Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
консультация по логопедии
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последующего формирования речи. В статье рассказывается о развитии мелкой моторики и речи с помощью шариков су-джок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССАЖЁРОВ СУ-ДЖОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у детей особое внимание необходимо обратить на тренировку их пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование детской речи, но и на исправление ее нарушений. [1, с. 4-5]
Особое внимание развитию мелкой моторики должно уделяться детям, имеющим речевые нарушения.
По словам немецкого философа И. Канта, рука- это вышедший наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга, отвечающими за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
За речь отвечают две зоны коры головного мозга: зона Вернике –за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории су-джок, точки соответствия этим зонам - это верхние фаланги пальцев, поэтому при массаже су-джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук.
Су-джок терапия-это лечебная система, созданная не человеком, а самой природой. Неправильное применение никогда не нанесёт человеку вреда, оно будет просто неэффективно.
Главные достоинства су- джок терапии:
• Высокая эффективность.
• Абсолютная безопасность применения.
• Универсальность метода
• Доступность для каждого человека.
• Простота применения. [4, ]
Массажёр су-джок представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами, разделённый на две половины. Внутри него находятся два кольца из эластичной, металлической проволоки, которые очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится мячиком, а колечками мы массажируем пальчики. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- развитие звукового и слогового анализа слов;
- активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- развитие общей и мелкой моторики.
Развитие фонематического восприятия. «Если услышишь звук- подними шарик над головой»; «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»; «Телеграфисты» (нужно простучать шариком определённый ритмический рисунок); «Спрячь шарик в ладошке, когда… зашелестит бумага, зазвенит колокольчик, пропищит мышка и т.д.); «Красный шар кати, гласный звук мне назови», «Спрячь шарик в ладошках, если звука «Л» нет в слове». Для дифференциации звуков на слух используем шарики разного цвета (например, зелёный и синий для дифференциации звуков по мягкости/твёрдости, красный и синий для дифференциации звуков по звонкости/глухости). «Прокати шарик красного цвета между ладошками, если услышишь звук Ж, синего цвета, если услышишь звук Ш».
Автоматизация и дифференциация звуков. Ребёнок катает массажный шарик между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука «Ль»: «Лебеди летели и на воду сели...», «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук»; «Шарик мне назад верни, слово (слоги) повтори». Также можно поочерёдно надевать массажные кольца на каждый палец, произнося текст пальчиковой гимнастики или стишок на автоматизацию и дифференциацию определённых звуков. Педагог катит шарик-массажер по столу ребёнку и произносит слово. Ребёнок, поймав его, называет новое слово, изменив один звук на другой. (печь-петь, печка-Петька и т.д.)
Звуковой анализ слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики красного, синего и зелёного цветов. По заданию педагога ребёнок показывает соответствующий обозначению звука шарик, также можно составлять схему словами из шариков-массажёров разного цвета.
Слоговая структура слова. Ребёнок называет слог и берёт по одному шарику, затем считает число шариков; простучать шариком (прокатить между ладонями по кругу) столько раз, сколько слогов в слове.
Совершенствование навыков употребления предлогов. ребёнок кладет шарики согласно инструкции педагога: красный шарик - в коробку; синий – под стул; зеленый – около книги, далее, наоборот, ребёнок описывает действия взрослого.
Совершенствование лексико-грамматических категорий. Педагог катит шарик-массажёр по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. Аналогично можно проводить упражнения: "Назови ласково", "Скажи наоборот", «Какой сок?», «Кто что делает?», «Четвёртый лишний» и др. [3, с.61-64]
Использование массажного шарика при выполнении пальчиковой гимнастики: удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки; сжимать шарик в кулачок, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны; каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки; вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки; прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти; перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями; прокатывание шарика ладонями по дорожкам (зигзаг, волнистая линия, различные лабиринты и др.). Также можно использовать игровые упражнения в стихах:
Мама, мамочка моя, как же я люблю тебя! (катаем мяч между ладошками)
Буду я бельё стирать, мыть посуду, вытирать,
Подметать и мыть полы-вовсе не для похвалы!
Уберу свои игрушки, сам помою руки, ушки,
И, чтоб радовалась ты, подарю тебе цветы! (поочерёдно надеваем кольцо-пружинку на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) [2, с.44]
Это лишь некоторые приёмы использования массажёров су-джок в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, которые позволяют значительно повысить эффективность работы по речевому развитию детей.
Список литературы:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь!- СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб,: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Панина Н.А. Су-Джок терапия. - «РИПОЛ Классик», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений и игр с детьми дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Система работы по профилактике дисграфии и дислексии...
выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...
Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Статья представляет собой рассмотрение специфических особенностей работы с детьми, у которых выялены тяжёлые нарушения речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Камешки Марблс, являются зам...
ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности просвещения и развития детей...
Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...