Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Поэтому очень важно с ранних лет прививать детям чувство гордости и любви к своей стране и тому месту на земле, где он родился и вырос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_po_patr_vosp.docx | 59.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. «Родина моя – Россия»………………………………………………. 2
2. «Живи и здравствуй милая станица»………………………………... 9
3. «Моя Родина»………………………………………………………… 11
4. «Беседа о Дне Победы»....................................................................... 13
5. «Моя Родина — Россия, краснодарский край»…………………….. 15
6. «Что я знаю о Кубани»………………………………………………. 17
7. «Традиции моей семьи»……………………………………………… 18
8. «День пожилых людей»……………………………………………… 20
9. «Президент России»…………………………………………………... 21
10. «Армия в наши дни»………………………………………………… 22
1
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Беседа «Родина моя – Россия»
Цель:
создание условий для ознакомления дошкольников с символами Российского государства: флагом, гербом, гимном.
Задачи:
Задачи, направленные на формирование личностных результатов
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование сознания своей этнической и национальной принадлежности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.
ХОД БЕСЕДЫ
1. Приветствие.
Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу передать его вам. Улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Вот и прекрасно, что все мы улыбаемся.
2. Эпиграф .
«Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна – Родина»
М. Пришвин
3. Прослушивание песни в исполнении М. Бернеса "С чего начинается Родина".
(Звучит песня + видеоряд)
4. Сообщение темы беседы
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать? (Ответы детей)
- Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Поговорим о том, что надо любить и беречь свою Родину.
Основная часть
- Как называется страна, где вы родились?
- Как вы понимаете слово " Родина "? (Ответы детей)
2
Это и великая страна с великой историей
Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
Это место, где находятся могилы твоих предков
- Правильно, наша Родина – Россия. В России живет очень много людей и все они разные, но всех их объединяет одна Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
5. Инсценированное стихотворение "Что мы Родиной зовем"
Дети рассказывают стихотворение
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем
Карта России.
Россия или Российская Федерация - самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
6. Пословицы
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
- Родной край – сердцу рай.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Одна у человека мать, одна у него и родина.
- У народа один дом – Родина.
- Нет сына без отчизны.
- Родина – всем матерям мать.
3
- Родина – мать, чужбина – мачеха.
- Береги Родину, как зеницу ока.
- Всякому мила своя сторона.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- И пылинка родной земли – золото.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
- Жить – Родине служить.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Если народ един, он непобедим.
- Родину-мать учись защищать.
- Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Символы
Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Давайте поговорим о каждом из этих символов.
7. Герб
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. "Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом".
Ученик рассказывает стихотворение.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
О гербе.
Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно
4
вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье,напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение.
Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
8. Динамическая пауза
На зарядку солнышко поднимает нас –
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде «два»
Флаг
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа День Государственного флага России. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага? Ребята расскажут, а вы внимательно послушайте. Рассказывая стихотворение каждый ребенок держит полоску цвета, о котором говорит.
Флаг России – триколор
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
5
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий - небо, верность, веру;
красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
9. Практическая работа
У вас на столах в конвертике под № 1 лежат полоски разных цветов. Ваша задача склеить полоски так, чтобы получился флаг РФ
А теперь давайте сравним, что у нас получилось. Вывешиваю флаг. Дети показывают, что у них получилось.
Гимн
И еще один символ - это гимн. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Стих о гимне
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
"Россия - любимая наша страна".
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Слушают стоя 1 куплет и припев гимна.
6
А теперь давайте запомним с вами 10 правил маленького россиянина
Десять правил маленького россиянина
Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
7
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин )
Рефлексия
Негласный символ России - это белая береза. Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев.
У вас в руках в конвертике №2 лежат листики настроения. Если у вас отличное, хорошее настроение, у вас все получилось - возьмите зеленый листочек. Если у вас не очень хорошее настроение - возьмите желтый. Посмотрите на них внимательно, выберите листочек, который соответствует вашему настроению и украсьте нашу березку. Какая красота! Я думаю что, у всех хорошее, отличное настроение, потому, что мы все любим свою Родину.
Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы –– Россияне. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
8
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Беседа «Живи и здравствуй милая станица»
Цель:Расширять знания детей о достопримечательностях современной станицы Березанской, людях, живущих в ней. Воспитывать чувство гордости за «малую родину». Развивать интерес к современным архитектурным строениям станицы.
Ход беседы:
Ребята, сегодня мы отправимся в интересное путешествие по нашей замечательной «малой родине». Как вы думаете, что такое «Родина»?
Родина для каждого человека-это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это место, где человек родился, увидел этот прекрасный мир, где приобрёл много друзей. Какие вы знаете пословицы о Родине?
-Родина краше солнца, дороже золота.
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Где кто родится, там и пригодится.
Многие из вас родились в станице, которая называется Березанская. Но такой как сейчас она стала не сразу. Березанская одна из старейших станиц Кубани. Она основана более 200 лет назад Черноморскими казаками, которые приехали из Запорожья и на реке Бейсуг основали нашу станицу.
Первые дома, которые назывались хатами, делали из камыша и глины. Но из года в год наша станица росла и хорошела, благодаря её жителям. Как называют жителей нашей станицы? (Березанцы)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами говорили об истории нашей станицы, а сегодня будем знакомиться с современной станицей, такой, какой она стала сегодня.
(Открывают первую фотографию – администрация Березанского сельского поселения)
Вы узнали это здание? Это здание белого цвета, фасад которого украшен необычным куполом и кованью является архитектурным памятником нашей станицы — это администрация Березанского сельского поселения. Здесь работают люди, которые заботятся о том, чтобы наша станица стала ещё более красивой и удобной для её жителей.
Воспитатель: Путешествие продолжается
Следующее фото открывается…На этой фотографии представлен Дом культуры. Это одно из самых живописных мест нашей станицы! Здесь проходят все праздники, которые отмечают станичники. Центры творчества устраивают замечательные концерты с песнями и танцами, ребята организовывают выставки с поделками, которые сделали своими руками. Также в доме культуры очень много спортивных секций для разных возрастов. За зданием Дома культуры находится большой парк, где жители нашей станицы могут погулять, отдохнуть, сидя на лавочках в тени больших и роскошных деревьев, полюбоваться цветами на клумбах.
9
Вспомните, какие цветы и деревья растут в нашем парке? (Каштаны, лиственницы, рябины, астры, тюльпаны, бархатцы и т.д.). А каких птиц вы видели в нашем парке? (Дятлы, вороны, воробьи, сороки, совы и т.д.). Как нужно относиться к растениям и животным парка?
Воспитатель: Перед вами фотография Березанской поликлиники. Это здание тоже имеет архитектурное значение. Ему много лет. В этом добром и тёплом здании принимают всех людей, которым нужна медицинская помощь. Люди каких профессий работают в нашей больнице? (врач, медсестра и т.д.). Территория больницы не очень большая, здесь работают очень дружелюбные и добрые люди.
Воспитатель: Здание нашего детского сада тоже является частью современной станицы Березанской. В нашей станице таких детских садов четыре и все они по-своему красивы. Каждый ребёнок любит именно свой детский сад. Как называется наш детский сад? («Солнышко»). Кто работает в детском саду? (воспитатели, повара и т.д.)
Ребята, наше путешествие и подошло к концу. Много интересных мест и красивых зданий в нашей любимой Березанской. Но самое большое богатство нашей станицы – это люди, которые строят эти прекрасные здания, работают здесь, чтобы жизнь всех березанцев стала интересней и лучше.
10
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Моя Родина»
Цель. Дать детям первоначальные знания о родной станице. Учить находить и называть знакомые объекты на фотографиях . Закреплять знания о растениях и животных родного края. Воспитывать любовь к малой Родине.
Ход беседы:
У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина?
Дети называют станицу. (Березанская)
Воспитатель читает стихотворение.
(М. Пляцковский)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина
Развитие интереса к изучению родного края.
Беседа об истории нашей станицы. Достопримечательные места. Кто здесь живёт? Какие есть улицы? Показывает фотографии станицы.
Дети участвуют в беседе. Рассказывают про профессии своих родителей.
Рассматривают фотографии.
Животные нашего края.
В гости к детям приходит белка со своими друзьями (лисица, волк, заяц, лось - мягкие игрушки).
