угадайка»

Был кем?исем, таныштыk,hинен исемен нисек?hин,мин,ул;

2.

Мой любимый детский сад

-формировать умение ориентироваться в детском саду,знать башкирские названия групп и кабинетов;

-расширять словарный запас;

-развивать логическое мышление;

-воспитывать умение вести себя в детском саду

Д\и «Что изменилось?»иллюстрации о д\с,кукла;

Уйын булмаhе,йоко булмаhе,кескайзар,уртансылар,олкандар,азерлек торкомо,базраф;

октябрь

1.

Я живу в Башкортостане

-закреплять знания детей о республике,в которой они живут,о столице-Уфе;

-развивать память,внимание;

-воспитывать любовь к своей республике;

Д\и «Гости Башкортостана»,Д\и «Узнай достопримечательности Уфы на фотографиях»

п/и «Курай»

Баш kала,байраk,kунаk,елга,тау.

2.

Моя семья

-формировать умение называть членов семьи на башкирском языке,отвечать на вопросы по картине «семья»;

-развивать башкирскую речь;

-воспитывать уважение к членам семьи;

Сюжетно-ролевая игра: «семья»,фотографии,картинки,словарики.

Атай,асай,улым,кызым,балам,апайым,агайым,картатай, оласай(нанай)

октябрь

3.

Моя квартира

-формировать умение рассказывать о своей квартире;

-развивать мышление;

-воспитывать умение правильно вести себя на занятиях;

Иллюстрации,заранее нарисованные рисунки своей квартиры,словарики;

п/и «Юрта»

Йоко булмаhe,базраф,аш булмаhе,кунактар булмаhе;

4.

Музыкальные инструменты

-Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами;

-развивать творческие способности, речь на башкирском языке;

-воспитывать интерес к башкирским музыкальным инструментам;

Музыкальные инструменты,иллюстрации музыкальных инструментов,д\и «найди башкирский инструмент?»

п/и «Курай»

Kурай,кумыз,яhай,тауыш,тынла,баян.

ноябрь

1.

Осень на дворе

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.уточнить приметы осени,напомнить детям названия осенних месяцев;

-развивать память;

-воспитывать бережное отношение к природе;

Иллюстрации об осени.д\и «что сначало,что потом?» альбомные листы,краски,кисточки;

Коз,ямгыр.япрактар койола,тос,яуа,hыуык.

2.

Перелетные птицы

-познакомить детей с перелетными птицами ,выявить:почему их так называют?

-формировать умение узнавать различных птиц на картинках;

-развиватьмышление,

-воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;

Иллюстрации,д\и «птицы башкортостана».словари.

п/и «Ласточки-воробьи»

Коштар,оса,йылы якка,куркалар,карга,кыр ойрэге;   карлыгастар-сыпсыктар

ноябрь

3.

Чудо фрукты

Познакомить и заучить с детьми башкирские названия фруктов,закрепить полученные знания на практике,нарисовать и назвать фрукты на башкирском языке;

-воспитывать умение слушать воспитателя;

Муляжи фруктов,альбомы,краски,кисточки,иллюстрации;

Алма,груша,афлисун,банан;

4.

Собираем овощи

Познакомить детей с названиями овощей на башкирском языке;

-формировать умение употреблять их в речи;

-развивать речь,мышление,;

-воспитывать умение правильно сидеть за столом;

Муляжи овощей,иллюстрации,словари,пластилин,доска для лепки;

Коз,йашелсэлэр,кишер,кэбестэ,кыяр,соголдор.

Декабрь

1.

Зима пришла

-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

-познакомить детей с названиями зимних месяцев;

-расширить кругозор;

-воспитывать бережное отношение к природе;

Иллюмтрации,словари,д\и «что изменилось?»ножницы,бумага;

Кар бортэгэ,ак тостэ,яуа,гинуар,декабрь,февраль,мизгелдэр.

2.

Зимние игры

Познакомить детей с башкирскими народными играми;

-формировать навык играть данные игры;

-воспитывать дружелюбие;h

Мячики,шарф;

Кузбэйлэш,бэйлэгэн,уйын,туп;

декабрь

3.

С новым годом!

Познакомить детей с праздником Нового года!

-разучить стихотворение;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Открытки, иллюстрации, словарики, альбомы, карандаши;

Байрам,

яны йыл,кунак,шыршы,уйынсыктар,кыш бабай,кар hылыу,булэктэр.

4

Обобщение

-выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам;

-развивать память,внимание;

-воспитывать умение слушать объяснения воспитателя;

Иллюстрации,муляжи,открытки,д\и «собери урожай;,словарики.

Все слова из словарика

январь

1.

Посуда

-познакомить детей с башкирскими названиями посуды,выучить слова и использовать их в разговорной речи;

Посуда,словарики,д\и «собери башкирскую посуду»

пластилин.

Санске,бысак,сынаяк,калак,сэйгун

,hауыт-hаба,тэлинкэ.

2.

Цвета красок

Выучить основные цвета красок,развивать речь,воспитывать уважение друг к другу;

Иллюстрации, полоски разного цвета, карандаши, альбомы, словарики.

Кызыл,ак,кара,йашел,зэнгэр,hары

февраль

1.

