Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Уважаемые педагоги. Хотела с вами поделится методами и приемами патриотического воспитания дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Десятова Н.А., воспитатель
МДОУ детский сад №90 г. Иркутска
В настоящее время, когда происходят важные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остается патриотическое воспитание.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный. Данная работа должна вестись систематически, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, ведь дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Мы должны показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, красоту родного края, его природы.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника, такие как эмоциональное восприятие окружающего мира, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств. Педагог должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу и краю – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду ведется работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Цель – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой Прибайкалья, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские качества.
Работа по патриотическому воспитанию строится в несколько этапов: подготовительный, деятельностный, заключительный.
На подготовительном этапе был определен уровень знаний педагогов и детей о родном городе и крае. Выявлено актуальное состояние и развитие детей посредством диагностики, опросов, определены направления образовательной деятельности, которые необходимо предвидеть в ходе реализации проектов. На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которой планировалось задействовать педагогов, музыкального руководителя, а также родителей, так как семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
Деятельностный этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
-привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты), в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов). Мы разработали несколько проектов «Мой родной город Иркутск», «Иркутск второй с детства родной», «Коренные жители Прибайкалья», «Природа родного края».
-работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей.
-слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению результатов реализации тематических проектов.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников мы использовали различные формы и методы организации деятельности детей, например:
-наблюдения;
-рассказ, объяснения воспитателя;
-беседы с детьми о родном городе, крае;
-использование детских художественных произведений, репродукций картин, фотоиллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
-разучивание с детьми песен, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений;
-целевые прогулки и экскурсии («Достопримечательности Иркутска», «Храмы нашего города», «Музей авиазавода», «Музей истории города Иркутска», «Ботанический сад», историко-этнографический комплекс «Тальцы» …);
-тематические досуги и развлечения;
-просмотр и анализ видеофильмов, презентаций об Иркутске, Байкале;
-организация игровой деятельности (дидактические игры «Иркутские загадки», «Знатоки Иркутска», «Отгадай по контуру», «Четвертый лишний» и т.п.);
-создание книжек-самоделок, выставок о родном городе и крае (например, «Коренные жители Прибайкалья», «История возникновения Иркутска», «Красная книга Прибайкалья» и др.)
При сотрудничестве с родителями использовались такие формы работы как:
-анкетирование;
-индивидуальные консультации, беседы;
-родительские собрания («Воспитание патриотических чувств у дошкольников»);
-фотовыставки («Моя семья на улицах Иркутска», «На Байкале», «Самое красивое место в нашем городе»…);
-совместное творчество родителей и детей (создание рисунков, аппликаций, поделок);
-выполнение заданий в рабочих тетрадях;
-встреча с интересными людьми.
На заключительном этапе были подведены итоги работы. После получения результатов диагностики детей мы пришли к выводу, что работа по формированию патриотизма должна продолжаться. Мы разрабатываем новые планы, проекты по данной теме, подключаем родителей к нашим мероприятиям и надеемся, что со временем тот опыт и те знания, которые приобрели дети в нашем детском саду, станут богаче.
Литература
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
2. Аскеров Ш.Р. Оценка знаний. Поиск рациональных вариантов // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 141-144.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1.398 с.
5. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров,Г.Б. Корнетов. -М.:Педагогика,1988..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""
О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Система гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
Презентация на тему: "Система гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" города Смоленска (из опыта работы)...
Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"
В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...
Презентация " Система гражданско- патриотического воспитания"
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав...
Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).
Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...