Консультация для педагогов
консультация по теме
Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников
Театрализованная деятельность очень хорошо развивает у детей не только творческие способности, но и актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, также повышается познавательная активность, расширяется кругозор. Дети очень любят разыгрывать небольшие спектакли. Это их способ познания мира.
Но если я устраивать театрализованные представления и приглашала желающих играть в них, многие дети испытывали затруднения. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед теми, кто смотрит спектакль. Если спонтанные, естественные спектакли по сказкам, песенкам дети устраивали с легкостью, то организованные спектакли, драматизации вызывали затруднения. Ведь здесь необходимо было уже соблюдать какие – то правила, разучивать текст роли, изготавливать атрибуты, передавать через мимику и жесты эмоциональное состояние персонажей. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что дети в современном мире значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Исходя из этого, мы увидели необходимость развития эмоциональной сферы ребенка. Театрализованная деятельность обогащает опыт, знания детей в передаче образа эмоционального состояния героя. Таким образом, театрализованные игры являются важнейшим средством развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место персонажа в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для решения задач по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности я использовала ряд методов и форм работы. Методы и формы я выбирала, основываясь по принципу учета возрастных особенностей дошкольников. У детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать прежде всего интерес к театрализованным играм. Развитие интереса можно добиться путем просмотра детьми небольших кукольных спектаклей, которые организует педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем развиваем желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать на занятиях и в повседневной жизни, общении. От лица кукол благодарить и хвалить детей, здороваться и прощаться. Также в ход занятий, вечеров развлечений включать фрагменты драматизации, переодеваясь в специальные костюмы, меняя голос и интонацию.
В младшем дошкольном возрасте для развития эмоционального состояния широко используют:
● Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
● Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
● Игра – имитация по музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод для грустного зайчика»).
● Однотомная, бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленька …», «Заинька, попляши …», В Берестов «Большая кукла», А.Барто «Снег, снег»).
● Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З.Александрова «Елочка», К.Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н.Павлова «На машине», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
● Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
● Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Особое внимание при построении таких игр уделяем способам передачи действий (мимике и пантомимике), эмоциональному раскрепощению детей. Если в начале года дети были «зажаты», то к концу года благодаря таким играм – занятиям ребята научились, не стесняясь, использовать мимику, жесты в повседневной жизни и в играх. Свою деятельность я стараюсь направить на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Благодаря этому дети постепенно включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи» и т.д. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «Веселые обезьянки» и пр.).
Работу по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности продолжаем в среднем возрасте. Средний дошкольный возраст не менее важен для развития театрализованной, эмоциональной сферы дошкольника. В этом возрасте происходит становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения. При организации театрализованной деятельности я увидела, что практически все виды игровых заданий и игр – драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами, использованием мимики, жестов.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста помимо игр, использованных в младшем возрасте, используют:
● Многоперсонажные игры – драматизации по текстам сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди» и т.д.).
● Игры – драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых».
● Постановка спектакля по произведению.
Также для формирования и развития эмоциональной раскрепощенности детей при проигрывании определенных ситуаций и организации игровых действий нередко используются этюды и упражнения, игры на превращение, на развитие двигательных способностей. Прямое обучение различным переживаниям невозможно. Однако, такие этюды как «Кто как радуется», «Встреча с другом», «Танец радости» очень хорошо могут помочь в этом. Проводя с детьми эту работу, педагог старается подвести их к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по – разному. Необходимо поощрять желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражая другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
В старшей группе работу, основываясь на углублении интереса к театрализованной игре, образу героя, сюжета, наличие интереса к театральной культуре. Первое, с чего необходимо начать работу – это познакомить с назначением театра, историей возникновения в России, деятельностью людей, работающих в театре, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и пр.). Старшие дошкольники становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору более творчески.
Также со старшими дошкольниками наравне с образно – игровыми этюдами, играми – импровизациями, инсценированием следует организовать спектакли на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.
Например, «Путешествие по русским народным сказкам». Наша цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонацией – предложить детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без поддержки воспитателя. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи.
2. Позами – сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые им игры, типа «Море волнуется», затем предложить им позой изобразить кого – нибудь или что – нибудь (например, паука, березку и т.п.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу.
3. Жестами – начинать надо с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно…); следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду …).
4. Мимикой – необходимо научить детей по выражению лица (глазами, бровями и губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон).
5. Пантомимикой, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предложить детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец иглой».
На заключительных играх – занятиях задания усложняются: воспитатель предлагает разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, настроение.
Каждый ребенок заранее решает, что он будет делать, и как он это будет делать, используя уже известные ему образные средства. После того, как дети достаточно поупражнялись над актерской техникой, можно устроить в детском саду театрализованный вечер – подготовить драматизацию известной сказки или басни. При этом следует следить за тем, чтобы дети использовали все средства актерской выразительности, усвоенные ими на занятиях.
Имитационным движением (сказочных животных) я предпочитаю обучать на физкультурных и музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем, также в свободной деятельности. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальный контакт, придает уверенность в себе и в своих силах.
При организации работы по развитию эмоциональной сферы через театрализованную деятельность необходимо также участие родителей. Для того, чтобы заинтересовать родителей я стараюсь систематически организовывать тематические вечера: «Любимые сказки», «Смешные истории» и т.д., использовать небольшие театрализованные этюды на родительских посиделках, собраниях. Видя результат работы, активизацию речи, коммуникативность детей, родители очень активно откликнулись на просьбу о помощи в изготовлении декораций, костюмов, кукол и др. Я увидела, что такой союз воспитателя, родителей и детей способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...