Конспект по познавательному развитию "Такой разный песок"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Тибейко Наталья Ивановна

"Такой разный песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение             детский сад №50 города Ставрополя

Конспект

по познавательному развитию

«Такой разный песок»   в

подготовительной к школе группе                                                                      для детей с ТНР.

                                                                               

                                                                               Воспитатель: Тибейко Н.И.

                                                                                 

                                                                     

Ставрополь 2019г.

                                                                                                                                        Цель: Создание  условий для развития познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с песком.                                                                                                                                   Задачи.                                                                                                        1. Образовательные:                                                                                                               - Познакомить со свойствами песка через опытно экспериментальную деятельность.                                                                                                                           - Обучать навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая правила и следуя указаниям взрослого.                                                                                             - Закрепить знания детей о геометрических фигурах.                            2.Воспитательные:                                                                                                                      - Воспитывать аккуратность в обращении с песком.                                                                 - Воспитывать  дружеское  взаимоотношение, проявлять интерес к новой информации.                                           

3.Развивающие:                                                                                    

-Развивать творчество, фантазию у ребенка, изображать задуманное на песке.                                                                                                             – Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Учить делать, обобщение, сравнение анализ.                                              

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие».                         Индивидуальная работа:                                                                                                    - Контролировать произношение, сонорных звуков Милану.                                                        - Отрабатывать правильное построение фразы  предложения  у Алисы.                                                                                                              4.Словарная работа:  активизировать словарь по теме:                                                                      сыпучий,  влажный, лаборатория, исследователи, оседает, песчинки, частицы, рассыпчатый.

5.Коррекционные:                                                                                                    - Умения отвечать на вопросы, полным ответом.                                                              - Упражнять  в составлении описательного рассказа о песке по схеме.                                                                                                                                                     - Формировать навыки самоконтроля при построении развернутых ответов.

6.Методические приемы  реализации содержания:                                         - Словестный - вопросы, ответы детей, беседа, загадки.                                                            - Наглядный - использование картинок схем, презентация.                                                             - Игровой - сюрпризный момент, видеописьмо, музыка «Прибой моря»

7.Организация среды материалы и оборудование.                                          В групповой комнате расставить столы. Запись видеописьма,  правил работы с песком,  песок,  лупа, сахар, стаканчики с водой, ложечки, воронка,  столы для рисования  на стекле песком, доска схема.

8.Планируемые результаты:                                                                                                        - Обогащения  детей знаниями о свойствах песка.                                                                                                                   - Дети приобретут опыт в выдвижении гипотез и в выборе доказательств их.

-Дети  активно и доброжелательно  взаимодействуют с педагогом и сверстниками.

9.Предварительная работа:                                                                                               - Беседа с просмотром  презентации «Удивительный песок»                                      - разучивание физкультминутки «Поутру из черной тучи»                                                    - знакомство с правилами безопасного поведения в лаборатории.

Ход деятельности:                                                                                                                               

1.Вводная часть                                                                                                                             Воспитатель:   Посмотрите  к  нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.                                                                                                         Дети:  приветствуют гостей.                                                                         Воспитатель:  Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо от детей. Давайте его посмотрим и послушаем (на экране появляются дети).                                                                                                                Ребенок: Привет ребята, мы вместе с вами ходим в наш любимый детский сад.  Сегодня мы приготовили для вас загадку.                                                                                                                          
Загадка: 
Из камней он появился, зернами на свет родился.                              
                 Желтый, красный, белый и немножко серый.                                                                  Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить…                                         Он речной и морской, замечательный такой!
Картинка на экране песок.

Воспитатель: Ребята кто догадался, что это?

Ответ детей: Я думаю, что это загадка про песок. 
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку.                                                                    

Ребенок: А у нас к вам еще вопрос? Расскажите нам все, что вы знаете о песке.
Воспитатель: Вспомните, что такое песок?                           

Дети: Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.

Воспитатель: Верно! А откуда появился песок?                                                      Дети: Ветер, вода, солнце разрушают камни, в результате чего и появляется песок.                                                                                                                         Воспитатель: Молодцы! Ребята  посмотрите, наша группа превратилась в лабораторию. Что такое лаборатория?                                                                                                                     Дети: лаборатория – это помещение, где проводят опыты и исследования.                    Воспитатель: Хотите стать исследователями?                                                                                                  Дети: Да.    

 Воспитатель: А как вы думаете, почему мы одели фартуки?                                       Дети: Потому что мы будем исследовать.                                                           Воспитатель: Кто такие исследователи?                                                                         Дети: Исследователи это люди, которые что- то исследуют.                Воспитатель: Правильно, а я буду руководителем. Но сначала, я предлагаю вспомнить правила безопасного поведения в лаборатории.  Внимание на экран.                                                                                                                            Дети:  Рассказывают правила.                                                                                                                                      1.На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.                           2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим.                                                   3. Нельзя обсыпаться  песком.

