«Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»
проект (старшая группа) на тему

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В проекте «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_proekt.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие патриотических чувств у детей

старшего дошкольного возраста в процессе  знакомства с

мини – музеем «Русская изба»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        3  - 6

Педагогический проект «Развитие патриотических чувств у детей

 старшего дошкольного возраста в процессе  знакомства с

мини – музеем «Русская изба»                                                        7 -12

Заключение                                                                                13

Литература                                                                                        14

Приложение                                                                                15

                3

Введение

  В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В проекте «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

В Концепции дошкольного образования подчёркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.                                                

К.Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия,

        4

                гуманности, справедливости, нравственные основы каждого         человека, каждой гармонически развитой личности.

Современные исследования Н.В.Алёшиной, И. Рыбаковой, Г. Корняевой основаны на   принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств, сознания и поведения.  

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач образовательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

 Патриотизм предполагает гордость  достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются:

- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;                                                

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

5

-проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

-бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

-формирование элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности.  Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества.   Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве.  

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

 формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.  

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной                                        

культуры. Мы хотим, чтобы дети  выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию  дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и

6

индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры.

 Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных  переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины  способствует организация  музея «Русская изба»

                                                7

 Проект


 «Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»  »
Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст: 4-7 лет

Проблема.  

После  чтения  русских  народных  сказок    у детей часто возникали  вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому, мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта, традиции, культуру русского народа.


Актуальность:

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной стране, об особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают  чужому горю. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен  для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

 Одной из задач по патриотическому воспитанию является – развитие интереса детей к быту, традициям и к культуре русского народа.
Патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. 
Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать проект «Русская изба, как средств развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста   », реализация которого

                                                8

будет осуществляться через мини-музей.

Цель: Развитие представлений детей о быте, традициях и культуре русского народа.
Задачи: 
- Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
- Изучение малых фольклорных форм (песенки, потешки, пословицы);
- Знакомство с русскими народными хороводными играми;
- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству.
- Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Предполагаемый результат: 
проявление у детей познавательного интереса к культуре и истории русского народа;

желание активно участвовать в народных праздниках,развлечениях,играх, ярмарках;

умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.


Этапы реализации проекта:


I этап - Подготовительный
Подбор и изучение методической литературы, пособий.
Сбор материалов и экспонатов  для мини-музея.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.


Организация предметно-пространственной развивающей среды:

- Создание мини-музея «Русская изба»

                        9
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, рассказы), пословицы, поговорки, загадк                                        


Работа  с родителями
: информационные стенды, проведение         совместных праздников

Организация совместной образовательной деятельности с детьми в соответствии с поставленными задачами. 

Дидактические игры:
«Одень русскую девицу»
«Собери домик»
«Сложи узор»
«Шкатулка загадок»
«Путешествие по русским народным сказкам»
«Предметы народного быта» НОД:
«Знакомство с русской избой»
«Эх, лапти мои, лапти липовые»
«Народная игрушка-кукла самоделка»
«Как рубашка в поле выросла»
«Экскурсия в русскую избу» Беседы:
«О русской печке»
«О традициях русского гостеприимства»
«О русской матрешке»
«О народных промыслах»
«Как строили избу на Руси»
«Откуда пришли русские народные сказки»
«Профессии на Руси» Изобразительная деятельность.
Лепка:
«Посуда наша, для молока и каши»
«Водоноска»
«Хозяюшка»
«»Богатство русского леса (грибы, ягоды, орехи)
«Деревенский двор»
Рисование:
«Барышня»
«Половики наших бабушек»
«Чудо ложка»
«Матушка –печка, обогрей наших детушек»
«Куклы в национальном костюме»
Аппликация:
«Платок для Аленушки»

        10
«Сошью Насте сарафан»
«Лоскутное одеяло»

Подвижные народные игры:
«Ручеек»
«Салки»
«Жмурки»
«Золотые ворота»
«Гори, гори ясно»
«Волк и овцы»
«Баба-Яга»
«Заря - Заряница»
«Здравствуй дедушка Прокоп»
Сюжетно-ролевые игры:
«Встречаем гостей»
«В гости к бабушке на оладушки»
«Матушка – печка, накорми своих детушек»
«На скотном дворе»

 Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, игрушек

. Чтение художественной литературы:
Л.Толстой «О детях», «Глиняный парень»
К.Ушинский «Как рубашка на Руси выросла»
М.Горький «Про Иванушку-дурочка»

 Конструктивно-модельная деятельность (строительный материал, лего):
«Старая деревня»
«Мельница»
«На чем ездили на Руси (от тележки до кареты)»

 Спортивные развлечения:
«Карусель народных игр»
«Веселые соревнования»
Игры – драматизации:
«Теремок»
«Заюшкина избушка»
«Гуси-лебеди»

 Чтение русских народных сказок:
«Зимовье зверей»
«Заюшкина избушка»
«Теремок»

        11
«Гуси-лебеди»
«Каша из топора»
«По щучьему велению» Ручной труд (природный, подручный материал):
«На скотном дворе» 
«Коврик для кукол»
«Изготовление декоративной салфетки с бахромой»

 Чтение стихотворений:
Е.Санин «Здравствуй, Русь!»
Н.Рубцов «Россия, Русь!..»
И.Никитин «Русь»
И Суриков «Детство»

 Музыкальная деятельность:
-Разучивание частушек
-Разучивание русских народных, колыбельных песен.
Разучивание русских народных танцев. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке Хороводные игры:
«Во поле березка стояла»
«На горе то калина»
«Шел козел по лесу»

Заучивание пословиц, поговорок, потешек. Отгадывание загадок 

   Варианты самостоятельной детской деятельности:

 ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр);

игры с народными игрушками,

 игры со свистульками и музыкальными инструментами,

 рассматривание альбомов, репродукций, книг;

рисование, лепка,

 драматизация сказок и др

 Взаимодействие с родителями.
- Сбор предметов для мини-музея «Русская изба»
Консультации:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры

        12
- История народной игрушки
- Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности.


III этап - Заключительный
Создание мини-музея «Русская изба»
Презентация проекта « Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»  

13


Заключение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа - первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой России. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Задача педагогов - формировать у детей интерес к малой родине, расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках. Поэтому мы считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его творчеством , приобщении к истокам национальной культуры.     Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процесс, воображения, фантазию. Создание мини-музеев в ДОУ - одно из первых источников приобщения детей к истории, культуре искусству своего народа. Мини-музей наш можно посещать каждый день, брать экспонаты в руки, проводить экскурсии, как для малышей, так и для взрослых, пополнять своими рисунками и поделками. приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

 

        14

Литература:

1.Ветохина А.А. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. –СПб; Детство – Пресс, 2015

2.Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду, родители и дети. М., 2010

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к  истокам русской народной культуры. Санкт Петербург, Детство – Пресс, 2010

4. Коковина Н.А., Метелева Г.И. Создание и организация работы в мини-музее// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. - № 5. – С 96-102.

5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в российской Федерации»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г № 795 «о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.

8. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

9. Проект «Стратегия развития воспитания  в Российской Федерации до 2025года» в редакции от 13 января 2015г.

        15

Приложение

 . В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты: 

предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);

 макет русской печи,  ухват, кочерга, веник, сундук, лавки,детская колыбель;

 декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, вышитые полотенца, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, шкатулки, хохломская роспись);

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты; народные игрушки.

 книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги из жизни предыдущих поколений.

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

Формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через рисование

Форимирование и развитие патриотических чуств у детей дошкольного возраста через рисование....

Формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через рисование

Форимирование и развитие патриотических чуств у детей дошкольного возраста через рисование....

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...