НОД " Русской печки нет добрее"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие «Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»
Цель и задачи: Познакомить детей с процессом стирки и глажки казачек в старину, научить пользоваться предметами казачьего быта, дать представление о понятии «рубель». Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их деятельности в быту.
Материалы: вышитая казачья рубаха, рушник, камень, скалка, рубель, чугунный утюг.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вот мы опять встретились в «уголке русской избы», где жили в старину казаки. И сегодня нас в гости опять пригласила казачка, ей очень захотелось познакомить вас с новыми предметами, которые помогали ей в быту. Сегодня поговорим о стирке и глажке. Скажите, пожалуйста, были ли стиральные машины и утюги в том далеком прошлом?
Дети: Нет, потому что не было электричества!
Воспитатель: А как же тогда казачки стирали и гладили?
Дети: Наливали воду в тазик и стирали руками.
Воспитатель: Стирали руками, здесь вы правы, но пластмассовых тазиков тоже не было, поэтому они стирали в деревянных корытах. Я сейчас вам покажу, как оно выглядело (показ изображения на компьютере).
Воспитатель: Постирала казачка белье, теперь надо погладить. Чем, если электричества не было, а значит, и утюга электрического быть не могло?
Дети: Может камнем получится?
Воспитатель: А давайте попробуем. Дима, возьми камень и попробуй погладить рубаху! (ребенок экспериментирует).
Воспитатель: Получилось? Не очень удобно? Тогда давай этот результат занесем на доску - нарисуй камень и поставь «0», что означает нулевой результат. Но открою вам тайну, что раньше, действительно, с помощью камня "гладили" белье - выбирали гладкий камень и раскладывали на нем белье под солнцем.
Как еще можно было погладить белье?
Дети: Можно взять за уголочки и растянуть!
Воспитатель: Ну, давайте попробуем! (дети экспериментируют) Разгладилось? Нет! Это надо долго так стоять и сушить под солнцем. Значит, заносим результат на доску - рисуем прямоугольник (форму растянутого белья) и ставим «0» - нулевой результат.
Что же делать? Как все-таки поступали казачки? Посмотрите вокруг, может быть, какие-то предметы натолкнут вас на мысль, на идею, как можно погладить белье.
Ребенок: Мне кажется, можно катать по белью скалкой, которой мама раскатывает тесто.
Воспитатель: Неплохая идея! Попробуй! (ребенок экспериментирует) Если не получилось, отметьте результат на доске - нарисуйте скалку и поставьте «1». Это пока лучший результат, правда, ребята? Скажу вам по секрету, есть еще один предмет, без которого процесс этой глажки невозможен. Посмотрите вокруг, подумайте, представьте себя в том далеком прошлом.
Ребенок: А зачем здесь эта ребристая доска? Может она помогала гладить?
Воспитатель: Эта ребристая доска называется рубель. А как она могла помочь?
Дети: Можно намотать белье на скалку и стучать рубелем по нему!
Воспитатель: Пробуем, а вдруг получится! (дети экспериментируют) Не очень-то глаженое, а вот порвать можно! Значит, как-то не так действовали хозяйки! Будем спрашивать у казачки или попробуем сами догадаться?
Дети: Попробуем сами! А давайте покатаем рубелем по белью, намотанному на скалку!
Воспитатель: Давайте! (дети экспериментируют)
Дети: Тяжело, но получается! Белье разглаживается!
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и разобрались, как раньше казачки гладили без утюга! Посмотрите в компьютере, как использовался рубель (показ изображения). Можно и на доске отметить этот положительный результат! Рисуем скалку, а на ней ломаную линию, что означает, рубель и ставим «1+»!
А хотите знать, когда же все-таки появился утюг, похожий на привычный нам?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Позже появились тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и казачка постоянно размахивала этим утюгом, чтобы поддерживать огонь, что было очень тяжело! (показ чугунного утюга) Были и просто металлические утюги, которые нагревались на печи, и часто хозяйка использовала сразу два утюга - остывал один, она брала второй! Вот как непросто было казачке вести хозяйство.
А может, кто загадку придумает про рубель или про чугунный утюг? (дети пробуют)
* Я ребристый, деревянный, для казачки гость желанный.
* Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов.
А теперь вы, как знатоки дела, можете погладить белье, как в том далеком прошлом! (дети действуют с предметами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poet_sholohov_2.docx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского на...
Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в музее ДОУ «Кубанская горница»)
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ...
Русская печка - символ гостеприимства и теплоты
С древних времён в русских избах в основе была печка. Она была источником тепла и местом для приготовления пищи. Картошка считается в России вторым хлебом....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ: «РУССКАЯ ПЕЧКА – ВСЕМУ ДОМУ ГОЛОВА»
Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте....
"Русская печка-всему дому голова"
«Русская печка – всему дому голова»Конспект занятия по познавательному речевому развитию...
Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»
Конспект НОД по области «Развитие речи»В средней группе«Русская печка»Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей....
Русская печка
конспект...