Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (подготовительная группа) на тему
В данном материале представлено перспективное планирование проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_proekt_nash.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» п. Зеленоборск»
Долгосрочный проект
«Родной свой край люби и знай!»
Группа «Улыбка»
Подготовили воспитатели:
Олейник Н.А.
2016г. п.Зеленоборск
Воспитание любви к родному краю и Родине – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, поселку, округу. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », в Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – ЮГРЫ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев образовательной программы МАДОУ д/с «Берёзка».
Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема : Наблюдая за детьми старшей группы «Улыбка», мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии Ханты-Мансийского округа и родного поселка, делятся впечатлениями. Но, беседуя с воспитанниками, поняли, что у детей поверхностные представления об округе и поселке «Зеленоборск». Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного поселка и округа. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности
Причины:
Недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в ДОУ.
Недостаточное количество НОД по теме.
Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме.
Продолжительность: долгосрочный
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, учитель- логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре своего округа и родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Формировать первичные представления о своей стране, округе и о своем поселке.
- Познакомить детей с государственной символикой России, ХМАО, п. «Зеленоборска» : флаг, герб, гимн
- Познакомить с историей округа и поселка.
- Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему округу и поселку.
- Формировать элементарные исследовательские навыки.
- Познакомить с природными богатствами округа
- Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего посёлка.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
- Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Формы работы над проектом:
-занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Я живу в Зеленоборске»
- слайдовая презентация «Россия- моя Родина», «Красная книга ХМАО», «Удивительное место на земле» и др.
- выставки рисунков – «Портрет Мамы, Папы», «Люби и береги природу», к 9 мая, к 23 февраля, к юбилею округа и др.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
Консультирование
Развлечение «Всемирный день спасибо»
Участие в конкурсах рисунков
Создание герба семьи
Предполагаемый результат
Прогнозируемый результат:
Дети -
- Познакомятся с символикой , достопримечательностями ХМАО.
- Закрепят знания о природных богатствах края.
- Расширятся знания об историческом и культурном наследии народов ханты и манси.
- Сформируются осознанное отношение к экологическим проблемам родного края.
Родители –
- Познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающем.,
- Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс
- Повысится уровень знаний о родном крае.
Воспитатели –
- Организуют сотрудничество с семьями воспитанников
- Создадут условия для исследовательской деятельности
- Повысится уровень знаний о родном крае
- Видоизменение развивающей среды;
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:
НОД на темы:
«Мое отечество – Россия»
«Символика нашей Родины»
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва»
«Мой край – моя ЮГРА»
«Замечательные земляки» День победы
«Животный и растительный мир севера»
«Удивительное место на земле»
Беседы с детьми на темы:
Промыслы коренных народов севера
«Традиции и культура народов севера»
Художественно-эстетическое развитие:
«История возникновения флага России»- рисование
-Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
«Природа родного края»,
«Хантыйские орнаменты»- рисование, лепка, аппликация
«Животные Югры»- рисование и лепка
Чтение детям художественных произведений:
«Чтение стихотворений О.Александровой» : «Герб России», «От границы до границы», «Кипучая столица», «Лучшее богатство», «Сказки народов севера»
Речевое развитие:
НОД: «Россия – наш общий дом»,
«Мы жители планета Земля»
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
Рассказ-беседа: «История России.»
«Заучивание стихотворения П.Н.Воронько «Лучше нет родного края»
Составление описательного рассказа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»
«Заучивание стихотворения «Зеленый бор, Зеленый бор…»
Рассказывание «Сказки народов севера»
Социально-коммуникативное развитие:
- Экскурсии по улицам поселка
-Участие в конкурсе посвященном празднованию 70-летия Победы
Экскурсии в предприятия поселка, знакомство с трудом взрослых
Выступление на благотворительном концерте посвященном Дню инвалидов
Выступление посвященное празднованию юбилея Великой Победы в ДКСО
Участив в спортивно-развлекательной программе организованной ДК «Русь» и спорткомплексом «Олимп»
Игровая деятелность
Дидактические игры:
«Кто где обитает »,
«Установи чум»,
« Выложи герб»,
«Собери флаг»,
«Собери карту»
«Загадай, мы отгадаем»,
«Найди животное по следу»,
Подвижные игры: «Важенка и оленята»,
«Перетяни канат»,
«Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»,
«Ручей» и т.д.
С/р игры:
«Чум»,
«На рыбалке»
«Стойбище оленеводов»
Физическое развитие:
Развлечение « Аты баты шли солдаты»
Развлечение «Мама, папа, я- спортивная семья»
Спортивное мероприятие «Защитники отечества»
Начальная строевая подготовка.
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-стенгазета «Защитники Родины»,
Рекомендации по изготовлению родословной и герба своей семьи
Развлечение «Всемирный день спасибо»
Развлечение «День матери»
Развлечение «23 Февраля»
Итоговое мероприятие Смотр - конкурс «Югра – любовь моя!»
План реализации проекта.
