НОД " Русской печки нет добрее"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гринь  Наталья Владимировна

Занятие «Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»

Цель и задачи: Познакомить детей с процессом стирки и глажки казачек в старину, научить пользоваться предметами казачьего быта, дать представление о понятии «рубель». Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их деятельности в быту.

Материалы: вышитая казачья рубаха, рушник, камень, скалка, рубель, чугунный утюг.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, вот мы опять встретились  в «уголке русской избы», где жили в старину казаки. И сегодня нас в гости опять пригласила казачка, ей очень захотелось познакомить вас с новыми предметами, которые помогали ей в быту. Сегодня поговорим о стирке и глажке. Скажите, пожалуйста, были ли стиральные машины и утюги в том далеком прошлом?

Дети: Нет, потому что не было электричества!

Воспитатель: А как же тогда казачки стирали и гладили?

Дети: Наливали воду в тазик и стирали руками.

Воспитатель: Стирали руками, здесь вы правы, но пластмассовых тазиков тоже не было, поэтому они стирали в деревянных корытах. Я сейчас вам покажу, как оно выглядело (показ изображения на компьютере).

Воспитатель: Постирала казачка белье, теперь надо погладить. Чем, если электричества не было, а значит, и утюга электрического быть не могло?

Дети: Может камнем получится?

Воспитатель: А давайте попробуем. Дима, возьми камень и попробуй погладить рубаху! (ребенок экспериментирует).

Воспитатель: Получилось? Не очень удобно? Тогда давай этот результат занесем на доску - нарисуй камень и поставь «0», что означает нулевой результат. Но открою вам тайну, что раньше, действительно, с помощью камня "гладили" белье - выбирали гладкий камень и раскладывали на нем белье под солнцем.

Как еще можно было погладить белье?

Дети: Можно взять за уголочки и растянуть!

Воспитатель: Ну, давайте попробуем! (дети экспериментируют) Разгладилось? Нет! Это надо долго так стоять и сушить под солнцем. Значит, заносим результат на доску - рисуем прямоугольник (форму растянутого белья) и ставим «0» - нулевой результат.

Что же делать? Как все-таки поступали казачки? Посмотрите вокруг, может быть, какие-то предметы натолкнут вас на мысль, на идею, как можно погладить белье.

Ребенок: Мне кажется, можно катать по белью скалкой, которой мама раскатывает тесто.

Воспитатель: Неплохая идея! Попробуй! (ребенок экспериментирует) Если не получилось, отметьте результат на доске - нарисуйте скалку и поставьте «1». Это пока лучший результат, правда, ребята? Скажу вам по секрету, есть еще один предмет, без которого процесс этой глажки невозможен. Посмотрите вокруг, подумайте, представьте себя в том далеком прошлом.

Ребенок: А зачем здесь эта ребристая доска? Может она помогала гладить?

Воспитатель: Эта ребристая доска называется рубель. А как она могла помочь?

Дети: Можно намотать белье на скалку и стучать рубелем по нему!

Воспитатель: Пробуем, а вдруг получится! (дети экспериментируют) Не очень-то глаженое, а вот порвать можно! Значит, как-то не так действовали хозяйки! Будем спрашивать у казачки или попробуем сами догадаться?

Дети: Попробуем сами! А давайте покатаем рубелем по белью, намотанному на скалку!

Воспитатель: Давайте! (дети экспериментируют)

Дети: Тяжело, но получается! Белье разглаживается!

Воспитатель: Молодцы! Вот вы и разобрались, как раньше казачки гладили без утюга! Посмотрите в компьютере, как использовался рубель (показ изображения). Можно и на доске отметить этот положительный результат! Рисуем скалку, а на ней ломаную линию, что означает, рубель и ставим «1+»!

А хотите знать, когда же все-таки появился утюг, похожий на привычный нам?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Позже появились тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и казачка постоянно размахивала этим утюгом, чтобы поддерживать огонь, что было очень тяжело! (показ чугунного утюга) Были и просто металлические утюги, которые нагревались на печи, и часто хозяйка использовала сразу два утюга - остывал один, она брала второй! Вот как непросто было казачке вести хозяйство.

 А может, кто загадку придумает про рубель или про чугунный утюг? (дети пробуют)

* Я ребристый, деревянный, для казачки гость желанный.

* Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов.

А теперь вы, как знатоки дела, можете погладить белье, как в том далеком прошлом! (дети действуют с предметами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poet_sholohov_2.docx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

Русская печка - символ гостеприимства и теплоты

С древних времён в русских избах в основе была печка. Она была источником тепла и  местом для приготовления пищи. Картошка считается в России вторым хлебом....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ: «РУССКАЯ ПЕЧКА – ВСЕМУ ДОМУ ГОЛОВА»

Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте....

"Русская печка-всему дому голова"

«Русская печка – всему дому голова»Конспект занятия по познавательному речевому развитию...

Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»

Конспект НОД по области «Развитие речи»В средней группе«Русская печка»Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей....

Русская печка

конспект...