ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТУЛЬСКИМ КРАЕМ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Тематическое планировани на год по ознакомлению детей с Тульским краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_reg_komp.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТУЛЬСКИМ КРАЕМ
№ п/п | Тема | Цель | Содержание работы | Дидактический материал |
Сентябрь | ||||
1. | «Мой любимый детский сад» | Знакомить детей с деревней, улицей, на которой находится детский сад. Беседа «По каким улицам я иду в детский сад» | Занятие «Мой любимый детский сад» 1. Рассматривание макета «Детский сад» На какой улице расположен детский сад. 2. Кто работаем в детском саду? Чем занимается? 3. Дидактическая игра «Кому нужен этот предмет» 4. Песня «Детский сад». 5. Рисование «Мой детский сад». | |
2. | «Растения Тульского края» | На примере деревьев, кустарников и трав участка детского сада продолжать знакомить детей с растениями, характерными для Тульского края; учить различать породы деревьев и кустарников, узнавать и называть травянистые растения; прививать интерес и любовь к родной природе. Знать растительность сада, огорода, цветника. | Занятие «В саду - на огороде» 1. Дидактическая игра «Что где растет?» 2. Дидактическая игра «Что нужно растению?» 3. Дидактическая игра «Узнай на вкус». 4. Дидактическая игра «Собери картинку» (пазлы: яблоко, огурец, помидор) 5. Аппликация «Фрукты на тарелке» (коллективная) | Растительные объекты участка детского сада: береза, ель, липа, боярышник, травка-муравка |
3. | «Домашние и дикие животные Тульского края» | Продолжать знакомить с животным миром Тульского края, повадками и средой обитания разных его представителей; прививать интерес и любовь к родной природе. Закрепить знания детей о домашних животных, их пользе, повадках. расширять словарный запас детей введением в активную речь названий животных - обитателей Тульской природы (лиса, косуля, лось, белка, волк, заяц, еж); воспитывать интерес к животным, любовь к природе родного края. | Занятие «Домашние и дикие животные» 1. Кто на картинке? Какую пользу приносит? 2. Дидактическая игра «Кому это нужно?» 3. Дидактическая игра «Кто как кричит?» Подвижная игра «Котята и щенята. | Картинки с изображением домашних и диких животных наших лесов; (дидактическая игра «Кто, где живет?») |
Октябрь | ||||
1. | «Вот эта улица, вот этот дом, где мы с моею семьёю живем» | Продолжать учить детей называть свои данные (фамилию, имя, адрес); учить находить на схеме место расположение своего дома, узнавать знакомые здания на фотографиях и открытках; расширять представления детей об особенностях архитектуры и достопримечательностях своей местности; формировать интерес к знаниям о своей малой родине Закреплять знания детей об особенностях городской и сельской жизни. Реки Тульской области. | Оформить альбом «Моя деревня». Занятие «Как живут в деревне» 1. Рассматривание иллюстраций, беседа. 2. Пословица «Дом построить - не шапку на голову надеть». 3. Труд в деревне, профессии. 4. Дидактическая игра «Труд раньше и теперь». 5. Деревенские вечера (посиделки). 6. Пословицы и поговорки о труде. 7. Хоровод (по выбору) Целевая прогулка по деревне. | Фотографии деревни и её достопримечательностей. |
2. | «Как жили люди на Руси». «Тульский Кремль» | Знакомить детей с архитектурными и историческими памятниками родного города; формировать представления об архитектурном разнообразии построек; расширить словарный запас детей новыми словами “архитектура”, “стиль”; познакомить с особенностями архитектуры Тульского Кремля и его значением в жизни города; воспитывать у детей интерес к истории родного города. | Занятие «Как жили люди на Руси» Земля русская в старину далекую (беседы). Объяснить понятия «церковные храмы», «колокольный звон». 1. Как называется наша страна? Какая она? Как Россию называют ласково? Какие были дома на Руси? 2. Рассматривание на иллюстрации жизни в былые времена. 3. Дидактическая игра «Назови жилище» (храм, сруб, терем, изба, хоромы...). 4. Коллективная аппликация «Русь далекая» | Диафильм “Наш Тульский Кремль”; набор открыток “Тульский Кремль”; иллюстрации с изображением видов Кремля |