Рассказывают о некоторых животных (предварительно даются небольшие рассказики о животных).
Закрепление знаний о животных родного края.
Воспитатель спрашивает. – Как животные готовятся к зиме? – Где звери будут прятаться от зимней стужи? Чем будут питаться? Дети отвечают на вопросы.
Дидактическая игра.
«Чей домик?»
Воспитатель устанавливает на фланелеграфе картинки; логово для волка, нора для лисы, куст для зайца, дерево с дуплом для белки.
Задание: найти для каждого зверя домик.
Дети разбирают нарисованных зверей и подбирают им жильё, прикрепляя животных на фланелеграфе к «домикам».
Дидактическая игра"Птицы нашего края".
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
Дети рассматривают картинки, называют птиц и стараются узнать их голоса.
Обобщение знаний о птицах родного края.
11
Растения нашего края.
Воспитатель вывешивает плакат с растениями.
Загадывает загадки:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.(подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные … (ландыши)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый…(василёк)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки
Белоствольные…(берёзки)
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины.
Находят ответ на плакате с растениями
Воспитатель читает стихотворение.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
12
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Цель: Закрепить знания о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход: 9 Мая наш народ отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы.)
— А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами.) Да, это была страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Но у них ничего не получилось! Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами. Все мы помним тех, кто защищал страну. Каких героев этой войны вы знаете? (Ответы детей.)
Многим героям стоят памятники по всей стране. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашей станице вы знаете? (Ответы детей.)
Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии.
Наша армия победила фашистов.
Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.
Во время войны было много битв, после которых погибло очень много наших солдат.
Но солдаты боролись за каждый дом.
Вот такая тяжелая война была для нашего народа!
Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.
Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить те военные годы. (Показывает фотографии.)
У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником.
Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленных!
Слава павшим и живым,
13
От души спасибо им!
Не забудем тех героев
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя,
За народ, за нас с тобой.
14
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Моя Родина — Россия, краснодарский край».
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своему краю, своей Родине. Ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Краснодарский край», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном своего края, России.
Ход: На территории нашей необъятной страны много больших и малых городов, деревень и сел. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. Но самым большим краем считается – наш Краснодарский край. Город Краснодар – главный город всего края, это его центр. Наш Краснодарский край один из самых многонациональных. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, миролюбивость.
У нашего края тоже есть свой флаг.
Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. В центре флага расположен герб Краснодарского края. Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области.
Гимн – самая главная песня не только России, но и нашего Краснодарского края. Гимн исполняется в особо торжественных случаях.
Исполняется и слушается гимн стоя. Государственный гимн Российской Федерации
Гимн Краснодарского края
ТЫ, КУБАНЬ, ТЫ, НАША РОДИНА
Слова К. Образцова
Музыка народная, в обработке
профессора В. Захарченко
Ты, Кубань, ты, наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
15
Разлилась ты вдаль и вширь.
Из далеких стран полуденных,
Из заморской стороны
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.
О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поем,
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага на басурманина
Мы идем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России, нашему краю. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину.
• Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
• Родина – мать, умей за нее постоять.
• Где кто родился, там и пригодился.
• Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
16
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Что я знаю о Кубани»
Цель: Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.
Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.
Прививать интерес к обычаям своего народа.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на флаг, герб Кубани, гимн Кубани, кубанские наряды.
— А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно? (Краснодарский край).
Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.
— Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)
— Обратите же внимание на казачьи костюмы (воспитатель показывает фотографии).
— Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:
«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»
— Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).
— Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)
«Конь казаку – друг!»
«Казак сам не поест – а коня накормит!»
«Казак без коня, что солдат без ружья»
«Без коня казак кругом сирота»
Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.
— Строили хаты как? (Всем миром)
— Растили хлеб.
— Изготавливали домашнюю утварь.
— Охраняли своё подворье.
— Ребята, посмотрите и назовите, что это? (показывает герб и флаг).
Воспитатель знакомит с гимном Кубани.
— Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!
Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче! 17
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Традиции моей семьи»
Цель: Воспитание патриотических чувств, воспитывать уважение к родным, расширить знания о малой Родине.
Ход:Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! Олег Бундур
Ребята, сегодня мы с вами проговорим о семье, о семейных традициях. Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.
