Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Такой разный песок".
методическая разработка (средняя группа) на тему

Парфенова Елена Анатольевна

Тема НОД: Такой разный песок.                                                                                                    ( В рамках Проекта «Чудеса на песке»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_parfenova_e.a.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №10  «ЗВЕЗДОЧКА»
города Тейково Ивановской области

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Выполнила: Воспитатель высшей  квалификационной категории                  Парфенова Елена Анатольевна, г. Тейково.

Возраст детей: Средняя группа - дети 4-5 лет.

Тема НОД: Такой разный песок.                                                                                                    ( В рамках Проекта «Чудеса на песке»).

Цель НОД: развитие любознательности и познавательной

мотивации детей через экспериментирование с сухим и сырым песком.

Задачи: Приоритетная ОО - Познавательное развитие:

Формировать первичные представления о свойствах природных материалов через организацию деятельности по сравнению сухого и влажного песка;

Cоздавать условия для самостоятельного детского экспериментирования с природными материалами посредством предоставления игрового оборудования, материалов и предметов-орудий;

Развивать любознательность и формировать познавательные действия через создание условий для сравнения, выделения свойств сухого и влажного песка.

Интеграция ОО - Социально-коммуникативное развитие:

 Формировать основы безопасного поведения в быту и социуме через повторение правил для безопасной игры с песком;

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками через создание условий для игры и показ игровых приемов; 

Способствовать становлению самостоятельности, саморегуляции собственных действий посредством организации действий с бытовыми предметами-орудиями (совки, сита).

Речевое развитие:

 Способствовать овладению речью как средством общения, создавая проблемные ситуации, требующие ответов и высказываний детей. 

Знакомить детей со словами «сито», «просеивать»,для обогащения их активного словаря.

Создавать условия для восприятия художественной литературы через цитирование, подходящих к ситуации стихотворных строк С.Я.Маршака.

 Художественно-эстетическое развитие:

Воспитывать желание создавать красивые поделки. 

Физическое развитие:                                                                                                               Создавать условия для оптимальной двигательной активности детей посредством чередования видов деятельности;

Развивать мелкую моторику рук путем организации деятельности с предметами – орудиями. 

Методы и приемы:                                                                                                   Наглядные - показ приемов лепки, воспитатель учит детей пользоваться ситом.                                                                                                                       Практические - создание проблемной ситуации с сухим и влажным песком, экспериментирование с песком, обыгрывание построек из песка.  Словесные- беседа о свойствах песка, обсуждение проблемной ситуации, ответы на вопросы, цитирование стихотворения  С.Маршака.

Планируемые результаты НОД:   Сформированы знания о свойствах песка;                                                                         Применение усвоенных знаний о песке в самостоятельной повседневной жизни;                                                                                                                              Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы с песком;                                                                                                                                       Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.

Предпосылки УУД:

Умение сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.                               Материалы и оборудование: стол с бортиками, стол с углублениями для песка, песок сухой обычный, песок увлажненный, детское ведерко, кукла, игрушечные сита, совки, стаканчики на каждого ребенка, бусины по 10-15 штук на каждую девочку.                                                                            Предварительная работа: наблюдение в природе, игры с песком, свободное экспериментирование с песком.

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть. Организационно- мотивационный этап (2 минуты)

Цель этапа: стимулирование

интереса детей на предстоящую

деятельность, разделение детей на

подгруппы по гендерному принципу,

повторение правил игры с песком.

Цель этапа: узнать, что

интересного будет на занятии.

Вы любите, ребята,

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведерко и совок.

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

(С. Я. Маршак)

Дети слушают воспитателя,

подходят ближе.

Ребята, посмотрите, какие

игры я для вас приготовила. Для

мальчиков и для девочек. Догадайтесь, где для кого?

Мальчики подходят к столу,

сырым песком, там начата стройка

забора. Девочки подходит к столу с сухим песком. Там сидит кукла.

Молодцы! Вы правильно

разделились! Здесь играют мальчики,

а здесь – девочки! Проверим, кто из

вас лучше знает, как нужно играть с песком!

Нельзя кидаться!

Можно строить, копать,

закапывать в песок игрушки.

Нельзя отнимать друг у друга

игрушки и высыпать песок на пол.

Можно лепить и делать фигурки формочками.

Этап 2 Операционный (6 минут)

Цель этапа: организация

самостоятельной работы подгрупп,

обучение работе с ситом и

формочками, изучение свойств песка.

Цель этапа: поиграть с

песком, достроить забор, найти

бусины для куклы.

Да, теперь я вижу, что вы

знаете, как нужно играть в

песочнице. Мальчики, что вы здесь

будете делать?

(Если дети испытывают

затруднения, воспитатель показывает

приемы строительства забора,

прижимая песок двумя ладонями).

(Мальчики замечают, что

забор недостроен)

Нужно построить забор, мы

его доделаем.

Хорошо, начинайте. Девочки,

а почему грустит ваша кукла?

У нее разорвались бусы и все

бусинки рассыпались

Давайте поможем кукле и

соберем бусинки вот в это ведерко

(дает девочкам игрушечное ведерко).

Девочки собирают бусины,

копая, находят в песке совки и сито,

удивляются, спрашивают, что это.

Это сито и совочки.

Посмотрите, как можно ими

пользоваться!

Воспитатель показывает, как

можно просеивать песок через сито.

Девочки наблюдают за

действиями воспитателя, мальчики

заняты стройкой забора.

Что происходит?

Песок проходит через

дырочки, а бусины остаются!

А почему так получается?

Потому что бусины большие,

они через дырочки не проходит, а

песок маленький, он высыпается через них.

Правильно. Это называется

«просеивать через сито, ситечко».

Чем мы будем просеивать песок?

Ситом! Ситечком!

Берете ситечки и ищите

бусины.

Воспитатель переходит к

мальчикам.

Девочки начинают просеивать

песок через сито, складывают бусины

в ведерко. Мальчики достраивают

забор.

Мальчики, готов ваш забор?

Давайте украсим его фигурками. Дает

мальчиком формочки, показывает,

где и как делать фигурки.

Мальчики начинают украшать

забор фигурками из песка, делают их

формочками.

Воспитатель переходит к

девочкам. Вы собрали бусинки?

Да!

Ах, как много их получилось!

Чем вы пользовались, когда искали

бусины?

Вам понравилось так играть?

Совком и ситом.

Да!

Этап 3 Проблемный (10 минут)

Цель этапа: создание

проблемной ситуации, побуждение к

сравнению свойств сухого и влажного песка.

Цель этапа: узнать, почему не

получается просеивать сырой песок,

почему не лепятся фигурки из сухого песка.

Девочки,а давайте покажем

мальчикам, как вы научились

просеивать песок.

Девочки  вместе с

воспитателем переходят к столу, где играют мальчики.

Мальчики, посмотрите,

пожалуйста, сейчас девочки покажут

вам, как они умеют просеивать песок с помощью сита.

Девочки пробуют просеивать

сырой песок, у них ничего не

получается.

Ой, что же это такое? Может

быть, нам помогут мальчики?

Расскажите, пожалуйста, как вы

играли?

Мы строили забор, и делали

фигурки формочками.

Мы строили забор, и делали

фигурки формочками.

Как здорово у вас получилось!

Постройте, пожалуйста, для девочек

что-нибудь хорошее!

Мальчики переходят к столу с

сухим песком, где играли девочки,

пробуют лепить и делать фигурки с

помощью формочек, замечают, что

тоже ничего не получается.

В чем же дело, ребята, Почему

ничего не получается?

Дети замечают, что песок

разный.

А какой песок? Чем он

отличается?

Дети замечают, что песок

разный.

Девочки: наш песок сыплется,

его можно сеять, пересыпать, он

желтенький, сухой.

Мальчики, а у вас какой был

песок?

Тяжелый, сырой, темный, он

хорошо лепится.

Да, ребята, вы раскрыли

главный секрет. Этот песок сухой,

поэтому он рассыпается, а ваш песок,

мальчики, перед игрой я полила

водой. Он стал влажный и липкий. А

теперь попробуйте поиграть с тем

песком, с которым хотите.

Дети слушают воспитателя,

рассматривают песок.

Воспитатель старается, чтобы

каждый ребенок попробовал поиграть

и с сухим и влажным песком.

Обращает внимание детей на

свойства песка, на различия сухого и

сырого песка, показывает приемы

лепки, учит пользоваться ситом,

делать формочками фигурки.

Дети играют с тем песком, с

которым хотят, переходят от одного

стола к другому, берут разные

формочки, совки и сита, меняются.

Этап 4 Заключительный (Рефлексивный) (2 минуты)

Цель этапа: подведение

итогов занятия, организация

рефлексии и дальнейшей детской

деятельности с применением полученных на занятии знаний.

Цель этапа: попробовать на

прогулке применить полученные на

занятии знания и воспользоваться

новым игровым оборудованием - совками, ситами и формочками

С каким песком вам

понравилось играть больше?

С сухим - он сыплется,

приятный, его можно просеивать.

С сырым - он хорошо лепится.

Да, вы правы, ребята, и с

сыром и с сухим песком можно

интересно играть, только игры будут

разные. Если мы пойдем гулять, на

улице сухая погода, тепло, то, как мы

будем играть с песком?

Просеивать, пересыпать

А если ночью был дождик и

песок влажный?

Мы будем лепить.

Ребята, вы научились

разбираться в песке и знаете, как с

ним играть. А какой сейчас песок у

нас на участке?

Сырой!

Сухой!

Когда пойдем гулять, тогда и

Узнаем!

А давайте сейчас возьмем

совочки и сита и пойдем гулять.

Нужно проверить, какой сейчас песок

у нас на участке.

Дети забирают совки, сита и

идут собираться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для стар.гр. по познавательное развитие "Такие разные кошки"

Упражняем детей в составлении описательных рассказов по плану воспитателя....

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"

«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает  окружающее…»О.П.Радынова...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Что такое космос».

Дать детям представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста: "Кто такие звери?"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в ходе которого ребята побывают в гостях у ...