3. | «Мы едем, едем, едем» путешествие по родному городу на разных- видах транспорта | Продолжать знакомить детей с родным городом; обобщить знания детей о транспорте, характерном для нашего района и города, об особенностях каждого вида городского транспорта; формировать интерес к путешествиям по Туле; воспитывать чувство привязанности и любви к родному городу | Беседы об истории возникновения транспорта Занятие «Транспорт города» 1. Словесная игра «На чем поедем?» 2. Дидактическая игра «На чем ездили наши предки?» 3. Рассматривание транспорта на картинке, беседа по содержанию 4. Рисование «На чем я поеду?» | План-карта города; модели разных видов транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, такси, маршрутное такси, разные виды автомобилей |
4. | «Тула мастеровая Тула гостеприимная» | Закреплять знания детей о назначении и устройстве тульского самовара; познакомить с историей возникновения самоварного промысла в Туле и разнообразием тульских самоваров; расширять знания детей о пряничном производстве в Туле и разнообразии видов пряников; продолжать формировать представления о тульских традициях; воспитывать интерес и уважение к ним | Занятие-презентация: «Тульский самовар» | Самовары жаровой, электрический, сувенирный; фотографии самоваров разных форм, пряников и пряничных досок; чай в самоваре и сувенирный пряник |
Ноябрь | ||||
1. | Рассматривание картины «Осенний денек» «Дары леса» | Продолжать знакомить детей с растительным миром Тульского края; познакомить детей с понятие “Красная книга” и представителями редких видов флоры и фауны Тульской области; воспитывать интерес и любовь родной природе Закрепление правил поведения в лесу. | Занятие Рассматривание картины «Осенний денек». Беседа о лесе, его дарах Занятие «Дары леса» 1. Рассматривание картины А.И. Куинджи «Березовая роща». 2. Чтение стихотворения «Что нам дарит добрый лес?». 3. Дидактическая игра «Узнай на ощупь, по запаху что это?» (шишка, желудь, лесной орех, веточка ели, древесный гриб и другое). 4. Рассмотреть гербарий «Растения леса». 5. Поделки из природного материала. 6. Правила поведения в лесу | Картина А.И. Куинджи «Березовая роща». Гербарий «Растения леса». Поделки из природного материала. Шишка, желудь, лесной орех, веточка ели, древесный гриб |
2. | «Моя семья». «Дружная семейка» | Формировать у детей представления о себе как о личности; помочь им осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о себе как о члене семьи и о взаимоотношениях в семье; воспитывать уважение к себе и к своим близким. Закрепить понятия «родной дом», «семья», «родня», «члены семьи». Значение семьи для человека. В семье все заботятся друг о друге. Место ребенка в семье (сын, брат, внук…) У всех членов семьи свои обязанности. | Рассмотреть фотографии. Пословицы: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость». Родители - основа семьи. Обязанности в семье. Занятие «Моя семья» 1. Разгадывание ребуса (что спрятано в слове «семья»?). 2. Рассматривание семейных фотографий (настроение членов семьи). 3. Профессии ваших родных. 4. Стихотворения о членах семьи. 5. Какую работу вы выполняете дома? Чем еще можно порадовать своих родных? 6. Рисование на тему: «Подарю букет тому, кого люблю». Занятие «Дружная семейка» 1. Беседа о «семье». 2. Дидактическая игра «Этот пальчик – дедушка…» 3. Чтение стихотворения «Мы с мамой делали котлеты» 4. Чтение стихотворения «Не терпит мой папа…» 5. Игра «Ладушки, ладушки…» | Фотографии из семейных альбомов; пословицы о семье |
Декабрь | ||||
1. | «Тульская гармонь» | Познакомить детей с новым музыкальным инструментом - тульской гармонью; учить детей узнавать ее среди других музыкальных инструментов; рассказать историю создания тульской гармони, продолжая формирование представлений о тульских традициях. | Занятие «Тульская гармонь» Презентация | Тульская гармонь, аккордеон, гармоники. |