4. После игры и работы с песком надо вымыть  руки.                                                                                                             

Воспитатель: Молодцы! Отлично знаете правила.                                      

Ребята я вам предлагаю проводить исследование песка по схеме.  Посмотрите, что находится  в центре листа нашей схемы?                                         Дети: находится картинка с песком.                                                            Воспитатель: Правильно, а вокруг находятся геометрические фигуры. Такие же геометрические фигуры расположены на столах.  Предлагаю по часовой стрелке определить первую фигуру  от песка.

Дети: Ромб.

2.Основная часть:

Воспитатель:  Как вы думаете, к какому мы подойдем столу?                                     Дети: где находится ромб.                                                                                                                              Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, берем картинку  ромб, переворачиваем с другой стороны подсказка. Скажите, что можно узнать по этой карточки о песке?

Дети: Из чего состоит песок и может песок двигаться?                                                                                   Воспитатель:  Как вы думаете, какой инструмент нам понадобится для этого.

Дети: Лупа, песок, баночки, воронки, коктейльная трубочка и песочные часы.

Опыт №1

Воспитатель: перед вами стоят тарелки с песком, поднесём лупу, внимательно посмотрим, что мы видим?

Дети: Мы видим мелкие песчинки.                                                                        Воспитатель:  Они разные по размеру?

Дети:  Да, песчинки  разные по размеру.                                                                     Воспитатель: Правильно, а скажите песчинки, одинакового  цвета?                                                  Дети: Нет, есть коричневые, белые и даже черные.                                                                                                                                                                                                                           Воспитатель: Молодцы, а отчего зависит цвет песка?                                                                 Дети: Цвет песка зависит от его происхождения. Песок может быть речной, морской, карьерный.                                                                                                      

Воспитатель: Возьмите  воронку, и медленно насыпайте  в воронку песок. Что вы заметили?                                                                                                                             Дети: Песчинки движутся, и их движение похоже на течение.                    Воспитатель: Посмотрите, а что у меня в руках?                                                    Дети: Песочные часы.                                                                                        Воспитатель: В нутрии  песочных часов, что находиться?                                        Дети: Песок.                                                                                                        Воспитатель: Правильно. И  если я переверну песочные часы, песок что делает?                                                                                                                             Дети: Сыпется.
Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте на песок. Что вы заметили?  Дети: Песок двигается.                                                                                                        

Воспитатель: А почему песок  двигается, как вы думаете?                                       Дети: Потому что песок  легкий.                                                                     Воспитатель: Из этого опыта мы узнали, песок состоит из мелких песчинок, разных  по размеру и цвету и  что песок может двигаться.                                  Мила, пожалуйста, прикрепи картинку на нашу схему. Ребята пора и нам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за стола  сделаем большой круг.                                                                                Физкультминутка. «Поутру из черной тучи» 

Поутру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткой  у нас!

Сразу взялся я за дело

И построил дом с окном

В полдень солнышко пригрело

И рассыпался мой дом.

Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули. Подойдем к нашей схеме и определим, какая следующая фигура.                                                                                                                            Дети: Трапеция.  Проходим к столу, где находится трапеция.                      Воспитатель:  Присаживаемся на стульчики, переворачиваем трапецию и смотрим подсказку. Как вы думаете, что можно выяснить по этой карточке о песке?

3.Вопрос: Растворяется  песок в воде или нет?                                                     

Воспитатель: Какой инструмент нам понадобиться для этого опыта?

Дети: Стакан с водой, песок, ложка и сахар.

Опыт №2.

Воспитатель: Я возьму стакан с водой и высыплю ложку сахара, а  вы возьмёте стакан с водой и высыпите ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком и с сахаром?

Дети: Песок и сахар оседает, на дно стакана.                                                                               Воспитатель:  А на поверхности  воды, что вы видите?                                         Дети:  у песка вода грязная, а у сахара чистая.

Воспитатель:  Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился у вас песок.                                                                                                                                  Дети: нет.                                                                                                   Воспитатель: А у меня сахар посмотрите?                                                                                                    Дети: А сахар растворился.

Воспитатель: Молодцы! Из этого опыта, можно сделать какой  вывод? Песок,  какой?                                                                                                                 Вывод Дети: Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Вода грязная, а сахар растворился,  в воде и вода осталась чистой.

