Как знакомить детей с достопримечательностями Санкт - Петербурга
статья (старшая группа) на тему

Баку Любовь Георгиевна

Проект ознакомления детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Санкт - Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Воспитатель  ГБДОУ детский сад №114

Невского района  Санкт – Петербурга

Баку Любовь Георгиевна.

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит …»

А.С.Пушкин

Мы живем в  Санкт – Петербурге.  Мы – петербуржцы. Но хорошо ли мы знаем свой родной город, его историю, его достопримечательности. В нашей стране есть немало городов, построенных в далекие времена. Новгороду – свыше тысячи лет, Москве – более восьмисот лет. Наш город сравнительно молодой, но у него удивительная история. Многое из того, что составляет славу и гордость прошлого и настоящего нашего народа связано с городом на Неве.

Санкт – Петербург не похож на другие города России. Он появился в устье реки Невы по воле Петра Великого, словно вызов судьбе – на болоте, у самых рубежей заново создающей себя державы. В отличие от других русских городов, которые стихийно росли столетиями от кремля к посадам, постепенно раздвигая и выпрямляя узкие средневековые улицы, город Петра стремительно развивался, следуя определенному плану, постепенно одевая камнем широкие перспективы и площади.

Петербург – город прекрасных архитектурных памятников. Многие его здания, ансамбли и площади, улицы и набережные хранят память о великих событиях, о выдающихся людях.

В нашем городе жили и создавали свои произведения зодчие, ученые, писатели, художники, композиторы, скульпторы, своим талантом прославившие Россию.

Во время Великой Отечественной войны он мужественно сражался, окруженный кольцом вражеской блокады, и победил. За всю историю своего существования город ни разу не покорился неприятелю.


Психолого-педагогическая характеристика детей

старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие задачи воспитания и развития детей в старшем дошкольном возрасте:

1. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

2. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

3. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

5. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Анализ существующих программ и дидактических пособий

по петербурговедению.

В настоящее время все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из его компонентов является краеведение. Но как правильно рассказать детям об их малой Родине, какие методы и приемы использовать, какие сведения доступны пониманию дошкольника? В помощь педагогам разработан ряд программ по краеведению. Рассмотрим те из них, которые помогут познакомить детей с Петербургом.

Наиболее распространенной является программа Алифановой Г. Т. «Первые шаги»  (Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет). В Программе учтены удаленность детского сада от исторического центра города, контингент семей, подготовленность родителей, их национальный и языковый состав. Основная идея программы занятия-путешествия, на которых дается основная часть знаний. Программа предполагает педагогический всеобуч для родителей. Автор подчеркивает: «Воспитывая маленького петербуржца, не забывайте о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми».

Программа Алифановой Г.Т. преследует основные две цели:

- воспитание любви и интереса к родному городу;

- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним поближе.

        Достоинством данной программы является то, что она рассчитана на детей от 3 лет. Но содержание программы реализуется через экскурсии, не затрагивая другие виды деятельности детей, которыми насыщена повседневная жизнь воспитанника детского сада.

Программа Манковой Н.И.  «Маленький горожанин» для детей 5-7 лет, с акцентом на краеведческий принцип образования дошкольников. Ее цель: воспитание гражданина своего города; формирование чувства гордости за свою малую Родину.

С помощью этой программы решаются такие задачи как:

– формирование представления у детей о Родине как месте, где человек родился;

– воспитание чувства привязанности к своему родному городу;

– расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, литература, искусство);

– воспитание чувства уважения к людям труда.

Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

В программе рассматривается шесть тем, которые связаны между собой логически, дополняют друг друга и вместе представляют целостный рассказ о городе: “Наш город”, Наше наследие”, “Город-труженик”, “Город спортивный”, “Природа родного города”, “Безопасность в городе”.

Программа Н.Т. Смирновой «Город мой любимый». Автор считает, что дети - дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.

Изучение данного курса способствует решению задач всестороннего развития детей. Знакомство с городом формирует познавательные процессы, способствует развитию речи. Богатую почву даёт этот курс для развития элементарных математических представлений и сенсорной культуры ребенка, так как, описывая облик здания или играя с архитектурной мозаикой, не обойтись без различения и называния геометрических форм, цвета, величины, без использования порядкового и количественного счета, уточнения соотношения частей и ориентировке в пространстве.

Осваивая программу, дети знакомятся со специально подобранными литературными и музыкальными произведениями.

Неотъемлемой частью курса является формирование нравственных понятий и этике поведения петербуржца.

Если рассматривать пособие Н.Т. Смирновой, можно сказать, что автор даёт много интересных заданий для детей, использует стихи о культурных памятниках Санкт- Петербурга.

В такой занимательной форме ребенок закрепит полученные впечатления, сможет выразить своё отношение к достопримечательностям, выучит стихи.

Программа Погаленко И.А. «Город мой над Невой». Цели, задачи, формы и методы программы «Город мой над Невой»  неразрывно связаны с концепцией дошкольного образования, отраженной в программе «Петербургская школа – 2000» (проекты «Город малышам», «Стандарт дошкольного образования»).

Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга «Город мой над Невой» составлена с учетом основных принципов «Петербургского стандарта дошкольного образования»: гуманизация образования дошкольников через содержание образовательных программ, ориентация на использование краеведческого принципа в образовании дошкольников, адаптация культурного потенциала Санкт-Петербурга к их возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте раскрываются творческие способности детей, нет предела их фантазии и воображению. Все это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать у ребенка эмоциональный настрой на город и ощущение себя как «петербуржца». Самое важное – не накопление большого объема знаний о достопримечательностях Петербурга, а формирование интереса к своему городу.

Парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга «Город мой над Невой» дает возможность, органично дополняя и расширяя разделы базовых программ дошкольных образовательных учреждений, воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города; формировать у них нравственные черты личности; через знакомство детей с произведениями архитектуры, театрального и изобразительного искусства, посвященных Санкт-Петербургу, развивать у детей творческие способности и навыки познавательной деятельности, а также навыки поведения, соответствующие представлению об «истинном петербуржце».

В программе представлены система планирования и содержание работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга, система организации и планирования работы по сотрудничеству с семьей.


Проект по петербурговедению для старшего  дошкольного возраста.

 Цель проекта: вызвать интерес детей к истории возникновения родного города его достопримечательностям. Воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу,  расширение кругозора.

Задачи проекта:

- пробуждение у дошкольников познавательного интереса к городу;

- формирование элементарных умений, необходимых для жизни в большом городе;

- личностное эмоционально – ценностное отношение к ближайшему окружению.

Предполагаемый результат:

- Развитие представлений детей о том, в каком городе они живут, чем отличается город от деревни.

- Овладение сведениями о своём районе: название района, моя улица, мой дом (адрес).

- Формирование познавательного элементарного интереса к родному городу и положительного эмоционального отклика при знакомстве с ним.

Предложенный проект рассчитан на детей  5 – 6 лет.

Содержание проекта реализуется через разнообразные виды деятельности детей:

- Художественно-продуктивная,

- Игровая,

- Конструктивная.

А также реализуется через разные виды организации:

- Непосредственно образовательная деятельность,

- Совместная с воспитателем деятельность.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Работа с родителями.

Темы проекта взяты из программы Алифановой Г.Т. «Первые шаги» Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет.

Помощником малышей в знакомстве с городом будут  кот Елисей и кошка Василиса, которые станут «проводниками» детей по городу: помогут «собрать» собственные ощущения и впечатления, научат внимательно вглядываться в окружающее, познакомят с правилами городской жизни.

Санкт – Петербург, в данном случае, выступает, с одной стороны, как учебная площадка, где ребёнок делает первые шаги по пути становления мировоззрения городского жителя. С другой стороны, ребёнок получает и первые впечатления от общения с этим городом, которые, в значительной степени, определят его отношения с ним на всю оставшуюся жизнь.

Осуществление проекта предполагает сотрудничество с родителями воспитанников (проведение консультаций, совместные мероприятия, поездки по городу и т.д.)

  Содержание программного материала по месяцам

Месяц

Тема

Мероприятия

Сентябрь

«Мы живем в России»

«Знакомство»  НОД;

«Где я провел лето» совместная деятельность (карта России)

Октябрь

«Здесь будет город заложен»

«Рождение города» НОД

Ноябрь

«Символы города»

Консультация для родителей «Российская геральдика»;

«Символы города» НОД;

Оформление альбома «Герб моей семьи» совместно с родителями.

Декабрь

«Все флаги в гости будут к нам»

«Рождение русского флота. Строительство Адмиралтейства» НОД;

«Город – порт»  игровая ситуация.

Январь

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Никто не забыт, ничто не забыто» оформление  уголка памяти;

«Дорога жизни» НОД

Февраль

«Мы – горожане»

«Правила поведения» игровая ситуация

Март

«По Неве на корабле»

«Твоих оград узор чугунный» игра путешествие;

Внесение игры «Чугунное кружево Петербурга»

Апрель

«Мой город родной»

«Я петербуржец»  составление альбома (рассказы, рисунки, фотографии) совместно с родителями

Май

«День рождения»

«Бал в Петербурге» музыкальный праздник

MH900411642.JPG

Кошка Василиса

MH900326464.JPG

Кот Елисей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как познакомить детей с историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Рекомендации родителям по проведению прогулок со своими детьми с целью знакомства с достопримечательстями Санкт-Петербурга....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Методическая разработка по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Экскурсия "Ростральные колонны"

Разработка занятия  для старшей группы.Цель: Знакомство детей с городом. С достопримечательностями. Экскурсия «Ростральные колонны» Программное содержание:Расширить...

Презентация по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Ознакомление детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга через стихотворение Майи Борисовой "Люблю по городу гулять"......

Консультация для родителей:"Как знакомить детей с городом Санкт Петербург"

Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, красивейшем в мире. Мы с вами очень его любим. Гордимся им, тем, что живём в таком месте. Так давайте и у детей наших сообща прививать любовь к родно...

Перспективное планирование "Ознакомление детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга"

Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с достопримиечательностями города Санкт-Петербурга...