2. | «Как одевались люди на Руси». «История возникновения одежды» | Познакомить детей с элементами русского народного костюма: рубаха, сарафан, кокошник, лапти; обратить внимание на отличительные особенности праздничного и будничного костюмов, характер этих отличий; воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа и родного города | Занятие «Как одевались люди на Руси» 1. Рассматривание национального костюма. 2. Значение орнамента. 3. Головные уборы, обувь. 4. Словесная игра «Скажи по-другому» (кичка - головной убор...) Занятие «История возникновения одежды» 1. На картинке птичка-ткачик. Птичка ткет гнездышко из травинок. 2. При изготовлении одежды использовали прием плетения. В основе вязания - тоже прием плетения. 3. Рассматривание вязаной одежды. 4. Дидактическая игра «Что это?» (веретено, ткацкий станок, прялка...). 5. Викторина «В каких сказках говорится о прядении?» | Иллюстрации с изображением русских народных костюмов; предметы одежды и обуви, характерные для древней Тулы и Тульского края |
Январь | ||||
1. | «Посиделки у русской печки» | Дать понятие о русской избе: внешний вид, внутреннее убранство, утварь; познакомить детей с особенностями труда и быта простой русской семьи, показать различия между крестьянской семьей и семьей ремесленников; Знакомить детей с народными играми; познакомить с понятием “обрядовая игра” и с разными видами жеребьевки в играх; помочь детям запомнить новые народные считалки, правила и словесное сопровождение одной из народных игр воспитывать у детей интерес к истории своего народа | Занятие «У русской печки» 1. Главное в избе-печь... 2. Пословицы, поговорки о печке. Загадки. 3. Какие бывают печи (рассматривание иллюстраций)? 4. В каких сказках встречается печь? 5. Какие угощения дарит печь? Главная еда на столе? 6. Другие русские блюда. 7. Чай с пирожками из печи. 8.Народные игры. 8. Рисование печи (выставка детских работ) | Иллюстрации с изображением внутреннего убранства и внешнего вида русской избы, предметы утвари, рабочие инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, трещотки, ложки); народные костюмы). |
2. | «Разновидности народной игрушки Тульского кря» | Знакомить детей с народно-прикладным искусством, фольклором родного края. Продолжать знакомить детей с народными игрушками; познакомить с новыми разновидностью скатки (“кукла-крестец”), обрядовыми куклами (“кукла плодородия”, пасхальная кукла), соломенная кукла (“масленица”) и деревянная кукла; воспитывать интерес к народной игрушке | Занятие «Такие разные куклы»
разновидности скатки (“кукла-крестец”), обрядовыми куклами (“кукла плодородия”, пасхальная кукла), соломенная кукла (“масленица”) и деревянная кукла; 2. Знакомство с русской матрешкой. 3. Чтение стихотворений о матрешке. 4. История возникновения матрешки. 5. Роспись матрешек | Разные виды народных игрушек – кукол |
Февраль | ||||
1. | «Земляки, прославившие наш край» «Музей-усадьба Ясная Поляна» | Познакомить детей с понятием “земляк”; продолжать знакомить с жизнью Л.Н.Толстого и его произведениями для детей; Познакомить детей с музеем-усадьбой Л.Н.Толстого Ясная Поляна; рассказать о ее достопримечательностях; пополнять знания детей новыми сведениями о жизни великого земляка; воспитывать чувство гордости | Рассматривание фотографий Л.Н. Толстого; музея - усадьбы Ясная Поляна. Чтение детских произведений Л.Толстого “Косточка”, “Котенок” и др. | Фотография Л.Толстого; детские книжки Л.Толстого Набор открыток “Ясная Поляна” |
2. | «Сильны и могучие богатыри на Руси». | Формировать у детей представления об историческом значении родного города в укреплении военного могущества своей Родины. Знакомить детей с былинными богатырями, одеждой древних воинов, Куликовской битвой. | Рассматривание картин на тему «Защитники земли русской». Беседы с детьми о подвигах, героизме. Занятие «Сильны и могучи богатыри на Руси» 1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 2. Рассказ о защитниках Отечества. 3. Пословицы о героизме. 4. Стихотворения в подарок папам, дедушкам. 5. Изготовление подарков. | |
Март | ||||
1. | «Моя мама - лучше всех». | Продолжать знакомить детей с семьей как неразделимой группой самых близких людей и роли матери в семье; способствовать формированию представлений о женщине-матери как высшем ее предназначении в жизни; воспитывать любовь и уважение к матери, с своим близким Воспитывать в детях чувство любви к маме, желание помочь ей. Формирование заботливого отношения к маме | Пословицы о матери. Заучивание стихотворений. Изготовление подарков для мам. Занятие «Моя мама - лучше всех» 1. Самое лучшее слово на свете. 2. Рассматривание картины «Мать и дитя», беседа по содержанию. 3. Заучивание стихотворения о маме. 4. Игра «Подарим маме добрые слова». 5. Рисование портрета мамы. Занятие «Заучивание стихотворения о маме» 1. Беседа о маме 2. Заучивание стихотворения 3. Игры: «Назови ласково», «Какая мама?» (добрая, любимая, славная…) | Фотографии мам всех детей; иллюстрации с изображением матери с ребенком или детьми. |
