Конспект занятия во II младшей группе по поликультурному воспитанию «Хохломская роспись. Деревянные ложки»
план-конспект урока (младшая группа) на тему

 

 

Цель: Формировать у  детей эмоционально-ценностное отношение к родной культуре

Программное содержание:

          Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

Речевое развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности,

Физическое развитие: обогащение  двигательного опыта детей.

Художественно-эстетическое развитие: учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения с первыми звуками музыки, уметь выполнять движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

во II младшей группе по поликультурному воспитанию  на тему:

«Хохломская роспись. Деревянные ложки».

Цель: Формировать у  детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.

Программное содержание:

Познавательное развитие: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

Речевое развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности,

Физическое развитие: обогащение  двигательного опыта детей.

Художественно-эстетическое развитие: учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения с первыми звуками музыки, уметь выполнять движения.

Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:

  1. Любознательные и активные – отличаются высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;
  2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
  3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют личностную форму общения. С удовольствием участвуют в коллективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
  4. Имеющие первичные представления о себе, семье, обществе.

Материал: Деревянные ложки, кукольный театр, заготовки для рисования по  количеству детей, ватные палочки, краски,  аудиозапись народных песен.

Описание деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

Трудная загадка, а ответ у меня находится в «Волшебном мешочке».

Дидактическая игра «Определим на ощупь».

Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке. (Деревянная ложка)

Воспитатель: Ребята, ложка упоминается так же и в пословицах, и в поговорках.

Давайте вспомним их:

«Дорога ложка к обеду».

- «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать».

Воспитатель: Так же о ложках говорится в русских потешках:

Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок,

Сели – посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки –

Вытянули ножки,

Услыхали калачи –

Попрыгали с печи.

Да давай подпевать.

Воспитатель: Посмотрите, все ложки изукрашены узорами, одна на другую не похожа. Ложки эти необычные – все они деревянные. Раньше на Руси только такие ложки и были, металлические современные появились на много позже. Изготовление деревянной ложки – дело не простое, а хотите узнать, как мастера - ложечники их изготавливали в старину?

Воспитатель: Посмотрите на эти деревянные брусочки – называются они баклуши – это заготовки под будущие ложки. Считалось, что это очень простое дело и больших усилий не требует, отсюда и взялась поговорка «Бить баклуши», что означает ничего не делать. Баклуши высушивались и попадали в руки мастера. В руках мастера  быстро превращалась в гладкую, удобную деревянную ложку. Ее шлифовали, вываривали в молоке, и ложка была готова к употреблению. Но она была обыкновенная, не красивая. Долгими зимними вечерами девушки мастерицы наносили узоры на деревянную ложку. Вспоминали они летнее солнышко, цветочки лазоревые, травушку – муравушку, ягодки янтарные и получалась ложка красоты необыкновенной. Покрывали ее лаком и несли на весеннюю ярмарку. Такой ложкой можно было не только щи хлебать, но и  играть.

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем сказку «Теремок» с использованием деревянных ложек.

Рассказывание сказки с показом кукольного театра.

Воспитатель: Ребята, издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями. Я  предлагаю вам поиграть на деревянных ложках и потанцевать.

Музыкальная пауза «Перепляс с ложками».

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим деревянные ложки. (Давать каждому ложку).

Чем они украшены? Каким узором?

Дети: Цветочками, ягодками, листочками.

Воспитатель: Да. Такие красивые ложки расписывают мастера-художники на фабрике в г. Семенове. Эта роспись называется хохломской. Кажется, что ложка расписана золотыми красками. Не зря эту роспись еще называют «золотой хохломой».

Воспитатель: Ребята, хотите стать художниками и расписать свои ложки?

Детям предлагается с помощью ватных палочек и гуашевых красок закончить рисунок (нарисовать ягодки и листики ватными палочками).

Воспитатель: Какие красивые ложки получились!

Давайте на них полюбуемся.

Итог:

Воспитатель: Ребята, что вы узнали о деревянных ложках?

Дети: Ложками едят.

На деревянных ложках играют.

Деревянные ложки расписывают мастера-художники.

Воспитатель:  Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по-наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтомудеревянная ложка является частью нашей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие во второй младшей группе (художественная литература и рисование) на тему: «Ложки деревянные».

Комплексное занятие во второй младшей группе (художественная литература и рисование) на тему:«Ложки деревянные».Кабарухина Т.Н.МБДОУ № 17, г. Таганрог. Цель:Рассказать детям о деревянных ложках. ...

Конспект занятия в младшей группе «Деревянный настольный театр «Колобок»

1.Учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра.2.Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.3.Побужд...

Конспект НОД по художественно- эстетическому творчеству на тему " Городецкая роспись деревянной доски" старшая группа

Конспект открытого НОД по художественно – эстетическому развитиюв старшей группе по теме «Городецкая роспись деревянной доски» (рисование)Цель: Познакомить с историей возникновения Г...

Конспект занятия в младшей группе на тему: «Хохломская роспись. Деревянные ложки».

Цель: Формировать у  детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.Задачи: - знакомство детей с родной культурой, изделиями народного ремесла; - развивать любознател...

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Хохломская роспись. Деревянные ложки»

Цель и задачи: учить детей определять и различать ложки на ощупь, приобщать к декоративной деятельности, закреплять знания цветов, Учить украшать узорами силуэты вырезанных ложек....

Конспект занятия в первой младшей группе на тему «Хохломская роспись. Деревянные ложки»

Знакомство детей с родной культурой, изделиями народного ремесла; - развивать любознательность, внимание, музыкальное восприятие; - воспитывать чувство любви и гордости к родине....

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Роспись деревянной ложки. Хохлома»

Данный конспект поможет воспитателю научить детей расписывать ложку по мотивам хохломской росписи....