Конспект по познавательному развитию "Такой разный песок"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 города Ставрополя
Конспект
по познавательному развитию
«Такой разный песок» в
подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Воспитатель: Тибейко Н.И.
Ставрополь 2019г.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с песком. Задачи. 1. Образовательные: - Познакомить со свойствами песка через опытно экспериментальную деятельность. - Обучать навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая правила и следуя указаниям взрослого. - Закрепить знания детей о геометрических фигурах. 2.Воспитательные: - Воспитывать аккуратность в обращении с песком. - Воспитывать дружеское взаимоотношение, проявлять интерес к новой информации.
3.Развивающие:
-Развивать творчество, фантазию у ребенка, изображать задуманное на песке. – Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Учить делать, обобщение, сравнение анализ.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Индивидуальная работа: - Контролировать произношение, сонорных звуков Милану. - Отрабатывать правильное построение фразы предложения у Алисы. 4.Словарная работа: активизировать словарь по теме: сыпучий, влажный, лаборатория, исследователи, оседает, песчинки, частицы, рассыпчатый.
5.Коррекционные: - Умения отвечать на вопросы, полным ответом. - Упражнять в составлении описательного рассказа о песке по схеме. - Формировать навыки самоконтроля при построении развернутых ответов.
6.Методические приемы реализации содержания: - Словестный - вопросы, ответы детей, беседа, загадки. - Наглядный - использование картинок схем, презентация. - Игровой - сюрпризный момент, видеописьмо, музыка «Прибой моря»
7.Организация среды материалы и оборудование. В групповой комнате расставить столы. Запись видеописьма, правил работы с песком, песок, лупа, сахар, стаканчики с водой, ложечки, воронка, столы для рисования на стекле песком, доска схема.
8.Планируемые результаты: - Обогащения детей знаниями о свойствах песка. - Дети приобретут опыт в выдвижении гипотез и в выборе доказательств их.
-Дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
9.Предварительная работа: - Беседа с просмотром презентации «Удивительный песок» - разучивание физкультминутки «Поутру из черной тучи» - знакомство с правилами безопасного поведения в лаборатории.
Ход деятельности:
1.Вводная часть Воспитатель: Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Дети: приветствуют гостей. Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо от детей. Давайте его посмотрим и послушаем (на экране появляются дети). Ребенок: Привет ребята, мы вместе с вами ходим в наш любимый детский сад. Сегодня мы приготовили для вас загадку.
Загадка:
Из камней он появился, зернами на свет родился. Желтый, красный, белый и немножко серый. Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить… Он речной и морской, замечательный такой!
Картинка на экране песок.
Воспитатель: Ребята кто догадался, что это?
Ответ детей: Я думаю, что это загадка про песок.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку.
Ребенок: А у нас к вам еще вопрос? Расскажите нам все, что вы знаете о песке.
Воспитатель: Вспомните, что такое песок?
Дети: Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Верно! А откуда появился песок? Дети: Ветер, вода, солнце разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, наша группа превратилась в лабораторию. Что такое лаборатория? Дети: лаборатория – это помещение, где проводят опыты и исследования. Воспитатель: Хотите стать исследователями? Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы одели фартуки? Дети: Потому что мы будем исследовать. Воспитатель: Кто такие исследователи? Дети: Исследователи это люди, которые что- то исследуют. Воспитатель: Правильно, а я буду руководителем. Но сначала, я предлагаю вспомнить правила безопасного поведения в лаборатории. Внимание на экран. Дети: Рассказывают правила. 1.На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 3. Нельзя обсыпаться песком.
4. После игры и работы с песком надо вымыть руки.
Воспитатель: Молодцы! Отлично знаете правила.
Ребята я вам предлагаю проводить исследование песка по схеме. Посмотрите, что находится в центре листа нашей схемы? Дети: находится картинка с песком. Воспитатель: Правильно, а вокруг находятся геометрические фигуры. Такие же геометрические фигуры расположены на столах. Предлагаю по часовой стрелке определить первую фигуру от песка.