Что же такое традиции?
Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.
Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? (ответы)
Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи. Ребята а какие традиции есть в ваших семьях?
Рассказы детей.
Воскресенье
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
18
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Олег Бундур
Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разнообразных традиций в каждой семье, традиции нужно сохранять, это как ниточка, которая связывает членов семьи. Я хочу пожелать, что бы ваши семьи были крепкие, любили и уважали друг друга сохраняя семейные ценности.
19
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «День пожилых людей»
Цель: Воспитание патриотических чувств, уважения к
пожилым людям, познакомить детей с некоторыми праздниками РФ.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о пожилых людях. Как вы думаете, кого называют пожилыми?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это наши бабушки и дедушки. Слово пожилые образованно от слова пожил, эти люди прожили долгую жизнь, они мудрые и опытные. К ним можно обратиться за советом, они всегда помогут и подскажут.
А есть ли у вас бабушки и дедушки?
Ответы детей
Что вы делаете, когда приходите к ним в гости?
Ответы детей
Ребята, ответьте мне, как нужно относиться к пожилым людям?
Ответы детей
Воспитатель: Всё верно им нужно помогать, уважать, проявлять внимание и поддержку. В транспорте нужно уступать старикам место, помогать носить сумки, придерживать дверь, пропускать вперёд. Вы не должны смотреть ваша ли это бабушка или незнакомая старушка, старик, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.
День пожилого человека в России отмечают 1 октября. В этот день нужно навещать своих бабушек и дедушек, сделать им приятный сюрприз, попить чай в семейном кругу.
20
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Президент России»
Цель: Воспитание патриотических чувств, закрепить знания детей о президенте РФ
Ход:Ребята, мы с вами живём в богатой, большой стране.
Как она называется?
Ответы детей: Россия
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России?
Ответы детей: Россияне
Воспитатель: Какие государственные символы России вы знаете?
Ответы детей: Флаг, гимн, герб
Воспитатель: Как называется столица России?
Ответы детей: Москва
Воспитатель: Кто является президентом России?
Ответы детей: Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: Наш президент В.В.Путин – является главой государства. Президента выбирают люди путём голосования. Вступая в должность, президент приносит клятву. Резиденцией президента Российской Федерации является Кремль (показать изображение).
От того какие законы принимает президент и как он ведёт свою работу зависит жизнь всех россиян. На его плечах лежит огромная ответственность.
21
Беседа по патриотическому воспитанию
региональный компонент
(средний дошкольный возраст)
Тема «Армия в наши дни»
Цели: Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины...
Воспитывать чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Ход: Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?
Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. (Воспитатель выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск). Кого вы здесь видите?
Дети: Танкисты. Моряки. Артиллеристы. Космонавты.
Вы правильно всех назвали – это различные рода войск. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии.
- Кто служит на танке? (Танкист.)
- Кто служит на границе? (Пограничник)
- Кто летает на вертолете? (Вертолетчик.)
- Кто такой ракетчик? (Кто служит в ракетных войсках)
- Как называется человек, прыгающий с парашютом? (Парашютист)
- Как называется солдат, у которых нет военной техники? (Пехотинец)
Ребята, а как вы думаете, зачем нужно столько родов войск? Дети: Чтобы защищать нашу страну.
Воспитатель: Если в армии есть различные рода войск, такая армия сильная: она сможет защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Воспитатель: Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в мирное время?
Дети: Солдаты занимаются спортом, учатся.
Воспитатель: Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище.Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?
Дети: Сильными, смелыми, быстрыми, меткими.
Воспитатель: А чтобы такими стать, что нужно делать?
Дети: Тренироваться.
Воспитатель:Молодцы ребята! Скажите про какие рода войск вы сегодня узнали?
Воспитатель:А вы знаете, что ваши папы и дедушки тоже были защитниками
22
Отечества, они служили в армии. Спросите у них дома в каких войсках они служили, и поздравьте их с праздником.
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Уважаемые педагоги. Хотела с вами поделится методами и приемами патриотического воспитания дошкольника....
Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...
Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"
laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Идея квеста ...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....
Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"
В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...
Методическая разработка «Квест-игра, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников»
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории...