Кубанские подвижные игры в повседневной жизни ребенка
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют» Е. А. Покровский.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Название проекта : «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через кубанские народные игры». Ф.И.О., Должность автора: Инструктор по физической культуре Кандаурова Елена Петровна Тип проекта: Физическое развитие Направление деятельности: спортивно – оздоровительное Продолжительность освоения программы: 2 года (1 раз в неделю) Количество участников: вся группа Возраст участников : 5-7 лет Форма организации: групповая Продолжительность: в непосредственной организованной деятельности по физической культуре (старшая группа 5-10 мин., подготовительная 10-15мин.), на прогулках и в самостоятельной деятельности старшая группа 10-15 мин., подготовительная 15-20 мин.).
ПРОБЛЕМА В целях снижение общего интеллектуального уровня населения, и недопущения девальвации духовно-нравственных и патриотических ценностей, принята краевая антикризисная программа «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани» и концепция региональной политики в области образования на Кубани. В условиях Краснодарского края представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности - самобытных подвижных игр. В средствах основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние. Доказано, что в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы для физического развития, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В этот период необходимо сформировать у воспитанников не только знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить их использовать в повседневной жизни, но и воспитывать любовь к малой Родине, её традициям и обычаям, расширять коммуникативные способности детей.
Актуальность В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития дошкольников средствами русской народной культуры, отдает предпочтение кубанским народным подвижным играм, проводимым во всех областях образовательной деятельности. Она выполняет важнейшие функции - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением дошкольников. У дошкольников формируется уважительное отношение к культуре родного края. Старший дошкольный возраст — благоприятный период для развития двигательных способностей, воспитания физических и нравственно-волевых качеств, укрепления физического и психического здоровья ребёнка.
Цель проекта . . создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития ребенка; развитие физических качеств посредством кубанских подвижных игр.
ЗАДАЧИ Образовательные Расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через кубанские народные подвижные игры; Изучать правила кубанских народных игр; Формировать умения следовать правилам игры; Обучать правильному выполнению основных игровых двигательных упражнений и приёмов; Обучение старших дошкольников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества; Развивающие Развивать физические качества: ловкость, координацию движений, гибкость, быстроту, силу, равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук; Прививать организаторские способности. Развивать личностные качества воспитанников: смелость, физическую активность, упорство в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;; Развивать двигательную активность детей - совершенствовать навыки в ОВД - беге, прыжках, лазанье, метании; содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности. Воспитательные Воспитывать интерес и потребность к повседневному применению кубанских подвижных игр; Воспитывать у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом; Воспитание любви к малой Родине, её традициям и обычаям; Расширять коммуникативные способности детей.
Ожидаемые результаты. В результате работы дети должны: Знать: Не менее 8-10 считалок для использования их в игре; Правила не менее 10 кубанских народных игр; Правила безопасного поведения во время проведения игр. Уметь: Сотрудничать друг с другом во время проведения игр; Участвовать в организации и проведении кубанских народных игр в группе. Действовать по правилам; Выполнять игровые действия; Следовать роли; Соблюдать нормы взаимоотношения в игре. Достижения воспитанников в физическом развитии: Развить физические качества (скоростные, силовые, гибкости, выносливости и координации); Обогатить двигательный опыт детей (овладению основными движениями на основе использования кубанских народных игр); Повысить потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Достижения воспитанников в личностных качествах: Умение действовать по правилам; Умение выполнять игровые действия; Умение следовать роли; Соблюдать нормы взаимоотношения в игре.
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через кубанские народные игры» рассчитан на 2 года (с детьми старшей и подготовительной группы), используется в непосредственной организованной деятельности по физической культуре (старшая группа 5-10 мин., подготовительная 10-15мин.), на прогулках и в самостоятельной деятельности старшая группа 10-15 мин., подготовительная 15-20 мин.). Количество часов в неделю: содержание проекта предполагает одно занятие в неделю. Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам: по физическим качествам (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости); по интенсивности используемых в игре движений (игры малой, средней и высокой интенсивности); по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные); по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные); по отношению к структуре НОД (для подготовительной, основной, заключительной частей НОД). Проект разработан для педагогов ДОУ: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя.