2. | «Филимоновская игрушка» | Продолжать знакомство детей с тульскими народными игрушками - филимоновской свистулькой; учить узнавать ее по внешнему виду и по звучанию, выделять среди других глиняных игрушек и музыкальных инструментов; воспитывать интерес к народным промыслам, желание освоить технику изготовления глиняной свистульки. | Занятие «Филимоновская игрушка» 1.Рассматривание игрушек из глины. 2.Игра «Найди филимоновскую игрушку». 3.Игра «Укрась игрушку». | Филимоновские игрушки (барышня, наездник, конь, доярка, петушок и др.) и посуда; тульская игрушка иллюстрации с изображением глиняных игрушек |
Апрель | ||||
1. | «Наши космонавты» | Продолжать знакомить детей с профессией космонавта и летчика закрепят, представления о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом; формировать у детей интерес и уважение к труду, людям труда, желание трудиться на благо других людей | Чтение рассказов о первом космонавте Юрии Гагарине. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Изготовление атрибутов к игре. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос». Занятие «Наши космонавты» 1. Рассказ о космонавтах. 2. Показать портреты космонавтов-земляков Хрунова и Залётина. 3. Дидактическая игра «Что нужно космонавту?». 4. Космонавт, он какой? Подбери определение. 5. Рисование на тему «Космос». | Иллюстрации с изображением лётчиков-космонавтов. |
Май | ||||
1. | «День Победы» | Продолжать знакомить детей с героическим прошлым родного города; формировать интерес к знаниям о причастности их предков к историческим событиям и делам; помочь детям понять и запомнить поговорку “Человек жив до тех пор, пока его помнят” воспитывать уважение и любовь к своим предкам и землякам | Организовать встречу детей с ветеранами войны. Беседы с детьми о подвигах солдат. Рассматривание картин и иллюстраций. Занятие «День Победы» 1. Как туляки защищали свой город? 2. Назовите улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны. 3. Назовите боевую технику. 4. Какие памятники есть в городе? 5. Игра с мячом «Назови пословицу о смелости, героизме...». 6. Чтение стихотворений, пение песен | Фотографии из семейных альбомов военных лет; фотографии героев ВОВ Фотографии героев-туляков; иллюстрация с изображением звезды города-героя, фотографии и открытки с мест линии обороны Тулы |
2. | «Люблю мой Тульский край». | Продолжать, знакомить детей с географией и ландшафтом Тульского края; формировать представление о разнообразии природы, природных богатств и городов Тульской области; помочь запомнить названия наиболее крупных городов и памятных мест Тульского края Закреплять знания детей об охране природы Тульской области. | Занятие «Люблю природу родного края» 1. Рассмотреть картину «Родная природа», беседа по содержанию. 2. Стихи тульских писателей о родной природе. 3. Дидактическая игра «Узнай растение» (лекарственное). 4. Рисование на тему «Родная природа» | Карта Тульской области, фотографии с видами городов и па-мятных мест: Куликово поле, Поленово, Алексин, Краинка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Ознакомление родителей с тематическим планированием работы в средней группе по совместной деятельности на 2012 -2013 учебный год
Весь материал оформлен в виде таблицы на каждый месяц по запланированным лексическим темам....
Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.
Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....
Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...
Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с природой в детском саду (средняя группа)
В этом планировании отображены занятия различного вида деятельности по ознакомлению детей с природой. В каждом месяце дан краткий план занятий и програмное содержание....
Тематическое перспективное планирование работы по ознакомлению дошкольников с ПДД
Планирование работы направлено на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.Перспективные планы составлены ...
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....