ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
проект (старшая группа) на тему
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально
- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как само общество поликультурное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №128 « ГВОЗДИЧКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
Выполнила:
Немытина Л.А.
Тольятти, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА……………………………………………………..
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………………………
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………..
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………....
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………...
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...
Актуальность проекта
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально
- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как само общество поликультурное;
- с недостаточностью разработанности технологий поликультурного воспитания дошкольников (средств, методов, форм, приемов работы с детьми);
- в связи отсутствием педагогов специально подготовленных кадров по ознакомлению детей с культурой народов Среднего Поволжья;
- в связи с необходимости воспитаниям этнотолерантного отношения к культуре народов Среднего Поволжья.
Целевой компонент
Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес, желание изучать культуру народов Среднего Поволжья.
- Формировать у детей представления о материальных и духовных культур народов Среднего Поволжья.
- Учить детей реализовывать представление о материальной и духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
Концептуальный компонент
Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунов, В.Ю. Хотинец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунов, Т.Ф. Бабынина, Е.А. Барахсанова, М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Вертякова, Э.К. Суслова, Т.В. Черник, Т.И. Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская).
Методологической и теоретической основой проекта, являются положения:
- о взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно-нравственное развитие человека (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев);
- о национальном и межнациональном воспитании (М.И. Богомолова, С.А. Козлова, Е.Л. Протасова, Э.К. Суслова, Т.Н. Чиркова);
- поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотинец);
- по теории Билингвального образования в отечественной и зарубежной педагогике.
Диагностический компонент
1. Интеллектуальный компонент:
Показатель:
- наличие представления о материальной (одежда, кухня, предметы быта, украшения) культуре народов Среднего Поволжья;
- наличие представления о духовной (традиции, обычаи, праздники, обряды) культуре народов Среднего Поволжья.
Методы исследования:
- диагностические задания;
- дидактические игры;
- беседы;
- анализ продуктов деятельности.
2. Эмоционально-мотивационный компонент:
Показатели:
- наличия интереса к культуре народов Среднего Поволжья;
- желания изучать культуру народов Среднего Поволжья;
- эмоционально-положительное отношение к культурам народов Среднего Поволжья.
3. Поведенческий компонент:
Показатели:
- умения реализовать представления о культуре народов Среднего Поволжья в действии и деятельности;
- умения участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности;
- уважение и этнотолерантных отношений к народам Среднего Поволжья.
Условия реализации проекта
1.Организационно-методические
- изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе
- разработка модели мини-музея народов Среднего Поволжья
- разработка плана работы
- составление плана работы с семьями воспитанников детского сада
- организация сотрудничества с краеведческим музеем
- осуществление взаимосвязи с детскими садами г.Тольятти, работающими по проблеме формирования материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья
- разработать проект «Ознакомление дошкольников с народами Среднего Поволжья»
- организовать педагогический совет на тему «Поликультурное воспитание дошкольников»
- ознакомить педагогов с дидактическими и подвижными играми по данной теме
2. Кадровые
- обучение воспитателей старших групп детского сада с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
- повышение квалификации педагогов в вопросах формирования ценностей материальной и духовной культуре народов Среднего Поволжья у детей старшего дошкольного возраста на курсах повышения
- внести изменения в штатном расписании – ставка воспитателя этнопедагогики (этнограф)
- повысить профессиональную квалификацию воспитателей через посещение курсов ИНПО
3. Материально - технические
- поощрить творческую группу за проведенную работу премией
- приобрести учебно – методическую литературу, дидактические пособия, экспонаты для музея
- изыскать средства для приобретения мультимедийного оборудования и интерактивной доски
4. Информационные
- разместить опыт работы в средствах массовой информации, на сайте детского сада
- рекламно – информационное сопровождение деятельности детского по реализации проекта
5. Программно - методические
- разработать программно – методические рекомендации:
пояснительная записка, перспективно – календарные планы, диагностический пакет, конспекты занятий с использованием мультимедийного оборудования
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
2. Андреева Н.А. Русский фольклор. – М.: 1985
3. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.
Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
4. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном
этапе. Набережные челны.: 1995
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: 1999
6. Дейниченок П.Г. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный
справочник. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003
7. Кузина Т.Ф. Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. – М.:
1998
8. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» Спб.:
Детство-Пресс, 2004
9. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1982
10. Панкеева И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: 1998
11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. – Казань.: 1984
12. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. – Элиста, 1991
13. Борисенко Н.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. – Элиста,
1998
14. Волжское раздолье. – Куйбышевское книжное издательство. 1978
15. Латышина Д.И. Книги по народоведению 1-2кл. – Самара. 1998
16. Программа «Мы – волжане». Авторский коллектив ДОУ № 115 «Салют» г.
Тольятти.
17. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М.: 1994
18. Терещенко А. Быт русского народа – М.: 1997
19. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой Отчий край. –
Тольятти, 2001
20. Детские игры и загадки народов Поволжья. – Самара, 1994
Процессуальный компонент
Этапы | I этап Ознакомительный | II этап Основной | III этап Практический | |||
Цель, задачи | Вызвать у детей интерес к культуре народов Среднего Поволжья.
| Формировать у детей представление культуры народов Среднего Поволжья.
| Учить детей реализовывать представленные знания о жизни народов Среднего Поволжья.
| |||
Способы и формы работы |
|
|
| |||
Деятельность педагога и детей | Педагог:
| Дети:
| Педагог:
| Дети:
| Педагог:
| Дети:
рассказы, содержащие информацию о материальных и духовных ценностях народов Среднего Поволжья.
|
Результат продукт |
|
|
| |||
Результат эффект |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....
Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"...
Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....