Дети: Ромб.
2.Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, к какому мы подойдем столу? Дети: где находится ромб. Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, берем картинку ромб, переворачиваем с другой стороны подсказка. Скажите, что можно узнать по этой карточки о песке?
Дети: Из чего состоит песок и может песок двигаться? Воспитатель: Как вы думаете, какой инструмент нам понадобится для этого.
Дети: Лупа, песок, баночки, воронки, коктейльная трубочка и песочные часы.
Опыт №1
Воспитатель: перед вами стоят тарелки с песком, поднесём лупу, внимательно посмотрим, что мы видим?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. Воспитатель: Они разные по размеру?
Дети: Да, песчинки разные по размеру. Воспитатель: Правильно, а скажите песчинки, одинакового цвета? Дети: Нет, есть коричневые, белые и даже черные. Воспитатель: Молодцы, а отчего зависит цвет песка? Дети: Цвет песка зависит от его происхождения. Песок может быть речной, морской, карьерный.
Воспитатель: Возьмите воронку, и медленно насыпайте в воронку песок. Что вы заметили? Дети: Песчинки движутся, и их движение похоже на течение. Воспитатель: Посмотрите, а что у меня в руках? Дети: Песочные часы. Воспитатель: В нутрии песочных часов, что находиться? Дети: Песок. Воспитатель: Правильно. И если я переверну песочные часы, песок что делает? Дети: Сыпется.
Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте на песок. Что вы заметили? Дети: Песок двигается.
Воспитатель: А почему песок двигается, как вы думаете? Дети: Потому что песок легкий. Воспитатель: Из этого опыта мы узнали, песок состоит из мелких песчинок, разных по размеру и цвету и что песок может двигаться. Мила, пожалуйста, прикрепи картинку на нашу схему. Ребята пора и нам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за стола сделаем большой круг. Физкультминутка. «Поутру из черной тучи»
Поутру из черной тучи
Капал дождик целый час,
Отсырел песок сыпучий
За калиткой у нас!
Сразу взялся я за дело
И построил дом с окном
В полдень солнышко пригрело
И рассыпался мой дом.
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули. Подойдем к нашей схеме и определим, какая следующая фигура. Дети: Трапеция. Проходим к столу, где находится трапеция. Воспитатель: Присаживаемся на стульчики, переворачиваем трапецию и смотрим подсказку. Как вы думаете, что можно выяснить по этой карточке о песке?
3.Вопрос: Растворяется песок в воде или нет?
Воспитатель: Какой инструмент нам понадобиться для этого опыта?
Дети: Стакан с водой, песок, ложка и сахар.
Опыт №2.
Воспитатель: Я возьму стакан с водой и высыплю ложку сахара, а вы возьмёте стакан с водой и высыпите ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком и с сахаром?
Дети: Песок и сахар оседает, на дно стакана. Воспитатель: А на поверхности воды, что вы видите? Дети: у песка вода грязная, а у сахара чистая.
Воспитатель: Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился у вас песок. Дети: нет. Воспитатель: А у меня сахар посмотрите? Дети: А сахар растворился.
Воспитатель: Молодцы! Из этого опыта, можно сделать какой вывод? Песок, какой? Вывод Дети: Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Вода грязная, а сахар растворился, в воде и вода осталась чистой.
Воспитатель: Молодцы. Из этого опыта мы узнали, что песок не растворяется в воде. Катя, пожалуйста, прикрепи картинку на нашу схему. А мы с вами подойдем к нашей схеме и определим, какая следующая фигура. Дети: Прямоугольник. Ищем стол с прямоугольником. Воспитатель: Присаживаемся на стульчики, посмотрите внимательно, что мы можем узнать из этой карточки о песке.
Дети: Определить какой песок сыпучий, а какой влажный.