Условия реализации проекта наличие материально-технического обеспечения систематичность работы по изучению правил игр регулярное применение игр в НОД и прогулках проведение развлечений и праздников с использованием кубанских народных игр, учитывая сезонные изменения, праздничные даты. Формы и методы. Форма организации деятельности – групповая, индивидуально-групповая. С целью максимальной реализации проекта широко используется способ проведения занятий в игровой форме. Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный методы. Мониторинг эффективности - начало и конец года.
Принципы доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); принцип добровольности (вступление в игру по желанию); принцип личностного подхода; принцип соответствия возрасту детей; принцип опоры на интерес ребенка; принцип последовательности и систематичности.
Методические приемы игровая мотивация - развитие интереса детей к игре эмоционально-образное преподнесение сюжета игры показ образца движений использование игровых образов (игрушки) пояснения, указания своеобразное подсказывание по ходу действия непосредственное или косвенное участие воспитателя в игре пользоваться методикой, которая обращена к развитию воображения ребенка ведущие роли в игре выполняет педагог или дети
Организация и методика проведения народных подвижных игр кубанского казачества: Подготовка места для игр. Народные казачьи игры не требуют специально-оборудованного места. Местом для игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал и т д. Инвентарь. Как правило, не требуется специальный спортивный инвентарь. Помимо мячей, гимнастических палок, скакалок инвентарем может служить подручный материал: камешки, палки, тряпичные шары и т д. Объяснение. Объяснение игр должно быть кратким, логичным и образным Необходимо придерживаться плана изложения, включающего: название игры, цель, роль участников, ход игры, правила. Рассказ нужно сопроводить показом. Организация игр. В ходе организации, важное значение имеют считалки, певалки или речитативы.
Качества будущего казака, формированию которых способствуют народные игры навыки единоборства чувство дистанции ловкость воспитывают волю способность переносить болевые ощущения быстроту быстроту реакции
Детские игры и забавы в станицах Кубани можно разделить на три вида : 1. Подвижные: а) игры с игрушками (Брыль, Сбей шапку) б) игры без игрушек (Сторожевые, Плетень) в) символические игры(Тяни в круг) 2. Малоподвижные: а) игры с игрушками (Пять камушков) б) игры без игрушек (Нитка,иголка,узелок) в) символические игры(Подсолнух) 3. Хороводные: а) игры с игрушками (Баба Яга) б) игры без игрушек (Заплетайся плетень) в) символические игры (Роман, Роман)
)
Рекомендации родителям: играть вместе с детьми знать подвижные игры детей разного возраста создавать эмоциональный комфорт при организации игры с ребенком использовать игровую атрибутику (шапочки, платочки и т.д.) знать и использовать потешки, попевки для обыгрывания создавать и придумывать игровую мотивацию
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вывод Благодаря систематическому подходу проведения кубанских игр во всех видах образовательной деятельности, работе с родителями, бесед, консультациями расширился интерес к истории, традициям народа, кубанским подвижным играм. Кубанские подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Кубанские народные подвижные игры являются одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности, а так же является эффективным средством создания благоприятных условий для развертывания двигательной деятельности детей, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Интенсивность физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Обучение детей кубанским народным играм расширяет кругозор детей о малой Родине, способствуют нравственно-патриотическому воспитанию.
Ресурсы Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей. Краснодар: «Традиция», 2011г. При оформлении презентации использованы графические клипарты: http :// www . lenagold . ru / fon / clipart / r / ram / rast 5. html http :// www . lenagold . ru / fon / clipart / v / vlist 7. html Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...
Обучающий семинар – практикум для родителей: «Игры и упражнения в повседневной жизни ребенка: для развития моторики и речи»
Как мыщцам нужна зарядка, так мозгу необходима тренировка!...
«Играйте дома с ребёнком в кубанские подвижные игры».
Кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...
Подвижные игры в повседневной жизни дошкольников
Цель:Всестороннее развитие дошкольника.•Задачи:-Образовательные-Воспитательные-Оздоровительные...
Проект "Подвижные игры в повседневной жизни дошкольника"
Одной из форм физического воспитания детей являются игры. Игра- своеобразная школа ребёнка, она воспитывает физические и нравственные качества ребёнка, является потребностью растущего организма....
Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка
Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка предать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Математика игры в повседневной жизни ребенка"
Математика игры в повседневной жизни ребенка...