этапы | мероприятия с детьми | ответственные | срок проведения |
1 ЭТАП – Подготовительный | .1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике. 2. Сбор иллюстративного материала 3. Разработка конспектов занятий Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий | ||
2 ЭТАП Мероприятия и события | Речевое развитие Рассказ-беседа: «История России.» Цель: Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. | ||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека): Тема :«Моя родина Россия» Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации | |||
Речевое развитие Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Цель: Воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней. Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине» | |||
НОД тема ”Символика нашей России”. Познавательное развитие (мир природы и мир человека): Цикл НОД Тема: Государственный флаг России. Государственный герб России. Государственный гимн России. Цели: познакомить детей с государственными символами России – флагом, гербом. Учить узнавать флаг России; продолжить знакомить с символами, учить понимать знаки; закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу. Закрепить знания детей о русских народных сказках, песнях, промыслах; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления, дети должны усвоить, что символы многозначны; дать детям доступные представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.); воспитывать любовь и чувство гордости к Родине; расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения; продолжать развивать у детей внимание, память, мышление; | |||
23 Февраля | |||
Художественно-эстетическое развитие- художественная литература Тема: «Чтение стихотворений О.Александровой» : «Герб России», «От границы до границы», «Кипучая столица», «Лучшее богатство» Цель Воспитание любви к Родине, гордости за нее, бережного отношения к ней. Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами) | |||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека): Тема:«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва» Цель: развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; дать представление о том, сто Москва – столица России, в которой есть спортивные и культурные центры, и что она связана с другими городами страны железнодорожными, водными и воздушными путями. | |||
Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема: «История возникновения флага России» Цель: учить узнавать российский флаг, обобщить знания детей о флаге России, закрепить последовательность расположения цветных полос на нём и их символическими значениями, обогащать словарь детей. воспитывать уважение к государственным символам России. | |||
Речевое развитие Тема: «Заучивание стихотворения П.Н.Воронько «Лучше нет родного края» Цель: Воспитание любви к родному краю, гордости за него, бережного отношения к нему. Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами) | |||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека): Тема: «Мой край – моя ЮГРА» Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю. Задачи: расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра; продолжать знакомить с народным орнаментом ханты и манси; развивать художественное восприятие и воображение детей; воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни | |||
День победы | |||
Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Природа родного края», Цель: Активизировать мыслительные процессы Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, осина, ель, сосна, кедр и др.) цвета; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения | |||
Познавательное развитие НОД «Животный и растительный мир севера», Задачи: расширять знания детей о природе родного края | |||
Социально-коммуникативное развитие Беседа и просмотр презентации : Промыслы коренных народов севера Задачи: Познакомить детей с промыслами народов севера Развивать творческие способности, Продолжать обогащать словарный запас: каюр, хорей, сах, кисы, унты, . Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю | |||
Социально-коммуникативное развитие Беседа и просмотр презентации «Традиции и культура народов севера» Задачи. Познакомить детей с национальной одеждой - «малицей» для мужчин и «ягушкой» для женщин, особенностями женского платья; Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера; Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу. | |||
Речевое развитие Беседа и составление описательного рассказа на тему: «Национальная одежда ханты и манси» Цели: - Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. - Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда. - Развивать восприятие, воображение, речь. - Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси. | |||
Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Хантыйские орнаменты» Задачи: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения). Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. способствовать воспитанию у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров. | |||
Познавательное развитие (Мир природы и мир человека) Итоговая НОД «Наша Родина – Югра» Программное содержание: Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра. Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси. Развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей. Воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни. Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. | |||
Художественно-эстетическое развитие- изобразительное искусство Тема:«Животные Югры», Цель: Активизировать мыслительные процессы Задачи: Развивать умение рисовать животных родного края; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения | |||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека) Тема «Удивительное место на земле» Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории поселка, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края. | |||
Социально-коммуникативное развитие Изготовление фотоальбома «Я живу в Зеленоборске» Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному поселку. | |||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека) Тема | |||
Речевое развитие Тема: «Заучивание стихотворения «Зеленый бор, Зеленый бор…» Цель: Воспитание любви к родному поселку, гордости за него, бережного отношения к нему. Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами) | |||
Речевое развитие Тема: «Сказки народов севера» | |||
Познавательное развитие (мир природы и мир человека) Тема: «Замечательные земляки» Цель: формировать представление о защитниках Отечества, о подвигах земляков, воспитывать чувство патриотизма, дружбы, любовь к Родине, эмоциональное, положительное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте и смелости, расширять словарь детей, используя в речи слова: Отчизна, Русь, Отечество, флаг, герб, благородство.. | |||
Дидактические. игры: «Кто где обитает », «Установи чум», « Выложи герб», «Собери флаг» «Собери карту» «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», | |||
Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба», «Ручей» и т.д. | |||
С/р игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов» | |||
Изготовление альбомов: «Растительный и животный ми родного края», «Народные промыслы», «Орнамент», «История края» «Жизнь и быт коренных народов севера», «Стихи, сказки и загадки народов севера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
познавательное занятие "Свой край люби и знай"
Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....