Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М.И. КАЛИНИН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Каждый год к нам приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.
Актуальность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.
Цели:
- Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
- Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
- Формировать целостное восприятие народной культуры.
Задачи:
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
- Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Предварительная работа:
- Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек;
- Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
- Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
- Проведение календарных и фольклорных праздников: «Встреча осени», «Праздник урожая», «Святки», «Масленица» «Посиделки» и другие.
Оборудование:
- Русские народные костюмы,
- Народные музыкальные инструменты: ложки, трещетки,
- Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т.д.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Принципы организации образовательного процесса:
- Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
- Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
- Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Планируемые результаты:
Реальными показателями практической работы будут являться:
- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
- повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
Публикация « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест...
«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников
laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...
«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»
Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....
Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальн...
Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольников"
Патриотическое воспитание...
"Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников" материал по самообразованию
В ходе работы по самообразованию подготовила материал,который можно использовать как консультацию для родителей, воспитателей или просто разработку для папки по самообразованию....