Я-сказочник

Познакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа,чтение сказки «медведь и пчелы»,формировать умение правильно отвечать на вопросы прививать интерес к прослушиванию башкирских сказок;

Иллюстрации к сказке

п\и «Су анасы»

Айыу,корт,агас,койорок,бал,экиэт,тукта,hойлэй.

2.

«Мои любимые игрушки»

Формировать умение правильно описывать свою игрушку(цвет,форму размер);воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Словари,игрушки.

Туп,машина,курсак.

февраль

3.

Мы играем

Познакомить детей с игрой  «Ак тирэк кук тирэк»,развивать быстроту бега,воспитывать умение играть дружно.

«Ак тирэк кук тирэк»,кем кэрэк,шэп йугер,без уйнайбыз

4.

Утренняя гимнастика

Формировать умение выполнять утреннюю гимнастику на башкирском язке,расширять словарный запас слов,воспитвать бережное отношение к своем му здоровью.

мячи

Тунэрэк,hикер,унга,hулга,борол,hикермэ,бер,

ике,ос

март

1.

«Башкирская одежда»

Познакомить детей с названиями башкирской одеждой,воспитывать интерес к истории башкирского народа;

Национальная одежда,иллюстрации,д\и «одень куклу»

«Тубетейка» п/и

Башкорт кейемдаре,камзул,елан,ситек,капас,

милли,озон

2.

«Обувь»

Познакомить детей с вмдами обуви,развить речь на башкирском языке,воспитывать бережное отношение к своим вещам;

Иллюстрации,словарики,альбомные листы,карандаши.

Итек,гэлуш,быйма,аяк кейемдаре

                                                    март

3.

«Весна идет»

Формировать умения определять время года,уточнить названия весенних месяцев,примет и признаков,развивать наблюдательность,расширять словарный запас,воспитывать бережное отношение к природе

Иллюстрации,д\и «времена года», «что сначало,что потом?»

Горлэуек,йылга,боз,эрей,кояш.коштар кайта

4.

«Головные уборы»

Познакомить детей с башкирскими названиями головных уборов,формировать умение их различать и употреблять эти слова в речи;

Воспитывать бережное отношение к своим вещам;

Головные уборы в картинках,д\и «одень куклу», «нарисуй что назову»

Баш кейемдэре,башлык,бурек,шэл,яулык,капас

                                                                        Апрель

1.

«Домашние птицы»

Формировать умение описывать домашних животных,их строение тела,среду обитания,познакомить с башкирскими названиями этих птиц;воспитывать бережное отношение к птицам;

Илюстрации по теме, «домашние птицы»д\и «что изменилось»

п/и «Сума урдэк, сума каз»

этэс.тауык,себештэр,каззар.ойрэк

2

«Домашние животные»

Познакомить детей с домашними животными,формировать умен ие отличать домашних животных от других обитателей,развивать память,мышление;воспитывать интерес к домашним животным;

Домашние животные(игрушки),иллюстрации,д\и «кто где живет»

хыйыр,hарык,эт,бесэй,ат,колон,бызау,бэрэс,кэзэ

                                           апрель

3.

«Дикие животные»

Познакомить детей с названиями диких животных,формировать умение отличать диких животных отдругих обитателей,развивать мышление и наблюдательность.воспитывать бережное отношение к диким животным;

Игрушки диких животных,илюстрации

Буре,толко,айыу,куян

4.

«караидель» баш.народ.сказка

Познакомить детей с башкирской народной сказкой,формировать умение отвечать на вопросы воспитателя и пересказывать,развивать речь и память,воспитывать интерес к башкирским народным сказкам;

Иллюстрации к сказке

экият

май

1

«Скоро в школу»

Дать представление о школе,об уроках и переменах,развивать фантазию,речь,мышление,;воспитывать желание с удовольствием идти в школу;

Иллюстрации о школе,школьных принадлежностей,игра «собери портфель в школу»

Мактап,дарес,танафис,калам,ручка,дафтар

2.

«Сабантуй»

Познакомить детей с одним из башкирских праздников,развивать мышление,внимательность;расширять кругозор,воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана.

Спортивный инвентарь,башкирская одежда,ведра,ложки,яйцо,мешки

Кояш уйын калак

Май

3-4

«Диагностика»

Выявить остаточные знания у детей за IIполугодие,развивать память,мышление воображение,воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя;

Иллюстрации,муляжи,игрушки,словарики

Все слова из словарика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка по обучению чтению "АБВГДейка"(старшая группа)

Перспективный план разработан для обучения детей чтению в старшей группе....

План работы кружка по обучению татарскому языку

Обучение татарскому языку в детском саду обусловлена практической потребностью, в связи, с чем возникает необходимость теоретических и практических разработок, которые могут быть положены в основу сов...

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию детей "Ребёнок и природа" для средней группы

План кружковой работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

План работы кружка « Пластилиновое царство » Для детей 3-4 летнего возраста 1 год обучения

     Много должен знать и уметь ребёнок, вступая  в незнакомую, но такую притягивающую  школьную жизнь. Уровень развития мелкой моторики руки -  один из показателе...

План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста          Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...

План работы кружка по обучению детей 5 - 7 лет математике "Развивайка"

В плане составлена работа с детьми по математике в соответствии с возрастными особенностями  и потребностями детей....

Обучение грамоте детей с ОНР с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных игровых технологий в процессе обучения грамоте позволяет поддерживать интерес детей к занятиям, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и инте...