Воспитатель: Что для этого опыта нам понадобиться? Дети: Два сосуда с песком, подносы с мокрым и сухим песком, формочки, лист бумаги.
Опыт №3. Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком мокрый? Воспитатель: Определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод. Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее. Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Посмотрите перед вами на подносе, мокрый и сухой песок, насыпьте сухой песок в формочку, переверните, посмотрите, что получилось. Дети: Песок высыпался из формочки. Воспитатель: Значит сухой песок какой? Дети: Сыпучий, легкий, рассыпающийся. Воспитатель: Песчинки скреплены между собой? Дети: Песчинки не скреплены между собой, они рассыпаются. Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Насыпьте мокрый песок в формочку, переверните, посмотрите, что получилось? Дети: Получилась фигура. Воспитатель: Правильно. А почему получилась фигура? Дети: Потому что мокрые песчинки слиплись между собой и удерживают форму. Воспитатель: А как, вы думаете, какой песок тяжелей? Дети: Мокрый песок тяжелее. Воспитатель: Почему мокрый песок тяжелее? Дети: В мокром песке находится вода. Воспитатель: Молодцы! Какой можно сделать вывод?
Вывод дети: Сухой песок – сыпучий. Мокрый песок – влажный.
Воспитатель: Замечательно. Олег, пожалуйста, прикрепи на нужное место картинку. Воспитатель: Ребята помните, нас дети просили узнать, все о песке? Что мы можем рассказать детям? Давайте подойдем к нашей готовой схеме исследования песка. И расскажем все о песке по этой схеме. Рассказ: Песок это - природный материал, он относиться к неживой природе. Песок состоит из мелких песчинок они разного размера и цвета. Песок может двигаться, в воде не растворяется, он бывает сыпучий и влажный.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами снимем фартуки и вернемся в нашу группу. Ребята, сегодня мы с вами побывали в лаборатории, где изучили удивительные свойства песка. Скажите, пожалуйста, зачем песок детям? Дети: Для игры в песочнице, для постройки куличиков, для рисования на песке. Воспитатель: хотите рисовать на песке. Дети: Да. Воспитатель: Посмотрите у нас в группе стоят столы для рисования на песке. Я предлагаю вам под музыку «Прибой моря» нарисовать свои рисунки. В углу столов находятся предметы, которые вы можете использовать в своей работе. Давайте с вами вспомним приемы рисования на песке. Дети: Рисовать можно одним пальцем или двумя, кулачком или ребром ладони, если что тот не получилось можно разравнять песок. Воспитатель: приступаем к работе. Воспитатель: Ребята, очень красивые рисунки у вас получились. Мы их сфотографируем и покажем детям. Из вас получились настоящие исследователи и художники. Я хочу наградить вас грамотой «Самому-самому». Но с начала я предлагаю вам вымыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Такой разный песок".
Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, внимание, самостоятелность....
Презентация "Мини-музей "Такой разный песок"
Презентация ознакомит вас с методами иформами работы в мини-музее "Такой разный песок" в подгот. группе компенсирующей направленности ДОУ...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Такой разный песок".
Тема НОД: Такой разный песок. ...
Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы).
Конспект игровой познавательной деятельности «Волшебный песок» (для детей младшей группы)....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Такой разный песок»Подготовительная группа №4(ЗПР)Цель: Создать условия для развития и закрепления знаний о...
Конспект по познавательному развитию "Удивительный песок"
Образовательная деятельность осуществлялась в средней группе с воспитанниками 4-5 лет по познавательному развитию. Дети регулярно посещают детский сад, активны и подвижны. Во время занятий у дет...
Конспект по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: "Разные, разные, листочки прекрасные"
Цель: ознакомление детей с количеством и счетом.Задачи:• Формировать у детей количественные отношения;• Упражнять детей в дифференциации предметов по величине;• Развивать зрительно...