Воспитатель: Молодцы.  Из этого опыта мы узнали, что песок не растворяется в воде.                                                                                                       Катя, пожалуйста, прикрепи картинку на нашу схему. А мы с вами подойдем к нашей схеме и определим, какая следующая фигура.                                                                                                        Дети:  Прямоугольник.    Ищем стол с прямоугольником.                                                                                   Воспитатель: Присаживаемся на стульчики, посмотрите внимательно, что мы можем узнать из этой карточки о песке.

Дети: Определить какой песок сыпучий, а какой влажный.

Воспитатель: Что для этого опыта нам понадобиться?                                       Дети: Два сосуда с песком, подносы с мокрым и сухим песком, формочки, лист бумаги.

Опыт №3.                                                                                                                                Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят  два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком мокрый?                                                                              Воспитатель: Определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод.                                                                                                                                      Дети: Мокрый песок  - темнее. Сухой песок – светлее.                                         Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Посмотрите перед вами на подносе, мокрый и сухой песок,   насыпьте сухой песок в формочку, переверните, посмотрите, что получилось.                                                                Дети: Песок высыпался из формочки.                                                          Воспитатель: Значит сухой песок какой?                                                    Дети: Сыпучий, легкий, рассыпающийся.                                             Воспитатель:  Песчинки скреплены между собой?                                                Дети: Песчинки не скреплены между собой, они рассыпаются.                                                                                Воспитатель: Молодцы!                                                                                     Воспитатель: Насыпьте мокрый песок в формочку, переверните, посмотрите, что получилось?                                                                                          Дети: Получилась фигура.                                                                            Воспитатель: Правильно. А почему получилась фигура?                                       Дети: Потому что мокрые  песчинки слиплись между собой и удерживают форму.                                                                                                               Воспитатель: А как, вы думаете,  какой песок тяжелей?                             Дети: Мокрый песок тяжелее.                                                                                                    Воспитатель:  Почему мокрый песок тяжелее?                                                    Дети: В мокром песке находится вода.                                                                                            Воспитатель: Молодцы!  Какой можно сделать вывод?

Вывод дети: Сухой песок – сыпучий. Мокрый песок – влажный.

Воспитатель: Замечательно.                                                                                         Олег, пожалуйста, прикрепи на нужное место картинку.                                                                                                         Воспитатель: Ребята  помните, нас дети просили  узнать, все о песке? Что мы можем рассказать детям?  Давайте подойдем к нашей готовой  схеме исследования  песка.  И расскажем  все о песке по этой схеме.                                                                                                                             Рассказ:  Песок это - природный материал, он относиться к неживой природе. Песок состоит из мелких песчинок они разного размера и цвета. Песок может двигаться, в воде не растворяется, он бывает сыпучий и влажный.

Воспитатель: Молодцы!   Сейчас мы с вами снимем фартуки и вернемся в нашу группу.  Ребята, сегодня мы с вами побывали в лаборатории, где изучили удивительные свойства  песка. Скажите, пожалуйста, зачем песок детям?                                                                                                                              Дети: Для игры в песочнице, для постройки куличиков, для рисования на песке.                                                                                                                Воспитатель: хотите рисовать на песке.                                                                   Дети: Да.                                                                                                                     Воспитатель: Посмотрите у нас в группе стоят столы для рисования на песке. Я предлагаю вам  под музыку «Прибой моря»  нарисовать свои рисунки.  В углу столов находятся предметы, которые вы можете использовать в своей работе. Давайте с вами вспомним приемы рисования на песке.                                                                                                                             Дети: Рисовать можно одним пальцем или двумя, кулачком или ребром ладони, если что тот не получилось можно разравнять песок.                 Воспитатель:  приступаем к работе.                                                Воспитатель: Ребята, очень красивые рисунки у вас получились. Мы их сфотографируем  и покажем детям. Из вас получились настоящие исследователи и художники. Я хочу наградить вас  грамотой «Самому-самому». Но с начала я предлагаю вам вымыть руки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Такой разный песок".

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, внимание, самостоятелность....

Презентация "Мини-музей "Такой разный песок"

Презентация ознакомит вас с методами иформами работы в мини-музее "Такой разный песок" в  подгот. группе компенсирующей направленности  ДОУ...

Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы).

Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы)....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»Подготовительная  группа №4(ЗПР)Цель:  Создать условия для развития и закрепления знаний о...

Конспект по познавательному развитию "Удивительный песок"

Образовательная деятельность осуществлялась в средней группе с воспитанниками 4-5 лет по познавательному развитию. Дети регулярно посещают детский сад, активны и подвижны. Во время занятий у  дет...

Конспект по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: "Разные, разные, листочки прекрасные"

Цель: ознакомление детей с количеством и счетом.Задачи:• Формировать у детей количественные отношения;• Упражнять детей в дифференциации предметов по величине;• Развивать зрительно...